Interested Article - Список музыкальных жанров, направлений и стилей

Существует всего четыре музыкальных направления : народная музыка , духовная музыка , академическая музыка и популярная музыка . К каждому направлению принадлежит некоторое количество музыкальных жанров и у каждого жанра есть множество поджанров.

Народная музыка

Группа « » из Мордовии

Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р — музыкально-поэтическое творчество народа , неотъемлемая часть народного творчества (фольклора) , существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение . Традиционная народная музыка , в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям . Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства . Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической

Австралия и Океания
Африка
Центральная Азия
Восточная и Южная Азия
Ближний Восток
Кавказ и Закавказье
Восточная Европа
Западная Европа
Латинская Америка
Северная и Южная Америка

Духовная музыка

Хор Григорианских монахов

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту . Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством . Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса ), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии )

Академическая музыка

Подробнее по этой теме см. Академическая музыка

Академическая музыка развилась из европейской музыки церковного пения . Христианская церковь, вместе с её философией и этикой, отбросила от себя практически все эмоции античных песен и плясок. Церковное пение было сосредоточено на себе самом и не связано с танцем, сценическим представлением, жестом — в противоположность комплексному состоянию музыки в народной культуре. «Музыкальная автономность» — важнейшее качество академической музыки. Следует отметить различие между типичным католическим и православным песнопениями. Западное христианское пение тяготело к высоким тембрам (дисканты, тенора) и светлому, нежному колориту. Русское же церковное пение отличалось басовым тембром, особую гордость в нём составляли басы-окта-висты. Однако при всём различии христианское пение сильно отличалось от мусульманской манеры, сохранявшей особого рода хриплые гортанные звуки.

Другая особенность академической музыки — она записана нотами. Российский музыковед-историк М. Сапонов писал: «Европейская музыкальная культура стала в полном смысле единственной письменной музыкальной культурой в мире, что и явилось одним из факторов универсальности и всемирной общезначимости художественных ценностей, созданных этой культурой. Письменный способ существования музыкальной традиции — это не просто альтернатива устному, он несёт в себе совершенно новую концепцию музыкального искусства, иные эстетические критерии, другую творческую психологию, свою слуховую настройку и связанные с письменностью методы музыкального обучения».

С конца XVII века в Европе начинают строиться первые концертные залы для исполнения музыкальных произведений. С окончанием эпохи Возрождения произошли фундаментальные перемены в мире музыки. Если в Средневековье христианская церковь отрезала от себя полную земных страстей музыку язычников, поставив пение целиком на службу Богу, то в Новое время в музыку вернулись переживания разнообразных земных человеческих эмоций .

Популярная музыка

Популярная музыка ( англ. popular music ) — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику.

Фолк-музыка

Фолк-музыка — популярная музыка, которая развилась на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов (фолк-возрождения), когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории . В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла» . Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании . Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк .

Кантри

Разновидность американской популярной музыки, развившаяся из традиционной музыки иммигрантов Британских островов . Изначально — сельский любительский жанр, смешавший кельтские и английские танцевальные мелодии с песнями XIX века, блюзом , госпелом и американской духовной музыкой , но с 1920-х годов развился в один из наиболее коммерчески успешных музыкальных жанров .

Поджанры:

Латиноамериканская музыка

Латиноамерика́нская му́зыка ( исп. música latinoamericana ) — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки , а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США ). Является сплавом многих музыкальных культур, однако её основу составляют три компонента: испанская (либо португальская ), африканская и индейская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском или португальском языках, реже — на французском . В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка», «латина» ( исп. música latina ).

Блюз

Блюз ( англ. blues от blue devils ) — музыкальная форма и музыкальный жанр , зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США , в среде выходцев с плантаций « Хлопкового пояса ». Является (наряду с рэгтаймом , ранним джазом , рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру, сложившимся из таких её проявлений, как , (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов ( англ. ), спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере), и баллады (короткие стихотворные истории). Блюз во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как « поп », « джаз », « рок-н-ролл » « соул ».

Ритм-н-блюз

Ритм-энд-блюз , или ритм-н-блюз (от англ. Rhythm & Blues , сокр. R&B ) — стиль популярной музыки афроамериканцев, включающий элементы блюза. Изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином для обозначения современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке афроамериканских исполнителей США.

