Ракетные крейсера типа «Леги»
- 1 year ago
- 0
- 0
Леги или Леки ( др.-греч. Λήγες ) — одно из 26 племён восточно-кавказского государства Кавказская Албания . Считаются народом-предком современных лезгин и лакцев , а также ядром, давшим им обоим этнонимы . Гелов и легов принято связывать с предками современных дагестанских народов (аварцев, даргинцев, лакцев и лезгин). Некоторые арабские, все античные, грузинские и армянские источники распространяют этноним лег (лек) на всё население Дагестана, но большинство арабских средневековых авторов сопоставляет легов с предками современных лезгин .
Согласно российской энциклопедии Народы и религии мира: Энциклопедия леги наряду с другими кавказоязычными, ираноязычными и тюркоязычными племенами участвовали в этногенезе азербайджанцев .
Леги вместе с гелами локализуются на территории Дагестана и северных районов Азербайджана, которые примыкают с востока к Большому Кавказу . Локализация легов совпадает расселением цахурцев , рутульцев и западных лезгин в прошлом и настоящем .
Античный историк Страбон , ссылаясь на спутника Помпея Феофана Митиленского, пишет, что «между амазонками и албанами живут гелы и леги — скифы » , а Плутарх , говоря об «амазонках», отмечает, что «между ними и албанами обитают гелы и леги» .
По мнению одной из ведущих специалистов по истории Кавказской Албании К. В. Тревер:
Упоминаемые рядом с гелами леги обитали, по-видимому, в горных районах бассейна р. Самура , севернее удинов и албанов. То обстоятельство, что легов и гелов Страбон называет скифами, даёт основание полагать, что этнически эти горские племена отличались от удинов и албанов .
Племя леков входило в Кавказскую Албанию. К лекам возводят также раннефеодальное государственное образование V—XVI веков Лакз , находившееся на территории современного Южного Дагестана и северо-восточной оконечности Азербайджана . Современники, в том числе арабский историк IX века Аль-Балазури называли Лакз страной лакзан, а их язык называли лакзанским. К. Тревер пишет, что ещё в IV веке н. э. леги, таваспары, страна лпинов и Баласакан не слились с коренной Албанией в монолитное целое, а продолжали оставаться периферийными областями, пользовавшимися какими-то видами внутренней автономии .
Известный советский историк-востоковед, Б. Б. Пиотровский :
Лакз, расположенный в Южном Дагестане, локализуется в основном в долине реки Самур и охватывает территорию, населенную лезгинами .
Племя леков участвовало в Джиравском сражении 371 года. Так, К. Тревер, ссылаясь на армянского автора Моисея Хоренского , отмечает, что на стороне персов сражались не только албаны, но и леки, отряд которых под предводительством их царя, «храброго Шаргира» был опрокинут и обращен в бегство .
В журнале «Вестник Европы» от 1826 года и в «Dictionary of Greek and Roman Geography (1854) William Smith, LLD, Ed» со ссылкой на сочинение «Voyage dans les Steps d’Astrakhan» леги отождествляются с лезгинами . До второй половины XIX народы Горного Дагестана нередко ошибочно называли лезгинами . Немецкий востоковед Ю. Клапрот предполагал, что леги — это лезгины .
Барон Пётр Услар отождествляет древних леков с современными лезгинами: «Лезгины, лиги, леки сообщили имя своё горному хребту, отделяющему бассейн Куры от бассейна Риона. Колхида даже называема была иногда поэтами Лигистикой, то есть страной лигов. Весьма вероятно, что лиги, о которых говорит Геродот , были лезгинские выходцы» . Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона , издававшемуся в конце XIX — начале XX веков, лаки (то есть лакцы ) — это «классические леги (Λήγες), в конце VIII ст. покорены были арабским полководцем Абумуслимом, утвердившим среди них ислам и отдавшим страну их в управление одному из потомков пророка, Шах-Баалу, получившему титул шамхала и вали (то есть наместника) Дагестана» . Однако, по мнению дагестанского историка Р. М. Магомедова , античные леги и лакцы — это не одно и тоже . Известный советский этнограф Л. И. Лавров писал по этому поводу:
Трудно сказать, однако, являются ли «леги» , упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли (как потом — «лезгинами») вообще всех дагестанских горцев. Больше оснований считать лакцами « гумиков » — народ, упоминаемый арабскими авторами IX—X веков Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумики жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы .
При этом Л. И. Лавров отмечал: «Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на восточном Кавказе народе „лезги“. Арабские авторы IX—X веков знали в южном Дагестане „царство лекзов“» . Историк С. В. Юшков писал, что, «видимо, страна легов входила в состав Албании. Леги, если их считать предками лезгин, должны жить по Самуру, то есть южнее Дербента, и в настоящее время ни одна из лезгинских народностей не живёт севернее широты этого древнего города» . В то же время, как отмечают и А. Р. Шихсаидов , «нельзя отнести гелов или легов к какому-нибудь одному народу. Скорее всего под этими этнонимами следует понимать дагестанские народы вообще, в том числе и представителей лезгинской группы языков. Исключением могут быть только явные такие как табасараны, чьи корни ведут не к легам или гелам а именно к таваспаранам» .
Арабский путешественник из Гранады Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в начале XII в. в Дагестане, упоминает среди местных языков лакзанский язык . В. Ф. Минорский считал, что термин «лакз» «состоит из „лак“ („лаг“ — „человек“ на местных языках) плюс иранский суффикс „з“, показывающий происхождение. В русском языке слово „лезг-ин“ (с метатезой) употреблялось без различия применительно ко всем жителям Дагестана, но в местном употреблении и у арабских географов этот термин применяется только к племенам Южного Дагестана» . Генерал русской армии Максуд Алиханов-Аварский писал, что от термина «„лак“ и происходит грузинское леки, классическое леги, арабское лакзы, персидское лазги, турецкое лезги и русское лезгины»" .
Армянский историк А. А. Акопян, ссылаясь на данные греко-римских, армянских и грузинских источников, также считает легов (леков) предками современных лезгин [ неавторитетный источник ] .
По мнению советского и российского этнографа Б. А. Калоева , изначально «леками» именовались только лезгины , а позже с таким именем стали называться и другие горские народы Дагестана .
Профессор Магомед Гаджиев пишет:
«Что же касается этнонима леги (леки), то существует несколько мнений об их идентификации и локализации: леки— это народы Дагестана в целом; это потомки современных лаков или лезгин; грузинская форма «лек» (леки) и «лег» Страбона «восходят к общедагестанскому „лаки“, а название „лег“ ещё в древнейшую эпоху „у твердилось за дагестанскими лаками , как устоявшийся этноним “; термин лезги не был в прошлом самоназванием одного из дагестанских народов, а уже издревле, в течение многих столетий, употреблялся в качестве общего названия для дагестанских горских народов; этнонимом леки в грузинской хронике Л. Мровели „ обозначает большую часть племён средневекового Дагестана “, а вообще „ леки грузинское название народов Дагестана в целом “ . Действительно, леки (леги) это этноним, несущий самую широкую нагрузку из перечисленных выше. Но наличие рядом других этнонимов дидуры, таваспары и др. свидетельствует о том, что этноним леки можно распространить на значительную (возможно, большую) территорию Дагестана, но не на всю» .
Грузинский историк Лордкипанидзе леков называет предков лезгин .
По мнению дагестанского историка, д.и.н. И.Г. Семёнова, этноним лек/лег в широком смысле мог использоваться для обозначения всех дагестанских племён , а в узком — для обозначения древнелезгинских племён .
На территории как исторически компактного проживания лезгиноязычных народов , так и в других местах сохранились ряд топонимов связанные с этнонимом леки или леги . Например: села Лек , Лекит , Легер , Лгар , Лекун , река Лекилерчай «река Леков» (в Огузском районе Азербайджана), хребты Лека, Лекырга (на юге Рутульского района ), Лекдаг «гора Леков» (возле села Ухул Ахтынского района ) и т. д.