Interested Article - Вегетарианство и религия

Вегетарианское тхали из , Индия. Индийская кухня предлагает большое разнообразие вегетарианских блюд.

Вегетарианство играет значительную роль в таких индийских религиях , как индуизм , джайнизм и буддизм . Вегетарианство является обязательным для всех последователей джайнизма и широко практикуется в индуизме и буддизме махаяна . В авраамических религиях ( иудаизме , христианстве и исламе ) и в сикхизме отношение к вегетарианству явным образом не сформулировано, хотя в Библии есть очень четкие рекомендации по употреблению мясной пищи.

Индуизм

Многие индуисты практикуют вегетарианство и стараются руководствоваться в своей жизни принципом ахимсы (ненасилия) . Индуисты ценят жизнь животных, признавая связь, существующую между всеми живыми существами во Вселенной . Одной из характерных черт индуизма является почитание коровы . По этой причине, большинство индуистов не употребляют в пищу говядину . Употребление в пищу других видов мяса и рыбы часто сводится к личным предпочтениям и вкусам .

Степень строгости следования вегетарианской диете среди индуистов зависит от многих факторов . Как правило, нарушение диетических норм считается в индуистском обществе оскверняющим и чревато негативными последствиями для семьи и кастовой группы . Употребление в пищу продуктов, считающихся нечистыми или просто неприемлемыми, негативно воспринимается среди индуистов .

Тесно связанная с индуизмом аюрведа и смежные дисциплины детально объясняют эффекты, получаемые в результате употребления в пищу тех или иных продуктов . Аюрведа уделяет внимание не тому, насколько правильно употребление определённого вида пищи с ритуальной точки зрения, а тому, какое влияние это оказывает на здоровье человека .

Буддизм

В буддизме всегда велось много споров относительно вегетарианства .

Тхеравада

Во времена Будды , мясоедение не было запрещено, но было значительно ограничено . Буддийским монахам не разрешалось не только убивать животных для своего пропитания, но даже возделывать землю, так как такая деятельность неизменно влекла за собой убийство живых существ . Монахам позволялось принятие в пищу мяса, пожертвованного семейными людьми, но только в тех случаях, когда животное не было убито специально для них . В «Дживака-сутте» говорится, что монахам не следует есть поднесенное им мясо животного в трех случаях: если было увидено, услышано или подозревается, что это животное было убито для них . Также буддист не мог просить, чтобы его угостили мясом . Кроме того, Будда запрещал монахам есть мясо десяти существ: гиены, змеи, леопарда, лошади, льва, медведя, пантеры, слона, тигра и человека .

Махаяна

В таком тексте, как «Ланкаватара-сутра», утверждается, что бодхисаттва считает всех живых существ своими детьми и не может заниматься мясоедением . Говорится, что надлежащей пищей для бодхисаттв являются рис , зелень, зернобобовые , гхи , масло , мёд и сахар . О том, что употребление в пищу мяса является неблагим действием, говорится также в следующих сутрах махаяны : «Махапаринирвана-сутра», «Ангулимала-сутра», «Саддхарма-смритью-упастхана-сутра» (Сутра полной внимательности) . В длинной «Шурангама-сутре» говорится, что в практике самадхи важнее всего контроль над собой при соблюдении «нравственных предписаний» (шила), предполагающих отказ от сексуального возбуждения, от порыва убивать кого-либо, от импульса брать чужие вещи и от желания есть мясо . В махаянской «Брахмаджала-сутре» («Сутра о сетях Брахмы», не путать с тхеравадинской «Брахмаджала-суттой») изложены обеты бодхисаттвы: 10 основных обетов и 48 второстепенных. Третий второстепенный обет: «Нельзя вкушать мяса». Этот вариант обетов бодхисаттвы традиционен в буддизме Дальнего Востока (тибетская традиция следует другой линии передачи обетов бодхисаттвы: 18 коренных и 46 второстепенных).

В Японии основу диеты дзэн-буддийских монахов составляла вегетарианская кухня сёдзин рёри .

Ваджраяна

Крийя-тантра, относящаяся к так называемым «внешним тантрам», обязывает к «безукоризненной внешней чистоте» и к принятию «чистой пищи» — без мяса, лука, чеснока и алкогольных напитков .

В «Гухьясамаджа-тантре» утверждается, что сиддхи должны поедать «великое мясо» (махамамса) — плоть слона, лошади, собаки, коровы и человека, употреблять спиртные напитки и вступать в сношения в девицами презренных каст . Там также говорится, что для того, чтобы достичь «состояния алмазного существа», надо нарушать все моральные нормы (убивать, воровать, развратничать, лгать и так далее; см. Пять обетов ). Однако традиционно считается, что эти рекомендации следует понимать не буквально, а как определенную работу с психикой адепта, нацеленную на разрушение привязанностей к определенным религиозно-этическим принципам через парадокс и шок .

