Бабушкин, Ефим Адрианович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ники́фор Адриа́нович Мурзаке́вич ( 2 [13] июня 1769 года , Смоленск — 8 [20] марта 1834 года , Смоленск ) — священнослужитель Русской православной церкви , автор «Истории губернского города Смоленска» — первого печатного труда по истории Смоленской земли.
Родоначальником фамилии Мурзакевичей был бывший крымский мурза Василий по прозвищу Мурзин, пленённый князем В. В. Голицыным во время 2-го Крымского похода в 1687 году, крещённый им в православие и зачисленный в служилые люди по городу Смоленску. Своего сына Адриана (? — 1783) Василий Мурзин определил в открытую в 1728 году Смоленскую семинарию , после окончания которой Адриан Васильевич был священником при Успенском кафедральном соборе Смоленска .
2 ( 13 ) июня 1769 у Адриана Васильевича и его супруги Евдокии Федоровны родился сын Никифор. Получив начальное образование дома, к десяти годам мальчик уже бегло читал на русском и латинском языках и поступил в Смоленскую семинарию . В семинарии Никифор успешно окончил три из четырёх классов, но в 1783 году скончался отец и семья осталась без средств к существованию. Вынужденный оставить семинарию, Никифор был определён епископом смоленским и дорогобужским Парфением псаломщиком в Богородицкую церковь.
В 1792 году Никифор Мурзакевич женился на Анне Ивановне Солнцевой, дочери вяземского священника, и около того же времени, принимая во внимание заслуги отца, был посвящён сначала в иподиакона , а потом и в диакона кафедрального собора Смоленска . Большая семья о. Никифора (его мать, жена и шестеро детей) жила в бедности, поскольку единственным источником доходов являлось жалование в 25 рублей в год и некоторые суммы, выручаемые как плата за требы . Все своё свободное время диакон посвящал самообразованию. Особенно его интересовала история родных мест.
Прочтя рукописную «Историю города Смоленска», составленную в 1780 году иеромонахом Иоасафом Шупинским к приезду в Смоленск императрицы Екатерины II , о. Никифор нашёл в ней множество недостатков и сам занялся составлением более полной и подробной истории. Эти занятия пользовались поддержкой епископа Парфения , предоставившего в распоряжение диакона свою библиотеку, личные выписки относительно смоленских древностей и обеспечившего ему доступ в архив консистории.
После смерти епископа Парфения в 1795 году положение о. Никифора ухудшилось: новый епископ Дмитрий не оказывал диакону прежней поддержки. Закрылся для него и доступ в архив. Смоленское духовенство, и без того нерасположенное к учёному-диакону, теперь стало относиться к нему и вовсе презрительно. Неожиданная помощь была оказана Мурзакевичу студентами Московского университета И. А. Двигубским , А. С. Карсаровым и А. И. Тургеневым , которые, направляясь на учёбу в Европу, проезжали через Смоленск, познакомились с о. Никифором и пообещали поспособствовать его работе. А. И. Тургенев написал о смоленском диаконе своему отцу, ректору Московского университета И. П. Тургеневу , активному члену Дружеского ученого общества , и через несколько месяцев Мурзакевич получил посылку из Москвы. В посылке были книги по российской истории В. Н. Татищева , М. М. Щербатова и И. М. Штриттера , Никоновская летопись , « Синопсис », «Вивлиофика» Н. И. Новикова и другие труды.
Благодаря помощи из Москвы Мурзакевич сумел к 1803 году завершить свою «Историю города Смоленска». Представленная епископу Дмитрию , работа не нашла поддержки у духовных властей: епископ возвратил рукопись «с выговором и бранью». Тогда Мурзакевич представил рукопись смоленскому гражданскому губернатору , а тот передал её генерал-губернатору Смоленска С. С. Апраксину . По распоряжению Апраксина в 1803 году в губернской типографии за его счет было напечатано 600 экземпляров первого издания «Истории губернского города Смоленска» в четырёх книгах. Весь тираж издания был подарен автору и быстро разошёлся по подписке. Епископ Дмитрий был разгневан и выгнал диакона из кафедрального собора, предложив ему искать другое место. Такое место вскоре нашлось. 16 апреля 1803 года о. Никифор был рукоположён в священники Одигитриевской церкви .
