Interested Article - Лоджетта

Лодже́тта ( итал. Loggetta — маленькая лоджия ) — здание, расположенное на границе площади Сан-Марко и так называемой Пьяцетты (маленькой площади) в Венеции . Примыкает к основанию кампанилы (колокольни) Святого Марка . Памятник архитектуры эпохи Возрождения . Полное название — «Лоджетта Сансовино» ( итал. Loggetta Sansovino ), по фамилии архитектора. Здание построено между 1537 и 1549 годами выдающимся архитектором Якопо Сансовино . Ещё одно название — итал. Loggetta del Campanile .

Назначение и история

Лоджии строили в Средневековье во многих городах Италии. Около 1487 года в Венеции на этом месте возвели деревянную лоджию с тремя арками и четырьмя каменными колоннами . Эта постройка неоднократно подвергалась повреждениям в результате падения каменной кладки с колокольни, штормов и наводнений, но каждый раз её восстанавливали. Однако, когда 11 августа 1537 года в колокольню ударила молния и лоджия под ней снова была повреждена, было решено полностью её перестроить. Заказ получил скульптор и архитектор Якопо Сансовино.

Расположенную напротив Порта делла Карта («Ворота бумаг, документов»), главного входа во Дворец дожей , Лоджетту изначально использовали для встречи вельмож, общения важных сановников и чиновников. С 1559 года она стала помещением для корпуса охраны (corpo di guardia) Дворца дожей. В 1489 году постройка была разрушена ударом молнии . В 1663 году к ней добавили открытую террасу с балюстрадой . С 1734 года здание использовали для проведения городской лотереи и других общественных мероприятий .

После трагического обрушения Кампанилы в 1902 году Лоджетту восстановили с использованием подлинных сохранившихся фрагментов и деталей мраморной облицовки. В XX веке Лоджетта утратила прежнее значение, и теперь её используют для входа в лифт, поднимающий туристов на верхний ярус колокольни.

Архитектура

Строительство Лоджетты, как и расположенного рядом здания Библиотеки Сан-Марко , было частью амбициозной программы архитектурного обновления города, начатой при венецианском доже Андреа Гритти (1523—1538). Программа была направлена на повышение «венецианской самооценки» и подтверждение международного престижа республики после многих поражений предыдущего времени и, особенно, после разграбления Рима в 1527 году ландскнехтами императора Карла V ( итал. Sacco di Roma ). Основная цель заключалась в том, чтобы вызвать память и гордость о древнеримской республике и представить Венецию как истинного преемника Рима . Поэтому в архитектурном облике здания угадываются, хотя бы и в миниатюре, черты древнеримских триумфальных арок . Новые постройки превратили прилегающую площадь Сан-Марко с уличными лавками менял и складами торговцев во внушительный общественный форум, подражающий Древнему Риму.

Лоджетта построена из кирпича с облицовкой из восточной брекчии , красного мрамора из Вероны и белого из Каррары , известняка из Истрии , лазурита и тёмно-зелёного мрамора (verde antico) из Греции. Главный фасад имеет два яруса. Нижний ярус оформлен тремя арками (как в трёхпролётной триумфальной арке Константина в Риме) и парными колоннами по типу « римской архитектурной ячейки ». Колонны были взяты из античных построек (только три из них пережили обрушение колокольни в 1902 году). Они сделаны из африканской брекчии. Верхний ярус, увенчанный балюстрадой, оформлен чередующимися пилястрами и рельефами . Несмотря на небольшие размеры, Лоджетта, благодаря архитектонике фасада, производит истинно монументальное впечатление.

Между арками первого яруса в нишах установлены бронзовые аллегорические статуи: Минерва , Аполлон , Меркурий и Мир. По воспоминаниям сына архитектора, Франческо Сансовино , статуи были подобраны на основе аллегорической программы, прославляющей добродетели Венецианской республики . Минерва, богиня мудрости, «олицетворяет исключительную и непревзойденную мудрость, воплощенную в венецианском Сенате и в тех предках, которые основали Республику». Аполлон, как «бог единого солнца олицетворяет уникальность Республики и её правления. Вдобавок, как бог музыки, он намекает на совершенную конституционную гармонию между различными советами и магистратами, которая обеспечивает стабильность и долголетие государства». Он изображен с колчаном и стрелами как символы пронизывающих солнечных лучей. Меркурий — «божество красноречия, подчёркивает, что мудрые и благоразумные решения Венеции красноречиво выражаются её знатью». «Мир, любимый Республикой, обеспечивает её величие» .

Три фигурных барельефа второго яруса фасада — работа помощников Якопо Сансовино: Данезе Каттанео и Тициано Аспетти . Они аллегорически представляют Венецию и её главные подчиненные территории: Крит и Кипр . На центральном рельефе Венеция изображена в образе Справедливости с мечом и весами. Она восседает на троне, поддерживаемом львами, подобно Соломонову трону мудрости ( лат. Sedes Sapientiae . По обе стороны от фигуры изображены речные боги с водой, текущей из урн. Территория острова Крит, находившаяся под венецианским правлением с 1205 по 1669 год , представлена в виде Юпитера , выросшего, согласно мифу, на горе Эгея на Крите. Кипр, присоединенный к Венеции в 1489 году и переданный туркам-османам в 1573 году , изображён в образе Венеры , рождённой из пены морской у берега этого острова.

Примечания

  1. Zucconi G. Venezia. Guida all' architettura. — Verona, EBS, 1993. — P. 70
  2. . Дата обращения: 29 ноября 2018. 29 ноября 2018 года.
  3. Morresi M. Jacopo Sansovino. — Milano: Electa, 2000. — Рp. 213—215. — ISBN 8843575716
  4. Chambers D. The Imperial Age of Venice. 1380—1580. — London: Thames & Hudson, 1970. — ISBN 0155408917
  5. Howard D. Jacopo Sansovino: architecture and patronage in Renaissance Venice. — New Haven: Yale University Press, 1975. Р. 29. — ISBN 9780300018912
  6. Sansovino Francesco. L’Arte oratoria secondo i modi della lingua volgare. — Venezia: Giovanni Griffio, 1546
  7. Rosand D. Myths of Venice: the Figuration of a State. — Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2001. —Рp. 129—137. — ISBN 0807826413
  8. Rosand D. Myths of Venice…, p. 130
Источник —

Same as Лоджетта