Джаз

Джазовый бэнд

Джаз ( англ. jazz ) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация , полиритмия , основанная на синкопированных ритма, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг . Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» .

Шансон, романс, авторская песня

Подробнее по этой теме см. Шансон , Романс (музыка) , Авторская песня

Шансо́н ( фр. chanson песня ) — французская эстрадная песня в стиле кабаре .

Михаил Круг — один из самых известных исполнителей русского шансона

Жанры шансона использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан , Мистингетт . Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века.

В 1950-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени:

  • Классический шансон, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье , Шарля Трене и Эдит Пиаф , которая продолжала традицию реалистической песни.
  • «Новый шансон», где используются новейшие приёмы современной легкой музыки, но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем и относят к последнему десятилетию XX века.

В 1990-х годах в российской музыкальной индустрии был введён термин « русский шансон » как эвфемизм , когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению, и популяризован одноимённой радиостанцией . Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Петра Лещенко , Михаила Шуфутинского и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко и Марка Бернеса , — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.

Рома́нс ( фр. romance ) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

В первой половине XIX века в России на волне веяний романтизма сформировался жанр русского романса . Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев , Варламов и Гурилёв . Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров:

Блатная песня — песенный жанр, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды ; изначально ориентирован на заключённых и лиц, близких к преступному миру.

Зародился в России в XIX веке, а окончательно сформирован в СССР . Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, выходящие за рамки криминальной тематики, однако сохраняющие её характерные особенности: мелодию , жаргон , стиль повествования, мировоззрение . C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии привыкли называть « русским шансоном ».

В середине XIX века существовали так называемые «песни воли и неволи», «острожные», «каторжные». Термин «блатная песня» возник в начале XX века с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде . В моду вошёл так называемый босяцкий, или рваный, жанр, вызванный повышенным интересом в обществе к миру отверженных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались либо жертвами социальной несправедливости, либо носителями бунтарского духа. На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького « На дне » (в 1902 году). Традиционные мелодии блатной песни в советское время позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале XX века. Одной из первых блатных песен, получивших широкую известность, считается « Мурка » (примерно 1923). Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный артист эстрады, уроженец Одессы Леонид Утесов . В 1930—1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГ . В 90-е годы в России появились множество музыкантов и коллективов, исполнявших на эстрадной сцене блатную песню.

Авторская песня ( бардовская песня ) — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

В России предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского . Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, а также живым и неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х годах (сочинённые Павлом Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала « Бригантина »).

В других странах явление возникло в 1960-е годы. Везде авторы-исполнители ( Liedermacher — в ГДР и ФРГ , cantautor — в Италии и Латинской Америке , auteur-compositeur-interprète — во Франции , singer-songwriter — в США ) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику общества и государства — неважно, социалистического или капиталистического , представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали колоссальной способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего молодёжные).

Электронная музыка

Диджей ( Tiesto )

Электро́нная му́зыка ( нем. Elektronische Musik , англ. Electronic music , в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр [ источник не указан 770 дней ] , обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов . Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум , орган Хаммонда и электрогитара . Чистый электронный звук получают с помощью таких инструментов, как терменвокс , синтезатор и компьютер .

Рок

Роберт Плант и Джимми Пейдж из Led Zeppelin ( 1977 год )

Рок-музыка ( англ. Rock music ) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake…

Рок-музыка имеет самое большое количество направлений (около 180): от достаточно «лёгких», таких как танцевальный рок-н-ролл , поп-рок , мерсибит , до агрессивных — хэви-метала , глэм-метала , трэш-метала , блэк-метала и брутальных дэт-метала , грайндкора .

Наиболее значимые жанры рока:

Метал

Трэш-метал -группа Slayer

Нередко метал отделяют от рока. Некоторые значимые жанры метала:

Смежные жанры:

Хип-хоп

Возник Хип-Хоп в 1973 году благодаря ямайскому Диджей Кул Херк включая на местной вечеринке в Бронксе на 1520 Sendgwick Avenue, знаменитые тогда песни и микшировав их он создал один из наиболее известных направлений в музыке. В начале 1980-х сначала наркоторговцы, а затем и лейблы заинтересовались новыми талантами из бедных районов, увидев в этом прибыль.

