Interested Article - Сильмариллион
- 2020-08-11
- 2
«Сильмари́ллион» ( англ. The Silmarillion , произносится: /sɪlmaˈrɪljɔn/ ) — произведение английского писателя Дж. Р. Р. Толкина , изданное посмертно его сыном Кристофером .
«Сильмариллион» представляет собой сборник мифов и легенд Средиземья , описывающих с точки зрения Валар и эльфов историю Арды с момента её сотворения. Если во « Властелине колец » действие разворачивается в конце Третьей — начале Четвёртой эпохи Средиземья , то «Сильмариллион» рассказывает о событиях от создания мира до конца Третьей (коротко излагая и события «Властелина колец»). Воссоздаёт обширное, хотя и неполное, повествование, описывающее вселенную Эа, в которой находятся земли Валинора , Белерианда , Нуменора и Средиземья .
Место и время действия. Легендарное происхождение
Подразумевается, что действие «Сильмариллиона», как и прочих произведений Толкина о Средиземье, происходит в далёком прошлом Земли . Базируясь на этой идее, «Сильмариллион» в легендариуме Толкина выступает как переложение трёхтомного труда «Переводы с эльфийского» хоббита Бильбо Бэггинса , написанного им во время его пребывания в Ривенделле .
«Сильмариллион» — это история Войны эльфов-Изгнанников против Врага, все события которой происходят на северо-западе мира (в Средиземье). В него включено ещё несколько преданий о триумфах и трагедиях, однако заканчивается это всё катастрофой и гибелью Древнего Мира, мира долгой Первой эпохи.
Дж. Р. Р. Толкин в письме №131
Титульный лист книги содержит надпись рунами Тенгвара . Значение надписи следующее:
Истории Первой эпохи , когда Моргот обитал в Средиземье, а эльфы пошли на него войной за возвращение Сильмариллов , к которым прибавлены истории о падении Нуменора и о Кольцах власти и Третьей эпохе , в которую эти истории заканчиваются.
Эпоха
|
Длительность | Раздел «Сильмариллиона» / описание |
---|---|---|
Создание мира | — |
Айнулиндалэ
(Музыка Айнур)
Валаквента (о пантеоне Валар ) |
Эпоха Светильников | 33 573 года |
Квента Сильмариллион
Мелькор уничтожает Светильники Валар Созданы Аман и Средиземье Валар поселяются в Амане |
Эпоха деревьев | 14 373 года |
Квента Сильмариллион
Мелькор (Моргот) похищает Сильмариллы Унголиант уничтожает Древа Валар |
Первая эпоха (в Белерианде) | 590 лет |
Квента Сильмариллион
Эльфы сражаются с Морготом в Белерианде |
Вторая эпоха | 3441 год |
Акаллабет
:
Падение и затопление Нуменора |
Третья эпоха | 3021 год |
О Кольцах власти и Третьей эпохе
(краткое содержание « Властелина колец ») |
Четвёртая — Шестая эпоха | более 6000 лет | (По настоящее время, современный мир ) |
Сюжет
Айнулиндалэ и Валаквента
В первой части «Сильмариллиона», Айнулиндалэ («Музыка Айнур »), Толкин рассказывает читателю о происхождении своей вселенной — о великой битве до начала времён и о создании мира. В основе его космогонии , его модели происхождения вселенной, лежит « падение ангелов » .
Во вселенной Толкина Творец носит имя Эру («Единого»), его также называют Илуватар («Отец всего»). Ангелы — Айнур , бессмертные духи, «порождения его мысли». Низвергнутый ангел-бунтарь — Мелькор , чьё имя означает «восставший в могуществе». Ему противостоит Манвэ («Благословенный»). Поле битвы — Чертоги Безвременья — вечность, созданная Эру Илуватаром.
