Туржанский, Александр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алекса́ндрович Кочуби́нский ( 22 октября ( 4 ноября ) 1845 , Кишинёв , Бессарабская область — 13 (26) мая 1907 , Одесса , Херсонская губерния ) — российский историк, филолог, археолог, ординарный профессор Новороссийского университета по кафедре славяноведения .
Родился в семье бессарабского священника. Учился в одесской гимназии при Ришельевском лицее и в Московском университете (1863—1867), где окончил курс по историко-филологическому факультету . В 1867—1869 годах был учителем гимназий во Владимире и Одессе . В 1869 годы командирован за границу для изучения организации средних школ в Германии и Австрии. В 1871 году стал преподавать славянскую филологию в Новороссийком университете ; с 1873 года — магистр (после защиты диссертации «Братья Подобои и чешские католики в XVII в.»), доцент университета.
Неоднократно посещал славянские страны с научными целями, куда был послан по предложению профессора В. И. Григоровича : в 1874—1876 годы присылал из-за границы обширные отчёты, напечатанные в «Записках Новороссийского университета» (ЗНИ). Сотрудничал с журналом « Филологические записки » и сборником « Славянский вестник » под редакцией А. А. Хованского . Получил степень доктора славянской филологии защитив в Киевском университете сочинение «К вопросу о взаимных отношениях славянских наречий» и в 1877 году был утверждён экстраординарным, а с 17 ноября — ординарным профессором Новороссийского университета.
В 1896—1900 годах был председателем историко-филологического общества при Новороссийском университете.
Награждён Макариевской премией (за 1890) и Уваровской премией (1900).
Похоронен на Втором Христианском кладбище Одессы .
А. А. Кочубинский был убеждён в том, что католицизм враждебен славянству и России. В поляках он, как и многие славянофилы , видел «слуг Рима»; оправдывал подавление Польского восстания 1863 года . Но при этом Кочубинский не поддерживал славянофильский тезис о необходимости активного распространения русского языка и православной религии на всех славян. В своих сочинениях настойчиво проводил мысль о пользе славянской взаимности, под которой понимал духовное единство славян, их тесное сближение на культурном и научном поприще (но не поглощение одних наций другими).
Вклад А. Кочубинского в различные области славяноведения и по объёму, и по научному значению неравноценен.
По языкознанию он написал ряд работ, например:
Прародину славянства А. А. Кочубинский видел «между Карпатами и Дунаем» и полагал, что древние элементы сохранились в славянских языках пропорционально близости или отдаленности поселения соответствующих народов от этой области. Его выводы не были приняты современной ему наукой, хотя признавалось, что сочинения Кочубинского содержат ценные наблюдения. В целом языковедческие работы не составляют сильной стороны его творчества. Он одним из первых в исторической науке стал поднимать вопрос о проживании в Трансильвании автохтонного русинского населения, которое было впоследствии ассимилировано венграми и валахами. Соседи называли их русскими: мадьяре — Orosz, валахи — Rusu, немцы — Reussen. Кочубинский на поступательное колонизационное движение молдаван от Прута к Днестру и указывал на ассимиляцию русинов молдаванами . И. Филевич отмечал, что Кочубинский «объединяет Мефодиеву Нитру, нынешний румынский юг и Русь Днепровскую в одно органическое целое» . Продолжительное сохранение восточного христианства в Карпатском регионе Кочубинский объяснял тем, что часть территории, на которой проживало православное русское население Трансильвании и Карпатской Руси, входила в состав епархии епископа Нитрянского викария Мефодия . Он допускал, «что чешско-словацко-русский язык есть говор одной обширной народной семьи, члены которой связаны между собою более тесными узами, чем кто либо из них со своими соплеменниками на севере и юге» . Кочубинский отмечал, что русские во времена князя Владимира почитали чешских святых Вячеслава и Людмилу , и считал, что «православные мадьяре — это только омадьярившиеся русские, мадьярившиеся незаметно веками» .
Большое научное значение имели труды А. А. Кочубинского по истории. Они касались двух основных сюжетов: развития русской политики в восточном вопросе и истории Чехии. К первой проблеме относятся работы:
Кочубинский хорошо знал источники и литературу по истории славян, ввёл в научный оборот новые архивные материалы.
В истории Чехии Кочубинский исследовал различные эпохи (из древнего периода его особенно интересовал вопрос о введении христианства в Великоморавской державе ):
Наиболее ценными в творческом наследии А. А. Кочубинского представляются труды по истории славяноведения:
Кочубинский внёс существенный вклад в исследование Судакской , Аккерманской и Хотинской крепостей. Он также озабочен был проблемой архитектурной консервации этих средневековых твердынь. В ходе археологических раскопок близ села Нерубайского обнаружил казну запорожских казаков.
В 1875 году Кочубинский обнаружил в Национальном музее Будапешта трансильванскую рукопись начала XIX века, содержащую запись молитвенных песнопений на языке жителей русского «этнического куста», расположенного близ Германштадта в Трансильвании, язык которой признан Францем Миклошичем остатком языка дакийских славян . Этой сенсационной находке посвящены статьи Кочубинского «Трансильвания и ископаемое славянское племя» и «О русском племени в Дунайском Залесье».
А. А. Кочубинскому принадлежат также сочинения: