Interested Article - Панспермия (блюдо)

Пансперми́я ( др.-греч. πανσπερμία — смесь всяких семян, от πᾶν (pan) — «всё» и σπέρμα (sperma) — «семя») — обрядовое блюдо, каша из всех видов злаков и бобовых культур, то есть из всего, что употреблялось в пищу и было доступно. Панспермия, как один из видов «священной каши», существовала уже в древнегреческой культуре . Наиболее известные ритуальные действия, связанные с приготовлением «священной каши», происходили три раза в год: весной, летом и осенью. Позже подобная обрядовая еда получила распространение в православной традиции и в культурах народов, населяющих Южную и Восточную Европу, где известны несколько её видов ( коливо , кутья , варица, вара и др.). В такие каши, кроме различного вида зерна, добавляют также бобы, фрукты, орехи, мёд, овощи. По мнению исследователей, такие кушанья связаны с календарными обрядами и магическими практиками, прежде всего направленными на увеличение плодородия и изобилия, деторождения, а также с почитанием культа предков . Кроме различных видов каш, этнографы под панспермией также понимают ритуальную трапезу, состоящую из части различных множественных блюд.

История

Древняя Греция

Панспермия («всезерние») известна со времён Древней Греции , где она была одним из атрибутов культа плодородия , использовалась в различных календарных земледельческих обрядах. Древний обычай бросания «пшеничной муки замешанной с мёдом» в расселину описывал Павсаний . По его сведениям, это происходило на священном участке храма Зевса Олимпийского , который был посвящён Гее — богине земли в древнегреческой мифологии . Наиболее известные ритуальные действия, связанные с приготовлением «священной каши» ( греч. ιερόν εψημα ), происходили три раза в год: весной, летом и осенью. Её разновидности готовились по различным поводам и состояли из разных компонентов, в связи с чем получили соответствующие названия . Известно, что в седьмой день четвёртого месяца ( пианопсион — начало октября, конец ноября) аттического года в древних Афинах в честь богов Аполлона и Афины Скирады , происходил праздник «варки бобов» (пианепсия — ), известный уже со времён Солона . В этот день женщины готовили особую кашу из различных бобовых культур, получивших распространение в Аттике ещё до распространения зерновых. Предполагается, что позже в процессе приготовления «священной каши» в неё стали добавлять и злаки, что и вызвало появление панспермии ( греч. ττανσπερμία ) . Её варили в честь богини плодородия, покровительницы земледелия Деметры и её дочери Коры-Персефоны , а также Аполлона. Считается, что такое посвящение богам взаимосвязано с обрядами, направленными на благоприятствование плодородию и изобилию, повышению произрастания зерновых культур будущего урожая. Также ритуалы, культивируемые с этим блюдом, имели отношение к почитанию мёртвых, предков. Так, это блюдо готовили на третий день аттического месяца антестерион (конец февраля — начало марта), когда, согласно древнегреческим представлениям, души покойников на некоторое время покидали загробный мир и попадали в мир живых . Эту кашу готовили в необожжённом глиняном горшке ( греч. χύτρος ), а в её состав входило зерно, которое укладывалось последовательно — рядами одно на другое. Сверху священной трапезы находились: «пшеница, потом бобы, ячмень , чечевица , горох » . C панспермией совершался особый обряд, в ходе которого горшок с ней горожане торжественно носили по улицам Афин. В этой процессии принимал участие нарядно одетый мальчик, который нёс ( греч. εφεσιώνη ) — особую масличную ветвь, украшенную «всеми плодами земными» . Эти торжественные действия были тесно связаны с аграрными традициями древнегреческого народа — в данном случае сева . Панспермию готовили также в седьмой день месяца таргелиона (вторая половина мая — первая половина июня) — уже из зерна нового урожая, после чего носили в горшке . Этот обряд совпадал также с периодом озимого сева в Аттике .

