Interested Article - Болоньини, Мауро
- 2021-03-23
- 1
Ма́уро Болоньи́ни ( итал. Mauro Bolognini ; 28 июня 1922 , Пистоя , Тоскана — 14 мая 2001 , Рим ) — итальянский режиссёр театра и кино.
Биография
Студенческие годы
Изначально Мауро не собирался посвящать себя кинематографу , поступив изучать архитектуру в университете Флоренции и получив степень магистра . После окончания Второй мировой войны , когда во всём мире было необычайно популярно итальянское кино , возрождённое мастерами неореализма , он, переполненный впечатлениями от увиденных неореалистических картин, поступил в Экспериментальный центр кинематографии в Риме, где изучал сценографию .
Как малоимущий студент, Болоньини снимал квартиру на троих: его соседями по квартире были Франко Дзеффирелли (ставший впоследствии знаменитым режиссёром театра и кино, известным у нас главным образом по экранизациям Шекспира « Укрощение строптивой », 1967 , с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном и « Ромео и Джульетте », 1968 ), и Пьеро Този (в дальнейшем — один из самых выдающихся художников по костюмам в театре и кино, работавший на фильмах Лукино Висконти , Витторио Де Сика , Лилианы Кавани , ну и естественно на фильмах своих друзей по учёбе Франко Дзеффирелли и Мауро Болоньини). Будущие знаменитости, а тогда три бедных студента делили всё, что имели. Дзеффирелли вспоминает: «Можно было принести пасту, второй принесёт салат, другой вино или хлеб, всегда было чем наесться…»
Карьера в кино
После окончания киноцентра Болоньини работал ассистентом режиссёра у классика неореализма Луиджи Дзампа на фильмах « » ( 1948 ), « » ( 1949 ) и « » ( 1952 ).
Болоньини провёл также год во Франции , ассистируя Жану Деланнуа на съёмках фильма « » ( 1952 ) и Иву Аллегре на кинокартине « » ( 1952 ) . Когда Болоньини дебютирует самостоятельной постановкой (« », 1953 ), неореализм будет мёртв, «убитый частично неприятием публики из-за его мрачности, частично итальянским правительством из-за показа неприглядной Италии , где люди бедны и на улицах грязь» . Кроме того у государства теперь была власть отмены лицензии на экспорт любого итальянского фильма, который мог быть заподозрен в клеветническом отношении к нации. Новое направление, поддерживаемое на официальном уровне и взятое на вооружение итальянскими кинопродюсерами — так называемый «Розовый неореализм», в котором действие разворачивается как и в неореалистическом кино в среде простых бедных людей, но сглажены социальные конфликты, а драматическая тональность фильмов неразделимо связана с комедийной интонацией и киноленты всё более легковесны. Первый международный успех Болоньини, как режиссёра связан с поставленным им фильмом « » ( 1955 ), вполне в духе «розового неореализма». Однако кинолента не так проста, как кажется с первого взгляда и некоторые находки автора (как например ключевая сцена ночных танцев в рабочем квартале) будут заимствованы и цитированы в некоторых работах Висконти и Феллини . « » побывали в номинации на « Золотую пальмовую ветвь » Каннского кинофестиваля 1956 года и были отмечены премией итальянских критиков и журналистов «Серебряная лента» за сценарий .
В конце 1950-х Мауро сблизился с Пьером Паоло Пазолини . Хотя у них были общие интересы — Болоньини, как и Пазолини, был гомосексуален , — в творчестве их многое разделяло: Болоньини — скрупулёзный эстет, Пазолини — пророк сырого реализма и шока (более открытый Пазолини никогда не скрывал своей гомосексуальности, более сдержанный Болоньини никогда не распространялся о своей личной жизни) . Возможно по этой причине, каждый из них благотворно воздействовал на другого в творческом плане, что и вылилось в их совместных работах. Правда их первая совместная работа была неудавшейся. Это был фильм « » ( 1957 ), попытка сделать звездой итальянскую старлетку Марису Алласио , эдакую итальянскую Джейн Мэнсфилд , секс-символ молодого поколения итальянцев 1950-х . Пьер Паоло Пазолини был одним из авторов сценария и автором сюжета, как и в последующих их совместных работах. Второй фильм « » ( 1958 ) стал более удачным проектом, но потребовался ещё год для того, чтобы совместная работа Болоньини и Пазолини получила настоящее одобрение публики. Фильм « Бурная ночь » ( 1959 ) имел огромный успех и на фестивалях, среди критиков, получив «Серебряную ленту» за лучший оригинальный сценарий. Впоследствии неоднократно фильм цитировался и другими кинематографистами. Так « Бурная ночь » в значительной степени повлияла на вышедший годом позже фильм Феллини « Сладкая жизнь » ( 1960 ), хотя это мало кто признаёт сегодня . Или например сцена в ресторане, которую спустя четверть века почти дословно скопирует Серджо Леоне в своём фильме « Однажды в Америке » ( 1984 ) .
