Interested Article - Паустовский, Константин Георгиевич

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский ( 19 [31] мая 1892 , Москва 14 июля 1968 , Москва ) — русский советский писатель , сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.

Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира . Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в программу советских школ по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965; 1966; 1967; 1968).

Биография

Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может его автобиографическая « Повесть о жизни » в двух томах, всего 6 книг. Детству писателя там посвящена первая книга «Далёкие годы» .

Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах — «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни»…

Происхождение и образование

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшего украинско-польско-турецкие корни и проживавшего в Гранатном переулке Москвы . Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье . Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях:

…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди.

Родословная писателя по мужской линии связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного , хотя Георгий Максимович и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим „гетманским происхождением“ и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами…» . Дед писателя был казаком, имел опыт чумака , перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений .

До того, как стать чумаком , дед писателя по отцу служил в армии при Николае I , попал во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привёз оттуда суровую жену- турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты , так что у отца писателя украинское казацкое происхождение сочеталось с турецким. Отец изображён в повести «Далёкие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тёщу, другую бабушку будущего писателя.

Гимназист К. Г. Паустовский (крайний слева) с друзьями

Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах , была полькой , ревностной католичкой , бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в Царство Польское (в частности, в Ченстохов ), и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя. Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 года , так как сочувствовала идее свободы Польши: «Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха — какого-нибудь гордого польского мятежника, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, моего деда — бывшего нотариуса в городе Черкассах» . После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье бабушка запрещала мальчику говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника . Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединённо, и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи — юной, красивой, весёлой, порывистой и музыкально одарённой тётей Надей, рано умершей, и её старшим братом, искателем приключений дядей Юзей — Иосифом Григорьевичем Высочанским. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев . В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905—1907 годов , он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям, и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.

Внешние изображения
в экспозиции Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского .

В родительской семье писателя было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

Гимназист К. Г. Паустовский

В 1898 году семья вернулась из Москвы в Киев , где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию . Любимым предметом во время обучения в гимназии была география .

После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, , в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс . Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке , гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию «Золота троянда» (рус. «Золотая роза») 1957 года он писал :

В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку, образ родного края, с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет.

Первая мировая и Гражданская войны

С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет , но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии . После гибели обоих его братьев в один год на разных фронтах Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе , на металлургическом заводе в Юзовке , на котельном заводе в Таганроге , с осени 1916 года — в рыбачьей артели на Азовском море . После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 годов, связанных с Октябрьской революцией .

Одесса, Черноморская улица, 8

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве в декабре 1918 года он был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского , а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев . Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован. [ источник не указан 234 дня ]

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе , работая в газетах «Станок» и «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом , И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания ), Э. Багрицким , Л. Славиным . Из Одессы Паустовский уехал в Крым, затем — на Кавказ. Жил в Сухуми , Батуми , Тбилиси , Ереване , Баку , побывал в северной Персии . Сотрудничал и печатался в газетах «Маяк» (Батум), «Трудовой Батум», «Гудок Закавказья» (Тифлис).

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву . Несколько лет работал редактором РОСТА .

1930-е годы

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» , журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12). [ источник не указан 234 дня ]

К. Г. Паустовский на узкоколейке Рязань — Тума в Солотче, 1930 годы

С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината , где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой — после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем .

В мае 1932 года Константин Паустовский побывал в Петрозаводске , работая над историей Онежского завода (тема была подсказана А. М. Горьким ). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» [ неавторитетный источник ] и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск» .

По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию . [ источник не указан 234 дня ]

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород , Старую Руссу , Псков , Михайловское , Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.). [ источник не указан 234 дня ]

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы») .

Период Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте . В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал: «Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня…»

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС . Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату , где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов . Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова , эвакуированный в Барнаул . В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 года и ранняя весна 1943 года) провёл в Барнауле и Белокурихе . Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы» . Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года .

Мировое признание

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели « Литературная Москва » (1956) и « Тарусские страницы » (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького , был заведующим кафедрой литературного мастерства . Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф , Владимир Тендряков , Григорий Бакланов , Юрий Бондарев , Юрий Трифонов , Борис Балтер , Иван Пантелеев . В своей книге «Превращения» Инна Гофф писала о К. Г. Паустовском :

Я часто о нём думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не случайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества, — именно это высокое слово хочется здесь употребить.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии , Чехословакии , Польше , Турции , Греции , Швеции , Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул , Афины , Неаполь , Рим , Париж , Роттердам , Стокгольм . По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году . В 1965 году некоторое время жил на о. Капри . В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову . В книге «Лексикон русской литературы XX века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком , об этом было сказано следующее :

Внутреннее решение о присуждении ему Нобелевской премии не воплотилось в жизнь по политическим причинам.