Кроме указанных аграрно-календарных обрядов, во время которых варили «священную кашу», имел место праздник галаксия , когда готовилась ячменная каша на молоке, посвящённая фригийской Великой Матери богов (Кибела), функционально близкой, вплоть до отождествления, греческой богине Рее — матери олимпийских богов . Предполагается, что это священнодействие также сопровождалось процессией, в ходе которой несли приготовленную кашу .

Шведский филолог , специалист по классической мифологии и религии Мартин Нилльсон , указывал на то, что, по мнению исследователей, «приношение первых плодов и ритуальное питьё нового вина» основываются на древних представлениях о снятии запрета на незрелые плоды сельскохозяйственных культур. В связи с этим он отмечал, что, вероятно, такие действия имели целью воздать благодарение богам, но сами эти обычаи даже древнее, чем почитание собственно богов: «Корни этого обряда магические. У многих примитивных народов определённые растения и мелкие животные в какой-то период времени считаются запретными для употребления в пищу, а снятие этого запрета сопровождается сложными церемониями, направленными на увеличение числа этих растений или животных» .

В других культурах

Коливо — по мнению исследователей, возможно, происходит от древнегреческой панспермии

Со времён Древней Греции разновидности панспермии получили распространение в качестве поминального блюда, а также приуроченного к определённым дням календаря. Так, это имеет место в православии и в славянских культурах, где известны несколько её видов ( коливо , кутья , варица и др.). Они, как и древнегреческая панспермия, также тесно связаны с календарными обрядами и магическими практиками, прежде всего направленными на увеличение плодородия и изобилия, деторождения, а также с почитанием культа предков (в частности, готовятся в канун Рождества Христова , Нового года и Крещения ) . По этому поводу этнограф-лингвист Александр Страхов писал, что «рождественский вечер у народов Европы связан с поминовением усопших и границей сезонов: зимнего и летнего» . По его мнению, в период рождественских праздников было принято строить виды на будущий урожай, который прямо влияет на благополучие семьи. Было распространено верование, что материальное положение живых непосредственно связано с благосклонностью мёртвых предков. Видимо в связи с этим люди стремились к тому, чтобы их умилостивить, надеясь на помощь в наступающем году:

Поэтому, при том, что на рождественском столе главенствуют поминальные блюда: блины, каша, кисель, имитативная магия требует богатого, обильного стола, чтобы обеспечить это обилие в будущем сезоне (году). Каша, кутья — это древнейшее блюдо земледельца — варится из смеси зёрен всех культурных злаковых и бобовых, становясь панспермией .

Русский и советский историк Борис Богаевский в качестве устойчивости обрядов, связанных с панспермией, приводил в качестве примера обычаи, сохранившиеся вплоть до XX века среди сельского населения Греции. Так, накануне 21-го ноября — в календарный праздник Божьей Матери Сеятельницы — крестьяне села Арахова , расположенного вблизи горы Парнас (современная периферия Центральная Греция ), готовили из нескольких видов бобовых кашу, которая сохранила древнегреческое название — «всезерние» ( πανσπερμιά ). По этому поводу, все члены семьи съедали её часть, с чем связывали благоприятные виды на будущий обильный урожай, а женщины на удачную беременность и деторождение .

Мартин Нильссон приводил примеры подобных обрядов в различных культурах, в том числе и в современных . К ним он относил различные приношения в День Всех усопших у греков, имеющие место в традициях греческой православной церкви, а также по поводу сбора урожая и фруктов. Последние действия Нилльсон описывал следующим образом: «Приношение вносится в церковь, священник его благословляет, и участники богослужения съедают по крайней мере часть принесённого. Эта современная панспермия меняет свой состав в зависимости от времени года и состоит из винограда, хлеба, зерна, вина и масла» . По поводу бытования коливо у современных греков он писал: «Подобную многовековую преемственность в обрядах культа удаётся проследить лишь в очень редких случаях. Эти народные обычаи, которые относятся к древнейшему и, как скажут некоторые, самому низкому уровню религии, оказываются самыми долговечными» .

