Interested Article - Сидоровский, Александр Александрович

Алекса́ндр Алекса́ндрович Сидоро́вский (в монашестве Зосима ; 21 сентября ( 3 октября ) 1876 , Кемь , Архангельская губерния — не ранее 1929 ) — деятель обновленчества , бывший епископ Иркутский .

Биография

Родился 21 сентября 1876 года в Кеми Архангельской губернии в семье диакона .

В 1892 года окончил . В 1898 году окончил Архангельскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию .

20 ноября 1899 года, учась в академии, был пострижен в монашество. В 1899 году рукоположен во иеродиакона . В 1901 году рукоположен в сан иеромонаха . В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия .

7 августа 1902 года назначен учителем . 15 августа 1902 года награждён набедренником .

С 12 сентября 1903 года — сверхштатный член Волынской духовной консистории. 25 сентября 1903 года возведён в звание соборного иеромонаха Почаевской Успенской лавры . 14 апреля 1904 года награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым .

18 октября 1905 года назначен инспектором Волынской духовной семинарии . 24 марта 1907 года награжден саном игумена , 13 мая того же года возведён в сан игумена . Избит семинаристами при попытке полиции произвести у них ночной обыск.

4 июня 1908 года назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией и настоятель Иркутского Князь-Владимирского мужского монастыря, с возведением в сан архимандрита. 13 июня 1908 года возведён в сан архимандрита .

23 января 1913 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии .

15 июля 1914 года назначен епископом Киренским , викарием Иркутской епархии . 10 августа 1914 года в Иркутске хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершили: епископ Евгений (Бережков) , епископ Иоанн (Смирнов) и епископ Евгений (Зернов) .

Награждён орденами св. Анны II степени (1911) и св. Владимира IV степени (1913).

В 1917 года временно управлял Енисейской и Красноярской епархией . В 1917—1918 годы член Всероссийского Поместного Собора, в заседаниях не участвовал.

7 декабря 1918 года назначен епископом Иркутским и Верхоленским. Кафедра располагалась в Богоявленском и Казанском соборах Иркутска .

7 марта 1920 года добровольно снял монашеские обеты, продолжая управлять епархией .

22 марта 1920 года был арестован. 8 апреля того же года постановлением Иркутской губернской ЧК освобождён под поручительство Иркутского епархиального совета .

19 апреля поступает телеграмма из Томска за подписью представителя ВЧК при Сибревкоме И. П. Павлуновского с распоряжением арестовать Зосиму, и 20 апреля он был вновь арестован. 4 мая была получена еще одна телеграмма, содержавшая распоряжение доставить арестованного в Омск .

15 мая последовало отречение Зосимы от духовного звания и сана; 16 мая состоялся второй допрос (первый после повторного ареста), где и проявился характер вновь возникшего интереса следствия к личности Киренского епископа: прозвучали обвинения в поддержке японцев и покровительстве «дружинам Св. Креста». 29 мая он был отправлен в Омск .

8 июля 1920 года постановлением Священного Синода запрещён в священнослужении. 22 ноября того же года постановлением Священного Синода лишён сана . После снятия сана и монашества вступил в брак и работал в советских учреждениях .

1-2 июня 1922 года в Томске группой священников было создано обновленческое Сибирское церковное управление . Однако в первые два месяца у сибирских обновленцев не было епископов. Ситуация стала меняться только с середины августа 1922 года, когда о своей поддержке Сибирского обновленческая заявили епископ Новониколаевский Софроний (Арефьев) и епископ Бийский Иннокентий (Соколов) . 27 августа 1922 года Сибирское церковное управление признал епископ Гавриил (Воеводин) . Быть восстановленным в сане архиерея пожелал и Александр Сидоровский, причём в докладе Сибирскому церковному управлению бывший архиерей прямо говорил, что снял сан вследствие нежелания в дальнейшем оставаться монахом .

После подробного знакомства с делом бывшего епископа Зосимы, 31 августа 1922 года руководство Сибирской церкви постановило принять его в общение и разрешить в правах епископского служения. На следующий день, 1 сентября 1922 года епископ Александр Сидоровский, назначен епископом Енисейским и Красноярским с временным управлением также Иркутской епархией и был поставлен уполномоченным Сибирской обновленческой церкви по этим регионам. Решение о принятии «епископа Александра Сидоровского» было подписано священником Петром Блиновым и епископом Софронием (Арефьевым) . Кафедра располагалась в Рождество-Богородицком соборе Красноярска . Принятие женатого Александра Сидоровского определило дальнейший вектор развития Сибирской обновленческой церкви как структуры, активно отстаивающей женатый («белый») епископат . В Красноярске с приездом «епископа» Александра была развернута работа по структурированию местных обновленческих сил. Вместе с тем в Иркутске новый «архиерей» какого-либо участия в епархиальной жизни не принимал . 9 октября 1922 года освобождён от временного управления Иркутской епархией. В ноябре 1922 года возведён в сан архиепископа .

В сводке о распространении церковного обновленческого движения в регионах за период с 15 декабря 1922 года по 15 февраля 1923 год, говорится: «Обновленческое движение в Красноярске возглавляется группой „ Живая Церковь “[, ] других группировок нет. Численный состав группы определяется в 100 чел[овек]. Во главе обновленческого движения стоит архиепископ АЛЕКСЕЙ СИДОРОВСКИЙ и гражданин КОРОЛЕВ — член-секретарь ЦУВЦУ. Оба убежденные прогрессисты и реформаторы. Население сначала относилось к обновлению иронически, но теперь считает вполне естественным. Духовенством устраиваются в каждой церкви беседы с мирянами по вопросам обновления церкви. Кроме того[,] миряне собираются очень часто у архиепископа Алексея, где им читаются доклады» .

10 мая 1923 года архиепископ Архангельский и Холмогорский, председатель обновленческого Архангельского епархиального управления. Кафедра располагалась в Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска .

Епископ Андрей (Ухтомский) в письме архимандриту Виссариону (Зорину) от 7 августа 1923 года упоминал: «всякое подражание поганому Зосиме не желательно. А сей „епископ“ снял сан, женился и теперь „епископ Александр Сидоровский“. Я его видел в Омске женихом, но ко мне он не подошёл. В Красноярске его искренне ненавидят» .

С 11 по 24 сентября 1923 года состоялась сессия Священного Синода под председательством Патриарха Тихона , на которой было заслушано заявление архиепископа Зосимы о добровольном снятии им сана и монашества ввиду вступления его в брак. Синод в числе двадцати одного архиерея единогласно постановил снять с архиепископа Зосимы архиерейский сан и монашество и оставить его в мирском звании. Подавал заявление о воссоединении с Патриаршей церковью, в ответ на что ему было выдано извещение от 17 октября 1923 года: « Совещание епископов при Святейшем Патриархе 24 сентября — выслушав и обсудив Ваше заявление, постановило — предложить иметь духовное руководство у духовника Троице-Сергиевой Лавры игумена , который даст мнение по вопросу о воссоединении с Православной Церковью» . В том же году Всероссийским обновленческим Синодом запрещён в священнослужении и исключен из списков обновленческих архиереев .

В 1925 году Всероссийским обновленческим Синодом восстановлен в епископском сане, без права архиерейского служения и направлен в распоряжение митрополита Ташкентского Николая Федотова. Назначен заместителем настоятеля Александро-Невской кладбищенской церкви Ташкента .

27 апреля 1926 года назначен епископом Пишпекским, викарием Джетысуйской епархии. В том же году переименован в епископа Фрунзенского, викария Джетысуйской епархии. Кафедра располагалась в Серафимовской церкви города Фрунзе. 1 февраля 1927 года Всероссийским обновленческим Синодом разрешено архиерейское служение на занимаемом месте .

С 1928 года викариатством не управлял . Скончался не ранее 1929 года.

Сочинения

  • Мнения по миссионерскому инородческому вопросу выдающихся духовных писателей XIX столетия // Известия по Казанской епархии. 1903. — № 3.
  • Сборник проповедей. Житомир, 1904.
  • Проповеди. Почаев, 1904.
  • Слова и поучения // Волынские Епархиальный Ведомости. 1904. № 30. — С. 32-34; 1905. — № 16. — С. 32-35.
  • Православная вера — основа жизни христианской; Беседа о греховном состоянии души; Борьба с грехом; Идеал христианской жизни // Там же. 1906. № 8-13.
  • Молитва домашняя и церковная и значение ее; Таинство покаяния; О Причащении // Там же. 1907. — № 10-15.
  • О молитве. Почаев, 1907.
  • Слово в Великий пяток; Речь пред началом учебного года // Иркутские ЕВ. 1912.- № 7/8, 19.
  • Речь при наречении во епископа Киренского // Церковные ведомости. Приб. 1914. — № 36.
  • На пассии; Речь // Иркутские ЕВ. 1914. № 7/8, 13. — С. 474—476.
  • В день Рождества Христова; В праздник Богоявления Господня; Беседа на последней пассии; Поучение в 5-ю неделю Великого поста; Поучение в первый день всенародного поста; Поучения; Во славу святого, святителя Христова, Иннокентия // Там же. 1915. № 1-2, 6-8, 17-19, 23-24.
  • С новым годом!; Речь на молебне по случаю взятия Эрзерума; Поучение перед Св. Причастием; Речь в Преображение // Там же. 1916. № 1, 4, 6, 15.
  • К обновлению церкви // Красноярский рабочий. 1922. 13 сентября. № 206. — С. 3.
  • Чадам Иркутской Православной Церкви // Белая гвардия. 2008. — № 10. — С. 79-80.

Примечания

  1. , с. 249.
  2. , с. 250.
  3. Чернышова Н. К. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2006. — № 1. — С. 47-51
  4. , с. 101.
  5. , с. 95—96.
  6. , с. 102.
  7. Лобанов В. В. // Вестник Новосибирского государсвенного универсиета. Серия: История, филология. 2015. — Т. 14, вып. 1: История. — C. 176
  8. . Дата обращения: 6 июля 2017. Архивировано из 25 августа 2017 года.

Литература

  • Судьба епископа Киренского Зосимы (Сидоровского): (По документам Государственного архива Новосибирской области). 1919—1920 гг. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2005. — Т. 4. — Вып. 2. — С. 64-70.
  • Чернышова Н. К. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. — Т. 5. — Вып. 1. — С. 47-51.
  • Лавринов В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
  • Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов.. — М.:: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — Т. 27. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2 ..
  • Кульпинов С. С. // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. — 2022. — Т. 40 . — С. 93—104 .
Источник —

Same as Сидоровский, Александр Александрович