Вторично Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию в 1967 году, он был номинирован членом Шведской академии, писателем и впоследствии лауреатом Нобелевской премии (1974) Эйвиндом Юнсоном . Однако Нобелевский комитет отклонил кандидатуру Паустовского с формулировкой, которая стала известна только в 2017 году: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону». Вероятной причиной отказа стал анализ творчества Паустовского, выполненный литературный критиком Эриком Местертоном. Его резюме гласило: «В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю… Паустовский — писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии». В итоге премию 1967 года получил гватемальский писатель и дипломат Мигель Анхель Астуриас . В 1968 году Паустовский вновь был номинирован и входил в число основных кандидатов на Нобелевскую премию, но умер до выбора лауреата .

К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей Марлен Дитрих . В своей книге «Размышления» (глава «Паустовский») она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время её выступления в ЦДЛ :

Однажды я прочитала рассказ « Телеграмма » Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома «Повести о жизни» и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: «Это невозможно!» Нора уверяла: «Да, он здесь вместе со своей женой». Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, — когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Волнуясь о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена успокоила меня: «Так будет лучше для него». Больших усилий стоило ему прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его «откроют». В своих описаниях он напоминает Гамсуна . Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно.

Внешние изображения
.

В память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу несколько фотографий . Одна из них запечатлела Константина Паустовского и преклонившую перед любимым писателем колени актрису на сцене Центрального дома литераторов.

Последние годы жизни

В 1965 году Паустовский подписал письмо с ходатайством о предоставлении А. И. Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал А. Солженицына, написавшего письмо IV Съезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений .

В 1966 году Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина .

Во время судебного процесса над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем К. Паустовский вместе с К. Чуковским открыто выступил в их поддержку, предоставив суду положительные отзывы об их творчестве .

30 мая 1967 года ему было присвоено звание «Почётного гражданина» Тарусы .

Долгое время Константин Паустовский болел астмой , перенёс несколько инфарктов . Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова . За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал:

С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело.

В результате приказ об увольнении подписан не был .

Константин Паустовский скончался 14 июля 1968 года в Москве.

Могила К. Г. Паустовского

По завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы — над крутым берегом реки Тарусы .

Журналист Валерий Дружбинский , работавший у К. Паустовского литературным секретарём в 1965—1968 годах, в своих воспоминаниях «Паустовский, каким я его помню» написал : «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

Семья

  • Отец, Георгий Максимович Паустовский (1854 —1912), был железнодорожным статистиком, происходил из запорожских казаков . Умер и похоронен в с. Городище около Белой Церкви .
  • Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская (1869 — 20 июня 1934) — похоронена на Байковом кладбище в Киеве .
  • Сестра, Галина Георгиевна Паустовская (1886 — 8 января 1936 г.) — похоронена на Байковом кладбище в Киеве (рядом с матерью) .
  • Братья К. Г. Паустовского погибли в 1915 году на фронтах Первой мировой войны : Борис Георгиевич Паустовский (24 января 1889 — 15 июня 1915) — прапорщик 11 Финляндского стрелкового полка, убит на Галицийском фронте; Вадим Георгиевич Паустовский (1890 — 30 августа 1915) — прапорщик Навагинского пехотного полка , скончался от ран на Рижском направлении.
  • Дед (со стороны отца), Максим Григорьевич Паустовский — бывший солдат, участник русско-турецкой войны , однодворец ; бабушка, Гонората Викентьевна — турчанка (Фатьма) , крещёная в православие . Дед Паустовского привез её из Казанлыка , где был в плену.
  • Дед (со стороны матери), Григорий Моисеевич Высочанский (ум. 1901 г. ), нотариус в Черкассах ; бабушка Викентия (Wincentia) Ивановна (ум. 1914 г. ) — польская шляхтянка .
  • Первая жена — Екатерина Степановна Загорская (2.10.1889 — 1969), (отец — Степан Александрович , священник, умер до рождения Екатерины; мать — Мария Яковлевна Городцова , сельская учительница, умерла через несколько лет после смерти мужа ). По материнской линии Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова , открывателя уникальных древностей Старой Рязани . Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой. Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области ), в которой служил священником её отец. В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Имя Хатидже (рус. «Екатерина») Е. Загорской дали татарки из крымской деревушки, где она проводила лето 1914 года.

