Interested Article - Тороп, Сергей Анатольевич
- 2020-06-28
- 1
Серге́й Анато́льевич То́роп (род. 14 января 1961 , Пашковский , Краснодарский край , РСФСР , СССР , известен под псевдонимом Виссарио́н ) — российский религиозный деятель, художник, основатель и глава нового религиозного движения ( деструктивной секты ) « Церковь последнего завета » . Называет себя «Словом Божьим» , « Христом » . Автор и основатель синкретического учения « Последний завет » .
Последователи Виссариона убеждены, что он « Второе пришествие Иисуса Христа » . Сторонники и представители РПЦ относятся к Виссариону негативно .
22 сентября 2020 года С. А. Тороп был задержан сотрудниками ФСБ России . Поводом к задержанию стал факт незаконной деятельности религиозной организации и подозрение в психологическом насилии над людьми .
Биография
Родился 14 января 1961 года в рабочем посёлке Пашковском (ныне микрорайон Краснодара ) в семье рабочих (строителей) . Родители придерживались атеистических взглядов , но когда Сергею исполнилось два года, семья распалась, до шести лет его воспитывала бабушка, имевшая старообрядческие корни и оказавшая на него религиозное влияние . Мать с сыном уехала к своей сестре в Шушенское , а отец остался в Краснодаре . К 1975 году мать Сергея уже сожительствовала с другим мужчиной, от которого у них родилась дочь, после чего, переменив несколько мест жительства, новая семья Сергея переехала в Минусинск (Красноярский край) . В Минусинске окончил среднюю школу № 7 и 5 мая 1979 года был призван на срочную службу в армию . Служил в Монголии в стройбате (войсковая часть № 33655), демобилизовавшись 21 апреля 1981 года с воинским званием сержанта . Затем пробовал себя в разных профессиях: с 20 декабря 1982 года по 3 февраля 1984 года был слесарем на минусинском заводе «Электрокомплекс» ; в дальнейшем работал , преподавателем физической культуры , художником , сержантом милицейского взвода патрульно-постовой службы и др. В одном из юношеских писем 18-летний Сергей Тороп писал: «Если я не стану известным всему миру — я и жить на Земле не смогу» .
По словам сторонников учения, в 1990 году у Торопа произошло «духовное пробуждение». До этого Тороп с 6 августа 1984 года по 10 августа 1989 года работал в ГАИ (куда попал по направлению завода) города Минусинска . После увольнения из ГАИ Сергей Тороп посещал уфологический клуб «Гипотеза» в Минусинске, организованный так называемым Саянским филиалом так называемого Сибирского научно-исследовательского центра по изучению аномальных явлений (СибНИИЦАЯ) , где совместно с Владимиром Плесиным они выезжали в Москву в так называемый институт имени Гальперина (Всероссийский научно-исследовательский центр традиционной народной медицины имени Я. Г. Гальперина) для обучения новым методам воздействия на человека. Совместно с другими уфологами Тороп ездил в Пермскую область в зону уфологических контактов так называемого « М-ского треугольника ».
В мае 1990 года в Минусинске Тороп объявил, что он получил послание внеземного разума о том, что является новым мессией , «сыном Божьим», «проводником Святого Духа», и назвался Виссарионом , что, по мнению инопланетян (не совпадающему с древнегреческой этимологией), значит «дающий жизнь» .
Личная жизнь
Виссарион дважды женат . С первой супругой Виссарион развёлся и женился на 19-летней девушке . От обеих жён у него есть дети . Всего у Торопа 7 детей. Сын от первого брака — Елисей Тороп , работает строителем . У Виссариона есть сестра по имени Ирина . Матерью своей Виссарион считает Деву Марию — мать Иисуса Христа , хотя родная мать Виссариона — Надежда .
Создание учения
14 мая 1991 года Сергей под псевдонимом Виссарион провёл первую открытую проповедь в телестудии «Резонанс» для городов Минусинска и Абакана . Одновременно в начале 1990-х годов на Украине появилась секта со схожей идеологией — « Белое братство » во главе с Марией Цвигун (впоследствии после запрета секты «Белое братство» оставшиеся её адепты слились с последователями Виссариона) .
Первоначально в 1991 году Виссарион выступал как апостол, последователь Христа , утверждая, что Христос наблюдает за ним с околоземной орбиты , позднее Виссарион стал себя идентифицировать с Иисусом Христом . До 1994 года Виссарион распространял также информацию, что в прошлой жизни жил в Иудее в VI веке до н. э. под именем пророка Иефлея .
В последующие два года Виссарион за счёт средств, собранных его последователями, объехал с проповедями многие города России и республик бывшего СССР , а также побывал в Израиле и европейских странах .
Последний завет
В 1993 году было опубликовано «Слово Виссариона, являющееся Последним заветом от пославшего его Отца Небесного». Оно трактовалось как «Третий завет » (следующий за Ветхим и Новым ). В том же году вышло первое дополнение к «Слову Виссариона», а в 1994 году — второе. Позднее был создан своего рода катехизис — изложение сути учения: «Основные положения учения Виссариона — учения единой веры» .
Учение Виссариона — « Последний завет » — очень синкретично и возникло в результате:
- работы группы людей , преимущественно из уфологического клуба «Гипотеза» Минусинска;
- собственных умозаключений Сергея Торопа (Виссариона);
- синтеза авраамических религий , индуизма , буддизма , учений Даниила Андреева (« Роза мира »), Елены Блаватской ( Тайная доктрина ), Николая и Елены Рерихов ( Агни-йога ), атеистического учения Карла Маркса и др. учений .
- Включает в себя также антитринитаризм , реинкарнацию и апокалиптику
В секте введены летоисчисление и календарь , согласно которым Новая эпоха Рассвета началась с момента рождения Виссариона, то есть с 14 января 1961 . Празднуются три праздника : 14 апреля — официально День Земли (неофициально — день зачатия Виссариона), 18 августа — день падения Царства Силы и добрых плодов (неофициально — день путча) и 14 января — Рождество Виссариона «Христа» (неофициально — день рождения Сергея Торопа).
В 1992 году Вадим Редькин (бывший барабанщик ансамбля « Ласковый май ») последовал за Виссарионом и начал вести « летопись нового Свершения» . Вскоре начинают издаваться брошюры с заповедями «Единой веры» , а затем и книги « Священного Писания » — «Последний завет» . Появились и первые факты фальсификации , так датой первой проповеди Виссариона стали считать 18 августа 1991 года , подтасовывая под эту дату начало путча в Москве . В «Последнем завете» Виссарион формулирует учение «Единой веры» как путь духовного становления для всего человечества .
В 1990-е годы Виссарион проповедовал близкий конец света . Ощущения скорого Конца восприняли многие члены его общины . Однако, по словам А. А. Панченко , последователи Виссариона черпали сведения о грядущих катаклизмах не только из его проповедей, но и из сообщений различных « контактёров » . Виссарион не называл конкретную дату «конца света» и не утверждал непременную гибель всего человечества . В периодике Церкви последнего завета несколько раз появлялись публикации, направленные на то, чтобы успокоить последователей, ждущих «конца света» . Позднее, в середине 2000-х годов, Виссарион фактически запретил получение информации от «контактёров» , было замечено ослабевание эсхатологических настроений .
Виссарион считает, что технический прогресс ведёт к «самоуничтожению человечества» , что христианская церковь в России потеряет всякую значимость. В целом Виссарион относится к церкви как к образу антихриста , которая вступила на путь окончательной дискредитации [ неавторитетный источник ] .
История движения
Последователи Виссариона из России и других стран начали съезжаться в Красноярский край и расселяться в деревнях Курагинского и Каратузского районов рядом с «Учителем» (как они называли Виссариона). В октябре 1994 года последователи Виссариона официально зарегистрировались как «Община единой веры», а в декабре 2000 года организация была перерегистрирована в Министерстве юстиции РФ под названием « Церковь последнего завета ».
В 1993—1994 годах секта Виссариона напоминала по внешней атрибутике неокоммунистическое движение : организация коммун , предпочтение раннего Виссариона к красному цвету в одежде, игра в зарницы , культ личности Виссариона, романтические песни голодных энтузиастов, поверивших в «сказку» и т. д. . Однако в 1995 году «коммунистический» период закончился .
Весной 1995 года инициативная группа последователей Виссариона, имевшая в своём составе специалистов технического и гуманитарного профиля, мастеров народных промыслов и ремёсел, в тайге вблизи озера Тиберкуль начала строить эконоосферное поселение «Тиберкуль» , называемое также «Обитель рассвета». Для создания этого поселения администрации Красноярского края и Курагинского района выделили земельный участок площадью 250 га . По собственному волеизъявлению строители «Обители рассвета» приняли для себя принцип жития общинной общиной , объединили все финансовые средства и строительные материалы.
В декабре 2000 года организация Виссариона была зарегистрирована Министерством юстиции РФ .
В 2000 году сотрудники ФСБ в ходе всероссийской контртеррористической операции « Вихрь-Антитеррор » среди членов секты Виссариона задержали 35-летнюю Татьяну Нехорошеву-Соколову, предполагаемую активистку леворадикальной молодёжной организации « Новая революционная альтернатива », которая находилась в федеральном розыске по подозрению в организации террористического акта около общественной приёмной ФСБ в Москве в 1998 году. По оперативным данным, убежище Нехорошевой было предоставлено самим Виссарионом .
В 2001 году Виссарион пытался изнасиловать несовершеннолетнюю болгарскую девочку Чёчу, вследствие чего болгарские последователи Виссариона спешно покинули его секту .
В 2003 году Виссарион сделал официальные обращения к президенту России Владимиру Путину , Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II , к верховному муфтию Талгату Таджутдину и другим, где предложил свою «помощь» в управлении российским государством и народом .
В 2005 году Виссарион обязал последователей своей секты поддержать губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на выборах взамен на благодушное отношение и поддержку государством его секты .
Церковь последнего завета
Поселения
В деревнях Курагинского ( Петропавловка , Черемшанка ) и Каратузского районов к 2006 году было около 3-4 тысяч человек (в 2008 году Независимой газетой называлась цифра 4,5 тысячи , в 2009 году MIGnews называлась цифра в 5 тысяч человек , в 2011 году религиовед и историк также называют цифру « около 5 тысяч человек » ), кто продал свои квартиры и переехал туда на постоянное место жительства . По данным РИА «Сибирь» на 2005 год, « Реальное количество адептов Виссариона — около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае », а население «Города солнца» составляет « от 160 до 200 жителей » . В то же время электронное издание «Россия. Электронный энциклопедический словарь» также указывает цифру в « около 10 тысяч последователей » . С этой же цифрой в 2020 году согласились религиовед Р. А. Силантьев и философ и культуролог Н. П. Копцева .
В реализации этого эксперимента по созданию «нового общества» в различной степени участвуют последователи Виссариона, живущие в России (Москва, Санкт-Петербург), Белоруссии , Казахстане (Алма-Ата), Украине (Киев), Латвии (Рига), Молдавии , Болгарии , Германии и США . Среди последователей Виссариона преимущественно находятся представители среднего класса , а социальный состав рядовых членов включает в себя большое число бывших партийных и комсомольских функционеров . Также есть музыканты, художники, философы, эстрадная певица ( Светлана Владимирская ), отставные военные .
Особенности
- Существует « десятина » — каждый последователь Виссариона передаёт десятую часть доходов на счёт секты, на содержание Церковного совета секты и самого Виссариона .
- Разрешены любовные треугольники . Религиовед Л. И. Григорьева по этому поводу отмечала следующее:
Ещё одной проблемой последних лет стало возникновение гендерного дисбаланса. На одного мужчину с каждым годом становится по статистике всё больше женщин. Молодые, энергичные, они приезжают с надеждой найти здесь своё счастье. Не без рекомендаций и разъяснений Виссариона последние четыре года в общине стали возникать так называемые „треугольники“ — семьи с двумя жёнами. Для внешнего мира это объясняется так: если муж и жена разошлись, и у супруга возникла новая семья, то он не вправе бросать прежнюю жену и детей на произвол судьбы, да и куда им податься, на что жить. Но в материалах „для внутреннего употребления“ (одну из таких кассет прослушал в своё время весь Экспертный совет при Минюсте ) говорится совсем другое. Виссарион разъясняет, что женатый мужчина не может сам проявлять интереса к посторонним женщинам. Но если у женщины возникла „природная любовь“ к нему и он не против, то надо вначале посоветоваться с женой. Если она преодолела свой эгоизм и желает мужу счастья, то может разрешить ввести эту женщину в семью на правах кандидатки. Она же в идеале должна благословить и близкие отношения своего мужа с новой женой, подружиться с ней и совместно заниматься домом и общими детьми. Поскольку во многих личных проблемах: от хозяйственно-бытовых до самых интимно-личных самому верующему бывает разобраться сложно, то все вопросы могут быть коллективно обсуждены на закрытых собраниях „Единой семьи“ или на встречах с „Учителем“.
- Процветает доносительство последователей друг на друга, в лучшем случае неугодные последователи становятся изгоями секты .
- Введён тяжёлый физический труд , строгая вегетарианская диета . От чрезмерного пристрастия к веганству последователей Виссариона в Тиберкуле у них прослеживается недостаток кальция , а также животных белков , что отрицательно сказывается на здоровье поселенцев: инфекционные заболевания почек , опущение почек и повышенная кислотность мочи . Многие члены больны раком и ВИЧем , но не обращаются за помощью к врачам, поскольку считают, что их может вылечить Виссарион прикосновением рук . Есть сведения о случаях дистрофии , без вести пропавших , получивших инвалидность и покончивших жизнь самоубийством последователях его секты . Многие последователи, продав своё имущество в секту, вынуждены сами проживать в нищенских условиях, без дохода и средств к существованию . Философ и культуролог Н. П. Копцева указывает, что у Церкви последнего завета «имеются элементы деструктивной религиозной организации», к числу которых она относит «контроль приёма пищи у своих адептов», когда «в середине нулевых годов община Виссариона имела запреты не только на мясную пищу, но и на молочную пищу, яйца», а среди членов «были не только вегетарианцы, но и веганы, причём по самой жесткой схеме» и «в конце 90-х телевидение показывало вот этих людей с дистрофией» . При этом она отмечает, что в ходе проведённой прокурорской проверки были установлены нарушения, и хотя община сделала режим пищевого контроля более мягким, вегетарианство сохранилось. Подчеркивается следующее: «То, что такая жёсткая корректировка приёма пищи безусловно может явиться вредной для здоровья отдельных людей, это факт. То есть, предписывать строгое пищевое поведение, настаивать на этом — здесь могут быть элементы нанесения вреда здоровью» . Касательно самой организации она указывает, что жители Курагинского района относятся к Церкви последнего завета, как к достаточно успешному бизнес-проекту, и высказывает мнение, что: «Это очень мощная экономическая структура. В общине налажено производство экологически чистой продукции, рукоделие, ремесленное производство.. Если раньше, например, в девяностые годы, речь шла о каких-то действительно религиозных откровениях, то сегодня люди, наблюдая со стороны за деятельностью организации, скорее относятся к этому как к успешному бизнес-проекту» .
- Доктрина на принятие Виссариона в качестве второй реинкарнации Иисуса Христа и запрет последователям на самостоятельное принятие решений по духовным вопросам. Последователям секты предлагается полный отказ от материальных средств. При этом сам Виссарион не отказывает себе в алкоголе [ неавторитетный источник ] .
- В 2002 году в общине Виссариона возникла ветвь , отделяющая себя от остальной организации «Церкви последнего завета».
Критика
Большей частью люди попадают в секту Виссариона либо боясь конца света, либо поверив в красивые слова Виссариона о том, что нужно творить духовное, при этом мало обращают внимание, что Виссарион вовсе не стремится сам соответствовать своим словам . Виссарион владеет методом эриксоновского гипноза , на его проповедях люди часто засыпают, а во время т. н. «слияний с Учителем» происходит зомбирование последователя его секты.
Виссарион запретил своим последователям просмотр своих ранних проповедей 1991—1994 гг., так как они совершенно не соответствуют современным проповедям Виссариона .
Проверки Курагинского РОВД
В 1995 году в ходе проверки деятельности общины Виссариона Курагинским РОВД были установлены факты смерти нескольких виссарионовцев. Так 1 мая 1995 года в деревне Гуляевка от истощения умер С. А. Богданович (род. 1968), в посёлке Курагино в доме № 3, расположенном на улице Ломоносова, умер от сердечной недостаточности уроженец Риги Е. К. Минаев (род. 1947), проживавший до самой своей смерти в селе Петропавловка без прописки . 15 сентября 1995 года в общежитии Моторинского ОПКЛК от двустороннего воспаления лёгких умер четырёхлетний Эдуард Куклин (род. 1991), чья мать верила в наставление Виссариона о том, что плоть должна «сама себя излечивать», и поэтому отказалась обращаться за медицинской помощью в больницу, предпочтя лечить ребёнка исходя из опыта П. К. Иванова , обливая сына каждые два часа «заряженной водой» .
Кроме того, в ходе той же проверки были выявлены факты девиантной и противоправной деятельности некоторых членов общины:
При проверке заявления жительницы п. Курагино Карпенко В. П. было установлено следующее: несовершеннолетняя Скалова Мария Андреевна, 21.12.77 года рождения, прибыла из Москвы в с. Имисское в начале 1994 года в общину „Единой веры“. За курение и позднее возвращение с танцев её выгнали из общежития. Скалова стала проживать с несовершеннолетним Мальцевым В., судимым... Доставленная 07.02.95 в ГППН РОВД Скалова пояснила, что её родители проживают в Москве — Скалова Л. В. — советник МИД России , отец — Скалов А. Г. — коммерческий директор фирмы „Арвис“, с родителями постоянно конфликтовала, бросила школу. Отец помещал её в психиатрическую больницу . В этот же день Скалова была направлена в ПНД г. Абакана , на следующий день за ней на самолёте прилетел отец.
27 мая 1995 года за административное правонарушение были доставлены несовершеннолетний Соболев И., 1978 года рождения, и совершеннолетний Спиридонов А., 1973 года рождения. В своём объяснении несовершеннолетний Соболев пояснил, что приехал из г. Кирова летом 1994 года в п. Курагино, работал на тяжёлых работах в Моторском ОПКЛК, в общине кормили плохо. Когда просился обратно, сказали добирайся сам. Из общины выгнали его и Спиридонова за нарушение режима питания.
Уголовное преследование (2020)
22 сентября 2020 года задержан в ходе специальной операции сотрудниками ФСБ России вместе с другими руководителями общины — Вадимом Редькиным и Владимиром Ведерниковым, которым Следственным комитетом Российской Федерации были предъявлены обвинения по факту незаконной деятельности религиозной организации и по подозрению в осуществлении в отношении людей психологического насилия — создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (ч. 1 ст. 239 УК РФ ), и причинении тяжкого вреда здоровью двух и более лиц (п. «а», «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ ) . Были изъяты крупная сумма денег наличными, золотая корона, оккультная атрибутика, а также оружие и боеприпасы . Основаниями для задержания послужила двухлетняя оперативная разработка общины, когда в одной из деревень виссарионовцев было обнаружено тело младенца, родителям которого Виссарион запретил обращаться за медицинской помощью к «мирским» врачам, а также предсмертная записка одного из последователей Торопа, который продал всё своё имущество и, стремясь к лучшей жизни, желал вступить в общину, но не был принят, и из-за этого покончил жизнь самоубийством . Потерпевшими выступают двое граждан — Кистерский и Мизгарёв, которые провели в общине более десяти лет, чьи психические расстройства следствие считает вызванными нахождением там . 19 января 2021 года Центральный районный суд Новосибирска расширил круг потерпевших лиц, добавив в общий список ещё 17 человек, которые заявлены как получившие моральный вред . 22 ноября 2021 года следствие уточнило обвинение Торопу, Редькину и Ведерникову. В деле о создании организации, посягающей на личность и права граждан, количество потерпевших увеличилось с 19 до 21. При этом из них 14 заявили о причинении им морального вреда. Кроме того, обвинение в особо крупном мошенничестве предъявлено было Ведерникову руководившему школой «Истоки» и, по версии следствия, потратившему в период с 2017 по 2019 год на собственные нужды 5182839 рублей государственных средств .
По данным журналистов газеты « Коммерсантъ » Константина Воронова и Николая Сергеева, ссылающихся на сотрудников правоохранительных органов, руководство общины могут связывать дружеские отношения с бывшим министром лесного хозяйства Красноярского края , который был арестован в середине сентября 2020 года по обвинению в получении от лесозаготовительной компании ООО «Краслесторг» многомиллионных взяток, поскольку значительным финансовым источником Церкви последнего завета выступают заготовки древесины (в первую очередь кедровой сосны ) и постройки из неё домов. По данным следствия, члены общины являлись владельцами по меньшей мере двух компаний, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели , скупавших лес, а также многие виссарионовцы частным образом без какой-либо регистрации в налоговых органах занимались заготовками леса. Кроме того, их компании периодически выигрывали различные тендеры , которые объявляли власти Красноярского края, в том числе подряд на строительство объектов (включая беседки, срубы и сцены) для проведения в Красноярске Универсиады 2019 года. Один из создателей Церкви последнего завета глава крупной строительной компании, занимающейся постройкой бань и загородных домов класса премиум, стоимость которых составляет от 10 млн руб., где в настоящее время живут многие руководители Красноярского края. По данным правоохранительных органов, от 20 до 50% дохода при осуществлении таких сделок поступало в теневой бюджет Церкви последнего завета. По данным газеты, на сегодняшний день «расследуется с десяток уголовных дел, возбуждённых по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений), фигурантами которых являются последователи ЦПЗ», отмечая, что в будущем «все эти дела, очевидно, объединят в одно производство, при этом религиозная составляющая расследования, скорее всего, окажется на втором плане» .
Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов в докладе перед депутатами Законодательного собрания Красноярского края дал, в частности, следующую оценку уголовному преследованию: "Дело носит ярко выраженный заказной характер. В результате сформирована глубоко порочная правоприменительная практика, которую теперь можно применить практически к любой религиозной организации на территории России. С 22 сентября 2020 года ни одна церковь, ни одна группа верующих на территории нашей страны, где собирается десятина и звучит проповедь о том, как правильно жить верующему, не может чувствовать себя в безопасности. Прецедент создан. Вообще все мы сейчас являемся очевидцами грандиозного скандала. Усилиями нескольких высокопоставленных генералов российская государственная вероисповедная политика (до недавнего времени весьма мудрая и взвешенная) отброшена на 60 лет назад, в беспросветную хрущевщину".
23 сентября 2020 года Центральный районный суд Новосибирска вынес постановление об избрании в отношении обвиняемых Торопа, Редькина и Ведерникова меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца, до 22 ноября . Сам Тороп содержится в одиночной камере СИЗО-1 Новосибирска . 7 октября 2020 года Новосибирский областной суд постановил апелляционную жалобу адвоката Маринкиной оставить без удовлетворения, тем не менее адвокат Торопа выразила намерение подать кассационную жалобу в Восьмой кассационный суд . 18 октября 2020 года Тороп, Редькин и Ведерников были доставлены в Москву и помещены на карантин в СИЗО « Бутырка » для проверки на коронавирус ; в дальнейшем они должны будут пройти психиатрическую экспертизу в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского . 20 ноября 2020 года Центральный районный суд Новосибирска продлил всем троим срок нахождения под стражей до 15 января 2021 года . 30 декабря 2020 года оставил решение нижестоящего суда без изменения . Однако 13 января 2021 года, накануне 60-летнего юбилея Торопа, срок нахождения под стражей был продлен до 15 апреля 2021 года . 13 апреля Центральный районный суд Новосибирска продлил срок содержания под стражей Торопу, Редькину и Ведерникову «на три месяца, а всего до девяти месяцев 23 суток, то есть до 15 июля 2021 года» . 14 мая 2021 года Курагинский районный суд Красноярского края признал Владимира Ведерникова виновным в незаконном хранении патронов (ст. 222 ч. 1 УК РФ ) и приговорил его к 1,5 годам лишения свободы условно .
