Interested Article - Чайный сервиз

Натюрморт Ж.-Э. Лиотара (XVIII век): чайница — слева позади чайника; справа — молочник, сахарница, полоскательница

Чайный сервиз — набор чайной посуды из подходящих друг к другу элементов, обычно фарфоровых или серебряных. Сервиз включает заварочный чайник , сахарницу , чашки и блюдца . В некоторые сервизы входят молочник , поднос для чая, изредка полоскательница , , кувшин для горячей воды или доливной чайник , чайница , в XVIII веке недолгой популярностью пользовалось также специальное блюдце для ложек ( англ. spoon boat ). Иногда набор включает также кофейник и может использоваться для питья кофе. Таким образом, различные сервизы могли быть чайно-кофейными, собственно чайными и собственно кофейными. Кроме того, в XVIII веке были популярны особые сервизы для питья горячего шоколада .

История

Современный вид набор посуды для чая приобрёл в Европе в XVIII веке . В Британии серебряный сервиз появился в начале XVIII века у королевы Анны и быстро распространился среди аристократов. Из соображений практичности чашки вскоре стали фарфоровыми, не обжигающими рук, однако серебряные наборы из чайника, сахарницы и молочника продолжали оставаться символом преуспевания , массово изготовлялись в эпоху французской Первой Империи (начало XIX века), когда в моду вошёл стиль ампир , и периодически производятся до сих пор.

Единый дизайн для всех предметов сервиза стал популярным в Британии во времена Георга III , хотя отдельные образцы изредка встречались и ранее (Дж. Роусон возводит историю чайных сервизов в Китае по крайней мере к династии Юань ). Герцог Ларошфуко в 1784 году отметил, что чаепитие предоставляет английским богачам «возможность показать своё величие с помощью чайников, чашек и прочих предметов, всегда чрезвычайно элегантных» . В XVIII веке посуду для чаепития можно было покупать по каталогам: по одному предмету, в небольших количествах, или полным сервизом; во всех полных сервизах на аукционе вустерского фарфора в 1769 году было по 43 предмета . Сервиз мог быть рассчитан на различное количество персон, существовали и сервизы на одну персону, получившие название «сервиз „Эгоист“» .

На фоне других английских чайных сервизов XVIII века выделялись сервизы фирмы « Веджвуд », выполненные из так называемой «каменной массы», обычно двухцветные, украшенные выразительно, но аскетично . В викторианскую эпоху игра девочек в чаепитие поощрялась как приобщение к «благородным» занятиям, потому распространение получили также миниатюрные чайные сервизы .

В Российской империи чайные сервизы производились всеми ведущими фарфоровыми заводами, в том числе Императорским фарфоровым заводом (в советский период назывался ЛФЗ), заводом Гарднера в Вербилках и другими. Украшение сервизов в России и в Европе менялось согласно веяниям моды. Так, в XVIII веке был популярен китайский стиль ( шинуазри ). В начале XIX века, после похода Наполеона в Египет , в моду вошли египетские мотивы , а также сервизы с портретами правящих монархов и полководцев, сценами битв Наполеоновских войн . Популярными мотивами украшения чайных сервизов были пейзажи, сюжеты греческой и римской мифологии, цветы и цветочные узоры. Было принято, чтобы весь сервиз был выдержан в общем стиле и посвящён общей теме, однако конкретное изображение на каждом предмете могло быть уникальным, то есть на каждом предмете одного сервиза мог присутствовать разный портрет или разный пейзаж.

В советское время фарфоровая промышленность России была национализирована. Первое время, в эпоху НЭПа фарфоровые заводы нередко работали со старыми, дореволюционными формами, хотя параллельно создавались экспериментальные предметы, в том числе и чайные сервизы, ныне известные, как агитационный фарфор . В дальнейшем перед фарфоровыми заводами была поставлена задача сделать выпуск сервизов более массовым, а их формы — нарядными, но более простыми. Стало традицией, что на каждом фарфоровом заводе существовал свой особенный набор форм сервизов, и параллельно — особенный набор рисунков, причем сервизы одной формы могли выпускаться с нанесением разного рисунка.

Среди советских художников по фарфору можно выделить, например, П. В. Леонова , а среди дизайнеров керамики — Еву Цайзель , которая создала много лирических и в то же время практичных чайных сервизов . Во время работы в 1930-х годах в СССР она добавила в чайный сервиз доливной чайник , соответствующий русской традиции использования двух чайников: с заваркой (« заварной ») и с горячей водой («доливной») . Созданные ею для массового производства на Дулёвском заводе сервизы без названий, с внутренними обозначениями С-1 и С-2 стали знаменитыми. С-1 включал заварочный и доливной чайники, сахарницу с крышкой, молочницу и чашки с блюдцами. С-1 с рисунком П. В. Леонова «Красавица» получил большой приз на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, его выпуск в СССР продолжался до 1980-х годов. Ту же награду получил и сервиз С-2, вариант созданного Цайзель чуть ранее сервиза «Интурист» . Дизайнер также экспериментировала с керамическими чайницами.

Современные сервизы

В современной России чайные сервизы производятся на Императорском фарфоровом заводе , в Вербилках , Дулёво , Гжели . При этом используются как советские (реже дореволюционные) наработки, так и современные дизайнерские решения.

Кроме фарфора и металла, материалом для чайного сервиза может служить также майолика или фаянс , изредка — стекло .

Примечания

  1. , с. 186.
  2. .
  3. .
  4. . Дата обращения: 2 января 2019. 2 января 2019 года.
  5. , с. 43.
  6. Rawson, Jessica. от 7 января 2021 на Wayback Machine // Journal of Song-Yuan Studies 23 (1993): 71-94. (англ.)
  7. , с. 184.
  8. . Дата обращения: 2 января 2019. 3 января 2019 года.
  9. // Miriam Forman-Brunell. Girlhood in America. ABC-CLIO, 2001. (англ.) С. 633.
  10. . Дата обращения: 2 января 2019. 3 января 2019 года.
  11. Андреева Л. Расписной фарфор Петра Леонова. — Декоративное искусство СССР. — 1969. — № 8.
  12. Young, Lucie; Bartolucci, Marisa; Zeisel, Eva. (англ.) . — (англ.) , 2003.
  13. , с. 58.
  14. , с. 60.

Литература

  • Glanville P. // Silver in England. — Routledge, 2013. — P. 92. — 384 p. (англ.)
  • Kirkham P. . — Chronicle Books, 2013. — 256 p. (англ.)
  • Lippert C. B. // Eighteenth-century English Porcelain in the Collection of the Indianapolis Museum of Art. — Indiana University Press, 1987. — P. 184—187. — 280 p. (англ.)
  • Martin L. C. // Tea: The Drink that Changed the World. — Tuttle Publishing, 2011. — 256 p. (англ.)
  • Wenham E. Evolution of the tea set (англ.) // The Antiquarian. — New York, 1927. — June ( vol. VIII , no. 5 ). — P. 41—46 .
  • // (англ.) (англ.)
  • . — Conde Nast, 1969. — 749 p. (англ.)
Источник —

Same as Чайный сервиз