Обычаи. Современность

Далеко не все буддисты были или являются вегетарианцами . Вегетарианства придерживаются тхеравадинские монахи . В целом, в странах, где распространён буддизм тхеравады , вегетарианство считается желательным, но практикуется мало . Вегетарианство является важной религиозной нормой китайского буддизма . Исторически, когда жители японских рыбацких деревень обратились в буддизм, они не прекратили рыбный промысел и употребление рыбы в пищу . В высокогорных регионах Гималаев трудно выращивать достаточное для пропитания количество овощей . По этой причине тибетцы вынуждены были забивать животных на пропитание, но старались убивать как можно меньшее их число . Например, так как мясо одного яка может прокормить гораздо большее количество людей, чем мясо курицы, тибетцы предпочитали забивать одного яка вместо нескольких кур . Однако, в других буддийских контекстах, убийство больших животных считалось гораздо более худшим, чем убийство малых . Далай-лама XIV неоднократно призывал тибетцев если не отказаться от мяса, то хотя бы сократить его употребление до минимума. Также он объявил традиционную церемонию посвящения Калачакры с 2006 года строго вегетарианской .

Многие западные буддисты отдают предпочтение вегетарианской диете и считают, что все буддисты должны следовать вегетарианству . Такое отношение также повлияло на живущих на Западе буддистов из тибетской и других традиционно невегетарианских культур . В целом, однако, буддисты стараются не следовать догматическим взглядам как в этой, так и в других областях, считая, что это препятствует духовному прогрессу . Следовать или нет вегетарианской диете, как правило, является личным выбором каждого буддиста .

Надо отметить, что вегетарианство в индо-буддийской традиции связано не с «нечистотой» некоторых животных (например, свиньи в иудаизме, исламе, у адвентистов седьмого дня), а с сострадательным отношением ( каруна ) к ним и с принципом ненасилия ( ахимса ). Те буддисты, которые выбирают вегетарианство, обосновывают это следующим: если бы животных не ели, то их бы и не убивали .

Сикхизм

Сикхский свод правил поведения запрещает употребление в пищу халяльного мяса, то есть мяса забитых по мусульманскому обычаю животных . Одни сикхи рассматривают этот запрет как разрешение на употребление мяса животных, забитых другим способом, а другие — как полный запрет мясоедения . Основной священный текст сикхов, « Гуру Грантх Сахиб », не даёт ясного представления об отношении сикхов к вегетарианству . Гуру Нанак комментирует в ряде стихов отношение индуистских брахманов к мясоедению как к оскверняющей практике . Он, в частности, утверждает, что в круговороте жизни трудно быть свободным от насилия над другими живыми существами, к которым он также относит растения . В сикхских текстах также описываются истории о том, как поздние сикхские гуру занимались охотой и ели мясо .

На практике, большинство жителей Пенджаба употребляют в пищу гораздо меньше мяса, чем в среднем люди на Западе . Также как и индуисты, сикхи, как правило, исключают из своего рациона говядину . Исторически, это делалось из экономических соображений . Таким образом сохранялось поголовье коров и быков, обеспечивавшее крестьян молоком, использовавшееся для вспахивания земли и перевозки грузов .

Зороастризм

В зороастризме не существует ярко выраженных пищевых запретов. Основное правило — пища должна приносить пользу. Вегетарианство традиционно зороастризму не свойственно. В пищу можно употреблять мясо всех копытных животных и рыбу. Хотя корове отдаётся большое уважение, упоминания о ней часто встречаются в Гатах, практики запрета на говядину не существует. Также нет запрета на свинину. Тем не менее зороастрийцам предписывается бережное отношение к скоту, запрещаются дурное обращение с ним и бессмысленные убийства, предписывается ограничивать себя в потреблении мяса в разумных пределах.

Пост и сознательное голодание в зороастризме прямо запрещены. Существуют только четыре дня в месяце, в которые предписывается отказываться от мяса.

