Кривцов, Сергей Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Андре́евич Фи́ксин ( 2 [15] августа 1907 , Смоленск , Смоленская губерния , Российская империя — 13 февраля 1978 , Фрунзе , Киргизская ССР , СССР ) — русский советский поэт и переводчик , член Союза писателей СССР (1949), кавалер ордена «Знак Почёта» (1958), заслуженный работник культуры Киргизской ССР (1974). За заслуги в области художественной литературы был отмечен почётными грамотами Президиума Верховного Совета Киргизской ССР и Президиума Верховного Совета Украинской ССР .
Был ответственным секретарём в составе правления и президиума Союза писателей Кыргызстана, затем редактором отдела поэзии в журнале «Литературный Киргизстан» (с 1955 года). Делегат II, IV и V Съездов писателей СССР . С фамилией поэта связывают становление Смоленской поэтической школы и русской поэзии Кыргызстана и возникновение в киргизском литературоведении вопроса о «культурном пограничье» у русских литераторов республики, столкнувшихся с новой для них культурой. По определению Краткой литературной энциклопедии , в творчестве Фиксина отражены темы формирования нового человека и дружбы народов, что в частности просматривается в его сборниках «Легко дышать» (1940), «Что скажет почта полевая» (1960), «Зона затопления» (1969), «Край синего и золотого» (1974). Печатался в « Молодой гвардии », « Новом мире », « Огоньке », « Октябре », « Смене » и других журналах . Сотрудничал с Александром Твардовским , Дмитрием Кедриным , Михаилом Исаковским , Николаем Рыленковым , Чингизом Айтматовым , Кайсыном Кулиевым и другими.
Родился 15 августа 1907 года в Смоленске в семье мелкого служащего . Окончив в 1918 году Смоленское начальное городское училище № 10, в разное время работал посыльным, тачечником на кирпичном заводе, грузчиком и чернорабочим. Работу совмещал с учёбой в средней школе. После её окончания в 1926 году поступил на рабфак , с которого выпустился в 1928 году . В двадцатых годах Фиксин стал членом Смоленского литературного объединения, в будущем ставшего основой Смоленской ассоциации пролетарских писателей . Также был сотрудником редакции газеты « Труд », участником литературного кружка «Наша весна» при редакции этого же издания .
Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом на Западном и Закавказском фронтах, его стихи начали публиковаться в газетах « Комсомольская правда », «Боец РККА» и «Боевой товарищ»; с 1945 года вновь печатался в своей родной смоленской газете « Рабочий путь » . Демобилизовавшись из рядов Советской армии в 1942 году по состоянию здоровья , Фиксин, по приглашению редакции « Советской Кыргызстана », переехал во Фрунзе . В 1949 году стал членом Союза писателей СССР . В столице Кыргызстана работал в газетах «Советская Киргизия», « », затем в — в 1952 его избрали членом правления и президиума . С того же года стал ответственным секретарём, с 1955 года — редактором отдела поэзии в журнале «Литературный Киргизстан» . Был делегатом II, IV и V Съездов писателей СССР .
Выйдя на пенсию, Сергей Андреевич получал персональную пенсию . Скончался 13 февраля 1975 года во Фрунзе после продолжительной болезни, похоронен на Северном кладбище .
С 1925 года Сергей Фиксин стал участником литературного кружка «Комсомолия» при молодёжной смоленской газете «Юный товарищ», в которой было опубликовано его первое стихотворение «Батрак». В составе литкружка участвовал в литературных вечерах в Доме работников просвещения (ДРП), посещал выступления Михаила Исаковского , Бориса Бурштына, Ефрема Марьенкова , Владимира Смолина, Александра Гитовича . Согласно воспоминаниям поэта, больше всего на него повлияли стихотворения Михаила Исаковского: большую часть его творчества Фиксин знал наизусть, но большее влияние на него оказало стихотворение «Матери». В «Комсомолии» Фиксин изучал дореволюционную и советскую литературы, теорию словесности , анализировал стихотворения. Фиксин не изучал прозу, за исключением работ от Василия Ардаматского . В 1927 году редакция газеты «Юный товарищ» включила первые стихотворения участников литкружка в сборник «Молодое» . В том же году «Комсомолия» была реорганизована в Смоленскую ассоциацию пролетарских писателей (САПП), Фиксина приняли в члены её правления .
Позднее, к САПП присоединились Александр Твардовский и Николай Рыленков . В начале жизни в Смоленске Твардовский поселился в Доме крестьянина, затем ему нашли «уголок в квартире одиноких старичков на Почтамтской улице», а после он переехал к Фиксину. Сергей Андреевич вспоминал :
Наш домик, покрашенный охрой , стоял на окраине города по Выгонному переулку — тихому, пыльному и малолюдному... Твардовскому сразу понравилось название нашего переулка. «От него пахнет парным молоком», — сказал он мне как-то в первые дни своего переселения...
Ранний Фиксин – типичный представитель смоленской школы, лирик с тонким ощущением природы, выверенным стихом.
В 1928 году Сергею Фиксину и Александру Твардовскому выдали мандат на поездку по стране от газеты «Юный товарищ» для изучения жизни и быта людей из Брянска , Орла , Курска , Харькова и Симферополя , оставляя заметки в местных газетах. Они публиковали свои наблюдения, стихотворения и заметки в «Правде молодёжи», « Курской правде », «Харьковском пролетарии», « Красном Крыму ». Исследователи предположили, что поэты хотели повторить романтику странствий Максима Горького по России . Находясь в Симферополе, Фиксин написал стихотворение «Севастопольский перевозчик» о перевозчиках с пристани Коминтерна , заманивающих к себе людей на Корабельную сторону города. На это стихотворение Твардовский отреагировал: «Пятаков я у тебя набрал бы на весь рупь, а остальному капиталу не завидую!.. Ни прибавить, ни убавить». Фиксин писал, что в то время Александр Твардовский был для него «человеком, ближе и дороже которого у меня тогда не было» .
После командировки Фиксин временно обосновался во Фрунзе : «Около года работал в Киргизии, тогда ещё незнакомой для меня стране небесных гор… Я, конечно, и не думал в то время, что спустя тринадцать лет вернусь сюда солдатом и навсегда обрету здесь свою вторую родину», вспоминал поэт . Прожив в республике три месяца, он опубликовал индустриальную поэму «Грохот в горах» (1932), посвящённую социалистическим нововведениям в киргизском аиле (деревне) и Тугельбаю Сыдыкбекову , с которым поэт организовал весенний сев на севере республики и освещал в местных газетах полевые работы колхозов Балыкчинского и Иссык-Кульского районов . Покинув Фрунзе, Сергей Фиксин продолжал публиковаться. В 1932 году в Ржеве была издана его дебютная книга стихотворений «Передовой пост», посвящённая Ленинскому комсомолу . В предисловии к ней Фиксин размышлял над назначением поэзии, о своём месте в этом жанре. Поэт требовал серьёзно относиться к поэзии, призывал творческую молодёжь к развитию своего художественного мастерства .
В стихотворениях этого сборника Фиксин затронул темы участия комсомольцев в гражданской войне , классовой борьбе , работе колхозников и другие. Произведения раскритиковали за отсутствие у персонажей «живых» качеств и эмоций, за их «лозунговые и декларативные» реплики, а описываемые события порицались за «не развёрнутость» . Внимание критиков также получили его стихотворения «Комсомольский поход» (в соавторстве с ) и «Четырнадцатый год». Анализируя первое, критик С. Кирьянов отметил правильное, по его мнению, использование Фиксиным рифмы и ритма , влияние Владимира Маяковского , однако раскритиковал поэта за «общую фразеологию». Обращаясь ко второму, Кирьянов посчитал, что у автора нет жизненного опыта: по его мнению, описывая события Первой мировой войны , использование при этом только исторических источников, привело произведение к «примитивности». С. Кирьянов также назвал это стихотворение «третьесортной имитацией» произведений Алексея Суркова «Смерть минёра Синицы» и «Песнь красных фронтовиков». Критик заключил, что все остальные стихотворения сборника содержат «громадное количество» тавтологии , «не сделанных» строф , «непродуманных» сравнений и «языкового шлака» .
Поэма Фиксина «Передовой пост» о первом годе коллективизации в Смоленской области , классовой борьбе и участии комсомольцев в преобразовании деревни, была опубликована в 1933 году в журнале « Молодая гвардия » при содействии Дмитрия Кедрина . Под внимание Дмитрия Борисовича также попала поэма «Грохот в горах», после анализа которой Кедрин послал Фиксину письмо, где указал поэту на ошибки. Недочёты Кедрин обосновал недостаточным опытом жизни в Средней Азии , из-за чего в произведении, по его мнению, появились «высокопарные» и «книжные» фразы об этом регионе. Позже Фиксин написал, что Кедрин помог ему встать на «верный путь» как поэту :
Я свято запомнил совет моего доброго друга: посмотреть, вжиться, продумать и тогда только писать. Не писать о том, что не волнует тебя, не трогает. Впоследствии мне не раз приходилось говорить о природе и людях Кыргызстана, и, честное слово, я как будто отвечал моему наставнику, когда писал, что «ни единым книжным словом их красоты не оскорбил».
В 1933 году на творчество Сергея Фиксина, как представителя литературного процесса Западной области , обратил внимание смоленский литературовед Адриан Македонов . В своём докладе он раскритиковал Фиксина за «бедность мысли» и отсутствие «широких обобщений», но вместе с этим отнёс его к «даровитым» поэтам Смоленской поэтической школы .
В 1934 году Фиксин совместно с Александром Твардовским и Николаем Рыленковым выпустил сборник «Стихи о зажиточной жизни» . В этот период Михаил Исаковский собрал группу писателей в составе Фиксина и Твардовского для поездки в Минск . В 1935 году Беларуское государственное издательство выпустило сборник «Поэты Западного региона» ( белор. «Паэты Заходняй вобласці» ), где были опубликованы стихотворения Фиксина на беларуском . Спустя год Николай Рыленков опубликовал заметку о Фиксине в газете «Большевистский молодняк», где отметил, что поэт в своих последних стихотворениях подражал Михаилу Исаковскому. В пример Рыленков привёл стихотворение «Братья», в котором, по его мнению, повторялись строки из стихотворения «Сыновья» Исаковского .
В 1938 году Смоленское государственное издательство выпустило сборник стихов Сергея Фиксина «Утро». Спустя год его стихотворение «Единокровные братья», ранее опубликованное в газете « Красноармейская правда », было включено в сборник Твардовского «Фронтовые стихи», ставший, по мнению Петра Лидова , «первой советской книгой на территории освобождённой Западной Белоруссии » . В том же 1939 году в журнале « Смена » были опубликованы четыре новых стихотворений Фиксина — «Море», «После дождя», «В сумерках» и «Учитель» . В том же году поэт посетил московские курсы-конфренции для писателей Советской России, где был слушателем лекций Владимира Чичерова , Марии Рыбниковой , Михаила Покровского и других .
В предвоенные годы в Смоленске вышли книги стихов Сергея Андреевича: «Герой» и «Легко дышать» (1940). Вышедшее отдельным изданием стихотворение «Герой» является первой книгой для детей в библиографии Фиксина. По мнению И. Варфоломеева, это произведение показывает умение автора в «незначительных» фактах раскрывать «большие события» жизни, объяснять их «доходчивым» языком . На первые стихотворения для детей Фиксина также обратил внимание Николай Рыленков: в своём письме Михаилу Исаковскому он отметил, что сочинять стихи о детях Сергей Андреевич умел «лучше других стихов», однако в стихах для детей он был «беспомощен» . Литературный критик Елена Златова в своей рецензии в журнале « Новый мир » на сборник «Легко дышать» заметила в стихах Фиксина интонацию, ритм и лексику Твардовского, негативно отозвалась «о мире стихов» Фиксина, где изображение жизни проходит сквозь призму идеализации .