Некоторые поджанры хип-хопа:

Регги

Регги ( рэгги, реггей ; англ. reggae ) — направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 1960-х и получившее широкое распространение с начала 1970-х годов. Главной особенностью регги является ведущая роль ритмических элементов, преимущественно бас-гитары, рисунок которой составляет основу композиции как ритмически, так и мелодически (партии остальных инструментов строятся вокруг партии баса). Также в регги отмечается: умеренный (может быть и быстрый, но не агрессивный) темп, размер — 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, брейки на высоких томах или тимбалах .

Фанк

Выступление Earth, Wind & fire в 1982 году

Фанк (от англ. funk «танцевать») — жанр танцевальной музыки, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.

Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica , современное развитие синт-фанка .

Новая волна

Новая волна или нью-вейв ( англ . New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки , возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х годов и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Общие характеристики «новой волны» включают в себя использование синтезаторов , важность стиля и искусства, а также большее разнообразие. Музыка «новой волны» является неоднозначной категорией поп- и рок-музыки в период с конца 70-х до середины 80-х, имеющей связи с панк-роком.

Соул

Со́ул (от английского soul — «душа») — жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза . Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпел и спиричуэлс , а также джазовой вокальной импровизации.

Арета Франклин "королева соула".

Диско

Ди́ско (англ. disco, букв. — «дискотека») — один из основных жанров танцевальной музыки XX века, возникший в начале 1970-x годов.

Зеркальный шар украсивший потолки многих дискотек и ставший символом диско. ( 2015 в городе Фрайбург-им-Брайсгау .

Название жанра произошло от слова «диск», либо как сокращение от французского слова discotheque (дискотека), которое изначально обозначало «хранилище дисков», а затем — заведения, где воспроизводилась музыка с грампластинок, в отличие от традиционных клубов, где исполнители играли в живую.

Поп-музыка

Поп-музыка включает в себя, такие жанры, как:

Примечания

  1. Ражабов А. Ш. от 8 мая 2022 на Wayback Machine // Журнал Scientific progress , 2021
  2. Шевчук Н. А. от 8 мая 2022 на Wayback Machine // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2021
  3. И. И. Земцовский. . belcanto.ru (12 января 2011). Дата обращения: 6 декабря 2011. 5 февраля 2012 года.
  4. . .krugosvet.ru. Дата обращения: 6 декабря 2011. 14 февраля 2012 года.
  5. * Духовная музыка // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  6. Холопова В. Н. от 20 декабря 2019 на Wayback Machine // Журнал «Современная Европа», 2005
  7. Norman Abjorensen. . — Rowman & Littlefield, 2017-05-25. — 695 с. — ISBN 9781538102152 .
  8. Ruehl, Kim [folkmusic.about.com/od/glossary/g/FolkMusic.htm Folk Music] . About.com definition. Дата обращения: 18 августа 2011.
  9. Willi Apel. . — Harvard University Press, 2003-11-28. — 1020 с. — ISBN 9780674011632 .
  10. Michael Kennedy, Tim Rutherford-Johnson, Joyce Kennedy. . — OUP Oxford, 2013-08-15. — 971 с. — ISBN 9780199578542 .
  11. Андрей Горохов. Музпросвет. М.: Ад Маргинем, 2003 г. ISBN 5-93321-059-5
  12. . Дата обращения: 17 июня 2013. 29 июня 2022 года.
  13. Дмитрий Толмацкий. . RWCDAX e-zine (9 июня 1998). Дата обращения: 31 мая 2022. 11 февраля 2009 года.

Литература

  • Зельдин Е. А. Децибелы. — М. : Энергия, 1977. — Т. 2.
  • Платонов А. Н. «Энергетическая подзарядка» или подделки под рок. — М. : «КЖ» Молодая гвардия, 1987. — 34 с.
  • Риман Г. Музыкальный словарь. — М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
  • Феофанов О. А. Рок-музыка вчера и сегодня. Очерк. — М. : Детская литература, 1978. — 158 с.
Источник —

Same as Список музыкальных жанров, направлений и стилей