Илуватар задаёт Айнур тему и повелевает воплотить её в Великую Музыку. Голоса Айнур сплетаются в песнь, которая заполняет Пустоту. Мелькор, располагавший по воле Эру Илаватара знанием, превосходившим то, что было дано его собратьям, пытается вплести в Великую Музыку свои собственные помышления, желая «возвеличить славу и мощь назначенной ему роли», чем вызывает разлад. Илуватар дважды останавливает Великую Музыку и изменяет основную тему, но всякий раз нестройная песнь Мелькора звучит ещё яростнее, споря с нею. В конце концов Илуватар останавливает Музыку и представляет Айнур зримое, материальное воплощение исполненной ими Великой Музыки.
Узрев, что Айнур страстно желают осуществления всего увиденного ими, Илуватар создаёт материальную Вселенную (Эа) и Арду . Часть Айнур спускается в созданный мир, став Валар , властелинами Арды. Войдя в сотворённый мир, Валар становятся его неотъемлемой частью и формируют обитель для прихода Детей Илуватара — эльфов и людей. Мелькор, возжелавший полной власти над Ардой, объявляет её своим королевством. Против него выступает брат его, Манвэ; на помощь ему слетают многие духи, чтобы не помешал Мелькор завершению их трудов. Война продолжается тысячи лет, пока через нескончаемые разрушения мир не принимает окончательную форму.
Валаквента («Рассказ о Валар») подробно описывает Мелькора и каждого из 14 Валар, а также несколько Майар. Помимо этого излагается, как Мелькор соблазнил во время Великой Музыки многих Майар, в том числе Саурона и балрогов .
Квента Сильмариллион
Квента Сильмариллион («История Сильмариллов »), которая составляет основную часть книги, содержит взаимосвязанные повествования о событиях Первой Эпохи Арды , складывающиеся в трагическую сагу о трёх драгоценных кристаллах, Сильмариллах.
После Первой войны с Мелькором Валар воздвигли в Арде два Великих Светильника и создали первое королевство на острове Алмарен. Этому долгому миру пришёл конец, когда Мелькор тайно вернулся в Арду и низверг Светильники. Валар в Амане основали второе королевство Валинор . Йаванна вырастила два Древа Света , которые освещали Валинор, но оставляли Средиземье во тьме Мелькора. В более поздних эпохах эти деревья дали плоды, которые стали Солнцем и Луной .
В преддверии прихода Перворождённых Варда сотворила над Средиземьем новые звёзды. Тогда же на берегах озера Куивиэнен в центре Средиземья проснулись первые эльфы , что стало началом Первой эпохи Детей Илуватара . Через некоторое время слуги Мелькора обнаружили эльфов и начали на них нападать. Из похищенных эльфов Мелькор создал орков . Узнав о проснувшихся эльфах и о нападениях на них Мелькора, Валар и Майар вошли в Средиземье, где сразились с Мелькором. Победив и пленив его, Валар пригласили эльфов переселиться в Аман. Часть эльфов приняла приглашение, однако многие ( авари ) отказались, а часть эльфов, выйдя в поход, остановилась по пути. Из трёх народов, отправившихся в путь, Амана достигли все ваниар и нолдор , а также многие тэлери . В Белерианде остались те эльфы, которые позже стали зваться синдар . Ими правили король эльфов Тингол и Майа Мелиан .
В Амане Феанор , сын короля нолдор Финвэ , создал Сильмариллы — драгоценные камни, внутри которых был заключён свет Древ Валар. Тем временем Мелькор, которого Валар держали три века в заточении, после притворного раскаяния получил свободу. Освободившись, Мелькор начал распускать лживые слухи о том, что Финголфин хочет захватить власть, подняв мятеж против Финвэ и своего единокровного брата Феанора. Разлад среди эльфов привёл к изгнанию Феанора из Тириона. К нему присоединились его отец Финвэ и семь сыновей. На севере Валинора они выстроили крепость Форменос , в которой хранилось бесчисленное множество драгоценных камней, в том числе Сильмариллы.
