Interested Article - Ижеславль

Ижеславль село Поярковского сельского поселения Михайловского района Рязанской области России на месте древнерусского города Ижеславец, разрушенного Батыем в 1237 году.

Общие сведения

География

Село расположено у восточного подножия среднерусской возвышенности примерно в 55 км от областного центра — города Рязань и в 20 км от районного центра — города Михайлов . С южной стороны вдоль села протекает река Проня .

Высота центра населённого пункта — 126 м над уровнем моря.

Транспорт

В 17 км на западе от села находится ближайшая железнодорожная станция — Михайлов Павелецкого направления Московской железной дороги .

В 8 км на северо-западе проходит федеральные трасса Р132 Калуга Тула Михайлов Рязань , а в 13 км на юго-западе федеральная трасса M6 Москва Тамбов Волгоград Астрахань .

Население

Численность населения
1859 1897 1906 1929 2007 2010
1980 3721 4876 4833 234 226
1000
2000
3000
4000
5000
1859
2010

Климат

Климат умеренно континентальный, характеризующийся тёплым, но неустойчивым летом, умеренно-суровой и снежной зимой. Ветровой режим формируется под влиянием циркуляционных факторов климата и физико-географических особенностей местности. Атмосферные осадки определяются главным образом циклонической деятельностью и в течение года распределяются неравномерно.

Согласно статистике ближайшего крупного населённого пункта — г. Рязани , средняя температура января −7.0 °C (днём) / −13.7 °C (ночью), июля +24.2 °C (днём) / +13.9 °C (ночью) .

Осадков около 553 мм в год, максимум летом .

Вегетационный период около 180 дней.

Этимология

Наиболее вероятна версия лингвистов В. А. Никонова и В. П. Нерознака , согласно которой топоним представляет искаженную передачу названия Изяславль (от древнерусского имени Изяслав ) по имени князя, которому удельное княжество было предназначено. Возможно княжество существовало наряду с Рязанским и Пронским .

В то же время, фольклорист М. Н. Макаров соотносил его с диалектным словом ижевое «очевидное, видимое», то есть Ижеславль — это «Видославль», населённый пункт, красующийся на открытом месте . Наличие такого диалектного слова представляется сомнительным В. И. Далю .

Существует также версия, по которой в топониме имеются два корня: «иже» (который) и «слава», то есть получается «который славен» .

История

Современное с. Ижеславль и однокоренные предшествующие названия, по всей вероятности, связаны с именем древнего рязанского г. Ижеславец , который упоминается в « Повести о разорении Рязани Батыем » в 1237 году:

Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск , и град Бел , и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия.

В приписных книгах 1616 года упоминается уже как пустошь Жеславские-Луги , показанная за р. . Городище в устах народа называется просто Жеславль .

Свою современную историю село Ижеславль начинает около 1760 года, когда в эти места переселилось большое количество жителей из Рождественской слободы города Михайлова , перенёсших на новое место церковь Рождества Христова . Село в то время получило название Новорождественское .

В 1-й половине XIX века переселенцы села Ижеславль основали село Николаевка .

С 1858 года в селе существовала школа. Изначально она была в ведении палаты государственных имуществ, затем состояла в ведении земств.

Помимо своего нынешнего названия — Ижеславль, село в XIX веке имело ряд так же и ряд других наименований: Жиславские (Ижицкие) Выселки , Жислав .

До 1924 года село было административным центром Михайловского уезда Рязанской губернии .

Достопримечательности

Ижеславское городище

Ижеславское городище — памятник культуры XI—XIII веков. Расположено недалеко от села Ижеславль на правом берегу реки Прони .

Урочище «Ижеславское городище»

Заказник, по правому берегу реки Прони протяженностью 1 км. Произрастают ковыль перистый , адонис весенний , лилия саранка , вишня, ирис безлистый , крестовник Черняева и др.

Русская православная церковь

Христорождественский храм

Вначале в 1760 году был построен деревянный храм, который был перенесён из Рождественской слободы.

В 1856 году храм был разобран и взамен его, на средства прихожан, построен новый деревянный же храм, который в 1859 году сгорел.

Ныне существующий каменный храм с такою же колокольнею заложен в 1871 году и закончен в 1879 году.

Храму принадлежала церковно-приходская школа в деревне Лубянке .

Храм имеет форму прямоугольника с алтарным полукружием. Стены внутри расписаны местными мастерами-иконописцами. Иконостасы устроены в конце XIX века.

В 1930-е годы во время эпидемии чумы местные жители обратились с молитвой к угоднику Божию Николаю. Священники отслужили молебны, а затем крестным ходом, неся образ святителя, обошли вокруг села и беда отступила.

Храм в Ижеславле за время своего существования никогда не закрывался.

Престолы :

Ценности и документы

  • Достопримечательных предметов и древних икон не имеется.
  • метрические книги — с 1824 года, за 1781-1823 годы, вторая и третья части за 1849—1864 годы.
  • Церковная библиотека к 1890 году содержала 56 названий книг в 155 томах.

Штат и содержание

  • до 1859 года — священник, диакон и 2 причетника.
  • 1859 год — 2 священника , диакон и 2 причетника.
  • 1867 год — священник, диакон и 2 причетника.
  • 1873 год — настоятель, его помощник и 2 псаломщика.
  • 1876 год — священник и псаломщик, а по факту священник, диакон (до 1878 года) и 2 причетника.
  • 1885 год — 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Средства содержания причта обычные. Церковной земли значится: пахотной — 32,8 га, луговой — 3,3 га, усадебной нет.

Состав прихода

Прихожане

Фигура Николая Чудотворца

Рядом с алтарём в Христорождественской церкви в нише стоит, почти в человеческий рост деревянная фигура Николая Чудотворца, одетая в парчовое святительское облачение и митру. В одной руке Святитель Николай держит меч, в другой — храм. Такое изображение называют Николой Можайским .