Иудаизм

См. также

Примечания

  1. Tähtinen, Unto. Ahimsa. Non-Violence in Indian Tradition (англ.) . — L. , 1976. — P. 107—111.
  2. (англ.) ; Lisa Portmess. Religious Vegetarianism From Hesiod to the Dalai Lama (англ.) . — Albany, 2001. — P. 37—91.
  3. . Sikhism: A Universal Message (13 марта 2009). Дата обращения: 26 мая 2009. 13 июля 2012 года.
  4. , p. 38
  5. , pp. 38-39
  6. , p. 90
  7. // Мадджхима-никая. Часть II: Срединные пятьдесят наставлений / пер. с англ. SV. — М. : Ганга, 2020. — С. 59-60. — 592 с. — (Палийский канон). — 1000 экз. ISBN 978-5-907243-42-2 .
  8. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие / под ред. В. Г. Лысенко. — М. : Ин-т философии РАН, 2003. — С. 100. — 246 с. — 500 экз. ISBN 5-201-02133-9 .
  9. Швачкина Л. И. Милосердие в индо-буддийской и конфуцианско-даосской культурных традициях: монография / рецензенты: д.ф.н. Ю.П. Тен, д.ф.н. Ю.П. Шичанина, д.ф.н. Е. Ю. Положенкова. — Шахты: ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2009. — С. 60. — 104 с. — 500 экз. ISBN 978-5-93834-556-0 .
  10. , p. 91
  11. Шабкар Цогдрук Рангдрол. / под ред. А. Кулика, К. Шилова. Пер. с англ. К. Петрова. Пер. с тиб. на англ. переводческой группы Падмакара. — СПб. : Уддияна, 2008. — С. -68. — 144 с. — 1500 экз. ISBN 978-5-94121-038-1 .
  12. Шабкар Цогдрук Рангдрол. // Абхидхарма Чой : сайт. 2 марта 2020 года.
  13. Судзуки Д. Т. Шурангама-сутра (Рёгонкё) // Антология дзэн-буддийских текстов / под ред. С. В. Пахомова, пер. с англ. М. А. Захаровой. — СПб. : Наука, 2005. — С. 89, 98. — 275 с. — 2000 экз. ISBN 5-02-026235-8 .
  14. // trubnikovann.narod.ru/Boommokyo.htm : сайт. 27 июня 2020 года.
  15. // Niponica. Тема номера: Здоровое питание в Японии : журнал, интернет-издание. — МИД Японии, 2023. — № 34 . — С. 6 .
  16. Андросов В. П. Крийя-тантра // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 259. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  17. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие / под ред. В. Г. Лысенко. — М. : Ин-т философии РАН, 2003. — С. 231. — 246 с. — 500 экз. ISBN 5-201-02123-9 .
  18. Лысенко В. Г. Буддизм и философия // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 23-24. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  19. Горбунова С. А. Китай: религия и власть. История китайского буддизма в контексте общества и государства / под ред. д. и. н. А. В. Ломанова, рецензия д. и. н. В. Н. Усова / Ин-т Дальнего Востока РАН. — М. : ИД "ФОРУМ", 2008. — С. 23. — 320 с. — 500 экз. ISBN 978-5-8199-0371-1 .
  20. , pp. 90-91
  21. Жиронкина Ю. Витязи сняли тигровые шкуры по настоянию Далай-ламы // Буддизм России : буддийский, буддологический журнал / под ред. А. А. Терентьева. — 2006. — № 40 . — С. 88, 89 .
  22. Швачкина Л. И. Милосердие в индо-буддийской и конфуцианско-даосистской культурных традициях: монография / рецензенты: д.ф.н. Ю.П. Тен, д.ф.н. Ю.П. Шичанина, д.ф.н. Е.Ю. Положенкова. — Шахты: ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2009. — С. 57, 59. — 104 с. — 500 экз. ISBN 978-5-93834-556-0 .
  23. , pp. 143-144
  24. , p. 144

Литература

  • Edwin F. Bryant . // Paul Waldau, Kimberley Patton A Communion of Subjects: Animals in Religion, Science, and Ethics. — N. Y. : Columbia University Press , 2006. — С. 194—203 . — ISBN 0231136420 .
  • Morgan, Peggy; Lawton, Clive A. (2007), (2nd ed.), Edinburgh: Edinburgh University Press , ISBN 0748623302
  • Стивен Розен . Вегетарианство в мировых религиях: Трансцендентная диета = Diet for Transcendence: Vegetarianism and the World Religions. — 3-е. — 2013. — 178 с. — ISBN 978-5-8205-0155-5 .
  • Швачкина Л. А. Милосердие в индо-буддийской и конфуцианско-даосистской культурных традициях: монография. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. — 104 с. — ISBN 978-5-93834-556-0 .
  • Святитель Тихон , Патриарх Московский и всея Руси. . М.: Новая книга, 1996. — 31 с. (Первое изд.: Архимандритъ Тихонъ (Беллавинъ) . // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб.: Типографія С. Добродѣева, 1895. — Томъ I. — С. 487-499. )
  • Питера Бранга . «Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней». / Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга: Языки славянской культуры; Москва; 2006. ISBN 5-9551-0138-1 .
Источник —

Same as Вегетарианство и религия