Interested Article - Святая Анна (фреска из Фараса)

Святая Анна памятник нубийской стенной живописи , датируемый на период с VIII по первую половину IX века . Автор неизвестен. Памятник стенной живописи выполнен темперой по илистой штукатурке в технике а секко .

Работа была обнаружена в соборе Фараса (бывшая Нубия , современный Судан ) группой польских археологов во время одной из археологических экспедиций, которая проводилась в 60-е годы XX века под эгидой ЮНЕСКО (т.н. Нубийская кампания или Нубийская операция) . С 1964 года изображение находится в Национальном музее в Варшаве . После реставрационных работ была выставлена в VI зале Галереи Фарас имени Казимежа Михаловского .

Образ Святой Анны из Фараса используется в качестве логотипа Национального музея в Варшаве .

Место обнаружения фрески

Образ святой Анны был обнаружен на высоте трёх метров от уровня пола на северной стене северного нефа . Этот неф, вероятно, был предназначен для женщин, т.к. образ святой Анны в нём не был единственным женским изображением. Здесь находились портреты донаторок , святых дев, цариц, мучениц , матерей и целительниц. Многие из этих ликов, вероятно, предназначены были для частного почитания . Лик святой Анны был нарисован на первом слое штукатурки, покрытом вторым слоем с изображением королевы Марты .

Иконография изображения

Профессор Казимеж Михаловский возле фрески святой Анны в Национальном музее в Варшаве, 60-е гг. XX в., фот.

Изображение святой Анны сохранилось в виде отдельных фрагментов. На нём видны голова святой, верхняя часть правой руки, дотрагивающейся до губ и часть её плеч. Неизвестно, была ли святая изображена стоя или сидя .

По словам исследователя Казимежа Михаловского , фигура святой одета в мафорий , то есть плащ с капюшоном. Складки мафория отмечены чёрными линиями. Изнутри цвет капюшона бледно-жёлтый с фиолетовыми складками. Чепец (между капюшоном и лицом) изображён в виде жёлтой вуали . Лицо святой немного вытянуто в длину, прямой и длинный нос затенён справа фиолетовой линией, спускающейся от арки брови. Кончик носа отмечен чёрной, изогнутой линией. Уголки рта святой очерчены тёмно-фиолетовым контуром и опущены вниз. Глаза с чёрными зрачками широко открыты и обведены пурпурными и чёрными линиями. Нижние веки окрашены светло-фиолетовым цветом, верхние — тёмно-фиолетовым. Первоначально брови были окрашены светло-фиолетовым цветом, на который впоследствии была наложена чёрная краска, что в результате дало тёмно-пурпурный оттенок. Голова святой не обрамлена нимбом , характерным для изображений святых. Рука с длинными, узкими пальцами светло-жёлтого тона обрамлена контуром фиолетового цвета. Правая ладонь святой поддерживает подбородок, а указательный палец с обозначенным на ним ногтём указывает на губы .

Символика жеста святой

На изображении святая Анна показывает указательным пальцем на рот. Существует несколько версий того, что этот жест значит. Возможно, это указание святой сохранять тишину и молчание. В такой же Божественной тишине, по словам Игнатия Богоносца , совершались три таинства, связанные с житием Богородицы: её девственность, непорочное зачатие и рождение Мессии . Иная теория гласит, что жест связан с тихой молитвой святой Анны. В египетском монастыре в подобный жест представлен на картинах с изображениями монахов, которые читают Псалтирь . В египетских и палестинских монашеских общинах и некоторых сектах существовала молитвенная практика, во время которой молитвы произносились шёпотом. Молящийся держал указательный палец у рта, веря, что этот жест оберегает от злых духов, которые стремятся завладеть орантом .

Надпись на фреске

На изображении находится фрагмент надписи: Святая Анна, мать Богородицы. Святая и... . В двух рядах по вертикали не хватает окончания текста. По словам исследователя Стефана Якобельского , надпись заканчивалась так: Святая и Мария или Святая и родительница Марии . Второй вариант, по его словам, соответствует принципу чтения регистра: по вертикали, от левой стороны, перед основным текстом. Одно из слов надписи выражено при помощи монограммы , которая появляется также в других текстах, датируемых периодом, когда нарисована была фреска. Эта монограмма встречается также в византийской живописи того времени .