Следующая кинокартина тандема Болоньини-Пазолини « Красавчик Антонио » ( 1960 ) с участием Марчелло Мастроянни и Клаудии Кардинале так же оказалась весьма успешной и удостоилась гран-при МКФ в Локарно . Вместе они сделают в дальнейшем ещё один фильм « » ( 1960 , сценарий Пазолини по роману Альберто Моравиа ), и пути их разойдутся, потому что Пазолини сам дебютирует в 1961 году в режиссуре (фильм « Аккатоне ») и свои последующие сценарии будет воплощать на экране самостоятельно.
В 1962 году Мауро Болоньини снял один из наиболее значительных своих фильмов — тонкую психологическую драму « Дряхлость » (по раннему роману знаменитого итальянского писателя Итало Звево , с трудом поддающемуся переводу на язык кино). Болоньини удостоился премии МКФ в Сан-Себастьяне за режиссуру.
В дальнейшем режиссёр проявил себя как вдумчивый и тонкий мастер экранизаций произведений итальянской литературы: « » ( 1961 , по роману М. Пратези, с участием Жана-Поля Бельмондо и Клаудии Кардинале ), « Агостино » ( 1962 , по роману Альберто Моравиа ), « » ( 1967 , по Э. Патти), « » ( 1969 , по Г. Паризе), « » ( 1975 , по М. Тобино, премия МКФ в Локарно ), « » ( 1976 , по Г. К. Келли). Экранизировал также французских авторов: « Мадемуазель де Мопен » ( 1965 , по роману Теофиля Готье , премия МКФ в Сан-Себастьяне за режиссуру), « Бубу » ( 1970 , по Ш. Л. Филиппу ).
Одним из наиболее полемичных фильмов режиссёра является « » ( 1975 , с участием Клаудии Кардинале ), антифашистская картина о женщине, которой предстоит вынести годы лишения в период правления Муссолини .
Будучи близок к левым кругам итальянской интеллигенции, Болоньини не мог остаться в стороне и экранизировал соцреалистический роман Васко Пратолини « » ( 1969 , премия «Давид» Донателло, премия «Золотой Глобус» лучшему иностранному фильму в США , номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля ) о зарождении рабочего движения в Италии . Этот фильм был показан в рамках VII Московского международного кинофестиваля , затем успешно прошёл в прокате СССР . Советский критик Г. Д. Богемский писал, что картина представляет собой — «широкое полотно народной жизни начала нашего века, носящее многие специфически итальянские черты. Фильм, как и роман, лиричен, проникнут духом своеобразного народничества — наивного и сентиментального. Необычна для фильма на „рабочую“ тему сама его стилистика: фильм очень живописен, краски его нежны и мягки» .
Демонстрировался в советском кинопрокате и фильм « Подлинная история дамы с камелиями » ( 1980 , экранизация романа Александра Дюма-сына с Изабель Юппер в главной роли). Последним поставленным фильмом режиссёра стала эротическая драма « Мужья и любовники » ( 1991 ).
…Я считаю Мауро Болоньини крупнейшим режиссёром. Это человек редких профессиональных способностей, высочайшей культуры и тонкого вкуса. Не говорю уже о том, что он мой друг, чуткий и искренний.
Карьера в театре
В 1960-е годы режиссёр проявил интерес и к театру, поставив ряд пьес и опер на итальянской сцене. Его дебют в театральной режиссуре состоялся в 1964 году постановкой оперы Джузеппе Верди « Эрнани » в театре «Массимо» в Палермо (тенор — Марио дель Монако ), в том же году поставил в Римском оперном театре « Тоску » Джакомо Пуччини и многие другие. В 1972 году в миланской « Ла Скале » им была поставлена опера « Норма » Винченцо Беллини и в 1975 году он ту же постановку осуществит на сцене Большого театра в Москве . Затем будут постановки « Аиды » Джузеппе Верди в театре « Ла Фениче » в Венеции ( 1978 ), « » Ханса Вернера Хенце в Poliziano opera в Монтепульчано ( 1995 ) и др. Болоньини поставил также ряд драматических спектаклей различных авторов, таких как Эдуардо Де Филиппо , Луиджи Пиранделло , Вильям Шекспир , Гарольд Пинтер , Юджин О'Нил и др.
Мауро Болоньини ушёл из жизни в 2001 году в возрасте 78 лет, за два года до этого получив Специальную премию «Давид» Донателло за творческую карьеру.
