Interested Article - О, благодать
- 2021-02-12
- 2
«О благодать» , всемирно известный под своим английским названием «Amazing Grace» ( букв. « Изумительная благодать ») — христианский гимн , изданный в 1779 году. Написан английским поэтом и священнослужителем Джоном Ньютоном (1725—1807), создавшим около 250 духовных гимнов.
В России гимн «О, благодать» входит в число духовных псалмов, исполняемых на русском языке в протестантских церквях. Перевод гимна включён в сборник церковных псалмов « Песнь Возрождения » под номером 1684.
Предыстория
Гимн «Amazing Grace» принадлежит к числу наиболее популярных. «Amazing Grace» также стал гимном племени чероки после их депортации , они пели его на более чем тысячекилометровом пути в Оклахому . Гимн представляет собой духовную автобиографию человека, потерявшегося во тьме, но которого Бог привлек к свету. Стихи гимна утверждают, что прощение и искупление возможны вопреки грехам , совершённые людьми, и душа может быть освобождена от отчаяния благодаря Божьей милости . Текст гимна пытались положить на более чем 20 различных мелодий , пока в 1835 году мелодия, известная как «Новая Британия», не утвердила своё превосходство.
Ньютон написал слова к гимну, целиком и полностью опираясь на свой личный жизненный опыт. С ранних лет он служил матросом на кораблях, занимавшихся работорговлей . Во время одного из многочисленных рейсов по Атлантическому океану его корабль, попав в страшный шторм , потерпел крушение. Оказавшись на краю гибели, Ньютон впервые начал молиться. Он задумался о том, что за ту жизнь, которую вёл, он вряд ли заслуживает прощения. Но тем не менее корабль чудом спасся, и Ньютон понял, что это был знак свыше. Вскоре после этого, Ньютон оставил работорговлю, став викарием в английской деревне Олни, в графстве Бакингемшир . Здесь Ньютон познакомился с поэтом Уильямом Купером , который так же как и Ньютон пришёл к вере только в зрелом возрасте. Они стали друзьями, и плодом этой дружбы стал целый сборник под названием «Гимны Олни» ( англ. Olney Hymns ), который был опубликован в феврале 1779 года . В этот сборник вошло 384 гимна , которые исполнялись во время служб в церкви , где служил Ньютон. Этот сборник был очень популярным и неоднократно переиздавался. В современных церквях из всего этого множества гимнов исполняется только шесть, и самый известный из них — это «Amazing Grace».
Американский историк Гилберт Чейз пишет, что «Amazing Grace» является «без сомнения, самым известным из всех народных гимнов» , а , официальный биограф Ньютона, утверждает, что гимн исполняется приблизительно 10 миллионов раз ежегодно . Гимн оказал неоценимое влияние на народную музыку , став символической духовной песней афроамериканцев . Глубокий универсальный смысл, который несёт в себе текст гимна, оказался востребованным не только в христианстве, но и в секулярной культуре. На протяжении XX века гимн записывался и исполнялся тысячи раз, в том числе и такими исполнителями, как Махалия Джексон , Джуди Коллинз , Арета Франклин , Долли Партон , Джонни Кэш , Элвис Пресли , Уитни Хьюстон , Il Divo , Tarja Turunen и другие. Каждый исполнитель записывал песню в собственной аранжировке .
Согласно «Словарю американской гимнологии», «Amazing Grace» является духовной автобиографией Джона Ньютона . Джон Ньютон родился 24 июля 1725 года в , район Лондона , вблизи реки Темза . Его отец воспитывался в католической семье, но также интересовался протестантизмом . Основным родом его деятельности была судоходная торговля. Мать Ньютона занималась независимой политикой . Отличавшаяся особой набожностью, была уверена, что в будущем её сын должен стать священнослужителем . Однако планам матери не суждено было осуществиться. Когда Ньютону было шесть лет, она умерла от туберкулёза , и с этого момента заботу о будущем сына взял на себя отец мальчика . Перед смертью мать рассказывала Джону о греховности человека и о милости Божьей, которая ведёт к покаянию. Дальнейшая жизнь юного Джона проходила в школе-интернате , куда его отправила мачеха . Здесь ему пришлось терпеть плохое обращение . Уже в возрасте одиннадцати лет он продолжил дело отца, начав работать вместе с ним на корабле, где исполнял обязанности подмастерья . Корабль занимался перевозкой рабов и курсировал между Америкой , Африкой и Старым Светом. Морская карьера молодого моряка Джона Ньютона отметилась его упорным неповиновением. На борту корабля «Greyhound», Ньютон заработал славу одного из самых ненадёжных и конфликтных людей. Неоднократно получая предупреждения от начальства не сквернословить, Джон постоянно заходил за пределы словесной распущенности. В круг его обычных развлечений входило написание оскорбительных песенок, полных сарказма и насмешек в адрес своего командования, к которому он открыто проявлял своё неуважение. Он также любил выдумывать новые ругательства и подбивать других матросов на опасные выходки, часто забывая о своих служебных обязанностях. Это привело к тому, что вскоре между Джоном и командой флота разгорелась моральная война. Возненавидевшие Джона начальство и подчинённые морили его голодом или доводили до смерти изнурительной работой. Нередко Джона сковывали цепями , точно так же, как и рабов, которых перевозили на судне. Однажды команда принудила его к работам на плантации в Сьерра-Леоне , расположенной вблизи реки . После нескольких месяцев работ Джон задумался о том, чтобы остаться жить в Сьерра-Леоне, но судьба распорядилась иначе: на острове Джона нашёл проходивший мимо корабль, он был спасён.
Судьбоносный случай, заставивший Ньютона задуматься о переменах в жизни, произошёл в один из многочисленных рейсов по Атлантическому океану . В марте 1748 года его судно попало в сильный шторм . Ньютон вышел на палубу , и один из членов его команды буквально через секунду после того, как получил от него приказ, был смыт за борт. За минуты до случившегося, Ньютон успел произнести: «Если этого не случится, Бог помилует нас!» ( англ. «If this will not do, then Lord have mercy upon us!» ) Команда корабля отчаянно сражалась за жизнь, но шторм не утихал. Оказавшись на краю гибели, Ньютон впервые начал молиться . Он задумался о том, что за жизнь, которую он вёл на протяжении этих лет, он вряд ли заслуживает прощения. Но тем не менее корабль чудом спасся, и Ньютон понял, что это был знак свыше. Спустя часы после случившегося опустошённые моряки и Ньютон возвратились на палубу, где пробыли в течение следующих одиннадцати часов. Всё это время Ньютон обдумывал сказанные слова . На следующее утро, когда шторм утих, Джон Ньютон убедился в существовании Бога , который слышит и отвечает на молитвы. Он заново обнаружил Божью любовь, выраженную в Писании: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него» (Иоанна 3:16—17). Интересно, что приблизительно за несколько недель до катастрофы, Ньютон был занят чтением книги «Образец христианина», основанной на трактате XV века — « О подражании Христу » Фомы Кемпийского . Две недели спустя разрушенное судно и голодающая команда высадились в бухте , на северной оконечности Ирландии . Ньютона долгое время не покидали воспоминания о случившемся и сказанных словах. Именно с этого момента он начал задавать самому себе вопрос о том, был ли он действительно достоин милосердия Бога, или произошедшее было всего лишь закономерностью судьбы. Ньютон осознавал, что не только пренебрёг своей верой, но и всё это время поддерживал тех, кто открыто высмеивал Бога, называя его существование мифом . Позднее он писал: «Тот день, 10 марта , очень памятный день для меня и который я никогда не забуду, стал днём моего спасения из воды».
