Interested Article - Зелёный анархизм
- 2020-06-15
- 2
Зелёный анархи́зм (или экоанархи́зм ) — одно из направлений в анархизме , делающее акцент на экологические проблемы . На раннем этапе большое влияние оказали идеи американского анархо-индивидуалиста Генри Дэвида Торо и его книга « Уолден, или Жизнь в лесу » . Некоторые зелёные анархисты называют себя анархо-примитивистами (или по-другому — антицивилизационными анархистами), хотя, безусловно, не все зелёные анархисты — примитивисты. Среди современных зелёных анархистов сильны критические настроения относительно современных технологий (но это не всегда подразумевает для них полный отказ от технологического развития).
Основные современные течения — анархо-примитивизм и социальная экология .
История
Начало зелёному анархизму было положено в первую очередь работами индивидуалистского анархиста и трансценденталиста Генри Дэвида Торо. В своей книге «Уолден, или Жизнь в лесу» он защищает идеи опрощения и самодостаточности среди природы в противовес развитию индустриальной цивилизации . В конце XIX века возникает анархистский натуризм , соединивший в себе идеи анархизма и натуристской философии . Главным образом данные идеи получили распространение в кругах анархо-индивидуалистов в Испании , Франции и Португалии .
Существенное влияние оказали идеи Генри Дэвида Торо , Льва Николаевича Толстого и Элизе Реклю . Анархо-натуризм выступал за вегетарианство , свободную любовь , нудизм , экологистское мировоззрение в рамках и за пределами анархистских групп .
Зелёный анархизм содержит в себе элементы разных взаимосвязанных политико-философских теорий и социальных движений , таких как анархо-примитивизм, глубинная экология , социальная экология , феминизм , пост- и антилефтизм, ситуационизм , сюрреализм , неолуддизм , и идеалы охотников-собирателей .
Несмотря на то, что зелёный анархизм развивал идеи, присутствовавшие в деятельности луддитов и трудах Жан-Жака Руссо , когда возник примитивизм , на него оказали непосредственное влияние работы теоретиков неомарксистской Франкфуртской школы Теодора Адорно и Герберта Маркузе , антропологи Маршалл Салинс и Ричард Боршей Ли и другие личности, такие как Льюис Мамфорд , Жан Бодрийяр и Гэри Снайдер .
Многие сторонники зелёного анархизма и примитивизма рассматривают Фреди Перлмана как современного предтечу своих идей.
Среди известных современных авторов, придерживающихся тех или иных направлений в зелёном анархизме, называют Деррика Дженсена , Джорджа Драффана, а также Джона Зерзана ; положительно относящегося к технологическому развитию Мюррея Букчина и др., включая Алана Картера и Стюарта Дэвидсона .
Критический анализ
Цивилизация
Критический анализ зелёных анархистов сосредотачивает своё внимание на институтах доминирования, создающих общество и все вместе объединяющихся одним понятием « цивилизация ». К таким институтам относятся государство , капитализм , индустриализм , глобализация , одомашнивание , патриархат , наука , технология и/или работа . По мнению зелёных анархистов, данные институты (все или какая-то часть из них, в зависимости от конкретного направления) деструктивны и являются неотъемлемой частью системы эксплуатации (в отношении людей и окружающей среды ), поэтому они не могут быть реформированы. Данное движение решительно отвергает возможность отстаивания своих интересов посредством политики, предпочитая автономное и прямое действие, саботаж , восстание , и возвращение к дикой природе ради конструктивных перемен.
Цивилизация берётся как совокупность приведённых выше институтов, ответственных за уничтожение человеческой свободы и разрушение окружающей среды. Физически цивилизация отграничена одомашниванием растений, животных и людей (относительно последних, по мнению Джона Зерзана , начало этому прослеживается во времени , языке , искусстве и символической культуре). Сельское хозяйство, до возникновения которого люди часто жили автономными группами охотников-собирателей, ввело понятие излишков наряду с условиями для возникновения этих институтов. По сути, охотники-собиратели, чей образ жизни практиковался человечеством в течение примерно двух миллионов лет, считаются частью общеанархистской истории. Цивилизация часто рассматривается более как парадигма систем, нежели реальных вещей, и людей, находящихся вне естественной среды обитания. Это рассматривается как первый шаг и оправдание разрушения природы (и человечества).
