Расписной овсянковый кардинал
- 1 year ago
- 0
- 0
Расписной крест ( итал. croce dipinta , англ. painted cross ) — распятие , украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Расписные кресты появились в Италии в первой половине XII века и быстро распространились в основном в центральных районах Италии. Портативные кресты небольшого размера предназначались по большей части для капелл или для монастырских келий . Большие же кресты для алтарей , а также подвесные распятия, предназначались для больших пространств романских и готических церквей. Бронзовые или деревянные распятия, а также алтарные картины с изображением «Распятия», предшествовавшие расписным крестам, по своей сути и функции близки им.
Функция расписного креста такова. Если цикл фресок , покрывающий стену нефа , играл двойную — декоративную и повествовательную — роль, а створки и передняя часть алтаря должны были быть видимыми с близкого расстояния, то большое изображение Христа на кресте, расположенное в хоре , напротив входа, должно было вызвать у верующих непосредственное чувство переживания (memento Christi). Этим объясняются значительные размеры расписных крестов. В XII веке они часто достигали в высоту более трёх метров, и постепенно становились просто гигантскими — 5,75 м («Крест» в церкви Сан Франческо в Ареццо ) и 5,78 м («Крест» Джотто в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции ).
Эдвард Б. Гаррисон различает пять видов расписных крестов, отличающихся по форме и иконографии, и в которых иногда можно видеть влияние какого-либо художника или художественного направления:
Хронологическую эволюцию этих типов крестов установить трудно, вполне возможно, что они существовали одновременно. Иконографическая эволюция более очевидна, и она свидетельствует об упрощении расписных крестов. Крест из Сарцаны ( 1138 года ) полон декоративного богатства, в то время как на кресте Джунта Пизано, имевшем в XIV веке огромный
успех, присутствует ограниченное число персонажей. С другой сторо,ны нужно принять во внимание различные модификации в их исполнении, связанные с предназначением расписных крестов. Скорее всего кресты с табеллоне, на которых изображены сцены из евангельских историй, предназначались для алтаря и разглядывания с более близкого расстояния. Наоборот, крестам помещенным выше и дальше необходимы были лишь большие фигуры Христа, легко видимые верующим. Изображение живого Христа (Christos triumphans) на кресте, характерное для романского искусства, гораздо древнее, чем изображение мертвого Христа восходящее к византийской традиции, влияние которой заметно в кресте на надгробии архиепископа Ариберта (первая половина XI века).
Среди расписных крестов XV века можно назвать работы Джованни да Модена (Болонья, Пинакотека) и Джованни ди Паоло (Сиена, ц. Сан Пьетро а Овиле), созданные еще в традиции XIV века, а также произведения флорентийских мастеров — Андреа дель Кастаньо ( Флоренция , церковь Сантиссима-Аннунциата ), Лоренцо Монако (Флоренция, ц. Сан Джованни деи Кавальери), Фра Анжелико (Флоренция, ц. Сан-Никколо дель Чеппо) и Пезеллино (Флоренция, ц. Сан-Гаэтано). В XV веке традиция производства расписных крестов стала сходить на нет.
Энциклопедический словарь живописи. Под редакцией Мишеля Лаклотта и Жана Пьера Кюзена. М. Терра. 1997 г.