Росселли, Козимо
- 1 year ago
- 0
- 0
Козимо Ба́ртоли ( итал. Cosimo Bartoli ; 20 декабря 1503 , Флоренция — 25 октября 1572 , там же) — итальянский литератор, переводчик , искусствовед, дипломат . Гуманист эпохи Возрождения .
Дворянин и флорентинский академик.
Сперва был секретарём кардинала Джованни де Медичи. Позже состоял на службе у Козимо I, великого герцога Тосканы . Исполнял также обязанности секретаря герцога. В 1560 году был назначен послом Козимо I в Венецию , где издал рукописи своих произведений и переводов зарубежных сочинений.
Козимо Бартоли считается энциклопедистом своего времени.
В 1567 г. в Венеции Бартоли издал книгу «Ragionamenti accademici sopra alcuni luoghi difficili di Dante» («Академические рассуждения по поводу нескольких трудных мест у Данте»). Написанный «лёгким» языком, в форме оживлённой беседы, труд посвящён, главным образом, литературной критике произведений Данте Алигьери .
Большая часть третьей главы («третьего рассуждения») отведена музыке, в частности, вопросам музыкальной эстетики. Вначале Бартоли даёт обзор наиболее заметных композиторов, работающих или недавно работавших при крупнейших аристократических дворах Италии, главным образом, (многочисленных в то время) представителей франко-фламандской школы. В его похвальном списке , Климент-не-Папа , Киприан де Роре , Якоб Аркадельт , Филипп Вердело , Костанцо Феста , Хенрик Изак , Антуан Брюмель , Жан Мутон , Франческо Кортечча и другие. Деятельность Окегема по свой значимости Бартоли сравнивает с творчеством Донателло , а Жоскена ставит в один ряд с Микеланджело — «тот и другой открыли нашим глазам все цвета, которыми наслаждаются эти [музыка и живопись] искусства» . Затем автор переходит к исполнителям, среди которых лютнист Франческо да Милано , струнники и Аллесандро Стриджо , органист Моски́но. Суждения и оценки, которые Бартоли дал музыкантам своего времени, представляют собой зачатки нарождающейся художественной критики.
Как это свойственно многим ренессансным гуманистам, Бартоли не ограничивался какой-либо одной наукой, но изучал и трактовал различные темы, в том числе, вопросы геодезии, геометрии, литературы и истории. Провёл ряд математических и оптических исследований, результаты которых были им изложены в «Del modo di misurare le distantie».
Ряд его работ посвящён описанию живописных, архитектурных и скульптурных объектов и являются ценным источником по истории изобразительного искусства во Флоренции периода Чинквеченто . Его литературные произведения созданы, не в последнюю очередь, благодаря тесным личным связям Бартоли с такими художниками и архитекторами, как Микеланджело и Джорджо Вазари .
Среди его переводов работы по архитектуре и живописи Леона Баттисты Альберти («L’architettura» и «Della pittura») и Альбрехта Дюрера .
Лично Бартоли разработан в начале 1550-х годов архитектурный дизайн Палаццо Риказоли и скульптурное оформление сада, прилегающего ко дворцу Франческо Камилиани.