В начале декабря 2020 года по ходатайству следствия суд наложил арест на имущество Торопа (участок, на котором стоит дом, здание религиозного назначения и технику), Редькина (два дома, земельный участок и техника) и Ведерникова (два участка земли и доля в ещё одном, два здания, автомобиль, мотовездеход и прицеп). По мнению стороны защиты, основанием послужило то, что потерпевшие Д. В. Кистерский и Э. Ю. Мизгирёв заявили иски на сумму 7200 тыс. рублей и 5 млн. рублей соответственно; следствие полагает, что если обвиняемые смогут избавиться от имущества, то не выплатят ущерб потерпевшим в полном размере .
9 августа 2022 года уголовное дело в отношении Ведерников, Редькина и Торопа поступило в Железнодорожный районный суд Новосибирска, который отметил следующее: «По данным следствия Ведерников, Редькин, Тороп обвиняются в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью и руководстве таким объединением, в причинении вреда здоровью различной степени тяжести, а Ведерников, в том числе, в мошенничестве в особо крупном размере с использованием своего служебного положения». Редькину и Торопу вменяются часть первая статьи 239, пункты «а» и «б» части третьей статье 111, пункт «г» части второй статьи 112 УК РФ, а Ведерникову также часть четвёртая статьи 159 УК РФ .
1 сентября 2022 года Железнодорожный районный суд Новосибирска в лице судьи Олеси Пименовой приступил к рассмотрению уголовного дела и удовлетворил ходатайство государственного обвинителя Аси Овчинниковой, решив, что «в целях недопущения разглашения сведений, охраняемых федеральным законом, и обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, судом принято решение о проведении слушания в закрытом судебном заседании». Суд также отклонил ходатайство адвоката Торопа Ольги Маринкиной о возвращении дела прокурору, которая заявляла, что имеет место неполнота предварительного следствия и нарушения при составлении обвинительного заключения .
Оценки экспертов
Философ и культуролог Н. П. Копцева полагает, что неуверенное поведение, которое Тороп показал при задержании, говорит о том, что он представляет собой не действительного харизматического лидера , а всего лишь «какое-то информационное лицо этой организации» и «не столько реальный автор вот этих практик и техник, сколько какой-то своеобразный информационный образ, медийная персона». Кроме того она указывает, что «как только он оказывается без своих советников, экспертов, которые, наверное, рядом с ним были, вот он превращается в такую слабую личность» . Она считает, что «те люди, которые санкционировали его арест, имели на руках достаточно доказательств того, что это дело имеет какую-то перспективу» и «вряд ли эта история закончится очень быстро» .
Судебный эксперт и религиовед считает, что основанием для задержания послужило обнаружение трупов вблизи города Солнца, которые предположительно принадлежали людям, пытавшимся сбежать из организации и замёрзшим по дороге. А поскольку в самом поселении отсутствуют органы управления и врачи, то нет никого, кто бы мог официально юридически оформить факт ненасильственной смерти . Кроме того, он указывает, что «жалоб, заявлений о случаях физического, психологического насилия на самом деле огромное количество, но долгое время никто не предпринимал усиленных действий, чтобы это прекратить». В качестве таковых выступают «информация о насилии, доведении до самоубийства и даже покушении на изнасилование несовершеннолетней девочки — причем не только со стороны Виссариона, но и других мужчин». Также он обращает внимание на случай, когда мужчина, живший в поселении виссарионовцев, «уехал якобы в магазин за продуктами и сбежал» в Москву, где, используя социальные сети, «рассказал о том, что происходило в общине, о наказаниях, которым подвергались люди». Однако из-за активной деятельности многочисленных сторонников Торопа, которые последовательно занимались написанием жалоб «на каждое подобное обращение», всё свелось к тому, что «в итоге информации о всех фактах насилия была масса, но большинство уже заблокировано адептами пророка» .
Примечания
Комментарии
- Вместе с Торопом были задержаны два других руководителя общины — Вадим Редькин и Владимир Ведерников.
Сноски
- ↑ , с. 281.
- , с. 7.
- ↑ .
- ↑ .
- , Основателем и лидером Церкви Последнего Завета (ЦПЗ) – Сергей Анатольевич Тороп (Виссарион)., с. 138.
- , с. 649—650.
- ↑ Тепляшина О. от 29 сентября 2020 на Wayback Machine // ТВК , 24.09.2020
- ↑ .
- .
- ↑ .
- ↑ .
- .
- от 7 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 28.09.2020
- ↑ .
- ↑ , с. 2.
- ↑ .
- от 17 октября 2016 на Wayback Machine . Youtube
- ↑ .
- , с. 7.
- .
- от 18 сентября 2016 на Wayback Machine . Youtube.
- ↑ .
- .
- , с. 648.
- : «Послание внеземного разума предопределило и выбор имени Виссарион, означавшего — по мнению инопланетян и вопреки греческой этимологии — «дающий жизнь»».
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- Дата обращения: 6 ноября 2011. 27 января 2013 года.
- .
-
↑
*
от 23 сентября 2020 на
Wayback Machine
//
Новые Известия
: газета. — 22.09.2020;
- Забирова К. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия : газета. — 19.08.2020;
- Герасимов А. от 1 октября 2020 на Wayback Machine // Коммерсантъ : газета. — № 48. — 22.03.2000. — С. 12.
- от 25 сентября 2020 на Wayback Machine . Youtube .
- : «В 1991 году провозгласил себя Иисусом Христом во втором пришествии. С целью саморекламы проделал турне по 40 городам России».
- : «Мария Карпинская ... внучка академика Карпинского ... имела она связи и за рубежом. ... она, продав трехкомнатную квартиру в Москве, организовала первое международное турне новоявленного "мессии"».
- .
- ↑ , с. 503.
- .
- , По своей сути учение Виссариона – это христианство плюс восточные религии, включая теософию Блаватской и другие направления духовных исканий 19–20 вв. [...] Сейчас он окружен группой приближенных, с которыми заново интерпретирует Новый Завет, Ветхий Завет, учения ислама, иудаизма, буддизма и ряда других направлений религиозной мысли., с. 138.
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 4.
- , с. 8.
- Согласно своему учению, Виссарион считает себя евреем , потомком Рахеля , сына Иессея от 27 января 2013 на Wayback Machine //Благая весть, СПб, 1998
- Владимир Плесин от 14 марта 2016 на Wayback Machine //Земля обетованная, ¹1(12) 1996 г..