    …её люблю больше мамы, больше себя… Хатидже — это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения.

К. Г. Паустовский и В. В. Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приёмный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов
  • Вторая жена — Валерия Владимировна Валишевская-Навашина ( Waleria Waliszewska , 1896—1975) — сестра известного в 1920-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski) . Валерия становится вдохновительницей многих произведений — например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии). До Паустовского была замужем сначала за Кириллом Зданевичем , затем за Михаилом Навашиным .
  • Третья жена — Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903—1978), актриса театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»; после того как драматург в 1939-м оставил семью, Татьяна стала супругой киноведа (1891—1945). Овдовев, через пять лет вышла замуж за К. Г. Паустовского . Паустовский писал о ней:

    Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было ещё на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь — чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьётся твоё сердце, моё сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю…

Творчество

Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.

Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг .

Факсимиле подписи К. Г. Паустовского

Первые произведения, «На воде» и «Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое»), были написаны Паустовским ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ «На воде» был напечатан в 1912 году в киевском альманахе «Огни», № 32 и был подписан псевдонимом «К. Балагин» (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под псевдонимом). Повесть «Четверо» вышла в журнале для молодёжи «Рыцарь» ( ).

В 1915 году в газете « » — первый очерк Паустовского «Письма с войны».

В 1916 году, работая на котельном заводе « Альберт Невъ, Вильде и Ко » в Таганроге , К. Паустовский начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.

Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность…

… Романтическая настроенность не противоречит интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.

Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека.

В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли» («Первой моей „настоящей“ книгой был сборник рассказов „Встречные корабли“» ), хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925—1927 годах. Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году.

Известность принесла повесть «Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 году в московском издательстве «Молодая гвардия», повесть сразу выдвинула Паустовского (по мнению критиков) в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за границей. Снятый в 1935 году фильм « » по политическим мотивам не был допущен в прокат.

В 1935 году в Москве издательством «Художественная литература» впервые был напечатан роман «Романтики», вошедший в одноимённый сборник.

В 1930-е годы были созданы разнообразные по тематике повести:

  • «Судьба Шарля Лонсевиля» — написана летом 1933 года в Солотче . Впервые вышла отдельным изданием в московском издательстве «Молодая гвардия». Переиздавалась несколько раз. Была переведена на многие языки народов СССР.
  • «Колхида» — написана осенью 1933 года, впервые была напечатана в альманахе «Год 17-й» в 1934 году. Созданию повести предшествовала поездка Паустовского в Мегрелию . В 1934 году «Колхида» была издана отдельной книгой (Москва, «Детиздат»), неоднократно переиздавалась, была переведена на многие иностранные языки и языки народов СССР.
  • «Чёрное море» — написана зимой 1935—1936 годов в Севастополе, где Паустовский поселился специально, чтобы иметь возможность пользоваться материалами Севастопольской морской библиотеки. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Год XIX», в № 9 за 1936 год.
  • «Созвездие гончих псов» — написана в 1936 году в Ялте . Впервые была напечатана в журнале « Знамя » № 6, 1937 год. В том же году повесть вышла отдельным изданием в «Детиздате». Пьеса, написанная Паустовским по этой повести, шла во многих театрах страны в течение нескольких лет.
  • «Северная повесть» — была написана в 1937 году, писалась в Москве и Солотче. Впервые была напечатана под названием «Северные рассказы» в журнале «Знамя» (№ 1, 2, 3 за 1938 год). В 1939 году повесть вышла отдельной книгой в Детиздате. Отдельными изданиями печаталась в Берлине и Варшаве .
  • «Исаак Левитан» (1937)
  • «Орест Кипренский» (1937)
  • «Тарас Шевченко» (1939)

Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край . О любимой им Мещёре Паустовский писал :

Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей.

Повесть «Золотая роза» (1955) посвящена сущности писательского труда.

Сценарии

По сценариям Паустовского были поставлены кинофильмы «Кара-Бугаз» (1935), « Лермонтов » (1943); по мотивам одноимённых произведений — кинофильмы « Телеграмма » (1957), « Северная повесть » (1960).

«Повесть о жизни»

В 1945—1963 годах Паустовский писал одно из своих главных произведений — автобиографическую « Повесть о жизни ». Различные части книги публиковались в журнальных вариантах по мере написания.

