Благоразумный разбойник
- 1 year ago
- 0
- 0
Безумный разбойник (апокрифические имена Ге́стас , Гесмас ) — преступник, распятый на Лобном месте ( Голгофе вместе с Иисусом Христом и благоразумным разбойником (подробнее см. Меж двух разбойников ). Упоминается в Евангелии от Луки :
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас»
— Лк.
В Евангелии от Луки оба разбойника безымянны, впервые имя Гестаса зафиксировано в апокрифическом Евангелии от Никодима , датируемом серединой IV века в форме Геста . В средневековом сочинении « Золотая легенда » его имя записано как Гесмас .
Гестас (именуемый Думахус ) является также персонажем Арабского евангелия детства Спасителя (VI век). Пересекая пустыню, Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить. В другом варианте предания рассказывается, как Гесмас ограбил святого Иосифа во время бегства в Египет , в то время как Дисмас спас Деву Марию и младенца Иисуса. Существует также легенда, что во время бегства в Египет Богородица спасла каплей своего молока младенца Дисмаса, младенец Гемас же был вскормлен только своей матерью. Разбойник упоминается в латинском стихе-талисмане от воров .
В русском апокрифе « Слово о Крестном Древе » ( XV — XVI века ) рассказывается о кресте безумного разбойника. Крест этот был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры ( Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . По-видимому, крест Гестаса, хотя и был признан найденным равноапостольной Еленой , не был признан реликвией . Дальнейшая его судьба неизвестна.
В Иудеe приговаривали к смертной казни за грабёж, разбой, убийство, возмущение народа. Дисмас и Гестас являются первоначальными образцами раскаявшегося (Дисмас) и нераскаявшегося (Гестас) грешников. Одного ждал рай, другого — ад .