- .
- 23 ноября 2011 года. //Официальный сайт ЦПЗ
- . Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано из 13 июля 2011 года.
- : «В 1991 году ... В своих выступлениях вещал о близкогрядущем конце света, критиковал существующее положение вещей, и, наконец, призвал к спасению от общемирового катаклизма в «земле обетованной» — в Сибири, на юге Красноярского края».
- : «Виссарион утверждает, что Страшный Суд уже идет. Большая часть людей погибнет. Те, кто примет истину через Виссариона, будут перемещены в Царство Божие. ... спасутся лишь те, кто в решающий Судный День окажется на Тиберкуле».
- : «Ощущения скорого Конца Света — одно из характернейших настроений среди членов этой общины».
- : «в Церкви Последнего Завета середины 1990-х годов была широко распространена идея, что значительную часть людей (чаще всего речь шла о тех, «кто не принял Истину») в недалеком будущем все же ждет гибель».
- : «Надо сказать, что сведения о грядущих катастрофах черпались «последователями» не только из проповедей Виссариона, но и из сообщений «контактёров», которые по-прежнему пользовались большой популярностью в Церкви Последнего Завета. «Контактёров» было достаточно и среди самих виссарионовцев, однако в церкви циркулировали и тексты внешнего, «мирского» происхождения».
- : «Виссарион и его последователи не назначали конкретной даты конца света и не утверждали, что все человечество непременно ждет гибель».
- Клин Б. // Комсомольская правда . — 13.06.2011. 11 января 2021 года. «с предсказаниями Виссарион осторожен. Официально дат конца света не объявлял»
- : «В настоящее время на Земле начался сложный и ответственный процесс перехода Человечества в новое качественное состояние («Основные положения учения Виссариона»)».
- : «весной 1995 года в газете Церкви Последнего Завета «Земля Обетованная» сообщалось: ...«Вопреки представлениям многих, Апокалипсис отнюдь не конец света в буквальном смысле этого слова, ибо по космическим срокам Земля наша находится еще в середине своего пути развития»».
- : «В сентябрьском номере газеты «Земля Обетованная» за 2001 год сообщалось: ...«не стоит их бояться. Такое не раз случалось с вашей планетой и обходилось без серьезных катаклизмов, хотя на Земле происходили определенные процессы и явления, связанные с сближением планет. В Космосе это обычное явление»».
- : «Сам Виссарион, впрочем, вскоре после начала своей проповеди стал отзываться о «контактерах» и распространяемой ими информации довольно прохладно. ... В конце концов в Церкви Последнего Завета был введен фактический запрет на эти темы... в середине 2000-х годов Виссарион объявил, что дружественные землянам космические силы перестали «передавать» какую бы то ни было информацию; любой «контактер», а также распространитель подобных сведений неизбежно оказывался агентом враждебных сил».
- : «виссариониты за десять лет существования проделали заметную эволюцию в сторону смягчения доктрины и организационной жёсткости. Эсхатологические настроения в их идеологии постоянно ослабевают, конец света отодвигается и начинает пониматься «духовно»».
- .
- (недоступная ссылка)
- .
- : «Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. ... Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году ... Отныне определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам, коммунистические лозунги были упразднены».
- , с. 13.
- .
- .
- , с. 665.
- ↑ .
- ↑ .
- .
- .
- ↑ , Около 5 тысяч человек уже снялись с места, продали свои квартиры и поселились под г. Минусинском (д. Черемшанки и другие), в основном это люди из крупных городов (Москва, Петербург, Рига, Алма-Ата, Киев)., с. 138.
- , Церковь имеет ок. 10 тыс. последователей с центром в Красноярском крае, на берегу о. Тиберкуль.
- от 27 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия , 22.09.2020
- , Последователи учения Виссариона стараются жить общинами. Социальный состав общины – преимущественно люди среднего класса. Среди рядовых общины очень много бывших коммунистов и комсомольских работников., с. 138.
- ↑ .
- Владимир Леви от 21 октября 2013 на Wayback Machine // Журнал «Самиздат» , 18.04.2008 г.( (недоступная ссылка) )
- , с. 109.
- Ангел Грынчаров . от 7 марта 2014 на Wayback Machine // Булгарское обозрение
- .
- от 11 ноября 2011 на Wayback Machine //Психологическое радио
- .
- .
- .
- .
- ↑ от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Сибирь , 24.09.2020
- Алексей Ворошилов. , Август 2007 г.
- 3 мая 2008 года.
- от 28 сентября 2007 на Wayback Machine //газета Красноярской епархии РПЦ , 2007, № 7-8 (№ 66-67)
- от 24 декабря 2013 на Wayback Machine // «Земля Обетованная» 2006, № 5-6 (официальная газета Общины Виссариона)
- от 19 октября 2020 на Wayback Machine // Youtube
- .
- от 18 апреля 2016 на Wayback Machine // Youtube
- , с. 315.
- .
- , с. 322—323.
- ↑ .
-
*
от 2 октября 2020 на
Wayback Machine
//
Следственный комитет Российской Федерации
, 22.09.2020
- от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 22.09.2020
- от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 22.09.2020
- Ксения Аскерова, Михаил Котляр, Екатерина Костина от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // РБК , 22.09.2020
- . Российская газета . Дата обращения: 22 сентября 2020. 22 сентября 2020 года.
- . РИА Новости (20200922T1056). Дата обращения: 22 сентября 2020. 22 сентября 2020 года.
- от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // , 22.09.2020
- ↑ // Пятый канал , 22.09.2020
- от 30 января 2021 на Wayback Machine // Сетевое издание Om1.ru, 19.01.2021
- от 22 ноября 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 22.11.2021
- . Коммерсантъ (22 ноября 2021). Дата обращения: 22 ноября 2021.
- Татьяна Стриганова. . Новости Красноярска «NGS24.RU» . ООО "ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ" (18 марта 2021). Дата обращения: 16 июня 2023. 16 июня 2023 года.