После демобилизации из армии в 1942 году Фиксина пригласили жить и работать во Фрунзе. Свои ощущения и переживания после переезда в республику он изложил в поэме «Слово о Киргизии» (входит в одноимённый сборник 1958 года), в которой отметил, что поначалу киргизские пейзажи его не вдохновляли . В творчестве поэта появился мотив воспоминаний о «старой» родине, соседствующий с размышлениями о «новой». Вместе со стихотворениями о Смоленщине, поэт писал о Кыргызстане («Торгой», 1958; «Над Киргизией синее небо», 1958; «Рахмат тебе, Смоленская земля», 1959; «Гимн юности», 1961; «Два милых сердцу края», 1963; «Золотой старик», посвящено Саякбаю Каралаеву ; «Земле киргизской», 1965 и другие), где, как отмечал филолог Михаил Рудов, есть чувство «любви и уважения к киргизскому народу…» .
Опыт работы корреспондентом на Западном и Закавказском фронтах отразился в его стихотворениях «В старом бору», «На допросе», «Мы снова вернёмся», «Кровли ржавые на панели», «В сентябре» и «После полёта». В них трагический пафос перемежается с тоской по жителям и пейзажам Смоленщины. В вышедших уже ближе к концу войны стихотворениях («Что скажет почта полевая», «Мать», «Брат», «Смоленск», «В госпитале», «Голос Москвы», «Отъезд»), затрагиваются темы борьбы и возвращения на родину. В стихотворениях послевоенного периода «Фронтовая газета», «Пока двенадцать бьет», «Память», «На перекрестке», «Сидят старики-солдаты», «Июль 41-го года», поэт призывал не забывать о пережитом .
Много пищи для разума и эмоций даёт, например, поэтический мир С. Фиксина. С. Фиксин крепко сохранил в памяти запах пряных трав и прохладу ракитовых рощ Смоленщины, верность родному краю, что, однако, не помешало ему полюбить Киргизию, ставшую для него второй родиной.
В творчестве Фиксина «культурное пограничье» просматривается в двух стихотворениях — «Слово о Киргизии» (1957) и «Два милых сердцу края» (1963) . В них, как считал филолог Георгий Хлыпенко ( Кыргызский национальный университет ), лирический герой передаёт свои ощущения, находясь далеко от родного Смоленска. В «Двух милых сердцу краях» Георгий Николаевич акцентировал внимание на определяющий эмоцию оксюморон «Моя двойная радостная боль», происхождение которого берётся с поэмы «Слово о Киргизии». В ней поэт использовал киргизскую лексику для описания быта и окружающего мира, имена собственные, провёл исторические, культурные и литературные параллели между русской и киргизской действительностью, применил характерные, по мнению Хлыпенко, для киргизской поэтики анафоры , эпифоры и редифные рифмы .
Появление поэта в литературном пространстве республики сделало его «лидером» русскоязычной группы литераторов, куда в разные годы входили Василий Паршков , Михаил Ронкин, Николай Удалов , Николай Чекменёв , Юрий Смышляев , Якуб Земляк и другие .
Наблюдения за жизнью в республике нашли своё отражение в стихотворениях, включённых в сборники «Края родные» (1950), «Мы мирные люди» (1953), «Избранные стихи» (1954), «Зелёный праздник» (1956) и «Слово о Киргизии» (1958). В год публикации «Слова о Киргизии», Фиксин принял участие во Второй декаде киргизского искусства и литературы в Москве, опубликовал стихотворение «В Корумду» в журнале «Новый мир», которое адресовал Олжобаю Орозбаеву . Спустя год с Чингизом Айтматовым стал редактором киргизского эпоса «Эр-Табылды», где описываются история борьбы с джунгарами и межродовые споры в Средней Азии .
В 1960 году стихотворения «Красные мячи» и «Зелёный базар» Сергея Фиксина были опубликованы в «Новом мире» . В том же году вышел сборник «Что скажет почта полевая», где превалируют «репортажные» стихотворения военного и послевоенного периодов. Его другие стихотворения — о железных дорогах, строительстве новых сёл, исследователях недр, чабанах и свекловодах — вошли в сборник «Ракита и арча» (1961) издательства «Советский писатель». В 1962 году Фиксин совершил поездку с Николаем Ушаковым по Кыргызстану, после чего опубликовал мемуары об украинском писателе в журнале «Литературный Киргизстан» .
