Культовые сооружения Шанхая
- 1 year ago
- 0
- 0
Куру́мы (древнетюркское gorum — «груда камней») — культовое сооружение в некоторых районах Центральной Азии ; искусственная пирамида , сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды; термин , который определяет такое сооружение.
«Курум» в значении культового антропогенного захоронения имеет узкую географическую локализацию. По современным данным термин «курум» как могильное захоронение употребляется в Ферганской долине и прилегающих районах, и, видимо, существует лишь в таджикском и узбекском языках . В других областях Азии термин «курум» обозначает нерасчленённую дневную поверхность, сложенную крупнообломочным каменным материалом.
Курумом может быть могила, где захоронены останки человека или «пустое» культовое сооружение. У курума в Центральной Азии есть несколько функциональных особенностей. В районах Азии, где распространён земной покров с большим количеством свободно лежащих камей природного происхождения, существует обычай убирать вручную с тропы или дороги камни и, иногда складывать их в кучи пирамидальной формы.
Иногда курум складывают над останками умершего или погибшего человека.
Существует легенда, что когда Тамерлан отправлялся в трудный и опасный военный поход, он приказал каждому воину, проходя мимо шатра владыки, оставить один камень. В течение трёх дней был сложен гигантский курум, число камней в котором точно соответствовало числу воинов, которые отправлялись в поход. По окончании похода, возвращаясь домой, оставшиеся в живых воины забирали из курума по одному камню. Таким образом Тамерлан определил, сколько воинов его армии не вернулось на родину после жестоких битв.
Пирамида из камней складывалась над останками умершего или погибшего человека, чтобы они не были съедены животными; тогда курум становился могилой, отмеченной на местности. Обычно он получал имя собственное. У курума могли совершаться религиозные обряды и, таким образом могила-курум становилась культовым сооружением, которое включалось в культурную, этическую и историческую сферу человека.
Таджикский историк Бободжан Гафуров в 1989 пишет:
…В Ферганской долине [это] …погребальные памятники, расположенные в Кураминском хребте… Здесь от поселка Курук-сай до Ашта и Пангаза имеется множество могильников, …которые местное население называет курумы, что означает «скопление камней» или [также называет могильники] мутхона — «дома мугов»
Курум-пирамида мог быть сложен в произвольно выбранном месте. Но чаще курум складывали со вполне определённой целью: отметить на местности перевал, поворот тропы или дороги, отметить разветвление путей, указать место брода или переправы через ручей или реку и другое.
Курумы — постепенно увеличивались в объемах и высоте и становились, таким образом, весьма заметным антропогеновым элементом ландшафта. Курум начинал выполнять несколько чрезвычайно важных функций:
Для устрашения племён и народов курумы в Азии иногда складывали из человеческих черепов. Летописные и устные предания связывают этот исторический феномен с деятельностью Тамерлана или деспота Кашгара — Валихан-торе. Русский художник, литератор и путешественник Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842—1904) написал в 1871 маслом на холсте известную картину «Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» с изображением курума из человеческих черепов в Азии.
Некоторые курумы со временем становятся обо — культовым местом для обязательной остановки в пути и совершения религиозного обряда. Обычно — для вознесения молитвы к Аллаху, Будде, небу, реке, горам и другим объектам культового поклонения с надеждой о благополучии дальнейшего пути
Существует, видимо инверсия или изменение с течением времени статуса курумов в национальной традиции:
Курумы как утилитарные придорожные искусственно созданные человеком сооружения или культовые постройки — в культуре народов Центральной Азии являются весьма древним и неотъемлемым элементом органической культуры. Это предмет законной гордости центральноазиатских народов, — культурный, этический, философский и исторический феномен. Курумы являются предметом изучения в истории инженерного дела и дорожного строительства, науке, искусстве, этике и философии.
Некоторые курумы получили известность в отдельных регионах Центральной Азии и прочно вошли в культуру проживающих здесь народов.