Фильмография
Режиссёрские работы | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Русское название | Оригинальное название | Исполнители главных ролей | Примечание |
1950-е годы | ||||
1953 | Ci troviamo in galleria | Нилла Пицци, Карло Дапорто, Софи Лорен | + соавтор сценария | |
1954 | I cavalieri della regina | Джеффри Стоун, Пол Кэмпбелл, Марина Берти | + соавтор сценария | |
1955 | La vena d’oro | Марта Торен , Ричард Бейсхарт , Теренс Хилл | + соавтор сценария | |
Gli innamorati | Антонелла Луальди , Франко Интерленги , Нино Манфреди | + соавтор сценария, премия «Серебряная лента» за сценарий | ||
1956 | (ТВ мини-сериал) | I tre moschettieri | Джеффри Стоун, Пол Кэмпбелл, Доун Аддамс | + соавтор сценария |
Guardia, guardia scelta, brigadiere e maresciallo | Альберто Сорди , , Альдо Фабрици | |||
1957 | Marisa la civetta | Мариза Аллазио, Ренато Сальватори , Франсиско Рабаль | + соавтор сценария | |
1958 | Giovani mariti | Жерар Блен , , Антонелла Луальди , Раф Маттиоли | + соавтор сценария; премия Каннского МКФ за сценарий | |
1959 | Бурная ночь | La notte brava | Розанна Скьяффино , Лоран Терзиефф , Эльса Мартинелли | премия «Серебряная лента» за сценарий |
Arrangiatevi! | Тото , , Лаура Адани | |||
1960-е годы | ||||
1960 | Красавчик Антонио | Il bell’Antonio | Марчелло Мастроянни , Клаудия Кардинале , Клод Брассер | Главный приз МКФ в Локарно |
La giornata balorda | Жан Сорель , Леа Массари , Изабель Кори | |||
1961 | La viaccia | Жан-Поль Бельмондо , Клаудия Кардинале , Пьетро Джерми | номинация на Главный приз Каннского кинофестиваля | |
Бездорожье | La viaccia | Жан-Поль Бельмондо , Клаудия Кардинале | ||
1962 | Дряхлость | Senilità | Энтони Франчоза , Клаудия Кардинале , Бетси Блэр | + соавтор сценария; премия за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне (1962) |
Агостино | Agostino | Паоло Коломбо, Ингрид Тулин , Джон Сэксон | + соавтор сценария (в титрах не указан) | |
1963 | La corruzione | Ален Кюни , Розанна Скьяффино , Жак Перрен | ||
1964 | Моя госпожа (фильм из 4-х новелл) | La mia signora | Альберто Сорди , Сильвана Мангано | постановщик 2-х новелл: «Мой дорогой» и «Лючиана» |
(фильм из 4-х новелл) | La donna è una cosa meravigliosa | Сандра Мило , Беба Лончар | постановщик 2-х новелл: «Женщина сладкая, сладкая» и «Белый кит» | |
1965 | Куколки (фильм из 4-х новелл) | Le bambole | Джина Лоллобриджида , Жан Сорель , Аким Тамирофф | постановщик новеллы «Монсиньор Амур» |
Три лица (фильм из 3-х новелл) | I tre volti | Хосе Луис де Вильялонга , Ричард Харрис | постановщик новеллы «Знаменитые влюбленные» | |
1966 | (фильм из 4-х новелл) | Le fate | Рэкел Уэлч , Жан Сорель | постановщик новеллы «Фея Елена» |
1967 | Ведьмы (фильм из 5-ти новелл) | Le streghe | Сильвана Мангано , Альберто Сорди | + соавтор сценария; постановщик новеллы «Чувство гражданского долга» |
(фильм из 6-ти новелл) | Le plus vieux métier du monde | Эльса Мартинелли , Гастоне Москин , Джанкарло Кобелли | постановщик новеллы «Любовь римлянина» | |
Мадемуазель де Мопен | Madamigella di Maupin | Катрин Спаак , Робер Оссейн , Томас Милиан | премия за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне | |
Arabella | Вирна Лизи , Джеймс Фокс , Терри-Томас | |||
1968 | (фильм из 6-ти новелл) | Capriccio all’italiana | Сильвана Мангано , Ира фон Фюрстенберг , | постановщик 2-х новелл: «Почему?» и «Ревность» |
1969 | Un bellissimo novembre | Джина Лоллобриджида , Габриэле Ферцетти , Андре Лоуренс | ||
L’assoluto naturale | Лоуренс Харви , Сильва Кошина , Иза Миранда | + соавтор сценария | ||
1970-е годы | ||||
1970 | Metello | Массимо Раньери , Оттавия Пикколо , Лючия Бозе | + соавтор сценария; премия «Давид» Донателло за лучший фильм | |
