Interested Article - Джалалов, Баходир Фазлетдинович

Баходи́р Фазлетди́нович Джала́лов ( узб. Bahodir Jalolov Fazliddinovich , также известен как Баходи́р Джала́л ; 27 мая 1948 ; Ташкент , Узбекская ССР , СССР ) — советский и узбекистанский художник. Народный художник Узбекистана (1991), лауреат Государственной премии СССР (1984).

Биография

Баходир Джалалов родился 27 мая 1948 года в Ташкенте.

Детство художника прошло в Ферганской долине . Отец — уроженец Маргилана — с ранних лет обучал своего сына рисованию .

В 1968 году окончил Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова. Большое влияние на творчество Джалалова оказали наставники художника — Абдулхак Абдуллаев , Чингиз Ахмаров , Николай Шин и Рузы Чарыев .

В том же году Баходир Джалалов поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина . Там он учился в мастерской Андрея Мыльникова , куда попал не сразу .

В студенческие годы познакомился с будущей женой Галиной. Они учились в одном институте на разных факультетах .

В 1973 году Джалалов побывал на встрече Марка Шагала со студентами, прошедшей в рамках визита мастера в СССР. Эта встреча произвела на тогда молодого художника большое впечатление .

В 1974 году Баходир Джалал успешно закончил институт.

С 1974 по 1980 годы преподавал в Ташкентском театрально-художественном институте .

Известно, что художник во второй половине 70-х стажировался в Италии .

С 1987 по 1992 годы возглавлял Союз художников Узбекистана.

С 1997 года Баходир Джалал преподает в Национальном институте искусств и дизайна имени Камолиддина Бехзода .

В 2000 году Джалалову присвоено учёное звание профессора .

Творчество

Монументальное искусство

Одним из ранних творений Баходира Джалалова стала его дипломная работа — роспись «Навруз» для интерьера ресторана «Зеравшан» в Ташкенте .

Художник приобрёл широкую известность благодаря монументальным работам, выполненным в 80-е годы XX века в разных городах Узбекистана. Среди них:

  • Роспись в фойе столовой санатория «Чимиён» ( Ферганская область , 1981) ;
  • Гобелен «Торжество человеческого разума» в дворце Дружбы народов ;
  • Роспись в фойе музыкального драматического театра по мотивам произведения Шарафа Рашидова «Кашмирская легенда» ( Карши , 24×5, 1983);
  • Роспись «Сбор урожая» в клубе насосной станции в Талимарджане (1983 );
  • Роспись «Посланники вечности» в Доме кино (совместно с Джавлоном Умарбековым, 40×4 м , 1982—84). Работа утрачена при сносе здания в 2018 году под строительство Ташкент-Сити ;
  • Фреска «Рождение танца» в бывшем концертном зале «Бахор» (1982).
    В 2003 году началась реконструкция площади Мустакиллик , в рамках которой было снесено здание библиотеки имени Алишера Навои (оно и «Бахор» являлись частями единого комплекса), а на его месте построено административное здание Сената Олий Мажлиса . Постановлением правительства предусматривалось сохранение здания концертного зала с его последующей реконструкцией , однако ряд источников сообщает, что здание концертного зала всё же было снесено . По состоянию на 2019 год, здание Сената закрыто для посещения широкой публикой, как следствие, нынешнее состояние росписи Баходира Джалала достоверно не известно ;
  • Фреска «История узбекского театра» в театре города Коканда (ранее — драматический театр имени Хамзы ) (1987, по другим данным — 1989 год). Автор рассказывал, что он «нарисовал данную фреску, вдохновившись настенными картинами-фресками в музее „Афрасиаб“ ».
    В 2016 году роспись была изменена без согласия автора. Местные чиновники посчитали, что произведение искусства «противоречит нормам ислама », после чего полуобнаженным женщинам-ангелам были пририсованы одежда и вуаль, прикрывающие тела и лица персонажей. Искусствовед Акмаль Ризаев обратил внимание, что неизвестные художники также «нарисовали кокандские тюбетейки и чапаны историческим персонажам в образе советских солдат. Часть фрески, на которой изображен поэт Хамза Хакимзаде Ниязи , перекрыта гипсокартоном» .
    Ситуация получила широкую огласку в июне 2018 года и вызвала негативную реакцию общественности. Месяц спустя в министерстве культуры Узбекистана сообщили, что ведомство найдет средства на восстановление фрески и что Баходир Джалал готов самостоятельно восстановить собственную работу. Реставрация была намечена на 2019 год .

В 90-е годы Баходиром Джалалом были созданы следующие работы:

  • Фреска «Сны Омара Хайяма» в дворце «Туркистон» в Ташкенте (30×16 м, 1993). По воспоминаниям Джалала, изначально вместо неё должна была быть работа по мотивам « Пятерицы ». Будучи наполовину готовой, она не понравилась одному из чиновников, и на следующий день её начали сбивать .
  • Фреска «Под сводом вечности» в Государственном музее истории Узбекистана размером 12×10 м была написана в 1995 году .
    Баходир Джалалов вспоминал, что под давлением одного из чиновников ему пришлось дописать на фреске портрет Ислама Каримова , занимавшего тогда пост президента Узбекистана . «А когда сам Президент увидел себя возвышающимся над другими героями фрески, совершенно справедливо сказал — „убрать“. И чтобы быть угодными, эти люди не обратившись к автору за устранением ошибки, уничтожили всю фреску полностью. На всякий случай. Конечно, я возмутился, шумел, пытаясь добиться справедливости…», — рассказывал Джалалов . Всего фреска просуществовала 7 лет . В 2002 году художник издал за свой счёт брошюру «Под сводом вечности», посвященную уничтоженному произведению .

