Interested Article - Бартоломео Булгарини

Бартоломео Булгарини. «Св. Екатерина Александрийская», деталь. ок. 1335 года. Вашингтон, Национальная галерея.

Бартоломео Булгарини ( итал. Bartolomeo Bulgarini ; 1300 (или 1310 ) , Сиена , Тоскана 1378 , Сиена ) — итальянский художник , сиенская школа .

О Бартоломео Булгарини упоминает в своих « Жизнеописаниях наиболее известных живописцев » Джорджо Вазари . Он сообщает, что Бартоломео был учеником Пьетро Лоренцетти , и даже написал портрет своего учителя, который ранее хранился в Сиене. Длительное время считалось, что работы Бартоломео Булгарини не сохранились. Однако этот художник был «открыт заново».

Его «открыватель», знаменитый знаток итальянского искусства Бернард Беренсон , сначала определил круг стилистически близких картин, однако не зная имени автора, придумал для него условное имя «Уголино Лоренцетти» из-за близости этих картин как к манере Уголино ди Нерио , так и к манере Пьетро Лоренцетти . Другая группа картин, частично совпадающая с той, что определил Беренсон, уже другим исследователем, Девальдом , была приписана руке анонимного мастера, которого он назвал «Мастер Овиле» ( итал. Maestro d'Ovile ) по картине, находившейся в сиенской церкви Сан Пьетро а Овиле. В 1936 году Миллард Мисс идентифицировал авторство обеих групп картин с фигурой Бартоломео Булгарини.

Бартоломео Булгарини. Поклонение пастухов. ок. 1350 г. Музей Фогга, Гарвард.

Не существует ни одного подписанного Бартоломео Булгарини произведения. В инвентарных описях сиенского собора, сделанных в 1591 и 1594 годах, художника по имени Булгарини называют автором картины «Рождество», которая украшала алтарь св. Виктора (у каждого из четырех святых-покровителей Сиены есть свой отдельный алтарь в соборе, и алтарь св. Виктора один из них). Среди авторов, писавших картины для этих алтарей, можно назвать таких первоклассных художников как Симоне Мартини и Липпо Мемми Благовещение » — ныне в галерее Уффици , Флоренция), Пьетро Лоренцетти («Рождество Марии» — Сиена, собор), и его брата Амброджо Лоренцетти . В описях указывается, что Алтарь св. Виктора был заказан Бартоломео в 1351 году. Со временем специалисты сошлись во мнении, что «Рождество», указанное в инвентарной описи XVI века — это картина «Поклонение пастухов», которая хранится в Гарварде , в Художественном музее Фогг, и датируется приблизительно 1350 годом . Картина серьёзно пострадала в своё время от грубых подновлений и отпиливания краев. В этом произведении можно видеть искусный баланс между двухмерной плоскосностью, характерной для сиенской живописи XIV века , и иллюзорной глубиной пространства картины, созданной с помощью двух тонких колонн. Картина была центральной панелью триптиха (две боковые части с изображениями святых — возможно «Св. Виктор» и «Св. Корона» из Государственного музея, Копенгаген; сохранившиеся панели пределлы, предположительно «Распятие» из Лувра, Париж, и «Ослепление св. Виктора», Штеделевский институт, Франкфурт). Именно «Поклонение пастухов» послужило отправной точкой для реконструкции творчества художника.

О жизни Бартоломео известно очень мало. Согласно документам он был сыном «Миссера Булгариньо» (во всяком случае, исследователи связывают их имена) Болгарино ди Симоне Булгарини — аристократа, занимавшего несколько важных должностей в Сиенской коммуне. Некоторые исследователи в связи с этим считали, что Бартоломео занимался живописью, как и подобает аристократу, для развлечения. Однако документы свидетельствуют, что искусство было его основным занятием, и за свою работу он получал плату. Не сохранилось никаких сведений о его обучении в какой-либо живописной мастерской. Из анализа его произведений следует, что первоначально он мог быть учеником Уголино ди Нерио, но в дальнейшем попал под влияние работ Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини.

В сиенских и флорентийских архивных документах Бартоломео упоминается несколько раз с 1338 по 1378 год . Первое упоминание связано с росписью таволетта для Биккерны — сиенского казначейства. В 1345 году его имя появляется в связи с незначительными работами, но в 1348 году он упоминается уже как известный мастер — в заказе, поступившем из церкви Сан-Джованни-Фуорчивитас в Пистойе, Булгарини именуют одним из двух лучших мастеров Сиены (наряду с Якопо ди Мино дель Пеличчайо и флорентийцами — Таддео Гадди , Стефано Фьорентино и Андреа Орканьей ). В дальнейшем художник получает несколько важных заказов не только из Сиены, но из Флоренции и других городов Тосканы. Так в 1349 году , он пишет фрески в (городские ворота Сиены); эти фрески не сохранились. В 1363 году имя Бартоломео Булгарини появляется в списке гильдии сиенских художников (Ruolo dei pittori Sinesi). К 1369 году относится документ, в котором некий Master Bartholomeus de Senis упоминается среди живописцев, работавших в том году в Ватикане (исследователи однозначно связывают это имя с Булгарини); причем в документе указывается, что художнику платили по 16 сольди в день — это следствие очень выгодного контракта, только нескольким из 24 художников, привлеченных к работам в Ватикане, папа Урбан V платил такие большие суммы. Запись от 1370 года сообщает, что мастер вместе со своей супругой вступает в братство при сиенском госпитале Санта-Мария делла Скала , который был не столько госпиталем в современном понимании, сколько благотворительной организацией, приютом для страждущих и интернатом для брошенных детей. Братству Санта-Мария делла Скала он пожертвовал всё своё имущество. С этого момента и до конца жизни он именовался Фрате Бартоломео (брат Бартоломео), был постоянно связан с этим богоугодным сиенским общественным институтом и за все эти годы для Санта-Мария делла Скала он расписал пять алтарей (английская исследовательница Дайана Норман считает, что таким образом госпиталь решил проблему финансирования живописных работ). Он умер 4 сентября 1378 года оставив незаконченной роспись очередного алтаря, завершение которого было поручено другому художнику.