В 1963 году его стихотворение «Ливень» было опубликовано в газете « Литературная Россия », спустя год одноимённый сборник вышел в издательстве «Кыргызстан» . В 1969 году написал поэму на киргизском языке «Жаворонок» ( кирг. «Торгой» ), посвящённую Тугельбаю Сыдыкбекову. В 1971 году посетил Киев , где принял участие в Декаде киргизской литературы . Последний прижизненный сборник поэта «Избранное» вышел в 1977 году. Издание было раскритиковано за низкое качество полиграфии , названо «издевательством» по отношению к поэту . В журнале «Литературный Киргизстан» отметили, что сборник вобрал в себя все знаковые стихотворения поэта, отражающие «целую эпоху» становления и развития киргизской советской литературы .
Сергей Фиксин работал и как переводчик стихотворений киргизских поэтов. Его первые переводы, опубликованные в журнале «Литературный Киргизстан», были раскритикованы переводчицей Светланой Сусловой за то, что поэт, вместо того, чтобы найти русский эквивалент киргизскому слову, прибегал к использованию сносок, где объяснял их значение. Однако в последних переводах Фиксина она отметила наличие национального колорита . Украинский переводчик считал переводы Фиксина с киргизского на русский «особенно удачными» . Кандидат филологических наук Александр Жирков отметил, что Сергей Андреевич переводил с «большим вкусом» и «разбором», назвал «блестящим» его перевод стихотворения «О женщине» Алыкула Осмонова .
В переводе Сергея Андреевича отдельными изданиями вышли поэмы «Выбор имени» Кубанычбека Маликова и «Алымкан» Тологона Касымбекова , книга «Горькое лекарство» басен Мухтара Борбугулова и ряд других . Евгений Озмитель отметил сохранение языка и стиля переводимого автора, национальные особенности изображения и выразительности в переводах Сергея Фиксина произведений от Токтогула Сатылганова , Аалы Токомбаева, Алыкула Осмонова, Мухтара Борбугулова. Исследователи также выделили его переводы Темиркула Уметалиева , Кубанычбека Маликова, Туменбая Байзакова, Насирдина Байтемирова , Тенти Адышевой , Сооронбая Джусуева, Джумакан Тынымсеитовой и других .
Поэты Александр Никитенко, Вячеслав Шаповалов , Светлана Луговая, Светлана Суслова , Назир Хубиев и другие, считали Сергея Фиксина своим «учителем». Народный поэт Карачаево-Черкесии Назир Хубиев вспоминал, что на заседании литературного объединения Союза писателей Кыргызстана 1955 года Сергей Фиксин дал ему рекомендацию для вступления в ряды молодёжного литобъединения при Союзе писателей республики. Карачаево-черкесский поэт посвятил Сергею Фиксину стихотворение «Киргизстан», переводил его поэзию на карачаево-балкарский . Смерть Фиксина Хубиев назвал своей «великой утратой» .
Сергей Андреевич был редким человеком, крупной личностью, талантливым поэтом. Его смоленская душа не имела себе равных. Его авторитет в Киргизии был намного выше любого первого руководителя республики. Он был большим интернационалистом . В сердце его вмещались все народы планеты. Назир Хубиев .
В 2007 году на кафедре истории и теории литературы Кыргызско-Российского Славянского университета в честь 100-летия Сергея Фиксина был проведён день памяти . В 2017 году в читальном зале Центра российской литературы и культуры Национальной библиотеки Кыргызской Республики представили выставку к 110-летию со дня рождения Сергея Фиксина . В том же году, Правительство Кыргызской Республики (ныне — Кабинет Министров Кыргызской Республики ) выпустило распоряжение N 199-р об утверждении Перечня юбилейных мероприятий, где Фиксин, по согласованию Национального союза писателей Кыргызской Республики, был включён в список . В 2018 году на кафедре истории и теории литературы Кыргызско-Российского Славянского университета состоялась студенческая конференция «Русская литература Кыргызстана», посвящённая Сергею Андреевичу Фиксину .
