Жако (аул)
- 1 year ago
- 0
- 0
До́м Жако́ , также известный как До́м Да́шкова , — жилой дом 1-й пол. XIX века, выполненный в стиле классицизм . Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на углу площади Искусств (как дом 5 ) и Итальянской улицы (как дом 4 ). Возведён в 1820—1830-е годы. Авторство разделили Павел Петрович Жако и Карл Иванович Росси , спроектировавший в целом ансамбль площади Искусств . Впоследствии здание неоднократно перестраивалось — особую огласку получила неоднозначная реконструкция уже в бытность его охраняемым памятником культуры (1999—2001) . В разное время дом принадлежал семье архитектора Жако, букинисту и коллекционеру П. Я. Дашкову . Также известен тем, что в 1910-х годах в подвале размещалось литературно-артистическое арт-кабаре «Бродячая собака» , собиравшее у себя весь цвет Серебряного века русской культуры. В настоящее время дом является жилым, кроме подвала и парадного первого этажа, в которых располагаются предприятия сферы обслуживания .
В 1821 году зодчий Карл Росси, спроектировавший Михайловский дворец , предложил застроить пространство тогда ещё Михайловской площади (в сущности, пустырь) домами в 3 этажа с торговыми галереями в нижнем, от которых, впрочем, впоследствии пришлось отказаться: император , курировавший проект, не хотел, чтобы великокняжеский дворец выходил на торговую площадь. На площади размежевали 11 участков, каждый примерно по 500 кв. саженей . Несмотря на то, что в 1822 году участок земли у площади Искусств подарили двум придворным ювелирам, Францу и Иоганну Сегенам, земля на углу площади и Итальянской улицы, как и соседние территории, довольно долго простояла заросшей, незастроенной .
Впоследствии участок приобрел архитектор Павел Жако. Собственно дом был построен к 1831 году самим Жако с использованием утверждённых проектов фасадов для выходящих на площадь Искусств строений, сделанных Карлом Росси исходя из доминирующей роли Михайловского дворца в пространстве площади . Здание в тот период находилось в собственности супруги П. П. Жако. Дом имел Г-образную форму. На улицу он выходил тремя этажами, тогда как во двор — четырьмя (на подвале). Во дворе находились одноэтажные служебные флигели , однако уже в 1836 году Жако надстроил северный флигель до четырёх этажей жилыми помещениями и продал дом Ивану Яковлеву — горнозаводчику и кредитору. В 1846 году зодчий устроил на оставшейся малоэтажной части флигеля стеклянную галерею для цветов . В 1837—1844 года первый и второй этажи дома снимали организаторы известного музыкального салона братья Михаил и Матвей Виельгорские , которые ранее жили в соседнем доходном доме Голенищева-Кутузова (дом 3 по площади Искусств), а позже переехали в собственный особняк (дом 4 по площади) . В 1850-х годах Яковлева произвели в камергеры, и он уехал в Париж, продав дом статскому советнику Палибину .
В 1862 году дом приобрел дипломат, посол России в Швеции, действительный тайный советник Яков Андреевич Дашков , который предпринял перестройку здания, осуществлённую в 1862—1863 годах зодчим Иеронимом Корсини . В 1862 году первый этаж надстроенного ещё Жако флигеля («сарая») был приспособлен под жилые помещения, тогда как стеклянную галерею Климова увеличили на ярус. Ненадстроенные одноэтажные флигели были полностью снесены, а на их месте возведены новые четырёхэтажные. В 1863 году парадные корпуса дома были надстроены «фотографическим павильоном», предназначавшимся для работы художественных мастерских и студий фотографии. Впоследствии и этот павильон был некоторым образом перестроен .
В конце XIX века дом перешёл сыну дипломата, известному букинисту и коллекционеру Павлу Яковлевичу Дашкову , прославившему дом своей обширной коллекцией и активной салонной деятельностью. В определённых кругах здание приобрело прозвище «Михайловская старина». В доме бывали члены исторического «кружка Дашкова», в который входили интересующиеся историей представители знати: великий князь Николай Михайлович , Е. П. Карнович , генерал-лейтенант Н. К. Шильдер , генерал-майор А. М. Зайончковский , К. А. Военский и некоторые другие. Популярностью пользовались «Дашковские завтраки», которые посещали видные деятели культуры и искусства того времени . Художник Александр Бенуа вспоминал: «Бог знает почему я ожидал, что, войдя в этот снаружи издавна знакомый мне дом на углу Михайловской площади, в двух шагах от Михайловского театра, я окажусь в подлинно барских хоромах, с массой картин на стенах и с великолепной „дворцовой“ мебелью» .
Дом находился в собственности семьи Пашковых до октябрьской революции 1917 года.
С 31 декабря 1911 года по 3 марта 1915 года в подвале второго двора этого дома находилось литературно-артистическое арт-кабаре «Бродячая собака» . Здесь неоднократно бывали М. Горький , А. Н. Толстой , А. А. Ахматова , В. Э. Мейерхольд , В. Хлебников , В. В. Маяковский , С. А. Есенин и многие другие . В подвале ранее располагался винный погреб П. Я. Дашкова, а идея создания кабаре принадлежала Борису Пронину , помощнику Всеволода Мейерхольда.
