Кобринец, Николай Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Серге́евич Бе́лков (род. 5 сентября 1950 , Ленинград , СССР - трагически погиб 21 мая 1996) — дизайнер , член Союза художников, автор системы пиктограмм , запатентованных и официально использованных на Олимпийских играх 1980 года. Постоянный участник ленинградских, всероссийских, всесоюзных, международных выставок и Биеннале плаката. Награждён медалью «За трудовое отличие» .
Родился в 1950 году в Ленинграде . В детстве увлекался футболом , показывал отличные результаты, играя в юношеской команде. Но было ещё и увлечение рисованием, из-за которого на какое-то время спорт отошел на второй план. Однако, живя на Крестовском острове, невозможно полностью отрешиться от занятий спортом. Его увлекло пятиборье . Современное пятиборье — это многомерное и увлекательное спортивное многоборье, формирующее силу и выносливость, а также крепкую дружбу и сплоченность всех членов команды, тем более, что тренером был олимпийский чемпион по современному пятиборью А. А. Тарасов. Николай стал мастером спорта и имел все шансы войти в сборную команду СССР.
И все же основным серьезным делом была учеба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.
В 1977 году Николай Белков окончил вечернее отделение факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Дипломной работой стала разработанная им система пиктограмм для всех Олимпийских видов спорта к Олимпиаде 1980 года . Само собой, создание собственной графико-семиотической системы для Олимпийских Игр было крайне престижно.
Заканчивая обучение в училище, в качестве дипломного проекта Николай Белков выбрал конструирование комплекта снаряжения для пятиборцев. Вместе с этим он работал над созданием эмблем пяти видов спорта, входящих в пятиборье. Разрабатывая десятки вариантов, он в какой-то момент уловил общий принцип графического построения. В связи с этим и родилась мысль попробовать все виды спорта изобразить в качестве пиктограмм. Схематичные изображения разных видов спорта в свое время использовали на олимпиадах в Лондоне, Токио, Мюнхене, Монреале. Белков детально изучил опыт иностранных дизайнеров и противопоставил их пляшущим человечкам новую систему символов . Основой для работы послужила знаменитая система пиктограмм дизайнера Отто Айхера, созданная им для Олимпиады в Мюнхене . Однако Белкову удалось создать принципиально новую усовершенствованную модель изображений.
В отличие от моделей Айхера, фигуры, разработанные Николаем Белковым, построены на основе углов 30° и 60°, а не 45°—90°—135°, как в мюнхенской системе, что позволило «оживить» изображенных спортсменов, приблизив их движения к реальным. Пиктограммы Белкова построены на новом принципе: если до него художники как бы оставляли своих спортсменов «парить» на пустом поле квадрата, фигуры в данном случае чётко зафиксированы в пространстве. Это также дало возможность применять изображения в прямом, обратном, контурном и обратном контурному цветовых решениях. Они могут иметь цветные и теневые градации, увеличиваться или уменьшаться; значительно уменьшенные они ложились в основу тангирной сетки и использовались при печати билетов и пропусков.
Система пиктограмм была запатентована и успешно реализована на Олимпиаде-80 в Москве. А дипломная работа по ее разработке стала одной из лучших выпускных работ Академии Штиглица .
Использование пиктограмм остается актуальным и в современной жизни. В Санкт-Петербурге, например, пиктограмма пловца занимает законное место в эмблеме Центра плавания, который был торжественно открыт в 2006 году на улице Хлопина. Этот спорткомплекс является базой для подготовки пловцов олимпийского резерва.
Будучи членом Союза художников, Николай Белков вместе с другими деятелями искусства стоял у истоков большого художественного движения, сформировавшего ленинградскую школу плакатного искусства.
Ленинградский плакат успешно проявился в совершенно различных направлениях. Николай Белков плодотворно работал в жанре спортивного, выставочного, театрально-зрелищного плаката и других.