Казакова, Наталия Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лия Алекса́ндровна Глан (урождённая Ржепишевская , 4 [17] января 1904 , Харьков , Российская империя — 12 сентября 1966 , Москва , СССР ) — советский хореограф , танцовщица , актриса . Как хореограф в 1920-е годы создала новый эстрадный танец, в котором соединила гротесковый рисунок движений с бытовыми жестами. Работала с крупнейшими театральными режиссёрами своего времени — Александром Таировым , Всеволодом Мейерхольдом , Борисом Покровским .
Наталия Ржепишевская родилась 4 (17) января 1904 года в Харькове в семье известного архитектора Александра Ржепишевского .
Занималась во многих танцевальных студиях и, в их числе, в студии Льва Лукина . Дебют Наталии Глан как хореографа состоялся в 1924 году на концертной программе танцевальных номеров на музыку Фредерика Шопена на сцене московского Камерного театра . В своей первой постановке Глан использовала средства пластического танца и эксцентрики. Некоторые из этих танцев были перенесены затем на эстраду («Галантерейный» Э. Мея, «Репортёр» Александра Румнева , «Эстрадная певица» ) .
Восприняв стилистику Николая Фореггера , в своей хореопантомиме на музыку Юрия Милютина «Иван Маляр и четыре франта» в исполнении хореографического отделения Техникума сценических искусств Наталия Глан в нескольких сатирических, памфлетных танцевальных сценках вывела на эстраду типы современной улицы — торговок, милиционеров, беспризорников .
Наталия Глан поставила танцы в спектаклях Александра Таирова «День и ночь» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и создала пластику в премьерном спектакле Всеволода Мейерхольда «Клоп» по пьесе Владимира Маяковского (1929) .
В начале 1930-х годов работала в московском и ленинградском мюзик-холлах. Глан ставила танцы в спектаклях «Как 14-я дивизия в рай шла», «Под куполом цирка» и др.
Танцам Глан, по замечанию Натальи Шереметьевской , был присущ «острый гротесковый рисунок движений в сочетании с бытовыми жестами». Она «отрицала танцевальную технику как самоцель, стремясь подчинить её сценической образности» .
В 1926 году Наталия Глан сыграла главную роль в первом фильме своего мужа Бориса Барнета и Фёдора Оцепа « Мисс Менд » .
Так же, как и её сестра Галина Шаховская, Наталия Глан была дружна с Любовью Орловой .
В последние годы жизни была ассистентом оперного режиссёра Бориса Покровского в Большом театре . Её смерть стала для Покровского большой потерей:
…Мне посчастливилось работать в Большом театре с Наталией Александровной Глан, обладавшей исключительным дарованием и прекрасным душевным и профессиональным комплексом для деятельности ассистента режиссёра. Она безраздельно доверяла постановщику и стопроцентно «присваивала» себе его идеи. Это была не служба, это было служение .
Умерла 12 сентября 1966 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Новом Донском кладбище .