В 1804 году вышло второе издание «Истории», дополненное пятой книгой с грамотами русских, польских и литовских государей, данными Смоленску. С. С. Апраксин переслал книгу обер-прокурору Синода князю А. Н. Голицыну , а тот представил её императору Александру I , который велел выдать автору 500 рублей. Кроме того, смоленское дворянство и граждане ссудили отцу Никифору 1500 рублей, что дало возможность купить у купца Квецинского дом за алтарём Одигитриевской церкви .
Начало 1812 года было ознаменовано для Мурзакевича несчастьем. 4 (16) марта умерла его жена, оставив семерых детей. По словам его сына Ивана, отец после смерти жены «впал в задумчивость и какое-то равнодушие», почти оставив писательский труд и сосредоточившись на заботах о детях. Новый епископ Ириней , известный как полиглот и автор многих научных работ, оценил труды о. Никифора и хотел удостоить саном протоиерея , но смоленское духовенство выступило против этого, указывая на «неучёность» Мурзакевича.
Во время Отечественной войны 1812 года появление противника вблизи Смоленска застало его население врасплох. 3 (15) — 4 (16) августа жители в спешке покидали город и уезжали на восток. Мурзакевич, у которого в эти суматошные дни украли лошадь, вместе со своим многочисленным семейством покинуть город не сумел.
4 ( 16 ) августа 1812 армия Наполеона осадила Смоленск и начала артиллерийский обстрел города. Священник Мурзакевич был в этот день призван для исповедования и причащения раненых и умирающих и находился на позициях 26-й дивизии генерала И. Ф. Паскевича на Королевском бастионе под обстрелом вместе со своим 12-летним сыном Константином, который носил за отцом святую воду. Своим поведением в этот день о. Никифор заслужил особую благодарность генерала Паскевича и позже был награждён скуфьёй от Синода и бронзовым наперсным крестом . 5 (17) августа французы предприняли несколько атак, захватив предместья, но так и не сумев ворваться в Смоленскую крепость . Утром этого дня о. Никифор вновь был на позициях, а после обеда укрылся с семьёй и прихожанами в Успенском соборе , так как его дом и церковь попали под обстрел. В ночь на 6 (18) августа русские войска оставили город, который был занят французами. В соборе ютились почти неделю, пока основные части французской армии не покинули город. Дом Мурзакевича в это время занимал генерал Ж. Лагранж , и, когда хозяин вернулся в него, он нашел своё жилище разграбленным.
В занятом французами Смоленске отец Никифор оказался одним из немногих оставшихся священников. В этой ситуации он не только отправлял службы в Успенском кафедральном соборе , но и был хранителем этой русской святыни. В первый день французской оккупации Мурзакевич сумел добиться от французского командования постоянного воинского караула, который был поставлен у собора и спас от разорения соборную ризницу и имущество архиерейского дома. От разорения отцом Никифором были также спасены Троицкая и Одигитриевская церкви. В обстановке, когда грабежи и мародёрство достигли предела, Мурзакевич проявлял завидное мужество и силу духа, у него получалось заступаться за жизнь и имущество граждан перед французскими властями, включая губернатора Смоленска барона А. Жомини . Мурзакевич исповедовал и осуществлял погребение отставного подполковника П. И. Энгельгарда — смоленского дворянина, организовавшего вместе с несколькими своими соседями партизанский отряд из вооруженных им крестьян. Выданный крестьянами, Энгельгардт был расстрелян французами у Молоховских ворот Смоленска. Всю осень о. Никифор со своими сыновьями, Константином и Иваном, ходил за город на кирпичные заводы к русским раненым, носил им воду и овощи.