«Повесть о жизни» состоит из шести книг: «Далёкие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959—1960), «Книга скитаний» (1963). Она была впервые полностью опубликована Гослитиздатом в 1962 году в двух томах в составе шести книг.

Немецкий славист и литературный критик В. Казак писал :

Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского.

В 1958 году Государственное издательство художественной литературы выпустило в свет шеститомное собрание сочинений писателя тиражом в 225 тыс. экземпляров.

Библиография

  • Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Гослитиздат, 1957—1958.
  • Собрание сочинений в 8 томах + доп. том. — М.: Художественная литература, 1967—1972.
  • Собрание сочинений в 2 томах. — М.: Художественная литература, 1977.
  • Собрание сочинений в 9 томах. — М.: Художественная литература, 1981—1986.
  • Избранные произведения в 3 томах. — М.: Русская книга, 1995.

Награды и премии

Адреса

Экранизации

В музыке

  • 1962 — опера «Снег» Александра Фридлендера , либретто М. Логиновской (по одноимённому рассказу К. Г. Паустовского)
  • 1962 — балет «Поручик Лермонтов» Александра Фридлендера, по одноимённой пьесе К. Г. Паустовского
  • 1964 — опера «Поручик Лермонтов» Ю. М. Зарицкого (1921—1975), либретто В. А. Рождественского на основе пьесы К. Г. Паустовского; постановка в Ленинградском Малом театре оперы и балета)
  • 2018 — опера «Карельский пленник» по мотивам повести «Судьба Шарля Лонсевиля» (композитор Илья Кузнецов ; автор либретто — Ольга Погодина-Кузмина ) .

Память

Советский почтовый конверт ( 1981 ). Художник Г. Кравчук

Первым увековечиванием памяти К. Г. Паустовского в СССР стало присвоение его имени одесской массовой библиотеке № 2 — одной из старейших библиотек города. Имя писателя библиотеке присвоено решением Совета Министров УССР № 134 от 20 февраля 1969 года .

Внешние изображения
.
.
.
(Таруса, 1961 г. Фото В. Кобликова) .

Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея . Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса .

24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.

29 мая 2012 года, к 120-летию Паустовского, ему был установлен памятник в Санжейке , где писатель жил и работал в августе 1960 года .

Малая планета , открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского — (5269) Paustovskij = 1978 SL6 .

Именем писателя названы: Улица Паустовского в Москве, улицы в Петрозаводске , Одессе , Киеве , Днепре , Тарусе , Таганроге , Ростове-на-Дону , Горловке , Библиотека № 5 в Севастополе , , сухогруз «Константин Паустовский» проекта (СФРЮ) .

К 125-летию со дня рождения писателя был создан организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в честь знаменательной даты под председательством Михаила Сеславинского , в состав которого вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак , директор Института русской литературы Всеволод Багно , директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева , директор Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова, хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе Галина Арбузова, заведующая Домом-музеем К. Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк и другие .

В день рождения Паустовского в 2017 году главные торжества прошли в Доме-музее писателя в Тарусе. Всего в юбилейный год состоялось около 100 праздничных мероприятий . Среди них «Ночь в архиве» в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), где гостям представили подлинные рукописи автора. В Москве прошла международная конференция, посвященная литературному наследию Константина Паустовского .

В Доме-музее писателя в Тарусе работала выставка «Неизвестный Паустовский» . В национальном парке «Мещёрский» открылся маршрут «Тропа Паустовского» (Там же планируется создать музей по мотивам его произведения «Кордон 273»). Всероссийский молодежный литературно-музыкальный фестиваль «Тарусские грозы» собрал в Тарусе маститых и начинающих поэтов из многих регионов России . К юбилею писателя « Почта России » выпустила конверт с оригинальной маркой . Уникальные предметы, в числе которых рукописи, открытки, письма, автографы, показали 1 ноября на выставке «Россия глазами Паустовского», которая открылась на Арбате. Также 1 ноября была открыта выставка «Паустовский и кино» в галерее «Беляево». С 14 декабря 2017 по 4 февраля 2018 в Государственном музее имени Пушкина проходила выставка «Константин Паустовский. Без купюр» . Она была приурочена к 125-летию со дня рождения писателя и выступила основным выставочным проектом юбилейного года, организованным Московским литературным музеем-центром К. Г. Паустовского совместно с партнёрами . Среди приобретённых документов особую ценность представляет открытка, отправленная писателем Иваном Буниным Паустовскому 15 сентября 1947 года. В ней содержится отзыв на рассказ Паустовского «Корчма на Брагинке» .

