Interested Article - Шмарзов, Август

Август Шмарзов ( нем. August Schmarsow ; 26 мая 1853, Шильдфельд (ныне Веллан), Мекленбург-Шверин — 19 января 1936, Баден-Баден , Шварцвальд) — немецкий историк и теоретик искусства. На основе изучения переходного периода от позднего Средневековья к эпохе Возрождения разработал оригинальную концепцию психологической интерпретации произведений искусства. Внёс значительный вклад в изучение особенностей архитектуры германской готики .

Биография

Август Шмарзов родился в Шильдфельде-Веллане — муниципалитет в земле Мекленбург-Шверин (с 1945 года Мекленбург-Передняя Померания , на севере Германии. После окончания средней школы в Ростоке Август намеревался учиться у Якоба Буркхардта в Швейцарии, в Базеле, но затем в 1873 году стал заниматься германистикой, философией и историей искусства в Цюрихе у Иоганна Рудольфа Рана. В 1874 году в Страсбурге Шмарзов слушал лекции философа-позитивиста Эрнста Лааса ; наконец, он переехал в Бонн к Карлу Юсти , которого он считал своим настоящим учителем .

В 1877 году защитил квалификационную диссертацию (promovierte) по истории философии в Страсбурге, затем работал в Берлинском Графическом кабинете. В 1881 году после поездки в Италию он получил докторскую степень (Habilitation) за работу «Рафаэль и Пинтуриккио в Сиене» и начал преподавать в должности доцента истории искусств (Dozent für Kunstgeschichte) в Гёттингене . В 1882 году был назначен профессором. В 1885 году стал профессором в Бреслау , но оставил преподавание в 1888 году . В 1892 году Август Шмарзов отправился во Флоренцию с целью создания в этом городе Немецкого института истории искусств (Deutschen Kunsthistorischen Instituts). Институт был открыт в 1897 году. Ныне он является частью Общества Макса Планка . В 1893 году Шмарзов переехал в Лейпциг , где преподавал в качестве профессора и заведующего кафедрой истории искусств. В 1919 году Август Шмарзов покинул Лейпцигский университет . Он был неуживчивым человеком и непримиримым критиком чужих мнений. Оставил преподавание, считая, что университет недостаточно его защищал в спорах с другими учёными. В 1894 году Шмарзов стал членом Саксонской академии наук .

В 1923 году Август Шмарзов был избран иностранным членом Гёттингенской академии наук . Он был также иностранным членом Археологической академии в Антверпене и Академии в Урбино . Удостоен Королевского Саксонского ордена Альбрехта , Ордена Почёта Линии Альтенбург . С 1928 года Шмарзов жил в Мюнхене.

Его учеником и преемником в Лейпцигском университете был Вильгельм Пиндер .

Научные достижения

На протяжении всей своей жизни Шмарзов стремился познать психологию искусства и выстроить соответствующую систему художественно-исторической терминологии. Он попытался привести отвлеченные категории прежней спекулятивной эстетики в соответствие с разросшимся историческим материалом и на основе психологии творчества выработать основу специальной теории каждого из видов изобразительного искусства. Этой задаче посвящены его основные теоретические работы: «Вклад в эстетику изобразительного искусства» в 3-х частях (Beiträge zur Aesthetik der bildenden Künste, 1896—1899) и «Основные понятия искусствознания» (Grundbegriffe der Kunstwissenschaft, 1905). «Основные понятия» Шмарзова вышли ранее «Основных понятий» Генриха Вёльфлина , опубликованных в 1915 году.

Его первая лекция, прочитанная 8 ноября 1893 года в Лейпцигском университете под названием «Сущность архитектурного творчества» (Das Wesen der architektonischen Schöpfung) и опубликованная в 1894 году, считается важным вкладом в архитектурную теорию XIX века. Шмарзов выдвинул тезис о доминирующей роли архитектуры в развитии пространственных представлений человека: «История архитектуры — это история ощущения пространства и, таким образом, сознательно или бессознательно является фундаментальным компонентом истории мировоззрений». В 1896 году последовала вторая фундаментальная лекция Шмарзова по теории пространства под названием: «О значении измерений в человеческом пространстве». Она была опубликована в том же году .

В 1899 году он опубликовал «Предложения по новой концепции истории Возрождения» (Reformvorschläge zur Geschichte der deutschen Renaissance, 1899). В этой работе Август Шмарзов утверждал, что судить о немецком искусстве следует исходя из свойственной ему системы ценностей, а не на основе иноземных — будь то итальянских или французских — критериев. При этом главным критерием является национальное ощущение и понимание пространства. Так, например, в галереях позднеготических немецких храмов зального типа (Hallenkirche) с равновеликими нефами Шмарзов усматривал чисто немецкую пространственную концепцию, не имеющую ничего общего с интернациональной готикой . В то же время Шмарзов восставал против излишних обобщений в определениях исторического типа культуры или художественного стиля .