Как и многие молодые люди, Ньютон начал обращаться к вере и менять свои привычки лишь в зрелые годы жизни. В молодости он привык осуждать свою веру, находясь под влиянием своего товарища по плаванию, предложившему Ньютону обсудить книгу английского писателя Энтони Эшли Купера Шефтсбери — «Характеристики людей, манер, мнений и времён». После прочтения книги Джон Ньютон писал:
Подобно тому как неосторожный моряк оставляет свой порт перед наступающим штормом, так же и я отказался от надежд и Божьих утешений в то самое время, когда все остальные утешения обманули мои надежды.
— Newton, John. .
Вернувшись на родину, Джон связался с семьёй Полли и объявил им о своём намерении жениться на ней. Родители девушки долгое время сомневались, зная, что Ньютон зарекомендовал себя с отрицательной стороны. В обществе его знали как человека ненадёжного и порывистого, но тем не менее родители девушки позволили ему писать Полли . Вскоре после этого Джон дезертировал и отправился в Африку . Со временем он присоединился к португальскому торговцу рабами , в доме которого с ним обращались, как с невольником. Жена торговца выражала своё презрение к Джону тем, что бросала ему пищу прямо на пол, и во время еды он должен был становиться на четвереньки как животное. Отнюдь не образцовая манера поведения Ньютона привела к тому, что вскоре его переправили на Британский военно-морской флот . И он использовал эту возможность в своих интересах. Спустя недолгое время Джон бежал с флота, решив нанести визит давней подруге семьи Мэри «Полли» Кэтлетт, в которую был влюблён . Однако очень вскоре Ньютон был пойман и беспощадно выпорот. В тот период его мысли колебались между совершением убийства и самоубийством .
Со временем, в возрасте 23 лет, Джон стал капитаном корабля и в течение 6 лет занимался торговлей рабов, перевозя их от берегов Африки до Америки . Его последнее плавание к побережью Африки в 1748—1749 году стало последним в его морской карьере. Тогда на корабле начала свирепствовать лихорадка , которой заболели и рабы , и команда флота. Ньютон оказался в числе первых заболевших, но при этом он всё-таки чудом смог выжить. Позднее Ньютон вспоминал, что во время его последнего плавания, с ним произошли заметные перемены. Он не только в корне изменил отношение к работорговле, но и манеру своего поведения, сумев избавиться от сквернословия, которым отличался даже в среде матросов. После перенесённой болезни, Джон всерьёз задумался о том, чтобы отказаться от работорговли. Во время одного из промежуточных рейсов, в 1750 году , состоялась его свадьба с Полли. После женитьбы Ньютону стало всё тяжелее переносить разлуку с любимой женщиной на время каждой поездки. После трёх происшествий на корабле, за проявленные отвагу и мужество Ньютону обещали должность капитана на судне, не занимавшимся работорговлей. Однако в возрасте тридцати лет с Ньютоном случился обморок , вынудивший его остаться дома. После этого, Ньютон больше никогда не выходил в море и принял решение работать в таможне Ливерпуля . Именно тогда он начал много времени уделять изучению Библии и настолько углубился в это занятие, что принял решение стать проповедником . В 1758 году Ньютон отказался от предложения архиепископа Йоркского , по видимости потому, что не хотел получать учёную степень в университете . Хотя, наиболее вероятной причиной, могла стать его склонность к баптизму и методизму . Получить духовный сан оказалось не такой простой процедурой, но вскоре Ньютону предложили приход в Олни, небольшом городке в графстве Бакингемпшир, и в июне 1764 года Ньютон стал священником англиканской церкви . Ньютон также преподавал латинский , греческий языки и богословие .
Джон Ньютон скончался 21 декабря 1807 года в возрасте 82 лет. В своей последней проповеди он сказал:
Бог бесконечно мудр и добр. Мне из собственного опыта известно, что ни на одну йоту я не могу изменить Божьего плана. Но даже если бы я мог что-то изменить, то я бы только испортил его. Я очень неразумное создание, я слеп и не в состоянии предвидеть последствий моих желаний. Как же я могу сделать правильный выбор? и какая это неописуемая милость — что Господь избрал меня! Дорогие друзья, я теряю память, но тем не менее отлично помню, какой я великий грешник. И ещё я никогда не забуду, насколько велик Спаситель Иисус Христос !
— Джон Ньютон
История создания гимна
«Гимны Олни»
Население английской деревни Олни, где главным занятием жителей являлось изготовление кружев ручной работы и сельское хозяйство , составляло приблизительно 2500 человек. Большинство её жителей были малообразованны и бедны . С появлением в Олни священнослужителя Джона Ньютона местная протестантская община претерпела значительные изменения. Жители, и особенно прихожане, называли пасторскую работу Ньютона уникальной прежде всего потому, что Ньютон честно признавал совершённые им грехи . В то время как большинство представителей духовенства проповедовали, соблюдая определённую дистанцию в общении со своими прихожанами, Ньютон был более открыт им. Своей миссией Ньютон называл стремление «разбить твёрдое сердце и излечить разбитое сердце». Его ревностное служение церкви и признание собственной греховности вызывали любовь и уважение со стороны прихожан. В новом приходе Ньютон познакомился с одарённым поэтом Уильямом Купером , судьба которого была во многом похожа на судьбу самого Ньютона. Имея в прошлом проблемы с законом, Уильям страдал приступами безумия , в период которых поэт несколько раз предпринимал попытки самоубийства . Купер был плохо знаком с окрестностями Олни, но тем не менее полюбил деревню и, решив не расставаться с близким другом, поселился в одном из домов. В связи с увеличившимся числом прихожан в церкви, Купер и Ньютон решили проводить еженедельные молитвенные собрания, а также начали писать церковные тексты для детей . Общий вклад, внесённый Купером и Ньютоном в развитие местной конгрегации, был весьма внушителен и заметен. В 1768 году число прихожан резко возросло.