Музеи

Примечания

  1. М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Паустовский Константин Георгиевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Konstantin Georgijewitsch Paustowski // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. от 25 сентября 2015 на Wayback Machine Краткая литературная энциклопедия. Т. 5, 1968.
  5. Паустовский К. Г. Далёкие годы. Повесть о детстве и юности. — Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1960. — 100 000 экз.
  6. Паустовский К. Г. Несколько отрывочных мыслей (вместо предисловия). — М. : Государственное издательство художественной литературы , 1958. — Т. 1. — С. 5—18. — 300 000 экз.
  7. К. Паустовский . от 10 июля 2015 на Wayback Machine . С. 246.
  8. Ярмола В. // Мир Паустовского. — 2000. — № 15—16 . 3 декабря 2013 года.
  9. Паустовский К. Г. Книга первая: Далёкие годы // Повесть о жизни.
  10. . от 30 марта 2012 на Wayback Machine , mirpaustowskogo.ru.
  11. К. Паустовский. Золота троянда. — К. , 1957. — С. 3—4.
  12. К. Паустовский . от 28 октября 2011 на Wayback Machine .
  13. Волков С. П. Ливны. — Орёл: Орловское книжное изд-во, 1959. — 92 с.
  14. . Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано из 9 января 2014 года.
  15. Кудрявцева Г. Наш город глазами Константина Паустовского - писателя и путешественника // Краевед : сборник статей. — Петрозаводск: Verso, 2007. — С. 29—31 .
  16. « Советское искусство » № 16 (596), 2 февраля 1939.
  17. Л. Муравинская, В. Ащеулов . от 11 ноября 2013 на Wayback Machine // Алтай, № 4, 1982 — С. 110—113.
  18. Аркадий Белкин . от 23 сентября 2020 на Wayback Machine , proza.ru.
  19. Дмитрий Гордон . от 10 ноября 2013 на Wayback Machine // Бульвар Гордона , № 35 (330), 30 августа 2011.
  20. Инна Гофф. Превращения. Повесть воспоминаний. — М. : Советский писатель, 1984. — С. 118. — 280 с.
  21. Светлана Кузнецова . от 5 ноября 2013 на Wayback Machine // Одесские известия, 24 июля 2010.
  22. Геращенко А. Е. от 19 октября 2012 на Wayback Machine , samlib.ru.
  23. Вольфганг Казак . от 30 ноября 2020 на Wayback Machine , с. 309.
  24. от 29 августа 2018 на Wayback Machine . ТАСС, 2 января 2018.
  25. . Дата обращения: 2 января 2018. 3 января 2018 года.
  26. . ТАСС . Дата обращения: 3 января 2019. 2 января 2019 года.
  27. Марлен Дитрих . от 3 ноября 2013 на Wayback Machine , modernlib.ru.
  28. Павлючик Л. . trud.ru . Газета «Труд» (12 января 2018). Дата обращения: 14 ноября 2020. 16 ноября 2020 года.
  29. Сергей Борисов . . от 25 октября 2013 на Wayback Machine , liter.kz.
  30. от 16 ноября 2012 на Wayback Machine .
  31. . Паустовский К. Г. . niv.ru. Дата обращения: 6 августа 2014. 1 июля 2014 года.
  32. Андрей Гусев. . Центр . РИА Новости (31 мая 2012). Дата обращения: 6 августа 2014. Архивировано из 8 августа 2014 года.
  33. Оттен Н. // Мир Паустовского. — 2000. — № 15—16 . 17 апреля 2014 года.
  34. Михаил Холмогоров. . Театральный Центр «На Страстном» (2005). Дата обращения: 6 августа 2014. 11 марта 2016 года.
  35. от 11 января 2010 на Wayback Machine .
  36. от 2 ноября 2013 на Wayback Machine на сайте «Могилы знаменитостей».
  37. Лев Лобов, Кира Васильева. . Газета «Культура» , № 25 (7638) (3 июля 2008). Дата обращения: 6 августа 2014. 28 сентября 2017 года.
  38. , с. 535.
  39. Анатолий Золозов. от 18 января 2021 на Wayback Machine , paustkiev.io.ua.
  40. Игорь Штокман. Литературная газета , № 52 (6152) (26 декабря 2007). Дата обращения: 6 августа 2014. 14 октября 2013 года.
