Interested Article - Поклонение младенцу Христу со святыми Франциском и Иеронимом
- 2020-10-18
- 2
«Поклонение младенцу Христу со святыми Франциском и Иеронимом» — картина итальянского художника эпохи Возрождения Ридольфо Гирландайо из собрания Государственного Эрмитажа .
В центре картины на фоне пейзажа изображена Мария , склонившаяся над младенцем Христом . Возле неё стоит св. Иосиф , слева — коленопреклонённый Франциск Ассизский , справа также на коленях стоит св. Иероним . Над их головами — хоровод ангелов. Слева внизу красной краской нанесены цифры «630.» — они соответствуют номеру картины по эрмитажному каталогу 1797 года .
Первоначально картина была написана масляными красками и темперой на деревянном щите, однако в 1829 году реставратором А. Митрохиным была переведена на холст . Картина имеет размеры 173 × 174 см . Выставляется в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 215 .
Ранняя история картины была долгое время была неизвестна. Во второй половине XVIII века она принадлежала лондонскому антиквару Томасу Дженкинсу и считалась работой Пьетро Перуджино . В 1782 году она при посредничестве И. Ф. Рейфенштейна была приобретена для Эрмитажа . С авторством Перуджино картина была включена в рукописные каталоги Эрмитажа, начатые в 1773 (под № 2512) и в 1797 годах .
Г. Ф. Вааген в 1863 году в качестве автора назвал Франческо Граначчи и под этим именем картина фигурировала в эрмитажных каталогах вплоть до 1909 года. Он охарактеризовал картину как производящую сильное религиозное впечатление и отметил тщательную проработку деталей .
В 1866 году Кроу и Кавальказелле в качестве возможного автора назвали Ридольфо Гирландайо : «массивная фигура Иеронима контрастирует с фигурами Девы Марии и Франциска, а гладкие перетекающие цвета напоминают Граначчи. Но в то же время сильные, хорошо гармонирующие оттенки и энергичная светотень, а также атмосфера, которая пронизывает все группы, характерны для Гирландайо» . Они предположили, что именно об этой картине упоминал Джорджо Вазари в « Жизнеописаниях… » под названием «Рождество Христово» . Вот что писал сам Вазари:
Для монастыря Честелло ему был заказан образ на дереве с Рождеством Христовым, и, приложив наибольшие усилия, дабы превзойти состязавшихся с ним, он отдал этой работе все силы и всё старание, на какие был способен, и написал Богородицу, поклоняющуюся младенцу Христу, св. Иосифа и две коленопреклонённые фигуры святых Франциска и Иеронима. Там же изобразил он прекраснейший пейзаж, весьма напоминающий Сассо делла Верниа, где св. Франциск обрёл стигматы, с хижиной и поющими над нею ангелами; и вся эта работа отличается прекрасным колоритом и большой рельефностью .
Гаэтано Миланези в комментарии к этому фрагменту текста пишет, что после того, как монастырь на Флоренции перешёл под управление кармелиток из картина пропала . Здесь Миланези допускает ошибку: здание наоборот, сначала принадлежало кармелиткам и было обменено с монахами- цистерцианцами на здание церкви Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци. Впоследствии стало известно что картина пропала из монастыря в 1628 году во время переезда кармелиток в новое помещение; также упоминается что ещё в 1966 году в монастыре на прежнем месте сохранялась оригинальная рама от картины с написанной на ней датой MDXIII (1513 год) .
воЭ. К. Липгарт поддержал мнение Кроу и Кавальказелле и в качестве ближайшей аналогии назвал подписную работу Ридольфо Гирландайо «Поклонение пастухов со св. Рохом и св. Себастьяном» и датированную 1510 годом из собрания Будапештского музея изобразительных искусств (дерево, масло; 148 × 132 см; инв. № 68 ) . А. Г. Габричевский в комментариях к русскому переводу «Жизнеописаний…» ошибочно отождествил описание Вазари с этой картиной и назвал её «Рождество Христово» .
6 мая 1949 года на торгах в аукционном доме « Кристис » проходило повторение эрмитажной картины , его современное местонахождение не установлено.
Примечания
- Дата обращения: 6 декабря 2021. 6 декабря 2021 года.
- ↑ , с. 118.
- ↑ , с. 115.
- Дата обращения: 6 декабря 2021. 22 декабря 2021 года.
- , s. 39.
- , с. 524.
- , с. 523.
- , с. 10.
- , с. 536, прим. 1.
- , с. 116.
- Дата обращения: 6 декабря 2021. 6 декабря 2021 года.
- , с. 18.
Литература
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. И. А. Венедиктова и А. Г. Габричевского , под ред. А. Г. Габричевского. — М. : Искусство, 1971. — Т. V. — 786 с.
- Кустодиева Т. К. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XVI веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-93572-397-2 .
- Cavalcaselle G. B. , Crowe J. A. . — London: John Murray, Albemarle street, 1866. — Vol. III.
- Le vite de’piu eccelenti pittori, scultori ed architettori, scritte da Giorgio Vasari pittore Aretino con nuove annotazioni e commenti di Gaetano Milanesi . — Firenze, 1881. — Т. 6.
- Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
- 2020-10-18
- 2