- от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 23.09.2020
- от 12 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 02.10.2020
- от 28 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 07.10.2020
- от 24 октября 2020 на Wayback Machine // Сиб.фм, 19.10.20
- от 25 ноября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 20.11.2020
- от 10 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 30.12.2020
- от 21 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 13.01.2021
- от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // ИА REGNUM , 13.04.2021
-
*
от 17 мая 2021 на
Wayback Machine
//
ТАСС
, 14.05.2021
- от 17 мая 2021 на Wayback Machine // Интерфакс , 14.05.2021
- от 20 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 28.12.2020
- от 18 августа 2022 на Wayback Machine // Сибкрай, 09.08.2022
- от 2 сентября 2022 на Wayback Machine //Железнодорожный районный суд Новосибирска, 01.09.2022
- от 2 сентября 2022 на Wayback Machine // ТАСС , 01.09.2022
- Воронов К. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 01.09.2022
- Рузанова Н. // Российская газета , 01.09.2022
- от 28 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 26.09.2020
- .
Литература
Книги
- Оппозиционная религиозность в России. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России , 2000. — 372 с. — ISBN 5-7889-0032-8 .
- Балагушкин Е. Г. Глава V. Церковь Последнего Завета (синкретическое христианство Виссариона) // Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М. : Институт философии РАН , 1999. — Т. 1. — С. 160—223. — 244 с. ( ) ( )
- // Воробьёва М. В. Христианское разномыслие: Словарь. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2004. — 96 с.
- Григорьева Л. И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск: РИО КГПУ , 1999a. — 405 с.
- Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство : (Социально-философский очерк): Монография / Григорьева Л. И.; М-во образования Рос. Федерации. Сиб. гос. технол. ун-т. — Красноярск: СибГТУ , 2002. — 400 с. — ISBN 5-8173-0113-X .
- Дворкин А. Л. // Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования . — 3-е, пераб. и доп.. — Н. Новгород : Христианская библиотека, 2006. — 813 с. — 6000 экз. — ISBN 5-88213-068-9 .
- История религий в России: Учебник. — М. , 2001. — С. 521—524.
- Кантеров И. Я. // Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. — М. , 2006.
- Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру). — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ, 1996. — 80 с.
- Кураев А. В. // Кураев А. В. Дары и анафемы : что христианство принесло в мир? : размышления на пороге третьего тысячелетия / Диакон Андрей Кураев. — 5-е изд., испр. и доп.. — М. : Никея : Арефа, 2009. — 319 с. — ISBN 978-5-91761-001-6 .
- Максимов С. А. . — Белгород : Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 77 с. — («Библиотека православного миссионера»). от 4 марта 2016 на Wayback Machine ( )
- О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник Российской Федерации. — М. : Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации : Аналитическое управление., 1996. — («Оборона и безопасность — 8»).
- Пасечнюк Виктор, иерей. Кто есть Виссарион и что есть его учение? или Почему христианство не принимает учение Виссариона. — Каратузское: Издательство храма св. апостолов Петра и Павла, 2000.
- Радугин А. А. // Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М. : Центр, 2000. — 240 с. — ISBN 5-88860-053-9 .
- Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко . — СПб. : Питер , 2008. — 512 с.
- // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М. : Энциклопедия.
- Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Балагушкин Е. Г. , Баширов Л. А. Трофимчук Н. А. (рук.) Ю. П. Зуев (ред.).. — М. : Изд-во РАГС , Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы, 1996. — 286 с. — ISBN 5-7729-0008-0 .
- Глава XI. Современные нетрадиционные культы // / Под ред. И. Н. Яблокова .. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Высшая школа , 1998. — С. 171—177. — 480 с. (недоступная ссылка)
- , , § 11. Учение Виссариона // . — Владимир: ВЮИ ФСИН России , 2011. — С. 138. — 153 с. — 500 экз.
- Точка Александр. Секта. Ангелы умирают первыми. — М. : Детектив-Пресс, 2008. — 228 с. — ISBN 978-5-89935-084-9 .
- Филатов С. Б. // / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов . — М. ; СПб. : Летний сад, 2002. — С. 401—449. — 488 с. — ISBN 5-94381-058-7 .
- Хвыля-Олинтер А. И. , Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. — 83 с.
- Щипков А. В. / Рецензенты: д. ф. н., проф. Ю. Н. Солонин , декан философского факультета СПбГУ, к. ф. н. В. В. Аржанухин, зав. кафедрой религиоведения РГПУ. — СПб. : РХГИ , 1998. — С. 167—170. — ISBN 5-888-031-6.
- Jacek Hugo-Bader. Biała gorączka. — Wołowiec, 2009. — ISBN 978-83-7536-081-3 .
- Morawiecki Jędrzej. Syberyjska sekta wissarionowców jako fenomen społeczno-religijny. — Warszawa, 2010. — ISBN 978-83-7507-091-0 .
Статьи
- Анненко А. Н. // Газета «Новый взгляд на Хакасию». — 29.11.2007. 20 января 2013 года.
- Баранова М. // «„ Московский комсомолец “ в Красноярске». — 20-27.02.2008 г.. — № 8 . 4 марта 2016 года.
- Белова Н. // Вечерняя Москва . — 22.09.2020.
- Беспаленко П. Н. , Римский В. П. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет , 2009. — № 1 . — С. 3—13 .
- Воронов К., Сергеев Н. // Коммерсантъ . — 23.09.2020.
- // ИА „Банкфакс“. — 2003. — 25 марта.
- Вахтангишвили, Светлана. // журнал Неизвестная Сибирь. — 2009. — Вып. январь—февраль , № 1 . (недоступная ссылка)
- Верёвкина Е. // Интерфакс-Религия . — 07.10.2020.
- // « Мир религий ». — 2001.
- // «РИА Сибирь». — 09.02.2005 г..
- Григорьева Л. И. Виссарион-Христос // / Гл. ред. Н. И. Дроздов . — Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. — С. 104. — 736 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88329-005-1 .
- Григорьева Л. И. // Наука и религия . — 1999b. — № 2 . — С. 14—16 .
- Григорьева Л. И. // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции./ Москва, 22-23 февраля 1999 года. / Отв. ред. М. Н. Геншина.. — М. : Рудомино , 1999c. — С. 75—88. [ Архивировано] 15 июля 2019 года.
- Григорьева Л. И. // Религия и право . — 2000. — № 1 . — С. 17—19 .