Лирика «Гимнов Олни» основана на стихах Библии , выбранных Ньютоном и Купером для молитвенных собраний, не преследовавших никакой политической цели . Тогда же Ньютон закончил дневник, который был бесследно потерян. Ньютон начал вести дневник за 17 лет до случая, произошедшего на борту корабля «Greyhound». Последняя запись в дневнике Ньютона, сделанная в 1772 году , представляла собой подробный рассказ того, насколько он изменился с тех пор, как отказался от участия в работорговле . Начало года стало для Ньютона временем размышлений над духовным ростом. Под литературным влиянием Уильяма Купера и, частично, потому что посвящённые священники занимались написанием стихов, Ньютон решил попробовать свои силы в написании гимнов , доступных для понимания простых людей. Гимны, которые сочинил Джон, стали пользоваться таким успехом, что он решил еженедельно писать по одному гимну. Он писал сам, а также ему помогал поэт Уильям Купер, который был членом общины Джона. В течение пятнадцати лет пасторской работы в Олни Джон Ньютон написал для своей общины более трёхсот гимнов. За это время церковь заметно выросла . В истории гимнологии наиболее плодовитыми авторами гимнов стали авторы XVIII века , среди которых можно выделить Исаака Уоттса , на гимнах которого воспитывался сам Ньютон , а также Чарльза Уэсли , с которым Ньютон был знаком лично. Спустя годы брат Уэсли, Джон , известный как один из основателей методизма , возвёл Ньютона в духовный чин священнослужителя . Уоттс считался пионером в написании английских гимнов, однако большая их часть вошла в псалмы. Одни из наиболее известных гимнов Уоттса были написаны в общем метре 8.6.8.6: первая строфа включала восемь слогов, вторая — шесть .
Ньютон и Купер ввели традицию читать стихотворение или гимн на каждом молитвенном собрании. Текст гимна «Amazing Grace» был написан в конце 1772 года , и, предположительно, вошёл в текст молитвы , прозвучавшей на одном из первых молитвенных собраний 1 января 1773 года . Собрание стихов Ньютона и Купера было позднее анонимно издано в 1779 году под названием « ». Ньютон является автором 280 из 348 текстов «Гимнов Олни»; «1-й Паралипоменон 17:16—17, обзор веры и ожидание» был назван первой строкой гимна «Изумительная благодать! Как сладок глас» .
Критический анализ
Цикл стихов « » оказало существенное влияние на различные религиозные группы. Большинство специалистов даёт более высокую оценку поэзии Купера, чем заунывному и простому языку Ньютона. Наиболее распространёнными темами сочинений Ньютона из цикла «Гимнов Олни» стали вера в спасение, восхищение божественной благодатью , самозабвенная любовь к Иисусу и страстное чувство радости, которое он обрёл благодаря своей вере . В доказательство особой привязанности Ньютона к своим прихожанам, большинство гимнов написано от первого лица ; в каждом из них можно заметить сердечное раскаяние в совершённых грехах и неколебимое желание оставить грех, не повторяя его в будущем. На протяжении многих лет гимны пользовались широкой популярностью среди протестантов Великобритании . Брюс Хиндмарш, автор книги «Гимны и гимнология в Америке», утверждает, что в Америке «Amazing Grace» считают превосходным примером перспективного авторского стиля Ньютона . Часть гимнов, написанных Ньютоном, была позднее признана выдающимися работами («Amazing Grace» не входил в их число) с пометкой, что по качеству письма Ньютон превосходит поэтический язык Купера . Официальный биограф Ньютона , акцентируя особое внимание на «Amazing Grace», называет Ньютона «бесстыдным поэтом-песенником, писавшим для прихожан посредственного интеллектуального уровня», отмечая при этом, что только у двадцати одного из слов, использованных во всех шести строфах гимна, больше одного слога .
Большая часть текста гимна «Amazing Grace» основана на Новом Завете . Таким образом первый куплет гимна может относиться к притче о блудном сыне . В Евангелии от Луки Отец произносит слова: «Для моего сына всё было мертво, но ожило снова; он был потерян и найден». История Иисуса об излечении слепого, поведавшего фарисеям о том, что отныне он может видеть, рассказана в Евангелии от Иоанна . Ньютон использовал слова «Был слеп, но теперь я вижу», закончив предложение восклицанием «Боже, будь милостив!». Отрывки текста встречаются в личных письмах Ньютона и его дневниковых записях от 1752 года . Эффект лирической аранжировки , по словам Брюса Хиндмарша, осуществляется посредством внезапного всплеска энергии в возгласе «Изумительная благодать!», за которым следуют слова «Как сладок звук!». В книге «Аннотируемая антология гимнов» использование Ньютоном присловия в начале текста называют «непродуманным, но действенным» в общей композиции, предполагающей «убедительное утверждение веры» . Слово «благодать» использовано в следующем абзаце три раза, что подтверждает автобиографию духовного роста Ньютона, а также очевидно свидетельствует о трепетном отношении Ньютона к своим прихожанам . Принцип спасения по благодати является не столько отличительным признаком богословия Реформации , сколько вообще уникальной характеристикой христианства в понимании спасения. Библия утверждает, что Бог милостив к недостойным, которые не делают, что могли бы делать, которым нечем оправдать себя, которые могут только взывать: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!». И потом получают то, чего никогда не могли бы заслужить.
…И пришел царь Давид, и стал пред лицем Господним, и сказал: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? Но и этого ещё мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже!
Текст основан на отрывке из 1-й Паралипоменон 17:16—17 — это благодарственная молитва царя Давида , узнавшего, что Господь избрал его и его дом среди всех остальных. Ньютон видел себя грешником Давидом, незаслуженно избранным Богом . Считается, что гимн был написан на основе проповеди , которая проводилась в первый день 1773 года и основывалась как раз на этом отрывке. Тогда в январе 1773 года Ньютон прочёл проповедь, в которой выразил признательность наставничеству Бога . Ньютон считал, что Бог вовлечён в повседневные жизни всех христиан , возможно, не подозревающих об этом. Он также был убеждён, что мирное долготерпение ежедневных жизненных испытаний дарует вечную жизнь в раю . Некоторые христиане интерпретируют это как предсказание Иисуса Христа , явившемуся к потомку Давида и обещавшему Богу спасение для всех людей . По мнению Ньютона, неисправимые грешники были «ослеплены богом этого мира». Причисляя себя к числу этих грешников, Ньютон говорил: «Милосердие настигло нас не только незаслуженно, но и нежеланно… наши сердца не позволяли допустить его, до тех пор пока Он не преодолел нас силой своей благодати» .
