Бурлюк, Давид Давидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Давид — скульптурная группа работы итальянского художника Джованни Лоренцо Бернини , созданная по заказу кардинала Шипионе Боргезе в 1623—1624 годах. Произведение Бернини находится в «Зале Солнца» (Зал II) на Вилле в садах Боргезе ( Галерея Боргезе ) в Риме .
Богатый и могущественный кардинал Боргезе, меценат и коллекционер произведений античного искусства, покровительствовал Бернини. «Давид» — одна из четырёх скульптурных групп, которые кардинал заказал молодому, но уже признанному скульптору. Остальные: « Эней, Анхиз и Асканий » (1618—1619), « Похищение Прозерпины » (1621—1622), « Аполлон и Дафна » (1622—1625).
Между 1618 и 1625 годами Бернини было поручено выполнить различные скульптурные работы для виллы кардинала Шипионе Боргезе . В 1623 году — всего лишь в возрасте двадцати четырёх лет — он работал над скульптурой « Аполлон и Дафна », когда, по неизвестным причинам, прервал этот проект, чтобы начать работу над «Давидом». Согласно записям об оплате, Бернини приступил к работе в середине 1623 года, а его современник, биограф Филиппо Бальдинуччи , утверждал, что Бернини закончил скульптуру за семь месяцев .
Скульптура изображает персонажа ветхозаветной «Первой книги Царств», молодого Давида , будущего царя Иудеи и Израиля , который победил великана Голиафа в поединке с помощью пращи (ремня для метания камней), а затем отрубил ему голову мечом ( 1Цар. ). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян ( 1Цар. ):
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так, что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращою и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул из ножен, ударил его и отсёк им голову его; Филистимляне, увидевши, что силач их умер, побежали
Библейский Давид был популярным героем эпохи итальянского Возрождения . К этой теме, аллегорически отражающей настроения свободы и борьбы за независимость ренессансных городов-республик, прибегали многие живописцы и скульпторы. Наиболее известны бронзовые статуи работы Верроккьо (1473—1476) и Донателло (ок. 1440). Оба выдающихся флорентийских скульптора изобразили юного Давида, совсем мальчиком, в момент торжества после победы над врагом. Их привлекал контраст юного тела и огромной отрубленной головы Голиафа. Андреа Верроккьо изобразил Давида как хрупкого и вместе с тем заносчивого мальчугана — пажа двора Медичи , одетого в слегка стилизованную под античную одежду. Донателло представил юношу полностью обнажённым. Великий Микеланджело выбрал иное решение: он показал Давида перед схваткой (1501—1504). Его Давид спокоен и сосредоточен, его брови грозно сдвинуты. Через левое плечо юноша перекинул пращу , нижний конец которой подхватывает правой рукой. Свободная поза героя — классический пример контрапоста на античный манер — подготавливает смертоносное движение.
В отличие от своих предшественников Джан Лоренцо Бернини, как истинный художник стиля барокко , показал своего героя в напряжённом движении и напряжении всех мускулов тела и лица. Динамику статуи подчёркивает драпировка и всё сосредоточено вдоль одной изогнутой формообразующей линии. Одеяние Давида типично для одежды пастуха. У его ног — доспехи царя Израиля Саула , переданные Давиду для битвы. Доспехи были сброшены, так как Давид не привык носить их, и намеревался сражаться без доспехов. У его ног — арфа , атрибут «Давида Псалмопевца».
Большинство критиков отмечало главное обстоятельство: скульптура в творчестве Бернини, в отличие от античных статуй и работ предыдущих ренессансных скульпторов, более не является замкнутой, она активно взаимодействует с окружающим пространством. Исключение представляют скульптуры эллинистического периода , такие как рельефы Пергамского алтаря или статуя « Ники Самофракийской » . Бернини вдохновлялся, как и при работе над другими скульптурами для Виллы Боргезе, по его собственному утверждению, античной скульптурой «Гладиатор Боргезе», или « Боргезский борец », также находившейся в коллекции семьи его покровителей, но в 1807 году проданной Камилло Боргезе Наполеону Бонапарту . С тех пор «Гладиатор» экспонируется в парижском Лувре . Движение последнего, готовящегося к атаке, похоже на то, как «Давид» замахивается своей пращой.
Бернини, в отличие от работ других художников, предпочел изобразить Давида не до и не после битвы, а непосредственно в момент броска, что было новшеством для скульптуры того времени . Мотив движения уже воплощали в живописи, и одним из примеров является фреска Аннибале Карраччи , на которой Циклоп Полифем бросал камень. Бернини, вероятно, был знаком с «Полифемом» Карраччи. Помимо того, что он посещал Палаццо Фарнезе в Риме, Карраччи был художником, которого Бернини считал четвёртым среди величайших художников в истории искусства (предыдущие три: Рафаэль Санти , Корреджо и Тициан .
Возможно, Бернини был знаком с рисунками и высказываниями на эту тему Леонардо да Винчи :
Человек, который захочет метнуть копье, или камень, или ещё что-нибудь порывистым движением, может быть изображён двумя основными способами, именно: или ты можешь его изобразить, когда человек готовится произвести движение, или же когда само движение закончено. Если ты его изображаешь подготовляющим движение, то внутренняя сторона ступни будет совпадать с линией груди, а противоположное плечо будет над ступнею, то есть если на правую ступню опирается груз человека, то левое плечо будет над носком этой правой ступни
По мнению Альбрехта Дюрера , воинственного человека (vir bellicosus) лучше всего изображать «чрезмерными пропорциями»: 1:10 головы к телу. Более того, воина нужно наделять «лицом льва» (facies leonina), характеризующегося выступающим подбородком, насупленными бровями и кривым носом.
Бернини стремился выразить в скульптуре не только динамику и экспрессию — движения тела, но и движения души, разнообразие душевных состояний изображаемых персонажей. Отчасти поэтому его называли «живописцем в скульптуре». В этом отношении лицо Давида, прикусывающего нижнюю губу, необычайно интересно. Ф. Бальдинуччи и сын Бернини рассказывали историю о том, что Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII , держал зеркало у лица Бернини, чтобы тот смог смоделировать эмоции Давида.