По всей вероятности, после эпидемии чумы 1348 года Бартоломео Булгарини возглавлял крупнейшую в Сиене художественную мастерскую, в которой выполнялись работы многих известных сиенских мастеров. Булгарини создавал картины не только для сиенских учреждений — собора или госпиталя Санта-Мария делла Скала (для которого он написал пять произведений), но работал также во Флоренции , Сан-Джиминьяно , Пиенце , Гроссето и Лукке . Сегодня его кисти приписывается довольно обширный круг произведений, среди которых есть сохранившиеся полностью полиптихи и триптихи: один из самых ранних «Триптих из Фольяно» (1335—1340гг; 91,5х143 см; Сиена, Пинакотека); «Алтарь Ковони» (ок. 1340 г. 121x181cm; Музей ц. Санта Кроче, Флоренция; исследователи считают, что это тот алтарь из ц. Санта Кроче, о котором упоминает Вазари в жизнеописании Булгарини), «Полиптих Бернсона» (кон.1340-х гг.; Вилла Татти, Флоренция); «Алтарь Сестано» (до 1350 г.; Сиена, Пинакотека), полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» (Частное собрание, Сан Джиминьяно), триптих «Мадонна с младенцем и святыми» (ок. 1369г, Санта Мария Маджоре, Тиволи). Сохранились и отдельные части разобранных алтарей, которые хранятся в лучших собраниях мира — вашингтонской Национальной галерее (Св. Екатерина Александрийская , ок. 1335 г.), парижском Лувре (Распятие ок.1350 г.), санкт-петербургском Эрмитаже (Распятие, после 1330 г.), нью-йоркском музее Метрополитен (Св. Матфей и Фома, ок. 1350 г.), сиенской Пинакотеке (Вознесение Марии; ; Мадонна с младенцем, № 76, ок. 1355 г. и Мадонна с младенцем № 80, 1359—1360 гг. — все эти работы представляют собой центральные панели от алтарей, выполненных для Санта-Мария делла Скала), в собраниях Германии — кёльнском музее Вальрафа Рихартца (Мадонна с младенцем на троне, ок.1350 г; Св. Петр, ок. 1350 г.; ок. 1350г ; Св. Франциск ), а также в Берлине и Франкфурте на Майне; в Христианском музее венгерского города Эстергом ( Моисей , ок. 1350 г. и Пророк Даниил , ок. 1350 г.), в крупнейших частных собраниях — Кресса ( Мадонна с младенцем ) и Тиссена-Борнемиса (Мадонна с младенцем, четырьмя ангелами и святыми-мучениками), а также в церквях Тосканы

Уголино Лоренцетти

Уголино Лоренцетти — вымышленное имя художника. В действительности художника по имени Уголино Лоренцетти не существовало. Это имя придумал известный искусствовед Бернард Беренсон для обозначения круга произведений живописи, стилистически близких манере как Уголино ди Нерио , так и Пьетро Лоренцетти . Сегодня установлено, что все эти картины принадлежат кисти Бартоломео Булгарини.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. от 7 июля 2011 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • J. Steinhoff-Morrison. Bartolomeo Bulgarini and Sienese Painting in the Fourteenth Century. Princeton University, 1990.
  • D. Norman, Painting in Late Medieval and Renaissance Siena. Yale University Press, London, 2003, pp. 115—116, 132—133.
  • A.Bagnoli, R. Bartalini, L. Bellosi, M. Laclotte. Duccio. Siena fra tradizione bizantina e mondo gotico. Silvana Editoriale, Milano, 2003, pp. 404—413
  • C.B. Strehlke. Italian paintings 1250—1450. John G. Johnson Collection and the Philadelphia Museum of Art. 2004, pp. 83-90
  • Judith B. Steinhoff. Sienese Painting After the Black Death: Artistic Pluralism, Politics and the New Market Cambridge University Press. 2007.
  • L. Cateni, Maria P.L. Mazzieri. Duccio, Simone, Pietro, Ambrogio e la grande stagione della pittura senese. Betti Editrice, 2012, pp. 180—181, 204—205

Работы художника

Источник —

Same as Бартоломео Булгарини