в своей книге «Аннотируемая антология гимнов» и Джеймс Бэскер интерпретировали первую строфу «Amazing Grace» как свидетельство осознания Ньютоном того, что его участие в работорговле было ничтожным, возможно, представляя более широкое понимание побуждений Ньютона . Ньютон объединил силы с человеком по имени Уильям Уилберфорс , членом британского парламента , совместно с которым начал парламентскую кампанию по отмене работорговли в Великобритании (закон об отмене рабства «Удивительная лёгкость»). Несмотря на то, что в 1780-е годы Ньютон покинул Олни и стал убеждённым аболиционистом , он никогда не связывал «Amazing Grace» со своими антирабовладельческими чувствами . Последняя проповедь, прочтённая Ньютоном в Олни, была посвящена тому, что избавление от отчаяния, безнадёжности и мучительной неудовлетворённости собой возможно. , автор книги «Amazing Grace: история любимой песни Америки», предполагает, что Ньютон мог относить слова этой проповеди к своему близкому другу Куперу, страдавшему от неустойчивого душевного состояния .
Текст
Amazing grace! How sweet the sound,
|
О, благодать, спасён тобой
|
Мелодия
Популяризация гимна
Распространение
По словам , профессора церковной музыки Южнозападной Баптистской богословской семинарии, основную роль в популяризации гимна «Amazing Grace» сыграл музыкант-любитель, баптист Роберт Х. Коулман, и с тех пор гимн зазвучал так, как звучит сегодня. Коулман, живший в Далласе , был основным редактором и автором сборников гимнов в начале XX века . В период с 1909 по 1939 , по словам Рейнолдса, Коулман опубликовал 33 сборника, специально приспособленных для общего пения. В эти сборники входил и гимн «Amazing Grace». Коулман занимался не только редактированием, но и изданием гимнов. До и после Первой мировой войны он также нёс служение музыкального руководителя на ежегодных конгрессах Южной и Баптистских Конвенций. Несмотря на то, что мелодия этого гимна имеет английское происхождение, в Англии он довольно долгое время оставался забытым, зато «Amazing Grace» пользовался популярностью в США . С середины XX века гимн завоевал мировую известность, которая может объясняться тем, что гимн впервые связал понятие с доктриной о спасении по благодати, направленной на заботу о жизни каждого человека. Более 60 гимнов, написанных Ньютоном и Купером, были переизданы и включены в британские псалтыри и журналы , однако именно «Amazing Grace» переиздан не был. Гимн появился лишь однажды в псалтыре 1780 года , изданный под редакцией , графини Хантингдон. Известный филолог Джон Джулиан в своей книге 1892 года «Словарь гимнологии» прокомментировал, что за пределами США песня долгое время оставалась неизвестна. По мнению Джулиана, это свидетельствует о том, что «Amazing Grace» был «далёк от того, чтобы служить примером наиболее успешной работы Ньютона» . В период между 1789 и 1799 годами в США было издано четыре изменённых варианта гимна Джона Ньютона, написанных специально для баптистов и конгрегационалистов , а в 1830 году стихи Ньютона также включили в свои псалтыри пресвитериане и методисты .
Наибольшее влияние гимн было оказано в XIX столетии в городах США . Это время было связано с периодом (иногда называемого «Второй американской революцией» , 1795 — 1830 ) и развитием новой системы нотной записи — « » ( англ. shape note ), сочетавшей принцип сольмизации и рисунка или узора каждого звука тетрахорда . Колоссальное религиозное движение было отмечено ростом высокой популярности церквей, а также проявлением особого интереса к духовному миру человека. Беспрецедентные сборы тысяч людей посетили загородные кампус лагеря, желая испытать на себе спасение человеческой души . Это время характеризовалось усилением, на фоне общего обмирщения сознания, борьбы представителей многочисленных (преимущественно протестантских ) религиозных групп за влияние на души своих сограждан. В подобных условиях люди стремившиеся определить свою вероисповедную принадлежность, если она не была им безразлична, сталкивались с определёнными трудностями. Также немалое число обывателей оставалось либо индифферентными к религии , либо было предрасположено к крайне вульгаризированным формам религиозности, веря в самые нелепые предрассудки. На рубеже веков второе великое пробуждение коснулось границ Кентукки и Огайо . Собрания в лагерях ширились по всему региону, включая самую большую феерию в 1801 году в Кейн-Ридже, Кентукки, к северо-востоку от Лексингтона . Барьеры между конфессиями сминались, и призыв к борьбе, за которым последовало обращение верующих, ослабил традиционную теологию выбора. По мере того как проходили месяцы, некоторые проповедники, особенно среди пресвитериан, стали благосклонно относиться к вселенскому оттенку . Проповедование не было отвлечённым и общим, а носило конкретику и было направлено на спасение грешника от искушения и отступления от веры . В проповедях и песнях того времени часто использовали повторение определённых слов для того, чтобы донести написанное до малообразованных людей необходимость отказа от греховных деяний. Подтверждения и свидетельства этого стали основной темой молитвенных собраний, во время которых участник конгрегации, так же как и любой желающий, мог задуматься об отказе от грешной жизни и благочестия и мира . «Amazing Grace» стал одним из многих гимнов того времени, в котором основной акцент делался на ярость праведных пылких проповедей. Также в мотиве гимна был использован современный стиль, заимствованный из других ранее известных гимнов, авторы которых придерживались простоты и повтора.
Английский | Русский перевод |
---|---|
|
|
В 1800 году впервые появился формат, рассчитанный на учащихся музыкальных школ . Новый формат включал в себя всего четыре звука, символизирующих основную музыкальную гамму : fa-sol-la-fa-sol-la-mi-fa. Каждый звук сопровождался примечанием, и позже получил известность как «узорные ноты». Метод был очень удобен для преподавателей, и вскоре быстро распространился в большинстве образовательных учреждений Запада и Юга. Большая часть музыки в те годы была религиозной , однако коллективное исполнительство не преследовало никаких духовных целей. Религиозные организации либо не могли предоставить музыкальный аккомпанемент, либо отклоняли его из-за чересчур простого кальвинистского смысла, поэтому песни исполнялись в формате а капелла .