Помещения, принадлежавшие кафе, были оформлены сообразно духу заведения, как «таинствнное обиталище» , самими посетителями-энтузиастами — по свидетельствам, художники работали над интерьером круглосуточно. Стены и потолок одной из комнат были расписаны С. Ю. Судейкиным , изобразившим разноцветных птиц, цветы, «арапчат» и девушек, Дон Кихота верхом на Росинанте, Пьеро и Арлекинов . Оформление другой комнаты было выполнено Н. И. Кульбиным в духе кубизма . Изготовитель обоев Ахун бесплатно в течение 10 дней предоставил диваны, которые расставили вдоль стен. Архитектор И. А. Фомин сделал камин , декоративный венок над которым был написан Судейкиным. Посреди основного помещения установили круглый стол, рассчитанный на 13 человек, над ним — люстра, изготовленная Н. Н. Сапуновым , представлявшая собой обод из дерева с 13 свечами, подвешенный к потолку 4 цепями. По легенде, на открытии кабаре режиссёр Н. Н. Евреинов набросил на обод полумаску из чёрного бархата, а актриса театра Мейерхольда О. Н. Высотская — белую перчатку, оставшиеся впредь висеть там как символы театра. Вход в кафе освещался красным фонарём. Традиция требовала от посетителя постучать дверным молотком, а затем расписаться в крупных размеров «Свиной собачьей книге» А. Н. Толстого , находившейся в кабаре с самых первых дней .
В 1928—1940 годах в доме жил советский скульптор В. В. Козлов . В 1976—1998 годах в доме жила семья художника, академика РАХ П. Т. Фомина .
В 1998—2001 годах коммунальные квартиры расселили, строение подвергли перестройке с сохранением фасада . Работы проводила (БСК) , проект реконструкции разработали Александр Кицуло, Елена Светлова . Результаты реконструкции стали причиной скандала в среде архитектурной общественности: несмотря на то, что экстерьер дома практически не поменялся, серьёзным изменениям подвергли пространство двора и дворовые фасады . Были устранены фотопавильоны на крыше здания, последним арендатором которых был Театральный журнал Марины Дмитриевской. После перестройки в доме было продано 22 квартиры из разряда элитной недвижимости. Новые корпуса на месте флигелей заняли офисные пространства Балтийской строительной компании .
В 2001—2009 в подвале дома работал ресторан «Золотой Остап». У входа в него была установлена бронзовая статуя Остапа Бендера ( скульптор А. С. Чаркин, арх. В. Б. Бухаев ) . С 2001 года в историческом подвале работает арт-кафе «Бродячая собака» .
Здание занимает угловое положение, выходя парадным фасадом на площадь Искусств и Итальянскую улицу. Неоднократно надстраивавшиеся флигели образовывали два двора — «чистый» и «чёрный». Фасад дома повторяет классический фасад находящегося по соседству Михайловского дворца , что продиктовано сохранением стилистического и композиционного единства ансамбля площади Искусств. Фактически оформление фасада было разработано Карлом Росси, подразумевавшим строительство на площади заурядных (в сравнении с дворцом-доминантой — великокняжеской резиденции) «домов для обывателей». Современный вид и историческую планировку, которая сохранялась вплоть до 2001 года , дом приобрёл после перестройки 1862—1863 годов И. Д. Корсини, хотя надстроенный над внутренними флигелями «фотографический павильон», по всей видимости, претерпевал и более поздние реконструкции .
Среди основных выразительных пластических черт строения выделяют относительно разнообразное оформление окон и сложный лепной карниз . На фасаде — неброские пилястры ионического ордера . Использование этих архитектурных элементов вместо колонн коринфского ордера вызвано практическими соображениями — от дополнительного декора отказались с учётом снежных русских зим . Во дворе дома, выполненном самим Жако, до реконструкции была устроена трёхъярусная галерея, подчёркнутая поставленными друг на друга дорическими колоннадами модного тогда «пестумского ордера» .
Дорический ордер был задействован и в оформлении лестницы. Впрочем, лишь некоторые детали интерьера сохранились до наших дней — в частности, лепка и примечательные формой модильонов карнизы в залах второго этажа .
В ходе скандальной реконструкции 1998—2001 годов полностью преобразились две стороны внутреннего двора дома. Новый внешний вид резко контрастирует не только со стилем Росси или Жако, но и с набором приёмов и решений, характерных для исторической архитектуры Санкт-Петербурга. Фасад имеет три яруса окон, однако за счёт двухъярусных квартир фактически здание имеет шесть этажей. Декор включает тёмно-коричневые пилястры на светлой штукатурке, а также обилие вычурных кованых решёток. Вход в новый корпус содержит цитату из знаменитой ограды Летнего сада с изображением Медузы Горгоны . По разным оценкам, новый внутренний фасад может являться вариацией на тему «кирпичной» эклектики 1870-х годов (например, берлинской) , примером постмодернизма в архитектуре .