Государственный музей истории религии
(ранее —
Государственный Музей истории религии и атеизма Министерства культуры СССР
,
Музей истории религии и атеизма АН СССР
,
Музей истории религии АН СССР
) — музей в
Санкт-Петербурге
. С 2000 года располагается по адресу:
Почтамтская улица
, 14/5, в 1932—2000 годах располагался в здании
Казанского собора
(до его возвращения
Русской православной церкви
).
Музей истории религии — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание музея насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э.
Содержание
История
Музей был образован в системе
Академии наук СССР
на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 года и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 года. В основу экспозиции музея легла антирелигиозная выставка, открытая в 1930 году в залах
Зимнего дворца
в Ленинграде. Официальное открытие музея в Казанском соборе состоялось 15 ноября 1932 года. Инициатором создания музея и его первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог
В. Г. Богораз-Тан
(1865—1936). Не менее важную роль в организации и функционировании музея сыграл
М. И. Шахнович
, занимавший должность заместителя директора музея с 1944 по 1960 год. В 1976—1986 годах директором музея работал
Я. Я. Кожурин
.
В 1991 году Государственному музею истории религии был передан бывший дом графа
С. П. Ягужинского
, впоследствии принадлежавший
Почтовому ведомству
. В 1980 г. дом был расселен для капитального ремонта. Реставрация дома проходила с 1992 г. по 2000 г.
. Здание является выявленным объектом культурного наследия народов РФ.
Постоянная экспозиция
Сегодня в Государственном музее истории религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:
В феврале 2011 года в музее был открыт специальный
детский отдел
постоянной экспозиции
«Начало начал»
. Это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, ориентированное на детскую аудиторию и дополняющее постоянную экспозицию. Отдел сконструирован как тотальная инсталляция — особое магическое пространство, погружающее маленького посетителя в эпоху мифологического сознания. «Начало начал» демонстрирует важный и неотъемлемый компонент религиозных представлений — представления о возникновении мира и его устройстве.
Научно-методический центр по проблемам истории религии и религиоведения
Государственный музей истории религии является общероссийским научно-методическим центром
Министерства культуры Российской Федерации
по оказанию научно-методической помощи в области истории религии и религиоведения для музеев России, хранящих и изучающих коллекции культовых предметов.
Одним из приоритетных направлений деятельности музея как научно-методического центра являются ежегодные музейные стажировки, дающие возможность перенять уникальный опыт музея в научно-методической, экспозиционно-выставочной, фондовой и просветительной деятельности.
Научная библиотека музея
Отдел книжных фондов (в настоящее время — Научная библиотека) был создан в 1932 году. В настоящее время фонд библиотеки насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам религии и атеизма, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объёме представлена литература по различным конфессиям:
христианству
(
православию
,
католицизму
,
протестантизму
),
иудаизму
,
исламу
,
буддизму
,
даосизму
,
синтоизму
и т. д. В библиотеке также хранятся книги по истории, философии, психологии, археологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению. Основу собрания составили издания из запасного фонда
Библиотеки Академии наук СССР
, фондов общевузовской библиотеки (бывшей Университетской), Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ) в Москве, рабочего антирелигиозного университета (Ленинград), Политехнического института, Института истории и др. В состав библиотеки вошла часть книжного фонда
Императорского Православного Палестинского общества
(книги и журналы по богословию, церковной истории, палестиноведению), книги из личных библиотек
В. Д. Бонч-Бруевича
,
Н. М. Никольского
,
Б. Я. Рамма
, протоиерея И. Н. Четверухина и др. Библиотека хранит следующие виды и типы изданий: книги (священные тексты, монографии, справочные издания, сборники статей), брошюры, альбомы, каталоги выставок, периодические издания (журналы и газеты) на русском, славянском и иностранных языках.
В книжное собрание библиотеки входят издания XVII—XXI вв.
Коллекция богословской и дореволюционной периодики.
Коллекция собрания трудов духовных академий и семинарий.
Коллекция религиозно-философских изданий второй половины XIX — начала XX вв.
Коллекция старообрядческой литературы.
Коллекция антирелигиозной литературы 1920—1930-х гг.
Коллекция трудов сотрудников музея.
Коллекция книг на европейских языках «Rossica».
Коллекции
Коллекция Музея приближается к отметке в 200 000 единиц хранения. Включает в себя предметы религиозного культа и быта, произведения российского и зарубежного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Собрание образовано по религиозно-конфессиональному принципу. В отдельные фонды выделены коллекции филателии, тканей, предметов из драгоценных металлов, фотографий и негативов, редких книг, а также научно-исторический архив.
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 4 499 единиц хранения.
В собрании представлены вещественные и изобразительные памятники, характеризующие архаические и традиционные верования народов России и ближнего зарубежья, а также коренного населения Америки, Африки, Азии, Океании. Хронологические рамки собрания: VI тыс. до н. э. — XXI в. н. э.