Технологии
Технология рассматривается зелёными анархистами в качестве комплексной системы, а не каких-либо конкретных физических инструментов . Технология, как утверждается, нуждается в эксплуатации окружающей среды путём разработки и добычи ресурсов , а также эксплуатации людей через труд , работу, а также рабство , индустриализм , специализацию и разделение труда . По мнению примитивистов, не существует «нейтральных» технологий, так как все вещи создаются в определённых условиях, с конкретными целями и функциональным назначением. Исходя из этого, анархо-примитивисты, как наиболее радикальное крыло зелёных, выступают в том числе против зелёных технологий , считая их не более чем попыткой реформирования существующей системы общественного устройства, построенной на эксплуатации, которая таким образом принесёт лишь видимость перемен и безвредности для окружающей среды . В свою очередь, другая часть зелёных анархистов предлагает вместо современных технологий использовать более «компактные» технологии, использующие максимально безвредные ресурсы, добываемые на месте .
Зелёные анархисты, такие как Мюррей Букчин, утверждают, что они вовсе не выступают за возвращение в каменный век , задаваясь вместо этого вопросами о человеческой действительности, и хотели бы, чтобы эти вопросы (вопросы о цивилизации) учитывались в действующей практике по созданию новых обществ, существующих без институтов доминирования, и при этом использовались действующими противниками существующей системы.
Веганизм
Часть зелёных анархистов рассматривают веганизм в качестве составной части борьбы за свободу, здоровый образ жизни . — это политическая философия веганизма (точнее — освобождения животных) и зелёного анархизма, соединяющей данные направления в интересах социальной революции ( Vegan Revolution ). Такой подход подразумевает рассмотрение государства как ненужного и вредного института как для животных , так и для людей, а также практику строгого вегетарианства . Веганархисты рассматривают идеологию в качестве комбинированной теории или же считают обе эти философии, по сути дела, одним и тем же . Кроме того, этот подход описывается как гуманизм в отношении животных в рамках зелёного анархизма или же анархистское общественное движение по освобождению животных .
Термин был популяризирован в 1995-м году благодаря брошюре Брайена А. Доминика Animal Liberation and Social Revolution: A vegan perspective on anarchism or an anarchist perspective on veganism . Этот 18-страничный текст разъясняет, сколько молодых анархистов в 1990-е годы восприняли идеи глубинной экологии (гуманной в отношении животных) в качестве полноценной части политической философии зелёного анархизма. Вместе с тем, борьба за освобождение животных становится всё более и более подверженной влиянию анархистских идей и традиций, тем самым все более способствуя распространению веганархизма .
Предлагаемые решения
Многие зелёные анархисты считают, что небольшие экопоселения (не более чем на несколько сотен человек) являются наиболее приемлемыми и предпочтительными для цивилизации и что инфраструктура и политические системы должны быть реорганизованы, чтобы гарантировать их функционирование . Зелёные анархисты утверждают, что социальные институты должны быть направлены на взаимодействие с силами природы, а не против них.
Многие зелёные анархисты считают, что традиционные формы общественной организации, такие как деревня , небольшие групповые поселения или поселения племенного типа , являются предпочтительными для человеческой жизни, и не по причине своей « дикости », имеющей некое духовное превосходство, но потому что подобные общественные организации, как представляется их сторонникам, работают лучше того, что имеется в современной индустриальной цивилизации . Семья , по мнению многих зелёных анархистов, является более важным фактором, нежели те роли, которые создает человеку его трудовая принадлежность. Философия зелёного анархизма может быть объяснена как интерпретация антропологических и биологических истин, или же естественное право .
Некоторые зелёные анархисты, идентифицирующие себя в качестве примитивистов, являются сторонниками «возвращения к дикости» и кочевому образу жизни охотников-собирателей , в то время как другая часть зелёных анархистов выступает против существующей индустриальной цивилизации , но вовсе не обязательно против одомашнивания или сельского хозяйства . Из ключевых теоретиков к первой тенденции можно отнести Деррика Дженсена и Джона Зерзана, в то время как, например, «Унабомбер» Теодор Качинский относится ко второй, несмотря на то, что границы между ними представляются размытыми и при этом как Дженсен, так и Зерзан положительно отзываются о некоторых формах пермакультуры . Другие же зелёные анархисты, главным образом технопозитивисты, предлагают другие формы организации, такие как аркология или технатес ( technates ).
