Холм-Жирковский
- 1 year ago
- 0
- 0
Тестаччо — искусственный холм на юго-западе Рима , почти полностью состоящий из осколков разбитых амфор времён Римской империи, одна из крупнейших свалок древнего мира . Холм расположен в римском районе с одноимённым названием Тестаччо, недалеко от восточного берега Тибра .
Надписи с осколков амфор с Тестаччо являются крупнейшим собранием эпиграфических данных, применимых в исследовании экономики Римской империи. В частности, благодаря этим находкам была получена достаточно точная информация о производстве и торговле одним из главных продуктов древнеримской кухни — оливковым маслом .
После падения Римской империи холм стал местом проведения народных гуляний, получил религиозное и военное значение. В наши дни исследования холма проводятся испанскими учёными.
Холм Тестаччо расположен у берега Тибра, в юго-восточной части Рима в одноимённом районе в пределах стены Аврелиана , недалеко от пирамиды Цестия . Во времена римской империи в этом районе находились склады Гальбы , где хранились контролируемые государством запасы оливкового масла , дебаркадеры ( emporia ), морские арсеналы ( navalia ), коммерческие и банковские учреждения, лавки торговцев мрамором, свинцом и пшеницей, таможенные пункты.
Холм на сегодняшний день занимает площадь до 22 000 квадратных метров, объём — около 550 000 кубических метров, основание Тестаччо имеет слегка треугольную форму .
Холм высотой около 50 метров, вероятно, был значительно выше в период империи : так как осколки амфор в новое время вывозились для строительных работ, холм, предположительно, значительно уменьшился в объёме .
Современное название холма — Монте-Тестаччо ( итал. Monte Testaccio, Monte Testaceo , лат. mons testaceus — «гора черепков») происходит от латинского слова testa — «керамический черепок». Народное название холма Monte dei Cocci происходит отсюда же — «черепки» по-итальянски — Cocci .
В античных источниках не сохранилось упоминаний о холме, даже в Виктора в 13 регионе Рима, является скорее всего неверным прочтением слова Dolichenum/Dolochenum — по названию храма Юпитера Долихена .
IV века . Doliolum , который указан у римского историкаСамая ранняя запись о холме под названием «Mons Testaceus», датируемая VIII веком, находится на рельефе с портика в церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. На ней перечислено имущество диаконии в местности Тестаччо. Возможно, что во времена римской империи свалка называлась «Testacium» или «mons Testacius» .
Ответственным за изучение эпиграфических данных и печатей на амфорах с Тестаччо стал, по поручению Теодора Моммзена , один из его учеников — Генрих Дрессель . Первые археологические раскопки Дрессель начал в январе 1872 года. В один из дождливых дней Дрессель обнаружил надписи на некоторых черепках, начертанные чёрными чернилами, которые ему удалось прочесть и расшифровать. С того дня Тестаччо стал уже не просто свалкой мусора, а эпиграфическим архивом .
Дрессель опубликовал результаты своего исследования «Ricerche sul Monte Testaccio» в «Annali» немецкого археологического института в 1878 году, эпиграфический архив был опубликовал в XV выпуске Corpus Inscriptionum Latinarum . Дрессель исследовал почти 3000 печатей мастерских, нанесённых перед обжигом на ручки амфор, и почти 1000 надписей на самих амфорах, сделанных чернилами производителями, писцами, капитанами кораблей или служащими таможни .
Основным открытием Дресселя стало предположение о происхождении большинства амфор на холме из римской провинции Бетика на территории современной Испании. Кроме того, он отметил, что в большинстве амфор перевозилось оливковое масло. Дрессель также создал первые типологические таблицы амфор, сосуд из Бетики получил номер 20 .
Несмотря на то, что Дрессель назвал надписи на амфорах с Тестаччо «мелкой эпиграфикой», добытая информация стала важной в изучении истории торговли римлян и производства продуктов питания в Римской империи .
