Interested Article - Топорков, Николай Павлович

Николай Павлович Топорков ( фр. Nicolas Toporkoff ; 20 июня 1885 — 20 июня 1965) — русский и французский кинооператор.

Биография

Родился в Москве 20 июня 1885 года .

С 1910 года работал в русском отделении компании « Гомон ». В 1912 году открыл собственную кинофабрику «Топорков и Ко», которая была переименована в «Топорков и Винклер» после вступления в него Альфонса Винклера . Там, в частности, Владимир Касьянов снял « Драму в кабаре футуристов № 13 » (1914), ставшую дебютом Владимира Маяковского в кино .

С началом Первой мировой войны Топорков добровольцем ушёл на фронт, служил младшим унтер-офицером 2-й мотоциклетной роты .

7 января 1915 года вместе с Петром Ермоловым , Петром Новицким и другими был прикомандирован к Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета , где снимал хронику ( Ставка , прибытие Николая II и посещение им взятой Перемышльской крепости и другое) и документальные фильмы («На путях ко Львову» и, предположительно, «Боевую работу нашей тяжёлой авиации») вплоть до 1916 года. Затем был отправлен на Кавказский фронт , где снял «Полёты над завоёванной землёй в Анатолии» совместно с Новицким. За службу был награждён Георгиевской медалью .

С 1917 года работал в Товариществе И. Ермольева .

В 1919 году эмигрировал во Францию . Плодотворно работал кинооператором как у русских, так и у французских режиссёров — в частности, участвовал в съёмках новаторского фильма « Костёр пылающий » Ивана Мозжухина , а также историко-биографической киноэпопеи « Наполеон » Абеля Ганса .

Скончался в Каннах 20 июня 1965 года .

Фильмография

  • 1917 — Кулисы экрана, реж. Георгий Азаров и Александр Волков
  • 1917 — Процесс Бейлиса , реж. Иосиф Сойфер
  • 1920 — Когда дъявол спит / L’Angoissante Aventure , реж. Яков Протазанов
  • 1921 — Распоряжение / L’Ordonnance , реж. Виктор Туржанский
  • 1921 — Смысл смерти / Le Sens de la mort , реж. Яков Протазанов
  • 1922 Vers la lumière , реж. Яков Протазанов
  • 1922 — Пятнадцатый прелюд Шопена / Le Quinzième Prélude de Chopin , реж. Виктор Туржанский
  • 1922 — Ночью 11 сентября / La Nuit du 11 septembre , реж. Доминик Бернар-Дешам
  • 1923 — За ночь любви / Pour une nuit d’amour , реж. Яков Протазанов
  • 1923 — Дом тайны / La Maison du mystère , реж. Александр Волков
  • 1923 — Песнь торжествующей любви / Le Chant de l’amour triomphant , реж. Виктор Туржанский
  • 1923 — Костёр пылающий / Le Brasier ardent , реж. Иван Мозжухин
  • 1924 — Эта свинья Морен / Ce cochon de Morin , реж. Виктор Туржанский
  • 1924 — La Cible , реж.
  • 1924 — Женщина в маске / La Dame masquée , реж. Виктор Туржанский
  • 1924 — Тени, которые исчезают / Les Ombres qui passent , реж. Александр Волков
  • 1924 — Душа артистки / Âme d’artiste , реж. Жермен Дюлак
  • 1925 — Элегантный князь / Le Prince charmant , реж. Виктор Туржанский
  • 1926 — Михаил Строгов / Michel Strogoff , реж. Виктор Туржанский
  • 1927 — Казанова / Casanova , реж. Александр Волков
  • 1927 — Наполеон / Napoléon , реж. Абель Ганс
  • 1927 — Paname n’est pas Paris , реж. Николай Маликов
  • 1927 — Крокет / Croquette , реж. Луи Меркантон
  • 1928 — Тайны востока / Geheimnisse des Orients , реж. Александр Волков
  • 1929 — Ночь принцесс / Nuits de princes , реж. Марсель Л’Эрблье
  • 1929 — Царский адъютант / Der Adjutant des Zaren , реж. Владимир Стрижевский
  • 1929 — Прощай, Маскотт / Adieu Mascotte , реж. Вильгельм Тиле
  • 1930 — Женщина на одну ночь / La Femme d’une nuit , реж. Марсель Л’Эрблье
  • 1930 — Княжеские ночи / Nuits de princes , реж. Марсель Л’Эрблье
  • 1930 — Белый дьявол / Der weiße Teufel , реж. Александр Волков
  • 1930 — Тройка / Troika , реж. Владимир Стрижевский
  • 1930 — Тайна жёлтой комнаты / Le Mystère de la chambre jaune , реж. Марсель Л’Эрблье
  • 1931 Circulez! , реж. Жан де Лимур
  • 1931 — Вечер облавы / Un soir de rafle , реж. Кармине Галонне
  • 1931 — Эглон / L’Aiglon , реж. Виктор Туржанский
  • 1931 — Le Costaud des P.T.T. , реж. Жан Бертин
  • 1932 — Маленькая шоколадница / La Petite Chocolatière , реж. Марк Аллегре
  • 1932 — Le Dernier Choc , реж. Жак де Баронселли
  • 1932 — Сержант Икс / Le Sergent X , реж. Владимир Стрижевский
  • 1932 — Жёлтый пёс / Le Chien jaune , реж. Жан Таррид
  • 1932 — Сюзанна / Suzanne , реж. Лео Жоаннон
  • 1932 — Алло, мадемуазель! / Allo, mademoiselle ! , реж. Морис Шампре
  • 1932 — Niebla , реж. Бенито Перохо
  • 1932 — Фанни / Fanny , реж. Марк Аллегре
  • 1932 — Займись Амелией / Occupe-toi d’Amélie , реж. Richard Weisbach и Маргарит Виль
  • 1933 — 600 тысяч франков в месяц / Six cent mille francs par mois , реж. Лео Жоаннон
  • 1933 — Touchons du bois , реж. Морис Шампре
  • 1934 Дела общественные / Les Affaires publiques , реж. Робер Брессон
  • 1934 — Похищение / Rapt , реж. Димитрий Кирсанов
  • 1934 — Король Камарга / Roi de Camargue , реж. Жак де Баронселли
  • 1935 Наполеон Бонапарт / Napoléon Bonaparte , реж. Абель Ганс
  • 1935 — Jeunes Filles à marier , реж. Жан Валли
  • 1936 — Роза / Rose , реж. Реймон Руло
  • 1936 — На службе у царя / Au service du tsar , реж. Пьер Бийон
  • 1937 La Danseuse rouge , реж. Жан-Поль Полин
  • 1937 — Trois artilleurs au pensionnat , реж. Рене Пуйоль
  • 1938 Un de la Canebière , реж. Рене Пуйоль
  • 1938 — Рамунчо / Ramuntcho , реж. Рене Барберис
  • 1938 — Deux de la réserve , реж. Рене Пуйоль
  • 1939 — Гангстеры замка Иф / Les Gangsters du château d’If , реж. Рене Пуйоль
  • 1939 — Видок / Vidocq , реж. Жак Дарой
  • 1939 — Ma tante dictateur , реж. Рене Пуйоль
  • 1940 Bach en correctionnelle , реж. Генри Вульшлегер
  • 1940 — Лагерь 13 / Campement 13 , реж. Жак Констант
  • 1941 Ceux du ciel , реж. Иван Ноэ
  • 1943 — Белый грузовик / Le Camion blanc , реж. Лео Жоаннон
  • 1944 — Перекрёсток потерянных детей / Le Carrefour des enfants perdus , реж. Лео Жоаннон
  • 1944 — La Collection Ménard , реж. Бернар Ролан
  • 1945 — Секретные документы / Documents secrets , реж. Лео Жоаннон
  • 1945 — Peloton d’exécution , реж. Андре Бертомье
  • 1945 — Последнее суждение / Le Jugement dernier , реж. Рене Шан
  • 1946 — Человек в котелке / L’Homme au chapeau rond , реж. Пьер Бийон
  • 1946 — Monsieur Grégoire s'évade , реж. Жак Даниэль-Норман
  • 1947 — Таверна Рыба в короне / La Taverne du poisson couronné , реж. Рене Шан
  • 1947 — Tierce à cœur , реж. Жак де Каземброт
  • 1948 — Комедиант / Le Comédien , реж. Саша Гитри
  • 1948 — Хромой дьявол / Le Diable boiteux , реж. Саша Гитри
  • 1949 Геклен / Du Guesclin , реж. Бернар де Латур
  • 1949 — Белый эскадрон / L’Escadron blanc , реж. Рене Шан
  • 1950 — Шери / Chéri , реж. Пьер Бийон
  • 1950 — Мальдини / Maldonne , реж. Анри Вернёй
  • 1950 — До свидания, господин Грок / Au revoir monsieur Grock , реж. Пьер Бийон
  • 1950 — Agnès de rien , реж. Пьер Бийон
  • 1951 Биби Фрикотен / Bibi Fricotin , реж. Марсель Блистен
  • 1951 — Мой тюлень и они / Mon phoque et elles , реж. Пьер Бийон
  • 1951 — Мой друг Оскар / Min vän Oscar реж. Пьер Бийон и Оке Оберг
  • 1952 — Одни на Земле / Seuls au monde , реж. Рене Шан
  • 1953 — Я — шпик / Je suis un mouchard , реж. Рене Шан
  • 1954 — Расстрига / Le Défroqué , реж. Лео Жоаннон
  • 1954 — Leguignon guérisseur , реж. Морис Лабро

Примечания

  1. Короткий В. М. Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897-1921. Биофильмографический справочник. — М. : Издательство Научно-исследовательского института киноискусства, 2009. — С. 334, 365. — 430 с. — ISBN 978-5-91524-008-6 .
  2. Поляновский М. Л. Поэт на экране (Маяковский — киноактёр). — М. : Советский писатель, 1958. — С. 27. — 104 с.
  3. / ред.-сост. Д. Л. Караев, С. М. Ишевская, А. В. Лагутина. — М. : ВГИК, 2014. — С. 181—186, 37—49. — ISBN 978-5-871-49-170-6 .
  4. . Дата обращения: 23 мая 2015. 3 декабря 2015 года.
  5. Русский Париж 1910-1960 / под. ред. А. В. Лакс. — СПб. : Palace Editions, 2003. — С. 46. — 352 с. — ISBN 5-93332-102-6 . — ISBN 3-935298-53-6 .
  6. Victor Tourjansky réalise plus tard un remake parlant de L’Ordonnance , sous le même titre, sorti en 1933.
  7. La participation de Nicolas Toporkoff au Napoléon d’Abel Gance est sujette à caution; l’IMDb la mentionne pour les deux versions, muette (1927) et sonore (1935), Les Gens du Cinéma également (mais 'sous réserves'). Ciné-Ressources cite le chef-opérateur uniquement sur la fiche de la version sonore.

Ссылки

  • на сайте Ciné-ressources
Источник —

Same as Топорков, Николай Павлович