Коллекция по традиционным верованиям народов Поволжья
Включает материалы по верованиям и обрядом
удмуртов
,
марийцев
,
коми
. Это ритуальная посуда и утварь из семейных святилищ, жреческие одеяния, ритуальные музыкальные инструменты, приношения семейным и родовым духам, амулеты.
Представлены материалы по дохристианским и домусульманским верованиям
хевсуров
,
сванов
,
пшавов
,
осетин
,
черкесов-шапсугов
,
народов Дагестана
и др. Это жреческие костюмы и принадлежности, жертвоприношения из святилищ, материалы, связанные с обрядностью новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.
Включает материалы по верованиям
батаков
, связанные с земледельческими и погребальными ритуалами — сумки для священного риса, жреческие гадальные книги и жезлы, корабль мёртвых; меланезийские скульптурные изображения предков.
Коллекция по традиционным верованиям
индейцев
Америки
Её составляют отдельные предметы, связанные с верованиями индейцев Северной и Южной Америки — шаманские маски и наголовья, шумящие танцевальные браслеты и др.
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде около 20 000 единиц хранения.
В состав фонда входят произведения
темперной
,
масляной живописи
и графики, связанные с историей России, русской культурой и
православием
, отражающие особенности вероучения и культа, основные этапы истории
Русской православной церкви
. Кроме того собрание включает памятники по истории
старообрядчества
и некоторых других религиозных направлений, в том числе и не православного толка, бытовавшие на территории России (
баптисты
,
адвентисты
и.т.д.), а также
русского масонства
. Отдельную коллекцию составляют музейные предметы, характеризующие политику советского государства в вопросах религии и Церкви. Специфику собрания определяет многообразие иконографического материала: образов святых, христианских сюжетов и персонажей, видов православных монастырей и храмов, портретов религиозных деятелей, представленных в живописи и печатной графике. Основная часть собрания — памятники XVII—XX вв.
Большая часть составляющих её экспонатов представляет иконописную школу
Московской Оружейной палаты
. Включает иконы, созданные выдающимися мастерами Кириллом Улановым, Тихоном Филатьевым,
Георгием Зиновьевым
, Алексеем Андреевым, Дмитрием Логиновым и составляющие золотой фонд русского искусства.
В коллекции музея представлена одна из двух дошедших до нашего времени икон редкого иконографического типа «
Лабиринт духовный
»
.
Коллекция
икон
мастерского письма конца XIX — начала XX вв.
Одна из крупнейших в России коллекция икон, связанных с историческими лицами и событиями: спасение императора
Александра III
с семьёй в Борках,
освобождение крестьян в 1861 г.
, Русско-турецкая и I
Мировая войны
, взятие Азова, рождение императорских наследников и др.
Литографии
с изображениям
святых
и почитаемых икон, евангельских сцен, виды православных монастырей и храмов, портреты религиозных деятелей.
Коллекция гравированных и литографированных
лубков
Представляет богатый репертуар русских народных картинок XVIII—XIX вв.: работы известных граверов-академистов
Н. И. Уткина
,
И. В. Ческого
,
А. Ф. Зубова
, художников граверной мастерской П. П. Бекетова и др.
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 1 220 единиц хранения.
Основу фонда составили предметы, поступившие из разных музейных коллекций и Государственного музейного фонда в 1930—1931 гг. Большая часть предметов ритуальной утвари принадлежит к религиозной культуре
ашкеназов
. Такое собрание позволяет полноценно представлять в экспозиции и выставках религиозные обряды ашкеназских общин Центральной и Восточной Европы, в частности Российской империи. Хронологические рамки фонда — XVIII — начала XX в., географические — Европа, исключение составляют несколько предметов из Средней Азии, связанные с религиозной культурой
бухарских евреев
.
Собрание пергаментных рукописных свитков с текстом
Торы
(
Пятикнижия
), укрепленных на специальных древках, насчитывает более 300 единиц хранения. Такой свиток (
сефер Тора
) наделён в еврейской религиозной культуре наивысшей святостью. В фонде, наряду с другими, представлены мемориальные вещи, в том числе,
сефер Тора
, подаренная
еврейской общиной
Николаю II
.
Коллекция предметов, составляющих неотъемлемую часть облачения
сефер Торы
, и праздничной ритуальной утвари из металла
Мезуза — прямоугольный кусочек пергамента с текстом из
Второзакония
. По традиции, помещённая в такой футляр
мезуза
прикрепляется к дверному косяку согласно заповеди: «И ты напишешь их на дверных косяках твоего дома и твоих воротах» (Втор., 6:9). Подобные футляры были особенно широко распространены в
Галиции
.