Мелькор в конце концов отомстил Валар — он погубил Два Древа с помощью демона-паучихи Унголиант , после чего убил Финвэ, похитил Сильмариллы и скрылся в Средиземье. Здесь он восстановил мощь своих армий и уже через десять лет напал на эльфийское королевство Дориат , которым правили король эльфов Тингол и его супруга Мелиан . Так начались Войны Белерианда , длившиеся шесть столетий, до конца Первой эпохи.
Обезумевший от горя в связи с утратой Сильмариллов Феанор проклял Мелькора и нарёк его Морготом , Чёрным врагом мира. Феанор и его сыновья поклялись отомстить ему и любому, кто завладеет Сильмариллами. Феанор поднял бунт нолдор против Валар и повёл свой народ в Средиземье, устроив братоубийственную резню в Алквалондэ . После этого Мандос наложил на Феанора и его последователей проклятье. Финарфин вернулся в Валинор, Феанор же со своим войском на кораблях отплыл в Средиземье, предав Финголфина, который был вынужден вести своё войско через покрытый ледяными торосами залив Хелькараксэ, что привело к гибели многих его подданных.
Прибыв в Средиземье, нолдор под предводительством Феанора в Битве под Звёздами отразили нападение орков Моргота, но сам Феанор был убит балрогами . В 56 году Первой Эпохи Солнца Моргот сумел собрать новую армию, но эльфы не только одержали победу над легионами орков, но и полностью их уничтожили. Ангбанд подвергся осаде, продолжавшейся четыре столетия. В 455 году новые легионы орков повели в бой балрогов и огнедышащих драконов. В результате двух битв Моргот одержал полную победу, и эльфийские королевства Белерианда были разрушены одно за другим.
После уничтожения Морготом Древ Валар создали небесные светила — Луну и Солнце . С первым восходом Солнца в Хилдориэне , на крайнем востоке Средиземья, проснулись смертные люди , некоторые из которых позже пришли в Белерианд и поселились рядом с эльфами. В Дориате появился смертный Берен , влюбившийся в Лутиэн , дочь короля Тингола . Король пытался помешать их браку, поставив перед Береном, как он считал, невыполнимую задачу: принести один из Сильмариллов из короны Моргота. Берен отправился за драгоценным камнем, но был схвачен Сауроном , могущественным слугой Моргота; с помощью Лутиэн он бежал, прокрался в крепость Моргота и украл Сильмариллы из его короны, но был смертельно ранен, а Лутиэн умерла от горя. Однако она убедила Вала Мандоса вернуть к жизни Берена и себя, решив пожертвовать бессмертием ради не столь длинной жизни со своим возлюбленным.
Из смертных людей, друживших с эльфами, никто не получал так много заслуг и чести, как братья Хурин и Хуор . Хуор погиб в битве, но Хурина Моргот взял в плен и проклял его, чтобы он видел, как гибнут его сородичи. Сын Хурина, Турин Турамбар , был отправлен в Дориат, оставив мать и нерожденную сестру в королевстве отца (которое было захвачено врагом). Турин совершил много доблестных подвигов, величайшим из которых была победа над драконом Глаурунгом . Однако, несмотря на свой героизм, Турина терзало проклятие Мелькора, заставившее его невольно убить своего друга Белега , жениться и оплодотворить сестру Ниэнор , которую он никогда прежде не видел и которая потеряла память из-за чар Глаурунга. Прежде чем родился их ребёнок, заклятие было снято, когда дракон лежал умирая. Ниэнор, поняв кого она вынашивает, покончила с собой. Узнав правду, Турин бросился на меч.