Украинская кутья

В подобного рода каши, кроме различного вида зерна, позже стали добавлять бобы, фрукты, орехи, мёд, овощи. По мнению этнографов, подобные «множественные» компоненты в обрядовой пище были прежде всего направлены на умножение достатка людей, в частности путём увеличения урожая . Кроме различных видов каш (варево) этнографы под панспермией также понимают трапезу, состоящую из части различных множественных блюд. Она приносилась в качестве дара, жертвовалась умершим родственникам, с целью задобрить диких животных, мифических персонажей (ритуальное кормление). В качестве почитания культа предков панспермия может состоять «либо из остатков всех блюд, либо из первых ложек пищи с каждой тарелки на трапезе (календарной или поминальной)». Её водружают на стол, раскидывают, посыпают, запускают на воду, по ветру, сжигают и т. п. В наиболее сохранившемся и полном виде обряды, связанные с панспермией-кашей, имеют место в культуре восточных и южных славян , где подобное блюдо наиболее известно под названием кутья , варица , вара , варвара . Близкие по составу и значению блюда готовились у румынов и словаков в новогодне-рождественский период, а также в связи с отправлением культа предков. Близким обрядом к панспермии выступает традиционный для европейских народов обычай осыпать, разбрасывать зерновые, бобовые культуры, орехи и т. д. Подобное блюдо имело место и в культуре дагестанских народов . По словам этнографа и историка Ангары Булатовой, «злаково-бобовое варево» занимало особое место в обрядовой пище и было «связано с пережитками наиболее архаичной обрядности в праздничной культуре» Дагестана: «Оно напоминает священную кашу из семян всех возделываемых в сельскохозяйственной округе полевых культур всезерние или панспермию, которую готовили в качестве жертвоприношения древние греки в наиболее ответственные для судьбы урожая моменты (вспашка, цветение хлебных всходов, жатва и т. д.) с целью обеспечения урожая хлебных полей, плодородия, а также воспроизводства людского коллектива» .

Примечания

Комментарии
  1. В научной литературе на русский язык часто передаётся одним словом — «всезерние» .
Источники
  1. , с. 194.
  2. , с. 119.
  3. , с. 313.
  4. , с. 194—195.
  5. , с. 195.
  6. , с. 196.
  7. , с. 197.
  8. , с. 120.
  9. , с. 109—110.
  10. , с. 201.
  11. , с. 40—41.
  12. , с. 396.
  13. , с. 91—92.
  14. , с. 42—44.
  15. , с. 43—44.
  16. , с. 44.
  17. , с. 164.
  18. , с. 93—95.
  19. , с. 625—628.
  20. , с. 133.

Литература

  • Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин. — Петроград: Типография М. А. Александрова, 1916. — 241 с.
  • Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX — начале XX века. — Л. : Наука, 1988. — 200 с.
  • Иванова Ю. В. Этнокультурные особенности календарной обрядности народов Юго-Восточной Европы // Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы (Балканские исследования. Вып. 9). — М. : Наука, 1984. — 432 с.
  • Иванова Ю. В. Греки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Зимние праздники. — М. : Наука, 1973. — С. 308—329 .
  • Листова Н. М. Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С. А. Токарев . — М. : Наука, 1983. — 223 с.
  • Нильссон, Мартин. Греческая народная религия = Greek popular religion / Отв. ред. А. И. Зайцев. — СПб. : Алетейя, 1998. — 256 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-094-3 .
  • Передольская А. А. Об отражении обряда «всезерния» в терракотах V в. до н. э., найденных в Северном Причерноморье // Материалы по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. — М. : Издательство АН СССР, 1954. — Т. 2. — С. 115—122. — 216 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. № 33).
  • Панспермия / Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 625—628. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Смолянский Б. Л., Лифляндский В. Г. Священная кухня. Религия и питание. — СПб. : Амфора, 2015. — 240 с. — (Тайны истории). — ISBN 978-5-367-02793-8 .
  • Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. — НАН Украины. Институт истории Украины. — Киев: Алетей, 2009. — 266 с. — ISBN 978-966-02-5041-3 .
  • Страхов А. Б. . — Мюнхен, 1991.
Источник —

Same as Панспермия (блюдо)