Книга Судей Израилевых
- 1 year ago
- 0
- 0
Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме . Эпоха судей приблизительно датируется XIV—XI веками до н. э. , что соответствует позднему бронзовому веку [ источник не указан 1159 дней ] .
В традиционной иудейской хронологии — с 1244 г. до н. э. до 890 г. до н. э.
По этому периоду еврейской истории не существует документальных источников; все персонажи и события известны по библейскому повествованию, изложенному в основном в Книге Судей Израилевых . В библейском описании эта эпоха характеризуется чередованием периодов угнетения израильтян их соседями и последующего избавления Судьями. Продолжительность эпохи Судей по библейской хронологии — 410 лет. Однако такая длительность представляется нереальной. Высказывалось предположение, что редактором книги Судей синхронные периоды истории представлялись как последовательные; помимо этого, многократное указание периодов круглыми числами (20, 40, 80) позволяет предположить, что датировка является схематической и привязана к отсчету поколений (типично библейская длительность поколения — 40 лет).
Несмотря на «юридическое» название, эта эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. ). В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен , символически объединённых вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема ( Суд. ) и колена Вениамина ( Суд. ), в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек ( Суд. ). Ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее , было 600 тыс. человек ( Исх. ).
В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни ( 1 Пар. ), другая стала переходить к оседлости ( 1 Пар. ). Жители иудейского Вифлеема , например, выращивали ячмень и пшеницу ( Руфь. ).
Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи ( шофтим ), к которым приходили «на суд» ( Суд. ). Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев , хеттиев , амореев и иевусеев . Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты ). Судьей мог быть и пророк ( Самуил ), и главарь банды разбойников ( Иеффай ), и женщина ( Девора ). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права , так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете .
Имя в рус. традиции
Имя в оригинале |
Упоминание | Годы правления | Комментарии | |
---|---|---|---|---|
1 |
Иисус Навин
Иехошуа бин Нун |
Нав. ; Суд. | ? | Завоеватель Ханаана |
8 лет вассал Кушан-Ришатаим | ||||
2 |
Гофониил, сын Кеназа
Отниэль бен Кназ |
Суд. | 40 лет мира | Воевал против Хусарсафема , царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама) |
18 лет вассал аммонитян и амаликитян | ||||
3 |
Аод, сын Геры
Эхуд бен Гера |
Суд. | 80 лет мира | Воевал против Еглона , царя Моавитского (Эглона, царя Моава) |
4 |
Самегар, сын Анафов
Шамгар бен Анат |
Суд. | ? | Истребил 600 филистимлян . Возможно был хеттом |
20 лет вассал ханаанеев | ||||
5 |
Девора
Двора |
Суд. , | 40 лет |
Вместе с военачальником
Вараком
(Бараком) воевала против ханаанского царя
Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника |
7 лет вассал Мадиана | ||||
6 |
Гедеон
Гид’он |
Суд. — | 40 лет | Воевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока» |
Авимелех, сын Гедеона
Авимелех бен Гид’он |
Суд. | 3 года |
Формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй
Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти |
|
7 |
Фола, сын Фуи
Тол’а бен Пуа |
Суд. , | 23 года | |
8 |
Иаир из Галаада
Яир ха-Гиль’ади |
Суд. | 22 года | У него было тридцать сыновей, ездивших на тридцати ослах, и тридцать городов в Галааде |
18 лет вассал филистимлян и аммонитян | ||||
9 |
Иеффай
Ифтах |
Суд. — | 6 лет | Разгромил аммонитян, после чего принес в жертву Богу собственную дочь |
10 |
Есевон
Ивцан |
Суд. | 7 лет | У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей |
11 |
Елон Завулонянин
Эйлон ха-Звулуни |
Суд. , | 10 лет | Возможно является не исторической личностью, а собирательным образом эпохи судей |
12 |
Авдон, сын Гиллела
Авдон бен Гилель |
Суд. | 8 лет | У него было 40 сыновей и 30 внуков |
Вассал филистимлян | ||||
13 |
Самсон
Шимшон |
Суд. — | 40 лет | Воевал с филистимлянами |
* | , сын Енана | Суд. | ? |
Возможно Самегар
Упоминается только в славянском переводе |
14 |
Илий
Эли ха-Кохен |
1 Цар. — | ? | Помогали сыновья — Офни и Финеес |
15 |
Самуил
Шмуэль |
1 Цар. — | ? | Помогали сыновья — Иоиль и Авия |
Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. ( 1 Цар. ). Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом ( Самсон ), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия — 1 Цар. ), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.
Центрами расселения израильтян в эпоху Судей был, главным образом, Западный берег реки Иордан : города Силом (религиозный центр), Сихем (город Иисуса Навина ) и Рама (город Самуила ), расположенные в Самарии . Иерусалим и будущая Иудея тогда ещё оставались в руках иевусеев , а Мегиддо и Бейт-Шеан на севере — в руках ханаанеев .
Религия израильтян в эпоху Судей имела следующее своеобразие. Поклонение единому Богу в Силоме синкретически совмещалось с культом домашних духов- терафимов . Сохранял своё сакральное значение Медный змей Моисея. Колено Дана прямо вернулось к идолопоклонству ( Суд. ). Иевусейское святилище на горе Сион ещё не было интегрировано в религию израильтян.