Мелодия «Новой Британии»
На тот момент, когда Джон Ньютон написал гимн, точное происхождение музыки к нему было неизвестно. В те годы музыкальные сборники не включали музыку к гимнам, а представляли собой небольшие книги религиозной поэзии . Первый случай исполнения «Amazing Grace» в сочетании с музыкой, был зафиксирован в 1808 году . Тогда гимн впервые появился на страницах одного из британских псалтырей и назывался «Harmony Grove». Музыка этого гимна напоминала ранее известный гимн Исаака Уоттса — «Земля непорочного наслаждения», написанным в 1790 году . Позднее слова гимна «Amazing Grace» были положены на мелодию «Новая Британия» . Эта редакция гимна была опубликована в сборнике « » 1835 года . Настоящие автор и название этой мелодии неизвестны, Уолкер сам назвал мелодию «Новая Британия», никак не обосновав своё решение. Традиционная мелодия была объединена с двумя песнями, впервые опубликованными в 1829 году в песеннике «Columbian Harmony». Песни назывались « » и «St. Mary», текст которых написали Чарльз Спилмен и Бенджамин Шоу. Спилмен, родом из Кентукки , сочинял музыку в духовных целях, наиболее подходящих для общественного вероисповедания и возрождений. Большинство мелодий были изданы ранее, но «Gallaher» и «St. Mary» изданы не были . Много лет спустя в 1831 году был издан песенник «Virginia Harmony», ставший первым песенником с музыкой, появившимся в печати вплоть до 1990 года пока один из исследователей не опубликовал «Columbian Harmony». Происхождение музыки к этому гимну до сих пор является популярным вопросом для исследования теологами. Предполагается, что народная баллада может иметь шотландское происхождение, потому как многие из новых жителей Кентукки и Теннесси были иммигрантами из Шотландии . Также существует предположение, что музыка к гимну могла быть написана в Виргинии или в Южной Каролине , либо на родине Уильяма Уолкера . По словам , "текст гимна и мелодия «Новая Британия» широко известны и сегодня, поскольку это песнопение считается «неофициальным гимном Америки ». До наших дней сохранилась полная коллекция гимнов и музыки Уолкера. Каждый экземпляр этой коллекции пользовался широкой популярностью среди слушателей, и в США было продано приблизительно 600 000 копий, в то время как общее число населения в стране составляло приблизительно 20 миллионов человек. Другой песенник был выпущен в 1844 году и назывался «Священный песенник Арфы». В песенник была также добавлена вокальная партия, заменившая звучание музыкального инструмента . Стив Тёрнер так описал музыку к гимну:
Эта музыка подобна браку, заключённому на небесах… Музыка на фоне «изумительный» вызывает ощущение благоговения. Музыка на фоне «благодать» кажется грациозной. Воскрешение в момент исповеди, как если бы автор открыто вышел к публике и сделал смелую декларацию , что не может идти ни в какое сравнение со смелостью признать собственную слепоту.
— Turner, Steve. . — 2002.
Другой куплет гимна встречается в романе 1852 года , написанном Гарриет Бичер-Стоу — « Хижина дяди Тома ». Первые три куплета символически исполняет главный герой книги, Том, в минуты глубокого душевного кризиса . Стоу также включила в пение своего персонажа ещё один куплет, авторство которого не принадлежит Ньютону. Этот текст был известен в афроамериканском обществе на протяжении почти 50 лет. Позднее, именно этот куплет был добавлен в гимн баптистами, который можно услышать в сегодняшнем его исполнении четвёртого, финального куплета, начинающегося словами «Пройдут десятки тысяч лет». Впервые этот четвёртый куплет появился в сборнике под названием « », издании Экселла 1910 года . Добавление четвёртого куплета подразумевает, что авторство всех четырёх куплетов принадлежит Ньютону. Однако именно этот куплет, автор которого неизвестен, ранее присутствовал в гимне «Иерусалим, мой дом родной», но где именно Экселл нашёл эти слова и почему добавил именно их, также неизвестно. Впервые этот гимн был опубликован в книге 1790 года под названием «Коллекция священных баллад»:
Английский | Русский перевод |
---|---|
|
|
«Amazing Grace» стал символическим гимном религиозного движения США . «Amazing Grace» с музыкой «Новой Британии» вошёл на страницы нескольких псалтырей , предназначенных специально для чтения солдатам , испытавших страх перед реальной и неизбежной смертью . В те годы религиозные услуги в вооружённых силах были вполне обычным явлением . Специалисты отмечают, что часть отрывков из текста гимна являются своеобразным отражением американской истории. Таким образом, слова гимна «Прошёл немало я скорбей, невзгод и чёрных дней» ( англ. «dangers, toils, and snares» ), явились горьким пророчеством для американцев, переживших Гражданскую войну 1861—1865 годов .
Дальнейшая судьба гимна
Записанные версии
Amazing Grace | ||||
---|---|---|---|---|
Сингл Джуди Коллинз | ||||
Сторона «А» | Amazing Grace | |||
Сторона «Б» | ||||
Дата выпуска | 1970 | |||
Формат | 7″ | |||
Дата записи | 1969 | |||
Жанры | блюз-рок , фолк-рок | |||
Язык | английский | |||
Длительность | 2 мин. 11 с. | |||
Композитор | Джон Ньютон | |||
Автор слов | Джон Ньютон | |||
Продюсер | ||||
Лейблы | « Elektra Records » США | |||
Хронология синглов Джуди Коллинз | ||||
|
||||
С появлением записи музыки на магнитофонную плёнку и радио , «Amazing Grace» изменил стандарт от религиозного гимна до госпел -композиции. По статистке « AllMusic », к ноябрю 2009 года было записано 5500 версий песни «Amazing Grace». Ставший символическим для Америки гимн «Amazing Grace» особенно полюбился чернокожими госпел-исполнителями, такими как Х. Р. Томлин и Д. М. Гейтс. Афроамериканцы видели в гимне острый смысл ностальгии по ушедшему времени. В период 1940—1950-х годов песню записали исполнители блюза и . Как правило, в своих песнях исполнители отдавали дань памяти пожилым родственникам, воспевая семейные корни и традиции, заложенные поколениями . С музыкальным сопровождением песня была впервые записана в 1930 году скрипачом Фиддином Джоном Карсоном , а в 1922 году гимн исполнил хоровой коллектив «Sacred Harp Choir». Эта запись позднее вошла в каталог фирмы грамзаписи «Окей» ( англ. Okeh Records , периода 1926—1930 годов. В основном эти записи были сделаны в жанрах блюза и джаза . В записи был использован мотив национального гимна — «At the Cross», не связанного с мелодией «Новой Британии» . Специалисты отмечают, что основная особенность гимна «Amazing Grace» состоит прежде всего в том, что гимн олицетворяет сразу несколько стилей народной музыки , и может рассматриваться музыковедами в качестве примера, иллюстрирующего такие музыкальные приёмы, как « » ( англ. lining out ), сложившаяся в начале XVII века в Англии и США практика пения псалмов и гимнов, когда священник, пропевая или проговаривая каждую строчку псалма или гимна, направлял общинное пение, а также такого приёма, как « » ( англ. call and response ) — древний, архаический принцип пения, широко распространённый в африканской народной и культовой музыке, представляющий собой диалог между солистом ( проповедником ) и ансамблем или хором (прихожанами) . Оба приёма стоят у истоков духовной музыки как белокожих, так и чернокожих исполнителей .
В 1960-е годы с появлением и оппозиции против войны во Вьетнаме , песня приобрела социально- политический контекст. Одна из наиболее известных и признанных исполнительниц госпела Махалия Джексон записала «Amazing Grace» в 1947 году . Песня в её исполнении часто транслировалась по радио и оказала огромное влияние на музыку 1950 — 1960-х годов . Махалия исполнила «Amazing Grace» в поддержку партии демонстрантов за гражданские права, объяснив своё решение тем, что так она «придала ощущение магической защиты от опасности, передав заклинание ангелов , спустившихся с небес» . Певица неоднократно исполняла гимн во время общественных выступлений, таких как её выступление в Карнеги-холл . Джеймс Бэскер утверждает, что большинство афроамериканцев называет гимн «образцовым негритянским спиричуэлом », считая, что его прослушивание вызывает у слушателя особое чувство радости, которое может испытывать человек, будучи освобождённым от неволи и житейских страданий . , автор книги «Звучание госпела», утверждает, что слова гимна «прошёл немало я скорбей, невзгод и чёрных дней» являются «прямым доказательством» печального опыта афроамериканцев .