  41. // Мир Паустовского. — 2007. — № 25 . 15 августа 2014 года.
  42. Сергей Высочанский. от 10 января 2014 на Wayback Machine
  43. Вадим Паустовский . от 22 февраля 2014 на Wayback Machine , mirpaustowskogo.ru.
  44. от 27 ноября 2018 на Wayback Machine , ru.rodovid.org.
  45. Тени старинного кладбища — бывший некрополь в Ефремове и сельские погосты / Авт.-сост.: М. В. Майоров , Г. Н. Польшаков, О. В. Мясоедова, Т. В. Майорова. — Тула: ООО «Борус-Принт», 2015. — 148 с.; илл. ISBN 978-5-905154-20-1 .
  46. Дата обращения: 23 июля 2022. 27 ноября 2018 года.
  47. Паустовский К. Г. от 24 сентября 2008 на Wayback Machine .
  48. Вольфганг Казак. . — М. : Культура, 1996. — С. 191. — 491 с. — ISBN 5-83334-0019 -В.
  49. Бандель. Е., Ежель Е. от 12 ноября 2013 на Wayback Machine , uapryal.com.ua.
  50. Светлана Кузнецова . от 11 ноября 2013 на Wayback Machine . «Одесские известия», 23 декабря 2010, izvestiya.odessa.ua.
  51. от 4 ноября 2013 на Wayback Machine .
  52. от 12 ноября 2013 на Wayback Machine . «Все новости Одессы», 11 мая 2010, allnews.od.ua.
  53. . Дата обращения: 11 июня 2020. 20 сентября 2020 года.
  54. . Дата обращения: 16 октября 2018. Архивировано из 16 октября 2018 года.
  55. от 10 января 2014 на Wayback Machine . Официальный сайт Одессы.
  56. . от 5 ноября 2013 на Wayback Machine , museum.tarusa.ru.
  57. от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Одесский биографический справочник.
  58. от 2 ноября 2013 на Wayback Machine , dslov.ru.
  59. от 19 мая 2018 на Wayback Machine .
  60. от 4 августа 2017 на Wayback Machine // Официальный сайт Роспечати.
  61. от 4 августа 2017 на Wayback Machine .
  62. от 31 декабря 2018 на Wayback Machine .
  63. от 4 августа 2017 на Wayback Machine .
  64. . Дата обращения: 4 августа 2017. 4 августа 2017 года.
  65. . Дата обращения: 11 июня 2020. 1 октября 2020 года.
  66. от 4 августа 2017 на Wayback Machine .
  67. от 25 апреля 2018 на Wayback Machine .
  68. от 13 августа 2021 на Wayback Machine . Государственный музей А. С. Пушкина.
  69. . ТАСС (11 октября 2017). Дата обращения: 3 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
  70. . Российская газета (1 ноября 2017). Дата обращения: 3 ноября 2017. 1 ноября 2017 года.
  71. Журнал от 11 ноября 2013 на Wayback Machine , www.mirpaustowskogo.ru.
  72. от 11 ноября 2013 на Wayback Machine , magazine.mirpaustowskogo.ru.
  73. . Дата обращения: 22 сентября 2023. Архивировано из 29 января 2016 года.
  74. Гунченков И. «Паустовский в Тарусе». Калуга, 2013, с. 7
  75. от 19 июня 2020 на Wayback Machine , paustkiev.io.ua.
  76. Дата обращения: 11 июня 2020. 31 октября 2019 года.


Литература

  • Паустовский Вадим Константинович. Послесловие // Повесть о жизни : в 2 т. / Паустовский К. Г. ; Сост., авт. послесл. и коммент. В. К. Паустовский. — М. : Современный писатель, 1993. — Т. 2. — С. 520—558. — 1993 с. — ISBN 5-265-01785-2 .
  • Царик Д. К. Константин Паустовский. — Кишинёв: Штиинца, 1979.

Фильмография

Ссылки

  • // Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ)
  • , 27 мая 2017
  • Головкин Н. А. . (30 мая 2007). Дата обращения: 6 августа 2014.
  • Быков Дмитрий . Константин Паустовский //
  • Сост. Л. А. Лагутина, Л. Н. Шилова ; ред. И. В. Никитина, Т. В. Коченкова ; подгот. к размещению на сайте И. В. Никитина. . Биобиблиографическое пособие . Библиотеки Орска (июль 2017). — Центральная городская библиотека им.Горького, 2017. Дата обращения: 7 ноября 2023.
Источник —

Same as Паустовский, Константин Георгиевич