Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Чесме́нский дворе́ц — императорский путевой дворец , расположенный в Санкт-Петербурге . Был возведён по проекту архитектора Ю. М. Фельтена по заказу императрицы Екатерины Второй в стиле псевдоготики . Памятник архитектуры. Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту .
Назван в честь победы России в Чесменском сражении .
Памятник архитектуры расположен в черте города Санкт-Петербурга вблизи Московского проспекта по адресу: улица Гастелло , 15 (перекрёсток с ул. Ленсовета ).
Транспорт:
Местность, занимаемая в наше время дворцом, была весьма болотистой и называлась « лягушачье болото » или « Кикерики ». В результате Северной войны эти земли достались России , во владения царской семье . В 1717 году к Царскому селу был проложен Царскосельский тракт , который и дал жизнь этому имению.
В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта , Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Строительство здания было поручено Юрию Фельтену . Сооружение Чесменского замка вместе с одноимённой церковью ( Церковь Иоанна Предтечи ) завершилось к 1777 году. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма.
Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов , Суворов и многие другие.
Бытует легенда, согласно которой, именно когда императрица проезжала 7-ю версту тракта , к ней пожаловал гонец, принёсший весть о победе России в Чесменской баталии . Однако такое развитие событий маловероятно. На это указывает тот факт, что первые 9 лет своего существования дворец называли Кекерикексинским от финского названия местности. Чесменским дворец стал в 1780 году в день десятилетней годовщины победы России в той баталии.
В 1796 году Екатерина умерла, и строение перешло во владение Павла I . Последний предпочитал Царскому селу Гатчину и потому по прямому назначению дворец не использовал. Тогда император совершил попытку перепрофилировать резиденцию под богадельню и лечебницу. Однако идея не нашла применения. В 1799 году особая комиссия нашла дворец неподобающим местом «для устроения в нём лазарета Мальтийского ордена…»
Отказ был аргументирован нехваткой воды, хотя, скорее всего, это решение объясняется нелюбовью Павла ко всему екатерининскому. В результате дворец вернули в ведение Придворного ведомства.
Чесменская церковь всегда была холодной, проводить службы зимой было сложно. Поэтому 11 декабря 1811 года на нижнем этаже восточной башни дворца была освящена тёплая Рождественская церковь . Сюда из Императорского Эрмитажа были переданы «все принадлежности бывшей походной церкви царя Алексея Михайловича и походной церкви императора Петра I» .
Будучи путевым дворцом, резиденция в основном пустовала. За время правления императора Александра I дворец использовался всего лишь два раза, и то не по прямому назначению — в качестве дачи для обучавшихся в Екатерининском институте девушек.
Весной 1826 года опасавшийся восстаний император Николай I приказал перевезти в Рождественскую церковь дворца из Царского села тело брата Александра. Именно здесь в ночь с 5 на 6 марта августейший труп переложили из ещё таганрогского деревянного гроба в новый, бронзовый , укрыли бездыханного царя мантией и поставили саркофаг на траурную колесницу, отправившуюся в столицу на похороны. 12 — 14 июня того же года в резиденции находилось тело Елизаветы Алексеевны .
В 1830 году история дворца в качестве императорского путевого особняка закончилась — здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненых . В бывшей резиденции открылась богадельня , переданная в 1831 году Военному ведомству.
Начались работы по перестройке дворца под нужды богадельни для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года . К башням пристроили двухэтажные флигели. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры . 23 июня 1832 года в присутствии императора Николая I церковь освятили.
В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоны составили посаженные в 1834 году 500 берёз . Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.
Через 4 года и 4 дня после освящения зимней церкви, Николай I торжественно открыл богадельню. Впоследствии её нарекли Николаевской . Первоначально богадельня была рассчитана на 400 мест для рядовых и 16 для офицеров. Позже каждый флигель надстроили двумя этажами и вместимость пансиона увеличилась.
18-19 августа в церкви богадельни произошёл пожар. Находившиеся там ценности, включая походный иконостас Петра I и «сень над ним», погибли .
Богадельня была закрыта лишь в 1919 году, после чего в здании был организован концлагерь — « Чесменка ». В 1930-х годах дворец был передан Автодорожному институту, а в 1941-м — Ленинградскому институту авиаприборостроения. В годы Великой Отечественной войны дворец и церковь очень пострадали. В 1946 году дворец был отреставрирован (архитектор А. В. Корягин), и в нём разместился Ленинградский институт авиационного приборостроения .
В 2016 году был завершён очередной ремонт фасадов, в ходе которого каменный цоколь, сложенный из прекрасно сохранившихся, но загрязнённых блоков путиловской плиты, был заново перетесан. В результате этого поверхность камня приобрела неряшливый вид, а «чистовая» работа каменотёсов XIX века — полностью уничтожена.
Дворец и прилегающая территория были созданы по образцу готических построек и в конце XVIII века весь комплекс представлял собой одну из красивейших «романтических» резиденций. В ансамбль Чесменского дворца входил сам дворец, служебные постройки и церковь . Комплекс был первой значимой затеей ложноготического стиля в окрестностях Петербурга.
Ровная заболоченная территория была обведена канавой, служившей для осушения участка и символически имитирующей ров вокруг замка. Вынутая земля имитировала вал. Двое въездных ворот против мостов со стороны Царскосельской перспективы были построены в виде арочных проломов в толще зубчатой стены, завершённой большой и малой сторожевыми башнями.
Дворец в плане представляет равносторонний треугольник (каждая сторона около 40 м .), углы которого решены в виде башен, последние завершаются фонарями с полусферическими куполами. Помещения располагаются по периметру здания. В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг — Парадный зал второго этажа. Внешние стены дворца, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Первоначально нижний этаж был обработан рустом , выше же оставалась обнажённой кирпичная кладка стен. Массивный объём дворца, прорезанный по фасаду стрельчатыми проёмами окон в два яруса, должен был ассоциироваться с суровыми рыцарскими временами.
Архитектура дворца значительна и сурова, а вот внутренняя отделка не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру и являла пример декора, характерного для раннего классицизма . Своды и стены рассекают филёнки разных очертаний; венки, обрамляющие медальоны, цветочные гирлянды — излюбленные мотивы Фельтена — составляют пластические акценты на гладкой поверхности стен. В центральном зале дворца скульптором Ф. Шубиным была создана галерея портретов великих князей и царей русских от Рюрика до Елизаветы Петровны . В 1830 году эти мраморные рельефы были переданы в Оружейную палату в Москве. В залах дворца были представлены портреты всех правивших в 1775 году европейских монархов. Таким образом Екатерина II подтверждала законность своего царствования.
С 1831 по 1836 годы архитектор А. Е. Штауберт руководил работами по перестройке дворца под нужды богадельни. К каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю. Зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами.
Сервиз был заказан в Англии у керамиста Джозайи Веджвуда Екатериной II в 1770 году специально для Чесменского дворца, который тогда именовался « Дворец на лягушачьем болоте » (« Кикерикексенский дворец »). Поскольку дворец был расположен в местности, название которой переводится с финского языка как «Лягушачье болото», на каждом из 952 предметов сервиза изображена зелёная лягушка. Сервиз был исполнен в «фаянсе цвета сливок», характерном для изделий Веджвуда . Историческая ценность 1244 архитектурно-пейзажных видов старой Англии, в сочетании с разнообразием форм, простых и спокойных, безупречностью техники исполнения, изысканностью красочной гаммы, делает сервиз уникальным. Сейчас сервиз хранится в коллекции английской керамики в Эрмитаже .