Известная исполнительница фолк-музыки Джуди Коллинз записала песню в конце 1960-х . Время было связано с периодом самоанализа контркультуры . В те годы устраивались дискуссионные встречи- семинары , посвящённые проблемам идеологии контркультуры. Во время одной из таких встреч Джуди впервые исполнила гимн «Amazing Grace». Позднее певица вспоминала, что исполнила в тот день «Amazing Grace» только потому, что это была единственная песня, слова которой были известны всем участниками встречи. Коллинз называла гимн своеобразным талисманом , считая, что песня оказывает особое эмоциональное воздействие на демонстрантов, свидетелей, а также на представителей закона, выступавших против демонстраторов за гражданские права . Певица пришла к этому выводу вскоре после случая, произошедшего во время одной из общественных демонстраций, проходившей в Миссисипи , в 1964 году . Ведущая демонстрации напевала гимн «Amazing Grace». К тому времени когда Коллинз записала гимн в 1960-е годы , певица признавалась, что песня «перевернула» её жизнь . Позднее продюсер Коллинз предложил певице включить эту запись в альбом « Whales & Nightingales » (1970). Запись песни проходила в , часовне Колумбийского университета , наиболее подошедшей для акустики . В версии Коллинз можно услышать хоровое исполнение певцов-любителей ( а капелла ), большинство из которых являются близкими друзьями певицы. Коллинз, известная своей привязанностью к алкоголю , утверждала, что исполнение религиозного гимна «исцелило» её . Джуди всегда связывала песню с войной во Вьетнаме , использовав её в качестве катарсиса для своей оппозиции:
Я не знала, как ещё выразить своё негативное отношение к войне во Вьетнаме . Я маршировала, голосовала, посещала тюрьмы во время политических выступлений и работала на кандидатов, в которых верила. Но война по-прежнему бушевала. Не было ничего, что можно было бы сделать, и тогда я решила… спеть «Amazing Grace».
— Collins, Judy. . — 1998.
Когда песню начали транслировать по радиостанциям , она вскоре очень полюбилась радиослушателям, и многие из них даже просили её выпуска в эфир. В американском хит-параде « Billboard Hot 100 » песня достигла позиции #15 и не покидала строчки хит-парада в течение 15 недель . В хит-парадах Великобритании песня лидировала в период между 1970 и 1972 годом , достигнув максимальной позиции #5, и оставаясь в списках около 75 недель . Спустя два года после выпуска сингла Коллинз, песню записал оркестр старшего шотландского полка Британской армии — Королевского шотландского драгунского гвардейского полка , впервые исполнивший песню на великих хайлендских волынках в британском радиоэфире. Это один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии, прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни , Марком Нопфлером , а также многими рок - и поп -звёздами Великобритании и Голливуда . Запись в исполнении оркестра представляла собой инструментальную версию песни Джуди Коллинз : запись начинается с вводной партии волынки , на фоне которой одиноко звучит голос певицы, сопровождаемый игрой ансамбля волынщиков, рожков и трубы . В британском музыкальном хит-параде « UK Singles Chart » композиция достигла лидирующей позиции — #1, не покидая строчки хит-парада на протяжении 24 недель. В музыкальных хит-парадах США песня достигла позиции #11 . К 2002 году стала самой продаваемой инструментальной в британской истории, однако и вызвала жаркую международную полемику в связи с тем, что в оркестре также появилась волынка. Руководитель ансамбля «The Royal Scots Dragoon Guards» был приглашён в Эдинбургский замок и подвергнут суровой критике за то, что включили в своё исполнение звучание волынки .
В течение трёх минут, пока звучит песня, все свободны. Только она, как никто другой, освобождает человека и его душу.
«Amazing Grace» также записали Арета Франклин и Род Стюарт . Арета записала песню в 1972 году , включив её в одноимённый альбом. Этот альбом был удостоен 2-кратной платины и премии « Грэмми ». Род Стюарт записал песню в ноябре 1970 года . Запись вошла в альбом « Every Picture Tells a Story ». Версии обоих артистов получили известность, что гарантировало популярность песни в будущем . Песню также записал известный кантри -исполнитель Джонни Кэш . Эта запись вошла в студийный альбом музыканта 1975 года « ». Кэш посвятил запись памяти своего старшего брата Джека, убитого в результате несчастного случая в тюрьме , где отбывали наказание оба брата в детские годы, когда семья жила в Арканзасе . Семейство Кэш часто исполняли этот гимн во время работ на христианских хлопковых плантациях уже после смерти Джека. Джонни часто исполнял песню во время своих выступлений в тюрьмах.
В Библиотеке Конгресса США хранится коллекция, насчитывающая более 3000 версий «Amazing Grace». Наиболее современными среди них записи таких поп-групп и сольных исполнителей, как Сэм Кук и группа « The Soul Stirrers » (1963), « The Byrds » на альбоме « » (1970), Элвис Пресли на альбоме « He Touched Me » (1971), Скитер Дэвис на альбоме (1972), « » на альбоме « » (1975), Вилли Нельсон на альбоме « » (1976) и « » на альбоме « » (1992) . Ведущая солистка группы « Boney M. » Лиз Митчелл по традиции открывает им каждый свой концерт, поскольку является убеждённой христианкой. На фестивале « Вудсток » в 1969 году гимн исполнил .
Влияние на поп-культуру
«Amazing Grace» стал неотъемлемой частью американской культуры . Песня часто исполняется на общественных мероприятиях и используется для различных маркетинговых кампаний. Гимн стал саундтреком к таким художественным фильмам, как « », « Дочь шахтёра » и « Силквуд ». В 2006 году в прокат вышел фильм с одноимённым названием, рассказавший о событиях из жизни одного из основателей движения за отмену рабовладения в Великобритании, Уильяма Уилберфорса . В популярном телесериале « Симпсоны » (серия « Home Sweet Homediddly-Dum-Doodily ») семья Фландерсов исполняет гимн . В фильме 1982 года « Звёздный путь II: Гнев Хана » гимн используется в качестве контекста христианской символики в память о смерти Спока . В популярном мультсериале « Бэтмен » (эпизод « Человек, который убил Бэтмена ») персонаж Харли Квинн исполняет «Amazing Grace» в сцене похорон Бэтмена и Сида . В фильме « Полицейский из Беверли-Хиллз 3 » на похоронах инспектора Тодда, шефа главного героя, «Amazing Grace» исполняет не кто иной, как Эл Грин , выдающийся соул - и госпел - вокалист . Именем «Amazing Grace» был назван персонаж популярного комикса « Супермен », суперзлодейка Amazing Grace. В 12 фильме, снятом по популярному в Японии аниме сериалу « Детектив Конан » «Партитура вызывающая ужасающий трепет» (Full Score of Fear) «Amazing Grace» — одна из ведущих музыкальных тем, и исполняется персонажем — оперной певицей, потерявшей жениха в автокатастрофе . Согласно фильму, эта песня помогла пережить ей горе и простить виновных, а также дважды помириться главным героям.
