Китайский магазин
- 1 year ago
- 0
- 0
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая .
Для изготовления китайского фарфора применялись:
История развития керамики в Китае началась ещё в период неолита . К середине правления династии Чжоу (5-6 век до н. э.) удалось достичь более высокой температуры обжига , а следовательно и увеличения плотности гончарных изделий. Этим периодом датируются и первые керамические сосуды с глазурью . Так называемый прото-фарфор, при изготовлении которого стал впервые применяться каолин , появился в Китае в эпоху династии Хань (206—221 гг. н. э.). Производство керамики ограничивалось изготовлением сосудов и ваз, по форме и декору повторяющих бронзовые изделия того времени. В эпоху Троецарствия (220—280 гг. н. э.) и период Шести династий (220—589 гг. н. э.) существенных усовершенствований и новаций в области изготовления керамики сделано не было.
Расцвет китайской керамики начался в период правления династии Тан (618—906 гг. н. э.). Он сопровождался появлением полихромных глазурей и богатого разнообразия форм: ваз, сосудов с крышками, блюд, кувшинов, чаш, баночек для косметики. Эти изделия часто украшались орнаментальным узором. Особую группу произведений искусства керамики этой эпохи составляют фигуры (придворные дамы, танцовщицы, лошади), призванные сопровождать умерших в их загробной жизни и выполненные с тонкой наблюдательностью, высоким мастерством и художественным вкусом.
Вершиной развития китайской керамики принято считать эпоху династии Сун , которая знаменита своими зеленоватыми и голубыми селадоновыми изделиями с глазурью. Одним из примеров такой керамики является фарфор Жу Яо , который на протяжении короткого периода производился около 1100 года. Фарфор Жу Яо известен своими строгими минималистическими решениями и оценивается как один из примеров минималистической художественной программы своего времени.
Изготовление изделий из твёрдого фарфора, получаемого обжигом при температуре 1400—1460°, начинается в Китае в эпоху правления монгольской династии Юань и достигает своего расцвета в период династии Мин . Особую известность получают изделия с подглазурной синей росписью, пигмент для которой в первое время импортировался из Персии . Эти изделия получили необычайно широкую популярность и в больших количествах поставлялись на экспорт в Юго-Восточную Азию , Индию , на Ближний Восток , а с 16 века и в Европу — сначала португальцами, а затем и Голландской Ост-Индской компанией . Многие европейские монархи 16-18 веков были страстными коллекционерами китайского фарфора и основывали в своих дворцах т. н. «китайские залы», которые были оформлены в китайском стиле и украшены выставленными в них произведениями китайского искусства, в первую очередь изделиями из фарфора. Такой «Китайский зал» был создан и в Большом Царскосельском дворце по проекту архитектора Растрелли в период царствования Екатерины II .
После свержения династии Мин в 1644 году до начала 80-х годов 17 века производство фарфора практически прекратилось, поскольку в ходе столкновений были разрушены печи для его обжига в Цзиндэчжэне , который с 14 века был важнейшим центром производства фарфора. По указанию первого императора манчжурской династии Цин Канси эти печи были восстановлены и производство фарфора было возобновлено. В этот период создаются объекты в стиле династии Мин (с подглазурной синей росписью и монохромными глазурями), но вводятся и новые техники и декоры надглазурной (эмалевой) росписи, т. н. «жёлтое», «зелёное», «чёрное», а примерно с 1710 года и «розовое» семейство, ставшее доминирующим в 18 веке. Последующие императоры Юнчжэн и Цяньлун также уделяют большое внимание производству фарфора, но уже к концу 18 века становится заметным падение художественного уровня фарфора, а XIX век становится временем упадка китайского фарфора, при котором лишь повторялись формы и декор прошлых эпох.