Художник также является автором нескольких росписей за пределами Узбекистана:

  • Фреска «Золотой век» в здании школы ( Бустон , 1988—89);
  • Роспись «Кортрейк 200» ( Кортрейк , 1990).

Живопись

  • «Закат Арала» (1987)
  • «Индия. Вчера, сегодня, завтра» (1990)
  • «Мифология 21 века» (1991)
  • «Похищение Европы» (1993)

Портреты

  • Портрет Камиля Ярматова (1975)
  • Портрет (1980)
  • Портрет Малика Каюмова (1984—1985)
  • Цикл «Великий путь» (портреты Ислама Каримова, 2014), включающий в себя 5 полотен, среди которых:
    • «Экология»
    • «Нет любви выше любви»
    • «Противостояние» («Солнечное затмение»)
    • «Встречая новый день»

Баходир Джалалов также является автором портретов поэта Саида Ахмада , клоуна Акрама Юсупова , актрис Яйры Абдуллаевой и Тути Юсуповой .

Персональные выставки

  • «Плюс & Минус» (2007)
  • «Восторг безмолвного свидетеля»:
    • Ташкент, 2008
    • Москва, 2009
  • «…И тогда всё началось» (2018)

Награды, премии и звания

Примечания

  1. Жалолов Баҳодир Фазлиддинович" // (узб.) . — Ташкент, 2000—2005.
  2. Арипова, Юлдуз . Голос Узбекистана (14 декабря 2018). Дата обращения: 18 декабря 2019. 28 января 2019 года.
  3. Шагаев, Рустам . Письма о Ташкенте (28 мая 2013). Дата обращения: 18 декабря 2019. 1 декабря 2013 года.
  4. . Культура.Уз . 2018-11-23. из оригинала 24 ноября 2018 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  5. . 2018-08-16. из оригинала 19 мая 2019 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  6. от 17 сентября 2017 на Wayback Machine 21 июня 2017 года.
  7. Санаева, Тамара . Культура.уз (20 февраля 2014). Дата обращения: 18 декабря 2019. 8 сентября 2016 года.
  8. от 18 декабря 2019 на Wayback Machine (узб.)
  9. Чухович, Борис (2018-01-27). . Фергана . из оригинала 27 января 2018 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  10. от 19 марта 2003 года № 148 «О строительстве административного здания Сената (верхней палаты) Олий Мажлиса Республики Узбекистан»
  11. . Sputnik . 2018-07-26. из оригинала 19 декабря 2019 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  12. Ибрагимов, Мансур (2018-06-21). . Anhor.uz . из оригинала 8 ноября 2019 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  13. . Письма о Ташкенте (25 февраля 2018). Дата обращения: 18 декабря 2019. 18 декабря 2019 года.
  14. Бабаджанов, Шухрат (2018-06-26). . Озодлик . из оригинала 26 июня 2018 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  15. . MyDay . 2018-07-26. из оригинала 12 августа 2018 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  16. Маматов, Улугбек (12 июля 2018).
  17. Бабаев, Борис (2017-08-16). . Культура.уз . из оригинала 18 августа 2017 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  18. . Afisha.uz . 2007-05-02. из оригинала 19 декабря 2019 . Дата обращения: 18 декабря 2019 .
  19. . UzReport . 2009-10-14. из оригинала 18 декабря 2019 . Дата обращения: 16 декабря 2019 .
  20. Баходир Джалал (Джалалов). Восторг Безмолвного свидетеля // . — Москва: Издатель Назарова Т. В. , 2009. — С. 50. — 120 с. — ISBN 9785990044241 . 19 марта 2016 года.
  21. от 23 декабря 2019 на Wayback Machine 29 августа 2017 года.
  22. Суханович, Алла Народное слово (13 ноября 2018). Дата обращения: 18 декабря 2019. 16 ноября 2018 года.
  23. Нигора Ахмедова. от 18 декабря 2019 на Wayback Machine 18 декабря 2019 года.
  24. Библиотека Хуршида Даврона (5 мая 2016). Дата обращения: 18 декабря 2019. 7 мая 2016 года.
  25. от 11 сентября 1991 года «О присвоении почетного звания «Народный художник Республики Узбекистан» тов. Джалалову Б. Ф.»
  26. от 25 сентября 1991 года № УП-264 «О присуждении государственных премий имени Алишера Навои Республики Узбекистан в области литературы, искусства и архитектуры»
  27. . УзА . 2018-08-28. из оригинала 30 августа 2018 . Дата обращения: 1 сентября 2018 .
  28. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 августа 2018 года « от 20 августа 2021 на Wayback Machine »

Ссылки

  • 18 декабря 2019 года.
  • 3 июня 2019 года.
  • . Озодлик (узб.) . 2017-08-29.

Литература

  • Шостко, Лариса. “Золотой век” Баходыра Джалалова // Архитектура и строительство Узбекистана. — 1989. — № 3 .
  • Bakhodir Jalal: a Line to Eternity (англ.) / edited by Rosa Maria Falvo. — Milan: Skira Editore, 2018. — 232 p. — ISBN 8857236366 .
  • Мусянкова, Надежда. // ДИ. — 2005. — № 4 . — ISSN .
Источник —

Same as Джалалов, Баходир Фазлетдинович