Бурятия. 1904—1905 гг. Создана монахами буддийских монастырей
Тамчинского (Гусиноозерского)
и Гегетуевского — по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя
Э. Э. Ухтомского
. Около 600 деталей.
Фонд «
Православие
. Декоративно-прикладное искусство»
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 4 000 единиц хранения.
Фонд содержит предметы убранства православных храмов (
Царские врата
, резные украшения
иконостасов
, лампады, светильники), богослужебные предметы (
дарохранительницы
,
потиры
,
дискосы
,
звездицы
и др.), произведения скульптуры и мелкой пластики, различные предметы сакрального характера (напрестольные, осеняльные, наперсные; образки,
дробницы
и
панагии
; литые и резные
иконы
). В собрании представлены памятники XVII — начала XXI вв.
Коллекции и комплексы экспонатов
Коллекция старообрядческого искусства
В коллекцию входят предметы старообрядческого искусства: поморское литье, намогильные доски и кресты XVIII—XIX вв.
Подношения, сделанные царской семье к праздничным и юбилейным датам (пасхальные яйца, подносные блюда); пожертвования и вклады членов императорской фамилии в храмы.
Фонд «Религии Запада»
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 27 561 единиц хранения.
Фонд включает произведения религиозного и светского искусства художественных школ Италии, Испании, Германии, Австрии, Нидерландов, Голландии и Фландрии, Франции, Польши, Чехии, Словакии и России. Экспонаты фонда — живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, а также церковная утварь и детали облачения священнослужителей — позволяют раскрыть основные этапы истории
христианства
на Западе в период
Средних веков
,
Возрождения
,
Реформации
и
Контрреформации
,
Нового
и
Новейшего времени
. Ранее некоторые из этих предметов находились в частных коллекциях:
Лейхтенбергских
,
Вяземских
-
Шереметьевых
,
Юсуповых
,
Строгановых
, М. С. Щёкина и др. Хронологические рамки собрания: XIV—XXI вв.
Включает произведения выдающихся итальянских, французских, австрийских мастеров и их школ:
Пьера Пюже
,
Антуана Гудона
, Луиджи Бьенеме, Фердинанда Штуфлессера,
Пьетро Каноника
и др.
Включает серию с изображениями
римских пап
, созданную известным итальянским медальером XVI в. Джованни Поцци, а также медали с портретами религиозных деятелей разных эпох.
Коллекция западноевропейских
витражей
(XVI — конца XIX в.)
Фонд редкой книги
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 1 120 единиц хранения.
Основу фонда составляют три комплекса экспонатов. Первый — собрание
инкунабул
, включающее книги преимущественно богословского содержания, занимает одно из первых мест среди петербургских библиотек. Все инкунабулы — латинские. Второй — собрание старопечатных иностранных книг XVI—XVII вв. Самая ранняя датируется 1474 г. Собрание отражает культуру и религиозную жизнь Европы в период
Реформации
,
Контрреформации
и
Нового времени
. Третий — собрание книг кирилловской печати XVI—XVII вв., занимающее четвёртое по значению место среди петербургских библиотек. Наиболее ранним является дофёдоровское
Евангелие
, из изданий
Ивана Фёдорова
в собрании представлен фрагмент львовского
Апостола
1574 г. и четыре экземпляра
Библии
, изданной в Остроге в 1580—1581 гг.
Сочинения кардинала
Пьера д’Альи
, испанского богослова-томиста Раймунда Себундского и др. Знаменитый памятник деятельности инквизиции «
Молот ведьм
»
Г. Инститориса
и
Я. Шпренгера
представлен изданием нюрнбергского печатника
Антона Кобергера
1496 г. Сочинение
Аврелия Августина
«О христианской науке», изданное ок. 1475 г. в Кракове, является одним из наиболее ранних памятников польского книгопечатания.
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 2 706 единиц хранения (более 2 000 марок).
Фонд «Фонотека-мультимедиа»
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде 769 единиц хранения (более 5 000 записей).
Фонд «Фототека»
По информации, приведённой на сайте музея
, в фонде более 30 000 единиц хранения.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 20 сентября 2018.
3 ноября 2018 года.
Абдухаликов Ф., Терюкова Е., Османова И., Дымшиц В, Гюль Э., Федотов П.
Культурное наследие Узбекистана. Собрание Государственного музея
истории религии. — Zamon-Press-Info Nashriyot uyi, 2017. — ISBN 978–9943–4866–2–1.
↑
По состоянию на август 2012 года.
97. Лабиринт духовный
// Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии. Авт. текста:
М. В. Басова
. —
М.
: Белый город, 2006. — С. 76. — 303 с. —
ISBN 5-7793-1063-7
.
Абдухаликов Ф., Терюкова Е., Османова И., Дымшиц В., Гюль Э., Федотов П.
"Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира. Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)" 2017 г. ISBN 978–9943–4866–2–1