Когда 1859 году сгорел деревянный храм Рождества Христова, то в пожаре чудом сохранился невредимым образ Святителя Николая. В те времена в пригороде Михайлова была Прудская слобода . И была она крепко связана узами с жителями бывшей Рождественской слободы, выселившимися в Ижеславль. На время восстановления сгоревшего храма чудотворный образ Святителя было решено перенести в церковь Прудской слободы.

Но как только на пепелище, в Ижеславле, поднялся обновлённый храм, в один из дней обнаружили, что неведомыми путями образ появился на своём прежнем месте. Переносили его обратно в Прудское до трёх раз, так как хотели при завершении строительства торжественным крестным ходом перенести святыню, но сама она являлась каждый раз, избрав навсегда место своего пребывания .

Известные уроженцы

Легенды

  • 28 июня — третий праздник Николая Чудотворца, ежегодно отмечается только в Ижеславле, хотя согласно церковному календарю дней памяти святого Николая только два. И установлен он в память об избавлении этих мест от холеры .
  • Крестные ходы существовали с 1848 года. Они проходили 15 (28) июня по селу и около него, и в весеннее время в различные дни — по полям.
  • В Михайловском районе есть легенда, передающаяся из поколения в поколение, будто стояла здесь церковь над рекой Проней. Когда же татаро-монголы захватили Михайловский край, жгли и убивали все живое, ушла эта церковь вместе со всеми богатствами, что там были, в землю, и больше так её никто не видел. На этом месте, где якобы стояла церковь — углубление. Спустишься в этот овраг — услышишь как бы удары колокола .
  • Существует и другой вариант этой легенды. Пришел Батый на русскую землю, много горя принёс, много деревень пожёг, много людей погубил. Быстро продвигалось Батыево войско, да весть о его приближении впереди летела. Узнал народ в Ижеславле, что скоро и к ним гости непрошеные пожалуют, и взмолился Богу, чтобы не допустил поругания над ним. И когда подошли татары к месту, где должен был быть город, глядят; а на том месте огромное озеро, в котором отражается Ижеславль. Говорят, услышал Бог молитвы и спрятал город на дне озера .

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 декабря 2013. 6 октября 2014 года.
  2. / Под ред. И. И. Вильсона. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб. , 1863. — Т. XXXV. — 170 с.
  3. . — типография "Общественная польза". — Санкт-Петербург, 1905.
  4. Населённые места Рязанской губернии / Под ред. И. И. Проходцова. — Рязанский губернский статистический комитет. — Рязань, 1906.
  5. Дата обращения: 23 октября 2014. 21 октября 2014 года.
  6. Никонов В. А. Введение в топонимику. — М., 1965. — С. 136
  7. Капнонников Д. Городище //Звезда (Михайлов). — 20 февраля 1992.
  8. Макаров М. Н. Опыт русского простонародного словоталкоеника. — 1857. — С. 97. — 193 с. — ISBN 978-5-4241-6936-6 .
  9. Даль В. И. . — Толковый словарь живого великорусского языка Т. 2. — С. 10
  10. Бабкин М. В. Ф. Р — 5039. Оп. 1, Д. 225, Л. 12
  11. Н. Л-в. Местногеографические древности в Рязанской губернии. // Рязанские епархиальные ведомости , Прибавление. — 1874. -М 2. — С. 35
  12. Бабкин М. В. . — 1929. 1 апреля 2019 года.
  13. Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов в Рязанской епархии // Рязанские епархиальные ведомости . —1892. —№ 15. — С. 662
  14. Монгайт А. Л. Рязанская земля. — М., 1965. — С 136
  15. Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния. — СПб., 1860. — С. 544.
  16. . Дата обращения: 24 июля 2014. Архивировано из 29 июля 2014 года.
  17. Решение Исполкома Рязанского областного Совета народных депутатов от 19.01.1977 № 16 «О мероприятиях по усилению охраны диких животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения»
  18. Добролюбов И. В. . — Зарайск, 1884. — Т. I. — С. 332. — 363 с.
  19. Указ св. Синода от 8 сентября 1859 года
  20. Аксенова С. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine // Эфир (Рязань). — 9 января 1997
  21. Степанова М. Городища. //Звезда. (Михайлов). — 14 апреля 1994.
  22. Аксенова С. Михайловский Китеж. // Благовест. (Рязань). −1996. — № 1. -январь
  23. Соколова В. К. Исторические предания Рязанской области//Литературоведческий сборник. —Рязань, 1972. — С. 53
  24. Бабурин А. В. Запись со слов местных жителей. Запись сделана 9 января 1988 г.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Воздвиженский Д. Исторические и археологические достопамятности по Рязанской губернии // Исторический, статистический и географический журнал, или Современная история света на 1827 год. —1827. — Кн. 3. —Июнь. —С. 206—207;
  • Барсов Н. Географический словарь Русской земли (X—XIV ст.). — Вильно, 1865. — С. 81;
  • Среднерусская чернозёмная область // / Под ред. Е. П. Семёнова . — Издание A. Ф. Девриена. — СПб. , 1902. — Т. II. — С. 401.
  • Ванин А. А. Ижеславль //Рязанская энциклопедия — Рязань: Пресса, 1999. Т. 1. — С. 411—412;
  • Бабурин А. В. , Никольский А. А. Ижеславль (происхождение названия) // Рязанская энциклопедия — Рязань: Александрия, 2002. Т. 3. — С.247.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Архивировано из 26 июля 2008 года.
  • (недоступная ссылка — ) .
Источник —

Same as Ижеславль