По словам теолога из Стар Трека , гимн чаще всего воспринимается слушателями как «похоронная музыка» . С 1954 года , когда к инструментальной мелодии «Новой Британии» был добавлен орган , «Amazing Grace» стал всё чаще ассоциироваться с похоронами и поминальными службами . Гимн несёт колоссальную смысловую нагрузку, придавая надежду и мужество людям, перенёсших трагедию. Мэри Рурк и Эмили Гватми отмечают, что широкая популярность сделала песню «государственным духовным гимном» . «Amazing Grace» звучала в память о таких национальных трагедиях США, как катастрофа шаттла «Челленджер» , теракт в Оклахома-Сити и теракты 11 сентября 2001 года .
Современные интерпретации
В последние годы слова гимна были существенно изменены в религиозных изданиях с целью приуменьшить смысл противоречивого чувства ненависти человека по отношению к самому себе. Таким образом, вторая строфа гимна «Как сладок звук, который спас столь жалкого человека как я!» была заменена на строку «Как сладок звук, который спас и сделал меня сильнее», а слова «спас душу такого человека как я» заменены на «спас и освободил меня». в своей книге «Amazing Grace: словарь веры» называет это изменение, более свойственным «убогим англичанам », написавших текст, удачно заменивший «смехотворно слабый» оригинал . Однако наиболее вероятной причиной этих изменений могли послужить искажённые интерпретации о значении несчастья и благодати. Ньютон, считавший себя неисправимым грешником, неспособным изменить свою жизнь или искупиться без помощи Бога . После нескольких месяцев изнурительных работ в Сьерра-Леоне , где Ньютон в течение долгого времени пробыл невольником, ощущение того, что он жалкий изгой, не заслуживающий прощения, ещё более усилилось . Когда Ньютон встал на путь духовного совершенствования, его внутренний мир существенно обогатился . Чтобы защититься от собственной гордыни и забывчивости, Джон Ньютон собственноручно написал на карнизе камина в своём кабинете: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою…» ( Второзаконие 5:15) .
Общее понимание искупления людских грехов перед Христом и человеческой самооценки активно изменялось ещё со времён Ньютона. С 1970-х годов авторы книг по психотерапии и самопомощи, выдвинули гипотезу о том, что благодать является врождённым качеством всех людей, которые должны сами обнаружить в себе его. В отличие от видения Ньютона, уверенного в том, что духовная нищета — это качество, являющееся ничем иным как сознательным грехом и отдалённостью от Бога , духовная нищета, с точки зрения психологов , означает препятствие физической, социальной и духовной природе, не позволяющей охватить всё великолепие божественной благодати, счастья, или морального удовлетворения. предполагает, что светская популярность «Amazing Grace» может объясняться отсутствием в тексте какого-либо прямого упоминания о Боге, а также тем, что текст гимн говорит о способности человека совершенствовать себя самостоятельно без божественного вмешательства. Специалисты отмечают, что «благодать» в понимании Джона Ньютона имела более точное и более ясное значение для слушателей .
Существует мнение, что гимн обладает особой энергетикой, способной оказывать мощное психологическое воздействие на всех его слушателей. Этот вопрос был подробно исследован журналистом в документальном фильме , выпущенном в 1990 году . Идея к созданию фильма у Мойерса появилась после посещения Линкольн-центра , аудитория состояла преимущественно из христиан и иноверцев. Именно тогда Мойерс заметил, что гимн оказал равное влияние на всех присутствующих . В процессе работы над фильмом и поиска необходимых материалов, Мойерс взял интервью у Джуди Коллинз , Джонни Кэша , оперной певицы Джесси Норман , исполнительницы фолк-музыки и её семьи, участников хорового коллектива «Sacred Harp» и заключённых тюрьмы « » в штате Техас . Коллинз, Кэш и Норман не поддержали мнения о том, что музыка и текст гимна обладают особой энергетикой. Однако Джесси Норман, исполнившая гимн на рок -концерте, посвящённом семидесятилетию со дня рождения Нельсона Манделы , отметила: «Я не знаю, обладает ли этот текст какой-то особой энергетикой, не знаю, действительно ли он настолько сильно трогает многих людей, знаю лишь то, что это мелодия, которая известна всем». Мойерс также взял интервью у одного из заключённых тюрьмы «Huntsville Unit». В интервью заключённый признался Мойерсу, что второй куплет гимна, начинающийся со слов «Сперва внушила сердцу страх, затем — дала покой», вселил в него чувство непреодолимого страха, заставив задуматься над тем, что ему, возможно, уже никогда не удастся изменить собственную жизнь, проходящую в одиночестве , в местах лишения свободы. Госпел -певица Марион Уильямс говорит о гимне: «Это именно та песня, которая трогает всех» . По словам другой популярной исполнительницы фолк-музыки Джоан Баэз , «Amazing Grace» является одной из наиболее любимых песен её слушателей. Певица признавалась, что никогда не подозревала о том, что «Amazing Grace» является религиозным гимном.
Согласно «Словарю американской гимнологии», гимн включён более чем в тысячу псалтырей и рекомендован для «случаев отправления церковных обрядов, в момент которых молящийся должен с радостью признать, что наши души спасены только божественной благодатью». Гимн даёт твёрдое уверение в прощении грехов .
Примечания
- Chase, p. 181.
- ↑ Aitken, p. 224.
- ↑ (англ.) . Hymnary.org . Дата обращения: 12 марта 2018. 1 января 2018 года.
- Martin (1950), pp. 8—9.
- Newton (1824), p. 12.
- Newton (1824), p. 41.
- Martin (1950), pp. 70—71.
- Martin (1950), p. 73.
- Newton (1824), pp. 21—22.
- Martin (1950), pp. 82—85.
- Martin (1950), p. 23.
- Martin (1950), pp. 166—188.
- Aitken, pp. 153—154.
- ↑ К. М. Сторм. . Христианская страничка (15 мая 2000). Дата обращения: 22 февраля 2010. Архивировано из 24 декабря 2012 года.
- Martin (1950), pp. 208—217.
- Turner, p. 76.
- ↑ Aitken, p. 227.
- Aitken, p. 28.
- Turner, pp. 82—83.
- Aitken, pp. 28—29.