Многие зелёные анархисты предпочитают сосредотачивать своё внимание не на философских проблемах будущего общества, а на защите земли и социальной революции в настоящем. Современные системы сопротивления и создание альтернативных, устойчивых способов жизни часто считают более важными, чем просто фривольные протесты.
Прямое действие
Большинство зелёных анархистов активно продвигают и пропагандируют свои идеалы, и некоторые из них принимают участие в акциях прямого действия. Некоторые из них участвуют в работе таких организаций, как Earth First! , Сила Корня ( Root Force ), или в более радикальных, таких, как Фронт освобождения Земли (ELF), (АОЗ), Фронт освобождения животных (ALF). Они участвуют в акциях протеста против того, что они воспринимают как часть системы угнетения: трелёвка (лесозаготовка), отрасли мясо - молочной индустрии, лаборатории , в которых ставятся опыты на животных , структуры генной инженерии , а также (хотя и реже) правительственные учреждения.
Их действия, как правило (но не всегда), носят ненасильственный характер. Не всегда, но часто активисты зелёного анархистского движения, в тех случаях, когда хотят взять на себя ответственность за акции насильственного характера, используют такие названия, как Милиция за права животных ( Animal Rights Militia ), Управление юстиции ( Justice Department ) или Революционные ячейки ( Revolutionary Cells ).
Известные представители
См. также
- Зеленоармейцы
- Earth First!
- Green Anarchy (американский экоанархический журнал)
- Wolves in the Throne Room
- Антипотребительство
- Антирост
- Зелёный синдикализм
- Социальная экология
- Экосоциализм
- Экофеминизм
- Энвайронментализм
Примечания
- Генри Дэвид Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. / Пер. З. Александровой . — М. : Наука , 1979.
- ↑ Xavier Diez. 26 мая 2006 года.
- ↑ 2 января 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 июля 2017. 9 сентября 2020 года.
- ↑ 25 февраля 2009 года.
- 14 октября 2008 года.
- «Anarchisme et naturisme au Portugal, dans les années 1920» in Les anarchistes du Portugal by João Freire
- 25 октября 2012 года.
- Ward, Colin. Anarchism: A Very Short Introduction (англ.) . — Oxford University Press , 2004. — ISBN 0192804774 .
- Stewart Davidson, 2009, 'EcoAnarchism: A Critical Defence', in the Journal of Political Ideologies, volume 14, pp. 47-67
- Zerzan, John. Future Primitive and Other Essays (неопр.) . — ISBN 1570270007 . , 1994. —
- Zerzan, John. Running on Emptiness: The Pathology of Civilization (англ.) . — Feral House , 2008. — ISBN 092291575X .
- ↑ Pepper, David. Eco-socialism: from deep ecology to social justice (неопр.) . — Routledge , 1993. — ISBN 0415097193 .
- Bookchin M. от 25 сентября 2008 на Wayback Machine First published in Green Perspectives (20, November 1989).
- ↑ Dominick, Brian. Animal Liberation and Social Revolution: A vegan perspective on anarchism or an anarchist perspective on veganism , Critical Mess Media, 1995
- Dominick, Brian. Animal Liberation and Social Revolution: A vegan perspective on anarchism or an anarchist perspective on veganism , third edition, Firestarter Press, 1997, page 6.
- ↑ Dominick, Brian. Animal Liberation and Social Revolution: A vegan perspective on anarchism or an anarchist perspective on veganism , third edition, Firestarter Press, 1997, page 5.
- Dominick, Brian. Animal Liberation and Social Revolution: A vegan perspective on anarchism or an anarchist perspective on veganism , third edition, Firestarter Press, 1997, page 1.
- Theodore, Kaczynski. The Road to Revolution (неопр.) . — Xenia Editions, 2008. — ISBN 2888920654 .
- Parker, Martin. The Dictionary of Alternatives (неопр.) . — Zed Books , 2007. — ISBN 184277333X .
- от 10 марта 2009 на Wayback Machine , Anarchy: A journal of Desire Armed, Issue 51
Ссылки
на русском языке
- Торо Г. [lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt «Уолден, или Жизнь в лесу»]
на английском языке
- от 21 февраля 2009 на Wayback Machine
- от 21 февраля 2014 на Wayback Machine
- — introduction to John Zerzan’s conferences in Montreal by Layla AR
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-06-15
- 2