Interested Article - Собственная дача
- 2021-07-16
- 1
Собственная дача (до 1740 г. — Приморская дача ) — дворцово-парковый ансамбль в Старом Петергофе в окрестностях Санкт-Петербурга , принадлежавший императрице Елизавете Петровне . Относится к типу малых путевых дворцов. Приватный характер дворца подчёркивал тот факт, что без доклада туда не впускали.
История
«Собственная дача» расположена в трёх километрах к западу от Нижнего парка Петергофа . Это место император Пётр I подарил известному учёному, политическому и духовному деятелю, сподвижнику императора по церковным делам — Феофану Прокоповичу .
Строительство каменной дачи началось в 1727 году. Из-за близкого расположения к морю дачу называли «Приморской», здесь бывали императрица и цесаревны Анна Иоанновна и Елизавета Петровна . После смерти Феофана в 1736 году дача стала собственностью Елизаветы. Сделавшись императрицей, Елизавета дала своему владению имя « Собственная дача » . При Екатерине Великой здание ветшало, в 1770-х годах облик дачи был отреставрирован и изменён: многие постройки были снесены, а основной фасад реконструирован.
В 1843 году Николай I подарил дачу наследнику князю Александру Николаевичу, будущему императору Александру II. Александр II провел здесь свой медовый месяц.
После революции в здании сначала был музей, а потом загородная резиденция высших сотрудников ленинградского партийного аппарата. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР «Собственная дача» взята под государственную охрану.
Архитектура
Каменный двухэтажный дворец, похожий на петергофский дворец Марли , был построен по заказу императрицы Елизаветы в память о своем великом отце. Здесь же стоял деревянный большой флигель для придворного штата и деревянная кухня, чуть далее — погреб-ледник и ферма. Рядом располагалась одноглавая деревянная Троицкая церковь (позже перестроенная в белокаменную и ныне отреставрированная и действующая), построенной архитекторами Я. Алексеевым и Я. Дмитриевым. Иконостас и все образа были перенесены сюда из петербургского Петропавловского собора .
При Екатерине II пришедший в ветхость дворец в 1770-х годах был перестроен архитектором Ю. М. Фельтеном . В 1844—1846 годах, используя стены старого, довольно скромного по отделке здания, архитектор А. И. Штакеншнейдер полностью изменил его внешний облик, перестроив стиле необарокко . Дворец был отделан заново, впоследствии над ним надстроили третий, мансардный этаж. Постройку украсили новым балконом на четырёх тосканских колоннах. На фасадах появились четыре атланта. Комнаты во дворце были оформлены в стиле эпохи Людовика XVI .
У северного морского фасада был обустроен склон с широкой каменной лестницей, спускающейся к пруду. На лестнице были устроены несколько площадок, несколькими площадками, на которых раньше стояли чугунные корзины с цветами. При спуске открывался вид на обширный партер со статуей мраморного Амура с рыбкой работы скульптора Н. Пименова . В середине сада, перед дворцом находился прямоугольный пруд, по откосам берегов — гирлянды из цветов разных оттенков. Тут же внизу были устроены два красивых фонтана. Сад продолжался до Ораниенбаумского шоссе и заканчивался у самого моря .
У противоположного, южного фасада дворца находился цветочный партер, окруженный тенистыми деревьями. Вдоль главной дорожки садика стояло 8 мраморных статуй, изображавших придворных кавалеров в костюмах XVIII века с различными музыкальными инструментами. Посреди парка рос вековой ветвистый дуб, на котором был укреплен черепаховый щит с инициалами Александра II и его супруги Марии Александровны.
С восточной стороны дворца был сделан боковой вход, по сторонам которого установили мраморных львов — копии с оригинала скульптора А. Кановы . По правую и левую стороны дворца были перекинуты мосты через овраги. Один из них вел к дворцовой Троицкой церкви, которая и снаружи, и внутри была выдержана в том же стиле, что и дворец. Построена она была в 1858 году вместо прежней деревянной тем же архитектором — Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Богослужение в этой церкви совершалось раз в году, в день храмового праздника.
Внутреннее убранство
Собственная дача предназначалась для наследника цесаревича и открыла новое направление в русской архитектуре середины XIX века, так называемое второе барокко ( необарокко ). Этот один из самых распространенных в 1840-е — 1850-е годы неостилей стал очень популярен при строительстве особняков. Штакеншнейдер выбрал для этого загородного дворца стиль Людовика XV (так именовали тогда стиль рококо ), напоминавший наследнику престола о золотом веке дворянства .
Отделка стен, мебель, картины, фарфоровые сервизы и статуэтки — всё было выполнено в стиле рококо. Даже посуда, хранящаяся во дворце, была строго согласована с общим стилем интерьеров. Особенно хорош был чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых фавориток французских королей. Дворец воспринимался, по выражению фрейлины А. Ф. Тютчевой , как «драгоценная безделушка роскоши и изящества».
Вестибюль у входа был обшит резным буком . На первом этаже находились камердинерская, уборная Александра II , его кабинет, столовая, «жёлтая» и «голубая» комнаты. Кабинет напоминал кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце : полы наборного паркета , двери чёрного и других ценных пород деревьев с инкрустациями, севрские и саксонские вазы, тонкой резьбы мебель, шкафчики и этажерки Буль . На стенах — картины Якоба ван Лоо и Антуана Ватто .
На верхний этаж вела лестница с перилами резного бука, похожая на центральную лестницу Большого Петергофского дворца. Комнаты этого этажа: библиотека, кабинет Марии Александровны , гостиная, спальня, ванная и камер-юнгферская. В гостиной портреты Павла I и его семейства кисти Т. А. Нефа. В спальной находилась роскошная кровать под балдахином; над нею изящное, вырезанное из слоновой кости изображение Божьей Матери . Тут же помещалась витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, императрице Елизавете. Ванную комнату с мраморным бассейном украшала большая стенная фреска « Триумф Галатеи ».
Современность
Дворец, церковь и сад были разрушены во время Великой Отечественной войны . Только в 1955—1960 гг. по подлинным чертежам А. И. Штакеншнейдера архитектором И. Н. Бенуа были отреставрированы фасады здания с приспособлением под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института , а разрушенные исторические мосты заменены временными.
В 1980 году была вновь проведена реставрация фасадов здания и разработан проект дальнейших работ по восстановлению паркового ансамбля. Однако в постсоветское время здание было заброшено. В 2014 году в здании начаты архитектурно-восстановительные и реставрационные работы.
См. также
Примечания
- ↑ . www.peterhof.ru. Дата обращения: 27 февраля 2019. 28 февраля 2019 года.
Литература
- Новиков Ю.В. // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исслед. и материалы. Вып. 4. — СПб. : Белое и Черное, 1997. — С. 132—177.
- Юхнева Е.Д. Из Петергофа в Стрельну по Царской (нижней) дороге XIX век. Путеводитель. — Санкт-Петербург: Паритет, 2007. — 386 с.
- 2021-07-16
- 1