После исследований Генриха Дресселя изучение холма возобновилось лишь в 1968 году. Эмилио Родригес Алмейда ( Emilio Rodríguez Almeida ), испанский эпиграфист из Барселонского университета , начал проводить исследования на поверхности холма и выдвинул гипотезу, согласно которой Тестаччо возник в результате двух последовательных этапов организованной разгрузки черепков амфор: первый этап — с начала до середины II века нашей эры, второй — до III века н. э.
В 1989 году испанская группа исследователей под руководством Алмейды и Мартинеса ( José Marίa Blázquez Martίnez , Королевская академия истории , Мадрид ) при сотрудничестве с Римским университетом Ла Сапиенца начала серию раскопок на холме.
До 85 — 95 % всех осколков амфор с Тестаччо являются фрагментами больших шаровидных 70 литровых амфор из испанской провинции Бетика, типа, известного как Дрессель 20 . Такие амфоры изготавливались в мастерских в испанской провинции между римскими поселениями Hispalis (сегодня Севилья ), Corduba ( Кордова ) и Astigu ( Эсиха ), весили около 30 кг и были от 70 до 80 см высотой, диаметром около 60 см.
Несмотря на некоторые морфологические изменения амфор этого вида в течение веков и производство в различных мастерских провинции, амфоры из Бетики можно считать вполне однородными по форме . Амфоры этого типа были идеальными сосудами для перевозок по морю — крепкие и вместительные, качества, встречающиеся не у всех видов амфор.
Реже на холме встречаются осколки амфор, привезённых из Северной Африки, главным образом из Триполитании (современная Ливия ) и Бизацена (современный Тунис ), также использовавшиеся для перевозки оливкового масла. Африканские амфоры составляют 15-17 % всех амфор, обнаруженных в районе холма, оставшиеся 3-5 % являются сосудами из-под галльского или италийского вина, испанского гарума и амфор из восточных провинций . Африканские сосуды сильно отличаются от бетических по форме и отличаются огромным разнообразием, так как они были сделаны в различных областях и провинциях.
До сих пор точно неизвестно, почему Тестаччо возник в основном с использованием амфор из-под оливкового масла, и почему римляне предпочли утилизировать амфоры именно таким образом . Многие виды амфор зачастую использовались повторно: для перевозки того же вида продуктов, в качестве водосточной трубы или цветочного горшка. Возможно, амфоры типа Дрессель 20 из Бетики не подходили для этих целей, так как имели толстые стенки и разбивались на большие изогнутые фрагменты. Некоторые учёные объясняют таким образом меньшее количество амфор из африканских провинций, которые имели более тонкие стенки, легче разбивались и могли быть встроены в , вид кладки широко использовавшийся римлянами в строительстве . Вероятно, что из-за трудностей повторного использования испанские амфоры было выгоднее выбросить, чем далее использовать. Возможно, разбитые амфоры вывозили на свалку из-за надписей tituli picti , сделанных работниками порта и таможни, чтобы предотвратить незаконное использование официально отмеченных сосудов . Мэри Бирд в документальном фильме «Знакомство с Древним Римом» утверждает, что после нескольких циклов использования запах прогорклого масла, въевшийся во внутренние стенки амфор, уже нельзя было устранить и налитое в такие сосуды свежее масло портилось.
В Риме существовали многочисленные предположения о происхождении античного холма, в том числе легенды, созданные народным воображением: холм якобы являлся кучей камней от городских построек, разрушенных пожаром при Нероне , или на холме находились осколки погребальных урн из колумбариев с виа Остиензе . Пиранези считал холм античной свалкой строительного мусора . По наиболее распространённой легенде, Тестаччо возник из черепков амфор, в которых в Рим из провинций привозили собранные налоги .
На самом деле тысячи амфор с оливковым маслом из Бетики с сопровождающей информацией на сосудах прибывали на склады Рима. Масло из амфор затем переливали в небольшие контейнеры, амфоры вывозились на свалку. Черепки затем поливали известью, чтобы предотвратить распространение запаха прогорклого масла .
