Форливези, Джузеппе
- 1 year ago
- 0
- 0
Мелоццо да Форли , Мелоццо ди Джулиано дельи Амбрози ( итал. Melozzo da Forli, Melozzo di Giuliano degli Ambrosi ); 8 июня 1438, Форли , Эмилия-Романья — 8 ноября 1494, Форли) — живописец и архитектор эпохи итальянского Возрождения периода кватроченто .
Художник родился в 1438 году в Форли, где его семья «де Амброзиис», или «де Амброксиис» (de Ambrosiis, de Ambroxiis), насчитывала по меньшей мере четыре поколения. Профессия его отца, Джулиано ди Мелоццо, неизвестна; однако мы знаем, что семья была не чужда местной художественной среде, поскольку мать, Якопа ди Франческо, приходилась невесткой Маттео ди Ричевуто, архитектору Палаццо дель Подеста в Форли, а его брат Франческо был ювелиром . Брак его сестры Маргeриты принёс ему дальние родственные связи с двумя художниками: Паоло и Бартоломео ди Санте .
Мы мало что знаем о раннем обучении Мелоццо, за исключением того, что он был учеником джоттеска Бальдассарре Каррари Старшего. Предполагается его художественное формирование мастерами местной «школы Форливезе» (Forlivese), в которой тогда доминировал Ансуино да Форли (Ansuino da Forlì); оба находились под влиянием творчества Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франчески . Имя Мелоццо впервые упоминается в документах Форли в 1460 году, а затем снова в 1464 году .
С 1464 года Мелоццо работал в Риме для папы Сикста IV и его племянника, властителя Форли — Джироламо Риарио . Для последнего он выстроил на Марсовом поле дворец, впоследствии перестроенный в Палаццо Альтемпс . Писал фрески в базилике Сан-Марко , встроенной в Палаццо Венеция .
В 1477 году он закончил свою первую крупную работу в Риме, одно из лучших своих произведений — роспись библиотеки Ватикана . От росписи сохранился фрагмент «Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV» (1477, Ватиканская апостольская библиотека ). Композиция , напоминающая работы Пьеро делла Франчески , выполнена как групповой портрет на фоне интерьера сложной архитектуры: Сикст IV назначает Бартоломео Платину библиотекарем. Фреска перенесена на холст и помещена в Пинакотеку Ватикана . Мелоццо да Форли был среди основателей римской гильдии живописцев: «Объединения живописцев, миниатюристов и вышивальщиц» (Università dei Pittori, Miniatori e Ricamatori), устав и привилегии которой были обновлены при папе Сиксте IV 17 декабря 1478 года, — будущей Академии Святого Луки в Риме .
Примерно в этот период, между 1464 и 1467 годами, Мелоццо да Форли сотрудничал с Антониаццо Романо в работе над фресками в базилике Санти-Апостоли , в капелле кардинала Виссариона Никейского (La Cappella di Bessarione), просветителя XV столетия, византийского философа, выступавшего инициатором воссоединения православной и католической церквей .
Затем Мелоццо переехал в Урбино , вероятно, между 1465 и 1474 годами. Там он встретил Пьеро делла Франческу, который оказал глубокое влияние на Мелоццо, своими живописными достижениями и использованием приёмов прямой линейной перспективы .
Примерно в 1472—1474 годах кардинал Пьетро Риарио , племянник папы Сикста IV, поручил Мелоццо расписать свод апсиды в базилике Санти-Апостоли в Риме на тему «Вознесение Христа». В этой работе Христос изображён смело и эффектно. Выдающиеся фрески Мелоццо да Форли были сняты со стен в 1711 году при перестройке храма. Фрагмент с «Вознесением Христа» находится на лестнице Квиринальского дворца ; другие части хранятся в сакристии собора Святого Петра . Фрагменты с изображениями музицирующих ангелов экспонируются в IV зале Пинакотеки Ватикана . Эти произведения оказали воздействие на творчество молодого Рафаэля Санти .
Еще одно произведение римского периода — фреску Мелоццо да Форли «Благовещение Марии» можно увидеть в седьмой капелле римского Пантеона .
Последней работой Мелоццо в Риме была капелла, ныне разрушенная, в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере . После смерти Сикста IV в 1484 году Мелоццо переехал из Рима в Лорето . Там он написал фреску в куполе сакристии Сан-Марко (Камера дель Тезоро) в базилике Санта-Каза по заказу кардинала Джироламо Бассо делла Ровере. Это один из ранних примеров купола, расписанного перспективной « обманкой » ( фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость»), как и «обманчивый купол» Андреа Мантеньи в росписи Камеры дельи Спози в Мантуе (1473).
Мелоццо также расписал купол церкви капуцинов в Форли (разрушена в 1651 году). В Урбино написал серию портретов выдающихся личностей: Платона, Данте, Сикста IV и других (теперь разделены между собранием Палаццо Барберини и коллекцией Кампана в Париже). В 1493 году он работал над росписями Палаццо Комунале в Анконе . В конце концов Мелоццо вернулся в Форли. Мелоццо умер 8 ноября 1494 года в Форли и похоронен в церкви Сантиссима Тринита (Пресвятой Троицы). Его учеником был Марко Пальмеццано .
Несмотря на то, что немногие работы Мелоццо да Форли сохранились, критики сходятся во мнении, что он внёс существенный вклад в развитие изобразительного искусства ренессансной Италии. Не будучи выдающимся колористом , он тщательно рисовал и моделировал фигуры до полной завершённости формы. Он сочетал иллюзионистское использование перспективы , типичное для Андреа Мантеньи, с монументальными фигурами, что близко к манере Пьеро делла Франческа. Он был первым, кто с успехом практиковал ракурсы плафонных росписей «снизу вверх, под потолок» ( итал. pittura di sotto in su ), получая ту особую перспективу, которую стали называть по имени художника: «мелоццианой» .
Выдающийся австрийский историк искусства Макс Дворжак писал о художнике: «Исходя из объёмности фигур, Мелоццо принимается за поиски средства, позволяющего добиться сочетания трёхмерного проявления пространства и пластического воздействия своих персонажей. Так мы оказываемся перед первой фазой того развития, благодаря которому возникает монументальная живопись в совершенно ином понимании этого слова… то решение, на котором основывается вся живопись барокко» .
Творчество Мелоццо да Форли оказало существенное влияние на формирование следующего поколения мастеров «римского классицизма» Высокого Возрождения в Италии — Донато Браманте , Рафаэля , Микеланджело .