Сын Хуора, Туор , участвовал в судьбе скрытого нолдорского королевства Гондолина. Он женился на эльфийке Идриль , дочери Тургона , Лорда Гондолина (второй брак эльфов и людей). Когда Гондолин пал из-за предательства Маэглина , Туор спас многих его жителей от гибели. Все эльфийские королевства в Белерианде в конце концов пали, и выжившие бежали в гавань у моря, созданную Туором. Сын Туора и Идриль, Эарендиль Полуэльф, женился на Эльвинг , имевшей в своей родословной Берена и Лутиэн. Эльвинг принесла Эарендилю Сильмарилл своих предков, некогда захвативших его у Врага, и, пользуясь его светом, Эарендил отправился через море в Аман за помощью к Валар. Валар вняли; они атаковали и победили Моргота, полностью разрушив его крепость Ангбанд и потопив большую часть Белерианда ; они изгнали Моргота из Арды. На этом кончается Первая Эпоха Средиземья. Оставшиеся два Сильмарилла достались последним оставшимся в живых сыновьям Феанора — Маэдросу и Маглору . Однако Маэдрос покончил с собой, прыгнув в огненную пропасть вместе с Сильмариллом, в то время как Маглор бросил свой Сильмарилл в море и провёл остаток своих дней, блуждая по берегам мира, воспевая свое горе.
У Эарендила и Эльвинг было двое детей: Элронд и Элрос . Как потомкам бессмертных эльфов и смертных людей, им был предоставлен выбор, к какому роду принадлежать: Элронд предпочел остаться с эльфами, его брат — с людьми. Элрос стал первым королем Нуменора и прожил до 500 лет, получив в обмен на свой выбор быть человеком довольно продолжительную жизнь.
Акаллабет
Акаллабет («Падение») содержит около 30 страниц и повествует о возвышении и падении островного королевства Нуменор , населённого Дунэдайн . После поражения Моргота Валар создали и подарили остров трем верным домам людей , которые помогали эльфам в войне против него. Благодаря милости Валар Дунэдайн обрели необычайные мудрость, силу и жизнь, более долгую, чем предназначено любой другой смертной расе, что делало их ближе к Высшим Эльфам Амана. Остров Нуменор располагался ближе к Аману, чем к Средиземью. Но суть заключалась в их блаженстве и принятии смерти. Падение Нуменора произошло в значительной степени из-за растлённого влияния Майа Саурона (главного слуги Мелькора), который возвысился во Второй Эпохе и попытался завоевать Средиземье.
Нуменорцы выступили против Саурона, который понял, что не сможет победить их в бою, и он сдался им в плен, чтобы отправиться в Нуменор. Там он быстро завладел сознанием короля Ар-Фаразона , убеждая его, что можно стать бессмертным, взрастив тем самым семена зависти, которую Нуменорцы начали питать к эльфам Запада и Валар. Все знания и всё могущество Нуменора были направлены на то, чтобы избежать смерти; но это только ослабляло их и приближало всё больше к неминуемой гибели. Саурон советовал начать войну против самих Валар, чтобы добиться бессмертия, и поклоняться своему господину Морготу, который, по его словам, мог исполнить любое желание. Ар-Фаразон основал мощную армию и флот, и поплыл против Амана. Валар и эльфы Амана, потрясённые горем из-за предательства, взывали к Илуватару о помощи. Когда Ар-Фаразон высадился, Илуватар уничтожил весь флот и утопил сам Нуменор в наказание за восстание против истинного правления Валар. Илуватар вызвал гигантскую волну, какой никогда прежде не видели, которая полностью разрушила и затопила остров Нуменор, убив всех, кроме тех Дунэдайн которые уже уплыли на северо-восток, с этого катаклизма изменились очертания практически всех земель Средиземья.
Физический облик Саурона также был погублен в руинах Нуменора, но как Майа его дух вернулся в Средиземье, не в состоянии больше принять ту прекрасную форму, которую он когда-то имел. Некоторые нуменорцы, сохранившие верность Валар, спаслись и отправились к берегам Средиземья. Среди уцелевших были Элендил , предводитель, потомок Элроса, и двое его сыновей, Исилдур и , которые спасли росток белого древа Нуменора, будущее древо Гондора. Они основали Нуменорские Королевства в изгнании: Арнор на севере и Гондор на юге. Элендил был Верховным Королём обоих королевств, но передал управление Гондором Исилдуру и Анариону. Могущество изгнанных королевств значительно уменьшилось по сравнению с Нуменором, «но дикарям Средиземья оно показалось очень великим».