Место для вывоза амфор было тщательно спроектировано, и, предположительно, управлялось государственными административными властями. Раскопки, проводившиеся в 1991 году, показали, что в основе холма выложены ряды террас с подпорными стенками из почти целых амфор, набитых черепками для закрепления на месте. Горло амфоры в этом случае разбивалось. После завершения укладки первого слоя амфор был заложен второй слой в 60 см, равный также диаметру амфоры типа Дрессель 20 .
Раскопки также подтвердили, что основу холма образуют две платформы, находящиеся рядом. Вторая, более поздняя платформа была создана в северо-восточном основании холма в III веке нашей эры .
Однако точно не установлено, в какой период времени начался вывоз разбитых черепков на свалку. Фрагменты, найденные археологами в нижней части Монте-Тестаччо, датируются приблизительно 140—250 годами н. э. Гравиметрические исследования показали менее плотное ядро в основании свалки, возможно, указывающее на более стихийный сброс отходов в первые годы её существования . Вполне вероятно, что свалка возникла около 50 года н. э., но организованный вывоз отходов начался не ранее 150 года н. э.
Надписи на римских амфорах имели функцию схожую с современными этикетками . Информация наносилась в два этапа: штампы и врезанные знаки наносились на новую амфору до обжига в печи. Затем на готовую амфору наносились надписи чёрными или красными чернилами ( tituli picti ) во время заполнения амфоры каким-либо продуктом или после того.
На штампах имелась информация о владельце оливкового масла, сокращённая до трёх букв — Tria nomina , но иногда были имена производителя оливкового масла или название мастерской ( figlina ), где амфоры были изготовлены. Врезные знаки, как правило, составляли символы или цифры, которые указывали на отдельные группы амфор. Иногда информация, кажется, полная и показывает, день или год выпуска и имена работников, которые контролировали производство.
Чернильные надписи на амфорах известны археологам и по другим раскопкам, однако лишь на черепках с Тестаччо видна полная информация об амфоре и продукте . Большинство эпиграфических фрагментов на многих осколках амфор с холма отлично сохранились до сегодняшних дней благодаря известковому раствору, которым поливали выброшенные черепки.
Tituli picti и штампы на амфорах регистрировали информацию о продукте: Амфору взвешивали сначала пустой, а её вес отмечался на внешней стороне сосуда. Затем указывался также вес масла, содержавшегося в амфоре (за вычетом ранее определённого веса самого сосуда). Также отмечалось имя торговца маслом и имена людей, которые взвешивали и контролировали розлив масла. Указывалось расположение владения, на котором масло было изготовлено и название района, где масло изначально было разлито. Производитель амфоры часто ставил печать на ручке сосуда .
Tituli picti на амфорах с холма имели стандартные надписи, что указывает на строгую систему контроля торговли и предотвращения мошенничества. Благодаря этим надписям археологам удалось установить, что оливковое масло импортировалось под государственным надзором и было предназначено для annona urbis (для населения Рима) или annona militaris (для нужд армии) . Некоторые из надписей имеют информацию о том, что масло которое они содержали было доставлено к префекту анноны, должностному лицу, возглавлявшему государственную службу распределения продовольствия в Риме. Возможно, организацией всей свалки также управлял префект анноны .
Многие надписи на амфорах свидетельствуют о структуре торговли оливковым маслом: этим ремеслом занимались как отдельные предприниматели, так и совместные предприятия, возможно, небольшие мастерские, в которых работали отец и сын, наёмные работники из квалифицированных вольноотпущенников .
Большое число осколков амфор на Монте-Тестаччо указывает на огромное количество пищи, которое было необходимо для жизни миллионного населения имперского Рима. Учёными было подсчитано, что холм содержит осколки около 53 миллионов амфор из-под оливкового масла, в которых были импортированы около 6 миллиардов литров масла . Импорт оливкового масла в Рим достиг пика в конце II века н. э., когда на свалку каждый год вывозилось более чем 130 тысяч амфор. Подавляющее большинство этих сосудов вмещало около 70 литров масла, было подсчитано, что в Рим импортировалось не менее 7,5 миллионов литров в оливкового масла в год. Сосуды, найденные на Монте-Тестаччо, доказывают, что оливковое масло поставлялось главным образом при поддержке государства, хотя, вероятно, что значительная доля оливкового масла поставлялась в Рим и частными торговцами .