Между тем личная история о. Никифора была далека от благополучия. Священник был неоднократно бит мародёрами, удар шпорой в бок давал потом о себе знать вплоть до самой смерти. Дом его был разорён, голод и болезни унесли жизни матери о. Никифора, его тётки, двух дочерей и воспитанницы. Ещё одно несчастье произошло более или менее случайно. 27 октября ( 8 ноября ) 1812 генерал Жомини потребовал от священников организовать почётную встречу Наполеона , возвращавшегося из Москвы. Тогда император не приехал, но на следующий день встреча произошла, причем случайная:
Идя к больному мещанину Ив. Короткому, что у Днепровских ворот возле дома Ив. Ковшарова, с черствой просфирою, нечаянно возле Троицкого моста попавшиеся мне губернатор Жомини сказал мне по латыни: «Вот Наполеон идет!» — Я, не знавши его, посторонился, но Наполеон у меня спросил: «Pope? », я ответствовал: «Так». И когда ближе он подошел, я, в недоумении и страхе, вынул просвиру, которую он велел взять одному генералу. Всего этого никто не видел. — За Наполеоном тащилась под гору карета четвернею в ряд, с переду и с заду её были привязанные снопы ржаные .
— Дневник священника Н. А. Мурзакевича. 28 октября 1812 года.
5 ( 17 ) ноября 1812 Смоленск был занят русскими войсками. Это счастье обернулось, однако, несчастьем для Мурзакевича, в действиях которого усмотрели измену. Священника обвинили в том, что он спрятал в соборной ризнице 20 000 рублей, унесённых из архиерейской ризницы , а также в том, что он, де, в нарушение верноподданнической присяги встречал Наполеона и благословил его. Об этом было доложено архиепископу Феофилакту — главе экстраординарной комиссии по приведению в порядок епархий, разорённых во время войны. Возникло «Дело о священниках Мурзакевиче и Соколове и протоиерее Поликарпе Звереве». Запуганный Феофилактом, епископ Ириней вынес суровый приговор. Мурзакевич был запрещён в священнослужении и лишён места. В своем дневнике он записал:
«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видяше мя вон бежаша от мене.» (Псал. 30, 12).
— Дневник священника Н. А. Мурзакевича. 31 декабря 1812 года.
15 ( 27 ) января 1813 приговор был утверждён Священным Синодом . Это лишило Мурзакевича средств к существованию. Более того, его дом был определён для казенного постоя, а сам о. Никифор с семьей ютился на чердаке. Однако через некоторое время дело поступило наряду с другими на рассмотрение особой комиссии Сената по сыску изменников. Комиссия, не найдя в нём измены, передала дело на рассмотрение уголовной палаты, которая 24 марта ( 5 апреля ) 1814 вынесла оправдательный приговор. Ориентируясь на приговор светского суда, епископ смоленский Иоасаф ходатайствовал перед Синодом об отмене запрещения к священнослужению для всех троих священников. После утвердительного ответа Синода о. Никифор 24 июля ( 5 августа ) 1814 вновь был назначен к служению в Одигитриевской церкви .
При посещении Смоленска великим князем Николаем Павловичем 18 мая 1816 г. Мурзакевич был представлен ему на королевском бастионе и удостоился благодарности за свои исторические труды и рассказ о битве 4 августа 1812 г.
Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей и исторических трудов, отец Никифор с не меньшей самоотдачей выполнял общественную работу в городских и епархиальных учреждениях. Так, в 1819 г. по поручению епископа, собрал по городу и губернии 32 287 рублей в пользу бедных семинаристов. Часть своей библиотеки отец Никифор ещё при жизни передал в Смоленский кадетский корпус, до 200 томов пожертвовал в семинарию, по тому же завещанию 100 томов были переданы в училище для детей канцелярских служащих, бедным семинаристам завещал 50 рублей.
Похоронен священник Никифор Мурзакевич в ограде Спасо-Окопной церкви. Могила его сохранилась до наших дней.
Был женат на дочери священника Анне Ивановне Солнцевой (? — 1812).
Дети:
Помимо истории родной земли, Н. А. Мурзакевич много сил уделил священной истории. Все его работы, кроме «Истории города Смоленска», так и не были напечатаны, оставшись в единственном экземпляре.
«История города Смоленска» :
Дневник и письма Н. А. Мурзакевича :
Рукописи в Смоленском музее :
Рукопись в Самарской научной библиотеке :