1971 | Бубу | Bubù | Массимо Раньери , Оттавия Пикколо , Джиджи Пройетти | + соавтор сценария |
1972 | Imputazione di omicidio per uno studente | Массимо Раньери , Мартин Болсам , Валентина Кортезе | ||
1974 | Fatti di gente perbene | Катрин Денёв , Джанкарло Джаннини , Фернандо Рей | + соавтор сценария; премия Давид Донателло за лучший фильм | |
1975 | Libera, amore mio… | Клаудия Кардинале , Бруно Черино, | + соавтор сценария | |
Per le antiche scale | Марчелло Мастроянни , Марта Келлер , Барбара Буше | специальный приз жюри на МКФ в Локарно | ||
1976 | L’eredità Ferramonti | Энтони Куинн , Фабио Тести , Доминик Санда | номинация на главный приз Каннского кинофестиваля | |
1977 | Gran bollito | Шелли Уинтерс , Макс фон Сюдов , Лаура Антонелли | ||
1978 | (фильм из 3-х новелл) | Dove vai in vacanza? | Уго Тоньяцци , Стефания Сандрелли , Пьетро Брамбилла | постановщик новеллы «Я буду целиком принадлежать тебе» |
1980-е годы | ||||
1981 | Подлинная история дамы с камелиями | La storia vera della signora dalle camelie | Изабель Юппер , Джан Мария Волонте , Бруно Ганц | |
1982 | (ТВ мини-сериал) | La certosa di Parma | Марта Келлер , Джан Мария Волонте , | |
1986 | Венецианка | La venexiana | Лаура Антонелли , Моника Гуэрриторе , Джейсон Коннери | + соавтор сценария |
1987 | Прощай, Москва | Mosca addio | Лив Ульман , Даниэль Ольбрыхский , Орор Клеман | + соавтор сценария; приз экуменического жери МКФ в Монреале |
1988 | (ТВ) | Gli indifferenti | Лив Ульман , Питер Фонда , Софи Уорд | + соавтор сценария |
1989 | (документальный, фильм из 12-ти новелл) | 12 registi per 12 città | постановщик новеллы «Палермо» | |
1990-е годы | ||||
1991 | Мужья и любовники | La villa del venerdì | Джулиан Сэндс , Джоанна Пакула , Чеки Карио | |
1995 | (ТВ мини-сериал) | La famiglia Ricordi | , , Франческо Барилли |
Примечания
- ↑ Mauro Bolognini // — 2005.
- ↑ , Mauro Bolognini // (хорв.) — LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
- ↑ Mauro Bolognini // (кат.) — , 1968.
- Deutsche Nationalbibliothek Record #119529394 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ «Режиссёрская энциклопедия. Кино Европы», Сост. М. М. Черненко ; Отв. ред. Г. Н. Компаниченко, (статья о Мауро Болоньини ), Науч.-исслед. ин-т киноискусства.-М.: Материк, 2002, ISBN 5-85646-077-4 (рус.)
- Franco Zeffirelli , Zeffirelli, Weidenfeld & Nicolson, London, 1986, p. 136. (англ.)
- ↑ [ . Дата обращения: 14 мая 2014. 15 мая 2014 года. David Melville . Мауро Bolognini, 2006, sensesofcinema.com. (англ.) ]
- Quoted in L’avventurosa storia del cinema italiano, 1935-59 — (Volume 1), edited by Franca Faldini & Goffredo Fofi, Giangiacomo Feltrinelli Editore, Milan, 1979, p. 126. (итал.)
- Enzo Siciliano , Pasolini (translated by John Shepley), Bloomsbury, London, 1987, p. 143. (англ.)
- Богемский Г. Д. Рабочий класс выходит на экран // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня / Сост. Г. А. Капралов, М. С. Шатерникова. Вып. 5. — М. : Искусство, 1976. — С. 133. — 232 с.
- Клаудия Кардинале «Мне повезло» (Перевод с итал. Ф. Двин ). —М.: Вагриус, 1997. — С. 142.
- [ . Дата обращения: 28 мая 2014. 21 января 2015 года. В создании фильмографии использованы данные imdb.com ( en ) ]
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература
- «Режиссёрская энциклопедия. Кино Европы», Сост. М. М. Черненко ; Отв. ред. Г. Н. Компаниченко, (статья о Мауро Болоньини), Науч.-исслед. ин-т киноискусства.-М.: Материк, 2002, ISBN 5-85646-077-4
- «Кинословарь» / Под редакцией С. И. Юткевича. — М. : Советская энциклопедия, 1986—1987. — С. 53. — 640 с.
- 2021-03-23
- 1