Дочь Сатаны
- 1 year ago
- 0
- 0
Аглавра ( др.-греч. Ἄγλαυρος ) или Агравла ( Ἄγραυλος ) — персонаж древнегреческой мифологии . С ней связаны несколько противоречащих один другому мифологических сюжетов.
Изначально культ Аглавры был тесно связан с таковым Афины , а её воспринимали в качестве одной из ипостасей богини мудрости и покровительницы Афин. Впоследствии культ Аглавры приобрёл самостоятельность и выделился из такового Афины. С Аглаврой была связана легенда о её самопожертвовании, которое прекратило войну. В святилище Аглавры на Акрополе юноши эфебы , вступавшие во взрослую жизнь и получавшие права гражданина, приносили клятву на верность отечеству. Впоследствии литературная обработка мифа полностью видоизменила первоначальный образ, превратив Аглавру в любопытную и завистливую принцессу из царского дома Кекропса .
Аглавра была дочерью первого царя Аттики Кекропса и . У неё было две сестры Пандроса и Герса , а также брат Эрисихтон .
Согласно мифу, описанному у Псевдо-Аполлодора , Павсания и в Суде , у Аглавры от Ареса родилась Алкиппа . Её попытался обесчестить или обесчестил сын Посейдона Галиррофий , за что был убит Аресом. С мифологическим событием связано одно из преданий об учреждении ареопага .
С дочерьми Кекропса связан миф о детстве легендарного афинского царя Эрихтония . Мальчик родился при следующих обстоятельствах. Афина пришла к богу кузнечного мастерства Гефесту , чтобы изготовить оружие. Гефест, отвергнутый до этого Афродитой , захотел обесчестить Афину. Та, будучи целомудренной, отвергла похотливого бога, который пролил семя на ногу богине. Афина вытерла ногу шерстью и бросила лоскут на землю. От этого брошенного в землю семени и родился Эрихтоний, став таким образом сыном богини земли Геи и Гефеста .
Афина, чувствовавшая свою причастность к рождению Эрихтония, положила младенца в ящик и передала либо одной из дочерей Кекропса Пандросе, либо всем трём сёстрам, строго-настрого запретив открывать ларец. Движимые любопытством Герса с Аглаврой без или вместе с Пандросой открыли ящик. Они увидели в нём, по разным версиям мифа, либо дитя обвитое змеями, либо наполовину ребёнка, наполовину змею. По одной версии змеи тут же убили любопытных сестёр, по другой — Аглавра с Герсой были лишены Афиной рассудка и бросились с Акрополя в пропасть .
По другой версии мифа, описанной в « Метаморфозах » Овидия , в сестру Аглавры Герсу, когда та возвращалась домой после панафиней , влюбился Гермес . Ночью он пришёл в дом где жили сёстры-кекропиды. Там его встретила Аглавра, чья комната находилась рядом с комнатой Герсы. Гермес попросил Аглавру не мешать, пообещав, что будет верным её сестре. Сначала Аглавра запросила плату за свою услугу, на что Гермес согласился. В это время Афина, узнав о происходящем, попросила богиню Зависти отравить Аглавру своим ядом, что та и сделала. Мучимая осознанием возможного счастья сестры, она села на пороге комнаты Герсы и заявила, что не сдвинется с места. Гермес со словами «Согласимся на это условье» превратил её в камень . В полной противоположности этому мифу, Аглавру почитали в качестве матери Керика от Гермеса представители знатного афинского рода Кериков , возводящие свой род к этим мифологическим персонажам .
Существует ещё рассказ, будто оракул Аполлона возвестил, что окончится продолжительная война, если кто-либо добровольно принесёт себя в жертву; Аглавра решилась на этот подвиг .
Афиняне воспринимали Аглавру в первую очередь, как героиню-девственницу, чьё самопожертвование спасло город. Данная легенда напоминает таковую о дочерях Эрехтея . В Афинах располагалось в северной части Акрополя . В нём юноши эфебы , получавшие щит и копьё, приносили присягу на верность отечеству. Аглаврой афиняне могли клясться и в быту . Также имя Аглавры носил один из аттических демов .
Возможно, Аглавра, Пандроса и Герса изначально были аттическими харитами , богинями веселья и радости жизни, олицетворением изящества и привлекательности . Культ Аглавры был тесно связан с культом Афины, как древней богини пахотной земли. Один из эпитетов Афины «Аглавра» свидетельствует о том, что аттическая Аглавра вначале воспринималась в качестве одной из ипостасей Афины. Впоследствии её культ выделился из такового Афины Паллады, приобрёл самостоятельность. Литературная обработка мифа в поздних источниках полностью видоизменила образ первоначальной богини борозды на пахотной земле Аглавры .
С Аглаврой был связан ежегодный афинский праздник плинтерии .
Кроме Афин культ Аглавры существовал на кипрском Саламине .
В античном изобразительном искусстве мифы об Аглавре и её сёстрах нашли отображение на скульптурных композициях украшающих Тесейон и Парфенон , а также в вазописи . К мифам о Герсе обращались художники Нового времени . Картины с соответствующими сюжетами создали, в частности, П. П. Рубенс и Никола Пуссен .