Массовое избиение в Благовещенске
- 1 year ago
- 0
- 0
Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории , описанный в Евангелии от Матфея . Согласно мнению ряда учёных, распространённый мотив , встречающийся во многих культурах, в мифах о «чудесном ребёнке» и его спасении (см. Избиение младенцев (мотив) ).
Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря ( 11 января ) , в католицизме 28 декабря .
Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея.
Согласно евангельскому рассказу, волхвы , пришедшие поклониться новорождённому Иисусу , не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца .
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов .
Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией ( Иер. ). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет , куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел .
Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: « Протоевангелие Иакова » и « Евангелие Псевдо-Матфея ».
Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, которое относят ко второй половине II века . Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея , в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой .
Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном , и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их .
Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии , который отказался сообщить о местонахождении своего сына.
Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.
Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии . По его мнению, это было совершено, «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:
Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут .
Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи.
Критики большого количества убитых младенцев обычно обращают внимание на то, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий . Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20 .
Иные ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии , предполагая, что жертв было гораздо больше. Некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем из-за переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву .
Предание об избиении младенцев отсутствует в античных нехристианских источниках. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия « Иудейские древности » — не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Царь Ирод Великий , который, согласно Евангелию, приказал убить младенцев, умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, 1 г. до н. э. ). Что согласуется с общепринятым воззрением на год Рождества — считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э. [ источник не указан 1094 дня ]
Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и ( англ. ) рассматривают предание как творческую агиографию . Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества . Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию , который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей . Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников .
Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения Ветхого завета» . Стивен Харрис и Раймонд Браун аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии . Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев .
« Coventry Carol » — английская рождественская песня ( кэрол ) XVI века традиционно исполнялась как часть библейской мистерии. Песня составлена в виде колыбельной , которую поют матери обречённым детям.
Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре , датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Эта мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.
Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона ( Джотто ), либо с трона, установленного на возвышении ( Маттео ди Джованни ).
Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета , убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями ( Гвидо Рени ), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.
А Брейгель Старший на своей картине (1566) перенёс сюжет из Вифлеема в зимнюю голландскую деревню.
В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к беззащитным людям. В ироническом же смысле (характе́рном для современного, постмодернистского обще(ственно)го контекста — см., например, описание концепции постмодерн(изм)а в трактовке У. Эко ) данное словосочетание может употребляться для описания очень легко доставшейся победы над кем- или чем-либо; при этом, в том же контексте, вполне возможно и двух- или даже более — (много)слойное смыслообразование в употреблении фразы — наподобие того, что случилось, в итоге, с задачей истребления всех младенцев города в описываемом эпизоде, и была ли цель достигнута.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|