В конце упоминается, что затонувший Нуменор стал называться «Аталанта». Это привело многих читателей к теории, что Нуменор — это Атлантида ; однако эта прямая связь была опровергнута самим Толкином, который утверждал, что это обыкновенное слово, созданное по правилу языка квенья .
О Кольцах Власти и Третьей Эпохе
Заключительная часть книги, состоящая примерно из 20 страниц, описывает события, происходившие в Средиземье во и Третьей Эпохах . Во Вторую Эпоху Саурон был на пике своей силы в Средиземье, в это же время эльфы выковали Кольца Власти во главе с Келебримбором . Саурон тайно выковал Единое Кольцо , вложив туда основную часть своей мощи, чтобы властвовать над всеми, что привело к войне между Свободными народами Средиземья и Сауроном, которая завершилась победой Последнего Союза, в которой эльфы и оставшиеся Нуменорцы объединились, чтобы победить Саурона, и так закончилась Вторая Эпоха. Третья Эпоха началась с прихода Единого Кольца к Исильдуру, который попал в засаду, где и потерял Кольцо в реке Андуин . В этой части также присутствует пересказ событий, предшествовавших и происходивших во « Властелине колец », включая угасание Гондора, возрождение Саурона, Белый Совет , предательство Сарумана и окончательное уничтожение Саурона вместе с Единым Кольцом, после чего магия в краях Средиземья начинает медленно исчезать.
Концепция и создание «Сильмариллиона»
Создание текста
Толкин начал работу над историями, которые в будущем легли в основу «Сильмариллиона», ещё в 1914 году , замыслив их как английскую мифологию , объясняющую происхождение английской истории и культуры . Значительная часть этих ранних работ была написана в то время, когда Толкин, английский офицер, вернувшийся с Первой мировой войны , из Франции , лежал в госпитале . Первую историю — «Падение Гондолина » — он закончил в конце 1916 года .
Автор назвал эту коллекцию легенд « Книгой утраченных сказаний ». Это название впоследствии стало заголовком двух первых томов « Истории Средиземья », которые включают эти ранние тексты. Истории изложены от лица морехода по имени Эриол (в более поздних версиях — англосакса Эльфвина), который обнаруживает остров Тол Эрессеа , на котором живут эльфы ; эльфы же и повествуют ему о своей истории. Однако Толкин так и не закончил «Книгу утраченных сказаний»; вместо этого он написал поэмы «Песнь о Лейтиан» и «Песнь о детях Хурина ».
Первой законченной версией «Сильмариллиона» были «Наброски мифологии» ( англ. Sketch of the Mythology ), написанные в 1926 году (позднее это произведение было включено в том IV «Истории Средиземья»). «Наброски» были 28-страничным рефератом, написанным для того, чтобы объяснить события, предшествующие истории Турина , Р. У. Рейнолдсу — другу Толкина, которому он посылал некоторые из своих текстов. «Наброски» Толкин развил в более полную версию «Сильмариллиона» — «Квента Нолдоринва» ( кв. Quenta Noldorinwa ), также включенную в том IV. «Квента Нолдоринва» стала последней завершённой непосредственно Толкином версией «Сильмариллиона».
В 1937 году, воодушевлённый успехом « Хоббита », Толкин отправил своему издателю, George Allen & Unwin , неполную, но всё же более развитую версию «Сильмариллиона», озаглавленную «Квента Сильмариллион» ( кв. Quenta Silmarillion ), однако издательство отклонило эту работу, признав её невнятной и «слишком кельтской » . Вместо публикации «Квента Сильмариллион» издатель попросил Толкина написать продолжение «Хоббита». Толкин начал было править «Сильмариллион», но вскоре действительно приступил к написанию продолжения, ставшего впоследствии « Властелином Колец » . Он возобновил работу над «Сильмариллионом» лишь после завершения «Властелина Колец» и очень желал опубликовать оба произведения вместе . Но, когда стало ясно, что это не представляется возможным, Толкин полностью посвятил своё время подготовке «Властелина Колец» к публикации .
