Китайский фарфор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Руанский фарфор» ( фр. Porcelaine de Rouen — марка французского мягкого фарфора , изготовлявшегося в городе Руан в Нормандии в течение короткого периода с 1673 по 1696 год. Это был самый ранний французский фарфор, который, однако, не производился на коммерческой основе. До наших дней сохранилось только девять предметов .
Город Руан с 1540-х годов, наряду с Невером , Марселем , [[Мутье (фаянс)|Мутье] и Страсбургом был одним из центров производства фаянса — посуды из обожжённой глины с покрытием белой оловянной глазурью. Наиболее известными производителями такой посуды в городе были потомственные мастера, члены семьи Потерá.
Основателем фаянсовой, позднее фарфоровой, фабрики в Руане в 1644 году был Эдм Потерá (1612—1687). После смерти Эдма Потера семейное дело продолжала его вдова, затем младший сын Мишель (? — 1721). Старший сын: Луи Потера (1641—1696) в 1673 году основал в Руане собственную фабрику, где разработал характерный для знаменитых руанских фаянсов тип «лучистого» декора ( фр. Lа style rayonnant ). Позднее он основал отдельную мануфактуру по производству фарфора. В 1720 году мастер живописной миниатюры по эмали Николя Фуке (1686—1742; тёзка знаменитого суперинтенданта финансов Франции) выкупил основную долю мануфактуры Потера .
В 1644 году Николя Пуарель, сеньор Грандваля, получил королевскую монополию на производство фаянса в Руане в течение пятидесяти лет. В 1647 году по договоренности с Пуарелем производство возглавил Эдм Потерá. Три сохранившихся предмета, датированные 1647 годом, довольно просто расписаны синим кобальтом по белой оловянной глазури, а также жёлтым и зелёным .
В 1663 году Жан-Батист Кольбер , недавно назначенный министром финансов короля Людовика XIV , отметил, что фаянсовое производство Руана следует защищать и поощрять, и отправлять образцы на утверждение королю . К 1670 году Потера получил часть крупных и престижных заказов для несохранившегося фарфорового Трианона Людовика XIV в Версале. В 1674 году Потера выкупил монополию у Пуаре .
В XVII веке европейский фарфор ещё не был открыт и мастера не знали в точности компонентов и технологии его производства, хотя зависть к мастерам китайского фарфора , продукция которых экспортировалась в Европу, была велика. Для создания настоящего фарфора нужна чистая белая глина — каолин , полевой шпат и кварц , которые после соответствующей обработки и обжига при высокой температуре: около 900—1000° С создают звонкий и полупрозрачный в тонких слоях «остеклованный» (в отличие от фаянса и полуфаянса) «черепок» (профессиональный термин, обозначающий неглазурованную обожжённую массу).
Заменитель настоящего твёрдого фарфора называли «мягким тестом» ( фр. pâte tendre ), или «фриттовым фарфором» ( нем. Frittenporzellan , от ( итал. fritta — месиво, смесь). Он разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий. На Севрской фарфоровой мануфактуре в XVIII веке использовали мягкий фарфор (без каолина ), состоящий из кварцевого песка, селитры, поваренной соли (в ней присутствует натрий), соды, квасцов и гипса. Такая масса имеет низкую температуру плавления, по составу она близка стеклу. Прибавление гипса или мела в отношении 3:1 придавало ей белый цвет, напоминающий настоящий фарфор .
Впервые мягкий фарфор в 1575 году стали вырабатывать во Флоренции на мануфактуре, устроенной повелением великого герцога тосканского Франческо I Медичи , отсюда название « фарфор Медичи », или «медицейский фарфор». Сохранилось около шестидесяти экземпляров фарфора Медичи, находящихся в музейных коллекциях по всему миру. Изделия «медицейского фарфора» характерны подглазурной росписью синим кобальтом по белому фону, иногда с добавлением фиолетовой краски и позолоты. Они непрактичны, поскольку легко царапаются ножом (отсюда, отчасти, название) . Мягкий фарфор, несмотря на многие недостатки, долгое время был заменителем настоящего фарфора как в Англии, так и во Франции. Такой фарфор производился до 1800 года в обеих странах. Ведущая французская Севрская фарфоровая мануфактура продолжала выпускать оба типа до 1804 года .
В то время все были заинтересованы в европейском фарфоровом производстве. Однако это было достигнуто лишь много десятилетий спустя в 1750-е годы с совершенствованием майсенского фарфора в Саксонии . Руанский мягкий фарфор, по-видимому, был самостоятельно изобретён Эдмом Потера. Руанский фарфор стал первым мягким фарфором во Франции, но сохранилось лишь девять образцов посуды из мягкой пасты, которые приписывают руанским мастерским . Руанские изделия трудно отличимы от схожих, но более поздних, изделий мануфактуры в Сен-Клу . Ни один из образцов руанского фарфора не имеет марок и дат, единственным доказательством является герб нормандского адвоката Аслена де Вилькьера на горчичном горшке, находящемся в музее Севрской мануфактуры .
Изделия руанского фарфора (как и китайского бело-голубого фарфора ) украшены подглазурной росписью синим кобальтом. В большинстве случаев белый фон оловянной глазури имеет лёгкий серо-зелёноватый оттенок .
Точных, документально зарегистрированных дат производства не существует, королевский патент 1673 года принимается как самая ранняя возможная дата; предполагается, что производство руанского фарфора прекратилось после смерти Луи Потера в 1696 году .
Руанские изделия приобрели известность под названием «французский фарфор» вслед за созданием в 1664 году Французской Ост-Индской компании и последующим ввозом китайских изделий. Руанские изделия были лёгкими, более лёгкими, чем любой другой французской марки, кроме севрского фарфора, но с меньшим глазурным блеском, чем фарфор Сен-Клу . В отличие от Сен-Клу, руанский фарфор производился в небольших масштабах и не был коммерчески жизнеспособным . Когда в 1702 году владельцам мануфактуры в Сен-Клу был выдан следующий королевский патент, было отмечено, что фабрика в Руане «не сделала ничего, кроме как раскрыла секрет, и не довела его до того совершенства, как это сделали данные заявители» .