Август Шмарзов по натуре был язвительным и критически настроенным человеком. Работа Шмарзова «Основные понятия искусствознания» носит исключительно полемический характер. В ней он «атакует» Ф. Викхоффа и А. Ригля «на их собственном поле». Язвительность Шмарзова в этой работе «не знает границ». Он критиковал своих оппонентов с позиций «воинствующего рационализма» и «поражал воображение учеников математическими формулами» . Он не ограничивал себя изучением какого-либо одного вида искусства, изучая теорию музыки, литературы, историю театра.

Шмарзов считал, что подлинный теоретик искусства должен прежде всего отказаться от субъективистского положения, будто искусство — функция исключительно созидающей деятельности человеческого зрения и индивидуального восприятия формы и пространства, свободного от объективной действительности. В полемике с Риглем он с позиции рационализма более склонялся к эстетике и теории происхождения разных видов искусства, разработанной Г. Земпером , для которого главная цель искусства определяется способом воспроизведения реального объекта. Источником всякого художественного стиля, доказывал Август Шмарзов, является оригинальная «пространственная концепция» как конкретный способ познания и отражения свойств пространства и времени. «В каждую историческую эпоху эта концепция одинакова для изобразительного искусства, музыки, литературы, театра и научного творчества» .

Критикуемые Шмарзовом учёные венской школы не оставались в долгу. Франц Викхофф даже заявил: «Ведь это просто стыд, что в таком замечательном университете, как Лейпцигский, где имеется столь почтенная традиция изучения истории, кафедру истории искусства возглавляет человек, не имеющий ни малейшего представления об историческом исследовании, ровным счётом ничего не понимающий в фундаментальных проблемах истории» .

Идеи Шмарзова о своеобразии немецкой готической архитектуры развивали его ученик Эрих Генель в книге «Поздняя готика и Возрождение» (1899), а позднее Рихард Краутхаймер .

Основные публикации

  • Мелоццо да Форли (Melozzo da Forlì, 1886)
  • История искусства в наших университетах (Die Kunstgeschichte an unseren Hochschulen, 1891)
  • Произведения искусства Наумбургского собора (Die Bildwerke d. Naumburger Domes, 1892)
  • Мазаччо, основатель классицизма (Masaccio, der Begründer d. klass., 1895—1899)
  • К вопросу о живописи, её основной концепции и развитии (Zur Frage nach dem Malerischen, Sein Grundbegriff u. seine Entwicklung, 1896)
  • Вклад в эстетику изобразительного искусства. В 3-х частях (Beiträge zur Aesthetik der bildenden Künste, 1896—1899)
  • Предложения по новой концепции истории Возрождения (Reformvorschläge zur Geschichte der deutschen Renaissance. — Berichte über die Verhandlungen der Königlich Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig. — Philologisch-Historische Klasse, Bd. 51. —1899. — Рp. 41—76)
  • Барокко и рококо, критическая дискуссия (Barock u. Rokoko, Eine krit. Auseinandersetzung über d. Malerische in d. Architektur, 1897)
  • Верхний Рейн. Живопись и окружение в середине XV века (Die oberrhein. Malerei u. ihre Nachbarn um d. Mitte d. 15. Jhs., in: Abhh. d. Sächs. Ges. d. Wiss., Phil.-hist. Kl. 22, Nr. 2, 1903, S. 1-112)
  • Основные понятия искусствознания (Grundbegriffe der Kunstwissenschaft, am Übergang v. Altertum zum MA krit. erörtert u. in systemat. Zus.hange dargest., 1905)
  • Происхождение орнаментики (Anfangsgründe jeder Ornamentik, 1910)
  • Искусствознание и философия культуры и их основные термины (Kunstwiss. u. Kulturphilos. mit gemeinsamen Grundbegriffen, ebd. 13, 1919)
  • Закономерности композиции в немецком средневековом искусстве (Kompositionsgesetze in d. Kunst d. MA, 1915, 1920)
  • Готика в немецком Ренессансе (Gotik in d. Renaissance, 1921)

Примечания

  1. August Schmarsow // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Muthesius S. August Schmarsow // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. — 2003.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #11745561X // (нем.) — 2012—2016.
  5. Рeter H. Feist: Schmarsow, August Hannibal. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). — Band 23. — Berlin: Duncker & Humblot, 2007 от 7 сентября 2021 на Wayback Machine
  6. örg Dünne / Stefan Günzel (Hrsg.): Raumtheorie; Grundlagentexte aus Philosophie und Kulturwissenschaften. — Frankfurt: Suhrkamp Verlag, 2006. — S. 483
  7. Mitglieder der SAW: August Schmarsow. Sächsische Akademie der Wissenschaften, abgerufen am 26. November 2016. от 7 сентября 2021 на Wayback Machine
  8. Krahnke Н. Die Mitglieder der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen 1751—2001. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2001. — S. 214. ISBN 3-525-82516-1
  9. Neumeyer F. Quellentexte zur Architekturtheorie. — München: Prestel Verlag, 2002. — S. 318, 333
  10. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 219
  11. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 410
  12. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 527
  13. Цит. по: Базен Ж. История истории искусства. — С. 413
Источник —

Same as Шмарзов, Август