В конце 1950-х годов Толкин вернулся к «Сильмариллиону», однако основная масса его трудов того времени была более посвящена теологическим и философским подтекстам его работ, нежели повествованиям. К этому времени Толкин начал сомневаться в фундаментальных аспектах работ, относящихся к самым ранним версиям «Сильмариллиона», и, похоже, чувствовал необходимость разрешить эти проблемы до окончания «финальной версии» книги. В это время он много писал на такие темы, как природа зла в Арде , происхождение орков , привычки и обряды эльфов, природа и значение перерождения Эльдар , а также об истории «плоского мира» и происхождении Солнца и Луны . В любом случае, помимо одного-двух исключений, в последние годы своей жизни он внёс в свой легендариум совсем немного изменений.
Посмертная публикация
В течение нескольких лет после смерти своего отца Кристофер Толкин занимался составлением повествования «Сильмариллиона». Намерениями Кристофера Толкина являлись максимальное использование поздних работ Толкина и обеспечение наибольшей возможной внутренней непротиворечивости произведения (а также непротиворечивости «Властелину Колец») , хотя он признавал, что полной непротиворечивости добиться, видимо, невозможно. Как объясняется в «Истории Средиземья», Кристофер использовал множество источников для своей работы, где возможно полагаясь на тексты, написанные позже «Властелина Колец», но иногда обращаясь даже к таким ранним произведениям, как «Книга утраченных сказаний» 1917 года для заполнения имеющихся пробелов в повествовании. В одной из глав «Квента Сильмариллион» («О разорении Дориата »), к которой Толкин не прикасался с начала 1930-х годов, Кристоферу пришлось составлять повествование практически с нуля . Окончательный результат, который включал генеалогии , карты, алфавитный указатель и первый напечатанный список эльфийских слов, был опубликован в 1977 году.
После публикации (в «Истории Средиземья») подробных объяснений Кристофера Толкина о том, как он составлял впоследствии напечатанную книгу, многие тексты «Сильмариллиона» активно критиковались читателями. Все признавали, что задача Толкина-младшего была крайне тяжёлой, учитывая состояние текстов его отца на момент смерти последнего; некоторые критичные фрагменты более не принадлежали семье Толкина, и Кристоферу Толкину пришлось изучить огромное количество черновых материалов. В более поздних томах «Истории Средиземья» он продемонстрировал множество различных идей, сильно отличающихся от опубликованной версии. Кристофер Толкин высказал мысль о том, что, если бы он затратил на анализ текстов больше времени и обладал доступом ко всем текстам, то книга получилась бы весьма отличающейся от изданной. Однако на него оказывали огромное давление читатели и издатели его отца, которые требовали выпустить нечто, пригодное для печати как можно скорее. Некоторые [ кто? ] считают, что определённые части «Сильмариллиона» есть продукт более сына, чем отца, и поэтому место книги в легендариуме активно оспаривается в определённых [ каких? ] кругах.
В октябре 1996 года Кристофер Толкин поручил художнику-иллюстратору Теду Несмиту создать полноразмерные полноцветные произведения для первого иллюстрированного издания «Сильмариллиона». Оно было опубликовано в 1998 году, за ним последовало второе издание 2004 года, включающее исправления в имеющиеся, а также дополнительные иллюстрации Несмита .