Эпиграфические данные с Тестаччо также значительно улучшили способ датировки многочисленных находок амфор из Бетики, найденных в северной и центральной Европе [ источник не указан 4147 дней ] .
Холм перестали использовать в качестве свалки для амфор, по всей видимости, после 260 года. Об этом свидетельствуют последние находки с tituli picti , датированные 261—266 годами . Возможно, амфоры из порта стали привозить в другое место. Более того, к середине III века амфоры типа Дрессель 20 сменили новые типы амфор для перевозки оливкового масла, меньшие по размеру и с более тонкими стенками, поэтому более удобные в дальнейшем использовании: Дрессель 23 и Tejarillo .
Возможно также, что внезапное прекращение маркировки амфор государственными служащими ( tituli picti ) и вывоза амфор на свалку связано с задержками поставок или отсутствием государственного контроля над ввозом оливкового масла в столицу в 260-х годах. Причиной этому могло стать восстание Постума при Галлиене и основании Гальской империи , куда входила испанская провинция — Иберия .
После падения Римской империи территория вокруг холма стала приходить в запустение. В позднее Средневековье на холме и у подножия устраивались народные гуляния и турниры во время проведения карнавала перед Великим постом . В эпоху Ренессанса одним из самых популярных карнавальных развлечений римлян было так называемое «Giuoco di Testaccio»: тележки с живыми свиньями вывозились на вершину холма, затем их спускали вниз по крутому склону холма, тележки разбивались вместе со своими пассажирами. Желающие из зрителей затем расчленяли свиней на месте и уносили части, чтобы зажарить и съесть .
В Страстную пятницу холм символизировал иерусалимскую Голгофу . Представление Крестного пути Иисуса Христа начиналось на улице Via della Bocca de Verita , затем шествие продолжалось по римским улицам Salara , Marmorata и Porta S. Paolo . Папа вёл шествие к вершине холма Тестаччо, кульминацией действа становилось размещение трёх крестов, представлявших кресты Иисуса и двух разбойников, распятых рядом с ним на Голгофе. На вершине Тестаччо до сих пор находится один крест в память о шествии . Начиная с XVI века на склонах холма стали выкапываться подвалы для хранения вин, так как внутри холма напитки оставались прохладными. Такие условия для хранения вин возникли благодаря пористой структуре холма и вентиляции между отдельными черепками.
По крайней мере с XVII века холм использовался в качестве карьера строительных материалов для ремонтных работ на заболоченных улицах района Тестаччо . Осколки также вывозились для постройки сводчатых потолков базилики Святого Петра, объём добываемого материала для этого проекта была настолько огромным, что холм стал ниже на несколько футов . В 1744 году власти Рима запретили вывоз осколков амфор со «столь знаменитого памятника античности» , также было запрещено уничтожать и без того скудную растительность .
Холм стал важным военным пунктом в 1849 году в защите Рима от атаки французской армии: на нём была расположена итальянская артиллерийская батарея под командованием Джузеппе Гарибальди .
В провинциальной археологии некоторые свалки начиная с Нового времени сравнивались с римским Тестаччо, например, античные и более поздние александрийские свалки. Так, в XIX веке историк писал об александрийских « Monti Testacci » . Народные названия некоторых современных свалок строительных отходов из разрушенных во время второй мировой войны городов Германии, сходны с названием римского холма, например, несколько свалок под названием « Monte Scherbelino » (от немецкого «Scherben» — «осколки») во Франкфурте и в Штутгарте , или « Monte Müllo » в Ганновере (от «Müll» — «мусор») .