Сергей Фиксин был женат на Кларе Леонидовне, которая, по оценке современников, была человеком «высокой культуры» и «хлебосольной» . В семье Фиксиных родился сын Александр Сергеевич, впоследствии ставший лётчиком-офицером и филологом. В 1975 году в Казахском национальном университете имени С. М. Кирова он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук на тему о месте Кыргызстана в русской советской литературе в период 20-х и 30-х годов. Имел учёное звание доцента кафедры русского языка Кыргызского женского института им. В. В. Маяковского , некоторое время проработал в Международном университете Кыргызстана .
Семья Фиксиных жила во Фрунзе (ныне — Бишкек) в «писательском доме» под номером 141 на Московской улице . Поначалу жили вместе с семьёй Анатолия Сальникова , с которым Фиксин, в силу своего сложного характера, часто спорил. Спустя время, семья Сергея Андреевича поменялась местами с семьёй Чингиза Айтматова, и с этого момента они на протяжении пяти лет жили вместе с семьёй Сооронбая Джусуева . Джусуев вспоминал, что обе семьи придерживались «почтительной дистанции» между собой. Сергей Фиксин и Сооронбай Жусуев отличались характерами и часто не находили общий язык, но, вместе с этим, они собирались по вечерам, обсуждали поэзию. Киргизский поэт также отмечал пристрастие Фиксина к красному вину, которое он мог пить каждый день по вечерам .
Николай Рыленков вспоминал, как Фиксин любил «без злобы» подшучивать над его «мужиковатым видом», предпочитал читать стихи других поэтов больше, чем свои. Рыленков писал, что Фиксин не был завистливым человеком, относился к себе строже, чем к другим, часто браковал свои стихи .
Кайсын Кулиев был частым гостем в доме Фиксина. Когда Кулиев испытывал проблемы из-за статуса спецпереселенца и жил в Кыргызстане, Фиксин не раз ходатайствовал за него в ЦК Компартии республики , помогал ему публиковаться в местных изданиях и оказывал поддержку. В знак благодарности Сергею Фиксину в 1956 году балкарский поэт написал стихотворение «Ласточка», вошедшее спустя год в сборник «Мои соседи» .
Светлана Суслова познакомилась с Фиксиным, когда он уже был в должности заведующего отделом поэзии журнала «Литературный Киргизстан». Суслова выделила из внешности поэта его седину, полноту, пронзительный и умный глаз (по её воспоминаниям, второй глаз был вставным, над которым была седая, кустистая бровь). Она также отметила его пристрастие к курению, строгость к начинающим литераторам, которых Фиксин учил критически относиться к своим произведениям, постоянно их редактировать. Объясняя своё отношение к молодым авторам, Фиксин говорил :
Когда у Микеланджело спрашивали, (...) как ему удается создать столь гениальные скульптуры, тот отвечал: ничего трудного, просто берёшь мраморную глыбу и отсекаешь всё лишнее...
Светлана Суслова сравнила взаимоотношения с Сергеем Фиксиным как «вечно готовых к бою оппонентов». В пример поэтесса привела случай, когда она сдала свои стихотворения за дни до их публикации в журнале «Литературный Киргизстан» — Фиксин вернул её рукописи с исчёрканными и переписанными строчками. В день смерти Фиксина, вспоминала Суслова, она «оплакивала его самыми горькими слезами», посвятила ему часть своих стихотворений и некоторое время ощущала «пустоту». Суслова писала: «Начал таять наш „ пенклуб “… Осиротели старики. Из всех щелей в природе дует, / Над парком снова дождь колдует: слезу не вытрешь со щеки…» .
Творчество Сергея Фиксина перекладывалось на музыку. В числе первых композиторов, обратившихся к работам поэта, находится Абдылас Малдыбаев , который в 1950-х годах написал песню на стихотворение «На берегу моря». Эту песню исследователи отнесли к основным сочинениям композитора . Композитор Владимир Роман в 1973 году написал хоровое произведение а капеллу на стихотворение «В старом бору» . Валентин Макаров написал песню на стихотворение С. А. Фиксина «Косынька, коса моя» для низкого хора с фортепиано, хранящуюся в Российском национальном музее музыки .