В 1980—1990-х годах Кристофер Толкин опубликовал большинство из текстов своего отца о Средиземье в 12-томной серии «История Средиземья». В дополнение к исходному материалу и ранним черновикам некоторых частей «Властелина Колец», эти книги значительно расширяют и дополняют оригинальный материал, изданный в «Сильмариллионе», во многих случаях отличаясь от него. Многое Толкин планировал исправить, но только наметил в комментариях и заметках, некоторые новые тексты всплыли на поверхность уже после публикации «Сильмариллиона». «История Средиземья» также ещё раз показала, насколько незавершёнными на самом деле были более поздние части «Сильмариллиона»: некоторые из них никогда не переписывались ещё со времён «Книги утраченных сказаний».
Влияние
«Сильмариллион» — сложное произведение, демонстрирующее влияние многих источников, основным из которых является карело-финский эпос « Калевала », особенно история Куллерво . Также очевидно влияние греческой мифологии: остров Нуменор , к примеру, напоминает Атлантиду . Толкин даже позаимствовал греческое слово «Атлантис» (Атлантида) и переделал его в квенийское слово «Аталантэ» (Падшая), обозначающее Нуменор, тем самым подчёркивая, что его мифология является отражением мифологии реального мира .
Греческая мифология также просматривается в образах Валар , которые позаимствовали многие свои атрибуты у олимпийских богов . Валар, как и олимпийцы, живут в видимом мире, но на высокой горе, отдельно от смертных . Однако же данная аналогия является достаточно приблизительной: образы Валар также содержат элементы и древнескандинавской мифологии . Некоторые из Валар обладают свойствами, делающими их похожими на асов , богов Асгарда . Например, Тора , физически наиболее сильного из богов, напоминают Оромэ , который сражается с чудовищами Мелькора , и Тулкас , физически сильнейший из Валар . Манвэ , владыка королевства Арды, в некотором отношении похож на Одина , «Всеотца». Толкин также говорил, что видит майа Олорина ( Гэндальфа ) как «странника, подобного Одину» .
Тема « падения ангелов » характерна для мифов творения большинства мировых религий. В христианстве об этом говорится в « Откровении Иоанна Богослова »: ангелы под предводительством архангела Михаила одерживают победу над падшими ангелами Сатаны , низвергнутого с небес .
В «Сильмариллионе» также повествуется о создании и падении эльфов. Это повествование похоже на историю создания и грехопадения человека, изложенную в Книге Бытия . Как и все работы Толкина, «Сильмариллион» оставляет место для поздней христианской истории, и в одном из черновиков Толкина Финрод , один из ведущих персонажей «Сильмариллиона», рассуждает о необходимости воплощения Эру (Бога) для спасения человечества .
Влияние средневековой христианской космологии проявляется, в частности, в мифе о создании Вселенной через исполнение божественной музыки, о гармонии ангельского хора и диссонансе, вносимом в его пение падшим ангелом . Работы Блаженного Августина , посвящённые музыке, равно как и обширная средневековая традиция божественной гармонии (более известной нам сегодня по « музыке небесных сфер ») служат основой для толкинского мифа о Творении.
Кельтские легенды демонстрируют своё влияние в истории об изгнании эльфов- Нолдор , которая заимствует некоторые элементы из истории Туата Де Дананн . Валлийское влияние сказывается в эльфийском языке синдарин , которому Толкин дал
…лингвистическое свойство, сильно схожее (хотя и не аналогичное) с британским валлийским языком… поскольку он хорошо подходит к довольно «кельтскому» типу легенд и историй, рассказываемых о говорящих на нём.
— Письма Дж. Р. Р. Толкина, письмо 144
Отражение в искусстве и адаптации
- Литература
- Наталья Васильева , Наталия Некрасова , « Чёрная книга Арды »
- Ольга Брилёва , « По ту сторону рассвета »
- Алексей Свиридов , « Звирьмариллион »
- Компьютерные игры
- Музыка
Событиям, описанным в «Сильмариллионе», посвящены тексты альбома « Nightfall in Middle-Earth » пауэр-метал-группы « Blind Guardian ». Также упоминания героев и событий книги находим в песнях групп « Эпидемия », «Айрэ и Саруман» и других. По мотивам «Сильмариллиона» создана рок-опера «Финрод-зонг» за авторством участников рок-ордена « Тампль ». Английская группа « Marillion » также взяла свое название от этого произведения, убрав его первый слог. Группа Summoning использует для своих текстов идеи, взятые из произведений Толкина, в том числе из Сильмариллиона.