Письменные источники

Имя святой Анны отсутствует в каноническом Святом Писании . Святая упомянута в апокрифическом Протоевангелии Иакова , а также в Евангелии Псевдо-Матфея и других апокрифических источниках. Все они описывают события, связанные с рождением Богородицы . Текст сложен по образцу из Ветхого Завета , где рождение библейских патриархов является результатом божественного воздействия на женское бесплодие . Святая Анна и её супруг Иоахим , набожный еврей из рода царя Давида , не имели потомства, что в обществе считалось позорным. Благодаря молитвам и вере в божественное вмешательство, Анна понесла в пожилом возрасте и родила дочь, которая впоследствии стала матерью Христа . По традиции Анну и Иоахима называют богоотцами . В предании (известном также в Египте ) говорится также о том, что Мария родилась в Вифлееме , городе, который считается местом рождения Анны .

Культ Святой Анны в Нубии

Считается, что культ святой Анны был распространён в Нубии. В первую очередь связано это с тем, что Анна была матерью Марии, и, следовательно, бабушкой Иисуса Христа. По мнению исследовательницы , нубийки молились, прося у неё заступничества во время беременности и после неё, а также за здоровье своё и своих детей. О культе святой Анны в Нубии свидетельствует также наличие её второго изображения на втором слое штукатурки в том же нефе базилики в Фарасе. Эта фреска более поздняя. Изображена на нёй святая Анна на троне с маленькой Богородицей на коленях, возможно, во время грудного вскармливания . Сохранившиеся фрагменты фрески – спинка трона и надпись, которая описывает изображение – находятся в Национальном музее Судана в Хартуме .

Образ Святой Анны был также обнаружен в северном нефе церкви в вблизи Фараса. Фигура святой изображена стоя .

Примечания

  1. от 12 мая 2016 на Wayback Machine , Muzeum Narodowe w Warszawie.
  2. B. Mierzejewska, Święta Anna , в: Galeria Faras im. Profesora Kazimierza Michałowskiego. Przewodnik , ред. B. Mierzejewska, с. 154–157.
  3. K. Michałowski, Faras. Malowidła ścienne w zbiorach Muzeum Narodowego w Warszawie , с. 7.
  4. M. Kuc, от 31 августа 2016 на Wayback Machine , „Rzeczpospolita” 26.08.2014.
  5. K. Michałowski, Faras. Malowidła ścienne w zbiorach Muzeum Narodowego w Warszawie , с. 78–80.
  6. T. Dobrzeniecki, от 10 августа 2016 на Wayback Machine , „Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie”, 32 (1988), с. 95–196.
  7. S. Jakobielski, Legenda do malowidła Święta Anna , в: K. Michałowski, Faras. Malowidła ścienne w zbiorach Muzeum Narodowego w Warszawie , с. 286.
  8. Глава Protoewangelia Jakuba , в: Apokryfy Nowego Testamentu. Ewangelie apokryficzne , Т. 1, Narodzenie i dzieciństwo Maryi i Jezusa , ред. M. Starowieyski.
  9. Глава Ewangelia Pseudo-Mateusza , в: Apokryfy Nowego Testamentu. Ewangelie apokryficzne , Т. 1, Narodzenie i dzieciństwo Maryi i Jezusa , ред. M. Starowieyski.
  10. K. Michałowski, Faras. Malowidła ścienne w zbiorach Muzeum Narodowego w Warszawie , с. 59.

Литература

  • Apokryfy Nowego Testamentu. Ewangelie apokryficzne , Т. 1, Narodzenie i dzieciństwo Maryi i Jezusa , ред. M. Starowieyski, Kraków 2008. ISBN 9788373181380 .
  • Dobrzeniecki T., , „Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie” 32 (1988), с. 95–196.
  • Galeria Faras im. Profesora Kazimierza Michałowskiego. Przewodnik , ред. B. Mierzejewska, Warszawa 2014. ISBN 9788371009167 .
  • Kuc M., , „Rzeczpospolita” 26.08.2014.
  • , Muzeum Narodowe w Warszawie.
  • Michałowski K., Faras. Malowidła ścienne w zbiorach Muzeum Narodowego w Warszawie , Warszawa 1974.
Источник —

Same as Святая Анна (фреска из Фараса)