- ↑ Turner, pp. 77—79.
- Benson, p. 339.
- ↑ Noll; Blumhofer, p. 6.
- Benson, p. 338.
- Aitken, p. 226.
- Aitken, p. 228.
- ↑ Watson, p. 215.
- Turner, p. 81.
- ↑ Noll; Blumhofer, p. 8.
- Уильям Фиппс (лето 1990), Аннотируемая антология гимнов , стр. 306—313.
- ↑ Basker, p. 281.
- Aitken, p. 231.
- Turner, p. 86.
- Julian, p. 55.
- ↑ Noll; Blumhofer, p. 10.
- Aitken, pp. 232—233.
- Гуревич Е.Б. . www.nir.ru. Дата обращения: 12 марта 2018. 19 февраля 2018 года.
- . Церковь Христа, МЦХ . Дата обращения: 12 марта 2018. 12 марта 2018 года.
- ↑ Turner, pp. 115—116.
- Turner, p. 117.
- Turner, p. 118.
- ↑ Noll; Blumhofer, p. 11.
- Turner, pp. 120—122.
- Turner, p. 123.
- Bradley, p. 35.
- ↑ Turner, p. 126.
- Turner, 124.
- Stowe, Harriet Beecher. Uncle Tom’s Cabin, or Life Among the Lowly. — R. F. Fenno & Company, New York City, 1899. — P. 417.
- Aitken, p. 235.
- Watson, p. 216.
- Turner, pp. 127—128.
- Turner, pp. 154—155.
- ↑ (англ.) . The Library of Congress . Дата обращения: 12 марта 2018. 16 февраля 2018 года.
- www.jazzpla.net. Дата обращения: 12 марта 2018. 20 марта 2018 года.
- Уильям Толлмэдж (май 1961). «Доктор Уоттс и Махалия Джексон: развитие, спад и выживание фолк-музыки в Америке», Этномузыкология , 5 (2), pp. 95—99.
- Aitken, p. 236.
- Махалия Джексон Словарь американской биографии , дополнение 9: 1971—1975. «Charles Scribner’s Sons», 1994.
- Turner, p. 148.
- ↑ Amazing Grace with Bill Moyers / Moyers, Bill (director). — Public Affairs Television, Inc., 1990.
- Turner, p. 162.
- Collins, p. 165.
- Whitburn, p. 144.
- Brown; Kutner; Warwick, p. 179.
- . Moscow & District Pipe Band . Дата обращения: 12 марта 2018. 12 марта 2018 года.
- Brown; Kutner; Warwick, p. 757.
- Whitburn, p. 610.
- Turner, p. 188.
- Turner, p. 192.
- Turner, p. 175.
- Turner, pp. 195—205.
- Noll; Blumhofer, p. 15.
- . EmperorJoker (7 августа 2007). Дата обращения: 12 марта 2018. 13 марта 2018 года.
- Портер и Макларен, p. 157.
- Turner, p. 159.
- Rourke; Gwathmey, p. 108.
- Norris, p. 66.
- Bruner; Ware, pp. 31—32.
- Turner, p. 214.
- Бюне В. [www.gumer.info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/Bune/04.php Может ли любовь быть грехом?] Электронная Библиотека Гумер . Дата обращения: 12 марта 2018.
- Noll; Blumhofer, p. 16.
- Джон Поллок (2009). «Amazing Grace: чудесное преображение в жизни Джона Ньютона», Форум Святой Троицы .
Литература
- Aitken, Jonathan. . — Crossway Books, 2007. — ISBN 1581348484 .
- Basker, James. Amazing Grace: An Anthology of Poems About Slavery, 1660—1810. — Yale University Press, 2002. — ISBN 0300091729 .
- Benson, Louis. . — The Presbyterian Board of Publication, Philadelphia, 1915.
- Bradley, Ian (ed.). The Book of Hymns. — The Overlook Press, 1989. — ISBN 0879543462 .
- Brown, Tony; Kutner, Jon; Warwick, Neil. Complete Book of the British Charts: Singles & Albums. — Omnibus, 2000. — ISBN 0711976708 .
- Bruner, Kurt; Ware, Jim. Finding God in the Story of Amazing Grace. — Tyndale House Publishers, Inc., 2007. — ISBN 1414311818 .
- Chase, Gilbert. . — McGraw-Hill, 1987. — ISBN 025200454X .
- Collins, Judy. . — Pocket Books, 1998. — ISBN 067102745X .
- Julian, John (ed.). . — Charles Scribner’s Sons, New York, 1892.
- Martin, Bernard. John Newton: A Biography. — William Heineman, Ltd., London, 1950.
- Martin, Bernard and Spurrell, Mark, (eds.). The Journal of a Slave Trader (John Newton). — The Epworth Press, London, 1962.
- Newton, John. Thoughts Upon the African Slave Trade. — Samuel Whiting and Co., London, 1811.
- Newton, John. The Works of the Rev. John Newton Late Rector of the United Parishes of St. Mary Woolnoth and St. Mary Woolchurch Haw, London: Volume 1. — Nathan Whiting, London, 1824.
- Noll, Mark A.; Blumhofer, Edith L. (eds.). Sing Them Over Again to Me: Hymns and Hymnbooks in America. — University of Alabama Press, 2006. — ISBN 0817315055 .
- Norris, Kathleen. . — Riverhead, 1999. — ISBN 1573220787 .
- Patterson, Beverly Bush. . — University of Illinois Press, 1995. — ISBN 0252021231 .
- Porter, Jennifer; McLaren, Darcee (eds.). Star Trek and Sacred Ground: Explorations of Star Trek, Religion, and American Culture. — State University of New York Press, 1999. — ISBN 058529190X .
- Rourke, Mary; Gwathmey, Emily. . — Angel City Press, 1996. — ISBN 1883318300 .
- Stowe, Harriet Beecher. Uncle Tom’s Cabin, or Life Among the Lowly. — R. F. Fenno & Company, New York City, 1899.
- Turner, Steve. Amazing Grace: The Story of America’s Most Beloved Song. — HarperCollins, 2002. — ISBN 0060002190 .
- Watson, J. R. (ed.). An Annotated Anthology of Hymns. — Oxford University Press, 2002. — ISBN 0198269730 .
- Whitburn, Joel. . — Record Research, Inc., 2003. — ISBN 0898201551 .
Ссылки
- от 18 апреля 2010 на Wayback Machine (англ.)
- в Олни, Англия (англ.)
- от 2 марта 2010 на Wayback Machine (англ.)
- (англ.)
Видео
- от 20 сентября 2017 на Wayback Machine
- от 3 июля 2017 на Wayback Machine
- от 31 марта 2017 на Wayback Machine
- от 27 июня 2017 на Wayback Machine
- от 26 октября 2017 на Wayback Machine
- от 1 октября 2017 на Wayback Machine
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-02-12
- 2