Источники
- Tolkien, J. R. R. . — Boston : Houghton Mifflin, 1977. — ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Carpenter, Humphrey (editor). The Letters of J. R. R. Tolkien . — London : Allen & Unwin , 1981. — ISBN 0-04-826005-3 .
- Джон Р. Р. Толкин. Сильмариллион. — М.: АСТ Москва , 2009. — 432 стр.: ил. — ISBN 978-5-17-056902-1 , ISBN 978-5-403-00003-1 . (Внеклассное чтение)
- Дэй, Дэвид. Битвы Толкина. — Москва:Эксмо, 2019. — 256 p. — ISBN 978-5-04-097916-5 .
Примечания
- , #211 to Rhona Beare, 14 October 1958, last footnote
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письма 165, 211
- ↑ Дэй, Дэвид. Битвы Толкина. — Москва:Эксмо, 2019. — 256 p. — ISBN 978-5-04-097916-5 .
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письмо 115
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письма 131, 180
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письма 165, 180, 282
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письма 163, 165
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письмо 19
- Tolkien, J. R. R. (1993), Christopher Tolkien, ed., Morgoth’s Ring , Boston: Houghton Mifflin, Foreword, ISBN 0-395-68092-1
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письмо 124
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письмо 133
- Tolkien, J. R. R. (1993), Christopher Tolkien, ed., Morgoth’s Ring , Boston: Houghton Mifflin, ISBN 0-395-68092-1
- Tolkien, J. R. R. (1980), Christopher Tolkien, ed., Unfinished Tales, Boston: Houghton Mifflin, Introduction, ISBN 0-395-29917-9 (англ.)
- Tolkien, J. R. R. (1994), Christopher Tolkien, ed., The War of the Jewels, Boston: Houghton Mifflin, Part Three, Chapter V «The Tale of Years», ISBN 0-395-71041-3 (англ.)
- . Дата обращения: 30 июня 2011. 5 февраля 2013 года.
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письма 154, 227
- Tolkien, J. R. R. (1954), The Fellowship of the Ring, The Lord of the Rings, Boston: Houghton Mifflin (published 1987), «Note on the Shire Records», ISBN 0-395-08254-4 (англ.)
- Purtill, Richard L. (2003), J. R. R. Tolkien: Myth, Morality, and Religion, San Francisco: Harper & Row, pp. 52, 131, ISBN 0-89870-948-2 (англ.)
- Stanton, Michael (2001), Hobbits, Elves, and Wizards: Exploring the Wonders and Worlds of J. R. R. Tolkien’s The Lord of the Rings, New York: Palgrave Macmillan, p. 18, ISBN 1-4039-6025-9 (англ.)
- Garth, John (2003), Tolkien and the Great War: The Threshold of Middle-earth, New York: Houghton Mifflin Company, p. 86 (англ.)
- Chance, Jane (2004), Tolkien and the Invention of Myth: A Reader, Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky , p. 169, ISBN 0-8131-2301-1 (англ.)
- Письма Дж. Р. Р. Толкина, письмо 107
- Chance, Jane (2001), Tolkien’s Art: A Mythology for England, Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky , p. 192, ISBN 0-8131-9020-7 (англ.)
- Bramlett, Perry (2003), I Am in Fact a Hobbit: An Introduction to the Life and Works of J. R. R. Tolkien, Macon, Georgia: Mercer University Press, p. 86, ISBN 0-86554-851-X
- Morgoth’s Ring, Athrabeth Finrod Ah Andreth, pp. 322, 335
- (англ.)
Ссылки
- 2020-08-11
- 2