- Григорьева Л. И. Этапы эволюции и новые тенденции социальных трансформаций в Церкви последнего завета // Личность, творчество и современность: Сборник научных трудов. Вып. 6 / Д. Д. Невирко . — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России , 2003a. — С. 103—111. — 366 с. — ISBN 5-7889-0083-2 .
- Григорьева Л. И. Социальный эксперимент и социальная альтернатива в новых религиозных движениях : (на примере общины Виссариона Минусинского (Красноярский край)) // Сибирь в XXI веке : альтернативы и прогнозы развития : науч.-практ. конф. (2003; Красноярск). Ч. 2 / М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. ун-т ; отв. за вып. В. А. Сапожников. — Красноярск: КГУ , 2003b. — С. 54—61.
- // «„ Московский комсомолец “ в Красноярске»/Деловая пресса. — 15-22.03.2000 г./22.03.2001 г.. — № 11(93) .
- . — , 18.08.2003. (недоступная ссылка)
- Зотова Н. (при участии К. Чурмановой и А. Сошникова). // Русская служба Би-би-си . — 07.10.2020.
- Иванов А. // Завтра . — 22.09.2020.
- // Психологическое радио. — 28.09.2011 г..
- Кантеров И. Я. // / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 553—554. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Кокоулин, Дмитрий. . — Центр священномученика Иринея Лионского , 06.10.2002 г.. 14 июля 2012 года. ( )
- Лабунский, Илья. Аргументы и факты : газета. — 2001. — № 30 (710) . //
- Левкин А. В. // Телеграф (Рига). — 24.10.2009 г..
- // Агентство религиозной информации « Благовест-Инфо ». — 10.10.2005 г..
- Лункин Р. Н. // Русское ревью. — Кестонский институт , 2008. — № 30 . 11 января 2015 года.
- Любимова Г. В., Бут М. О., Лугоненко Д. С. // . — Магнитогорск: МГТУ , 2012. — № 3 (37) . — С. 345—356 . — ISSN .
- Мейден, Игорь. // «Вести Сегодня». — 07.08.2007 г.. — № 179 (2430) . — С. 7 . (недоступная ссылка) ( ))
-
Метке Йорг Р.
//
Der Spiegel
. — 31.01.2005 г..
- // NEWSru.com . — 01.02.2005 г..
- Панченко А. А. // Новое литературное обозрение . — 2012. — № 117 . — С. 122—139 . — ISSN .
- Полторак, Ирена; Власов, Дмитрий. // журнал Патрон. — 2008. (недоступная ссылка) ( )
- Полынский, Андрей. // Православие.Ru . — Сретенский монастырь , 2000. 8 марта 2006 года.
- Полынский, Андрей. // Газета «Трибуна». — 19.05.2005 г..
- Рак, Любовь. // Красноярский рабочий . — 22.09.2004 г.. 31 октября 2010 года.
- Рак, Любовь. Труд : газета. — Молодая гвардия , 2004. — № 25 . //
- Савицкий В. В. // Выступление в Санкт-Петербурге на пресс-конференции 02.10.95 г. в Доме журналистов.
- Самоделова С. // Московский комсомолец . — 25.09.2020.
- Саськов, Игорь. // газета « Сегодня ». — 22-24 марта 2000 г.. 23 декабря 2006 года. ( )
- Саськов, Игорь. // газета « Итоги ». — 24.03.2000 г.. — № 64 . 10 марта 2005 года. ( )
- // MIGnews.com . — 29.08.2009 г..
- Сидорчик А. // Аргументы и факты . — 23.09.2020.
- Скойбеда Ульяна , Кулагин Александр. // Комсомольская правда . — 11.07.2011 г.. (недоступная ссылка) ( )
- Сопов, Владимир. // Коммерсантъ-Власть . — 18.11.1991 г.. — № 44 (88) .
- // Телеграф (Рига). — 07.10.2005 г.. 2 августа 2012 года. ( )
- Столяров П. Н. // Центр апологетических исследований. — 2000. — С. 1—8 .
- Ульянов, Владимир. // Трибуна. — 13.07.2005 г.. — № 123 . — С. 13 . ( (недоступная ссылка) )
- Филатов С. Б. Церковь последнего завета (Община единой веры, виссариониты) // / Отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов . — М. : , , 2006. — Т. 4. — С. 258—266. — 366 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98704-057-4 .
- Филькина А. В. // Вестник Томского государственного университета . Философия. Социология. Политология.. — Томский государственный университет , 2012. — № 1(17) . — С. 171—185 . 22 февраля 2014 года.
- // DELFI . — 15.01.2013 г..
- Хасьянова А. // Россия 24 . — 22.09.2020.
- Чалкин, Александр. // Русский журнал . — 12.07.2002 г.. 3 апреля 2012 года.
- Чернявский, Александр. Независимая газета : газета. — 15.04.2008 г.. (недоступная ссылка) //
- Schwabe Alexander. // Der Spiegel . — 06.11.2003.
- Traynor, Ian. // The Guardian . — 24.05.2002.
Видео
- пресвитера Олега Стеняева с Виссарионом 13 июня 1995 в Москве.
- // РТР . — 2005.
- BBC , 2009 .
- // Всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста.
- Астахова Л. С. // Faith & Fiction. — 2020. — 25 сентября. — Дата обращения: 18.10.2020.
- Жосул Е. В. // RE:Акция. — Телеканал Спас , 2020. — 1 октября. — Дата обращения: 18.10.2020.
- Жосул Е. В. // RE:Акция. — Телеканал Спас , 2020. — 5 октября. — Дата обращения: 18.10.2020.
- Зенин С. // Вести недели с Дмитрием Киселёвым . — Телеканал Россия 24 , 2020. — 27 сентября. — Дата обращения: 18.10.2020.
- Пиманов А. В. // « Человек и закон ». — Первый канал , 2020. — 2 октября. — Дата обращения: 18.10.2020.
- Собчак К. А. // Док-Ток . — Первый канал , 2020. — 25 сентября. — Дата обращения: 18.10.2020.
- Собчак К. А. // Док-Ток . — Первый канал , 2020. — 15 октября. — Дата обращения: 18.10.2020.
Ссылки
- .
- .
- 2020-06-28
- 1