Вацлав IV
- 1 year ago
- 0
- 0
Ва́цлав (Венцель, Венцеслав) Хо́ллар (также Голлар ; чеш. Václav Hollar ; 13 июля 1607 , Прага — 28 марта 1677 , Лондон ) — чешский гравер и рисовальщик .
После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Холлара разорилась и Вацлав, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника. Самые ранние его работы, дошедшие до нас, датируются 1625 — 1626 годами . Это небольшие гравюры , одна из которых — копия картины Альбрехта Дюрера «Мария с младенцем». Творчество Дюрера оказало сильное влияние на Холлара.
В 1627 году Холлар отправился во Франкфурт , где работал под руководством швейцарского гравёра и издателя Маттеуса Мериана Старшего , затем переехал в Страсбург , а в 1633 года — в Кёльн .
В Кёльне на Холлара обратил внимание известный коллекционер и любитель искусства Томас Говард (21-й граф Арундел ), пребывавший в то время у двора императора. С ним Холлар посетил Вену и Прагу и в 1637 году прибыл в Англию , ставшую его домом на многие годы . Холлар проживал в доме графа, но работал не только для него, а вынужден был сотрудничать с издателями, от которых зависел.
В первый год пребывания в Англии он создал для одного из продавцов гравюр величественное произведение «Вид Гринвича» длиной около 1 метра и получил за неё 30 шиллингов . Позже Холлар зафиксировал цену за свою работу в размере 4 пенсов за час и замерял время с помощью песочных часов. После начала в 1642 году гражданской войны (см. Английская революция ) лорд Арундел покинул Англию и Холлар перешёл на службу к герцогу Йоркскому [ какому? ] , переехав к нему вместе с женой и двумя детьми.
Вместе с другими деятелями искусства, Иниго Джонсом и , Холлар находился в замке Basing House (графство Хэмпшир ), в котором укрылись сторонники короля Карла I во время осады (продолжалась до 1645 года). В 1643 — 1644 годы он создал несколько сотен гравюр, что говорит о его поразительном трудолюбии. Холлар был пленён, но позже либо бежал, либо был освобождён, присоединился к лорду Арундел в Антверпене и оставался там 8 лет (1644— 1652 ). Это было время расцвета его творчества, он создавал прекрасные гравюры разных типов. В 1652 году он вернулся в Лондон и жил у гравёра Уильяма Фейторна около ворот на западной окраине Лондона.
В последующие годы были изданы многие книги с иллюстрациями Холлара: «Вергилий и Гомер» Джона Огилби ( John Ogilby , 1600—1676), «Ювенал» Роберта Стэплтона ( Robert Stapylton , ок. 1608—1669), «Warwickshire, St Paul’s and Monasticon» Уильяма Дагдейла ( William Dugdale , 1605—1686). Продавцы книг продолжали обманывать простодушного иностранца, претворяясь, что они откажутся от его работ, и вынуждая его снижать цену за свои работы. Восстановление монархии не привело к улучшению его положения, королевский двор не оказывал помощь Холлару. Во время чумы он потерял сына, который подавал надежды в искусстве рисования.
После разрушительного пожара 1666 года в Лондоне Холлар исполнил несколько «Видов Лондона». Возможно, что успех этих работ побудил короля в 1668 году отправить его в Танжер для создания видов города и фортов. Во время возвращения в Англию произошёл бой между судном , на котором плыл Холлар, и семью алжирскими военными кораблями, запечатлённый Холларом для «Африки» Огилби.
В Англии Холлар прожил ещё 8 лет, продолжая свою работу. В 1670 году он создал одну из лучших своих работ — большую гравюру с изображением Эдинбурга . Умер Холлар в нищете, не дожив несколько месяцев до своего 70-летия.
Холлар работал в технике офорта . Часто выпускал иллюстрированные серии. Разнообразие его работ впечатляет. Он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы: виды городов, портреты , изображения кораблей, пейзажи , натюрморты , произведения на религиозные и геральдические темы, изображения женских костюмов, анималистические композиции. Его виды городов и архитектурных сооружений (таких, как соборы в Антверпене и Страсбурге) топографически точны и в то же время в них присутствует художественный замысел. Холлар мог создавать почти точные копии произведений других художников (например, изображение чаши по рисунку Андреа Мантеньи ). Его «Theatrum mulierum» и другие сборники показывают с исторической точностью жизнь людей того времени. Созданные им портреты — область искусства, в которой он был несправедливо недооценён, — отличаются изяществом и художественной силой.
Почти полная коллекция работ Холлара хранится в Британском музее и в библиотеке Виндзорского замка . Первый каталог его произведений создан в 1745 году (2-е издание в 1759 году) Джорджем Вертью . В 1853 году Густав Партей и в 1982 году Ричард Пеннингтон создали каталоги гравюр Холлара. Сейчас составляется новый полный иллюстрированный каталог для включения его в «Hollstein series».
Холлару принадлежит знаменитая гравюра « Подлинный портрет кота Великого князя Московского » (1663) — изображение питомца русского царя Алексея Михайловича , по некоторым версиям являющееся завуалированным портретом последнего.
В Чехии есть содружество художников-графиков «Холлар» (основано в 1917 году ), одним из членов которого является знаменитый чешский график, книжный иллюстратор, карикатурист и поэт (род. 1947) .