Interested Article - Гностическая церковь Франции

Гностическая церковь Франции ( фр. Église gnostique de France ) — нео- гностическая христианская организация, созданная Жюлем Дюанелем в 1888 (по другим данным — в 1890 ) году во Франции , официально заявившая о себе в 1892 году ; первая гностическая церковь нового времени и современности. В дальнейшем становится в некотором роде официальной церковью французского оккультизма и, в частности, Ордена мартинистов .

История

Основатель и первый Патриарх Гностической церкви Жюль Дуанель

Высокопоставленный масон и эзотерик Жюль Дюанель , работавший архивариусом в библиотеке Орлеана, после того, как по его утверждениям, его посетили " астральные " или "спиритические видения", обнаружил в архивах ранее не известные старинные документы : средневековую рукопись, датированную 1022 годом , которая была написана Стефаном, каноником Орлеанского собора, сожжённым на костре в 1022 году за исповедание пре- катарских гностических доктрин, также известных как Орлеанская ересь . Дюанель также утверждал, что ему было видение, в котором Эон Иисус явился ему и поручил основать новую церковь. Когда Дюанель присутствовал на спиритическом сеансе в оратории (англ.) , графини Кейтнесс , по утверждению участников сеанса, показались бестелесные духи древних Альбигойцев , и присоединившись к небесному гласу, возложили духовные руки на Дюанеля, рукополагая его в сан епископа Гностической Церкви . На основании этих видений и документов Дюанель основал Гностическую Церковь в 1888 году , хотя для начала её работы и официальной датой он выбрал 1890 год , и эта дата стала для него и его последователей « первым годом Восстановления Гнозиса » .

Дюанель открывает часовню в пристройке к парижскому книжному магазину «Chamuel», на (фр.) дом 2 . В 1896 году часовня переехала на (фр.) дом 17, и впоследствии место собраний Гностической церкви будет ещё не один раз менять свой адрес .

Как Патриарх новой церкви, Дюанель взял мистическое имя «Валентин II, епископ Священного собрания Параклета и Гностической церкви» и назначил одиннадцать титулярных епископов , включая одну « Софию » ( женщину-епископа ), а также диаконов и диаконис . Символист и поэт (фр.) был назначен епископом Бордо под мистическим именем Тау Синезий , впоследствии, в 1896 году он сменил Дюанеля на посту Патриарха , а также Дюанель рукоположил (нид.) , наречённого Тау Вардасан . Облачения гностических епископов отличают фиолетовые перчатки и использование символа Тау , вместо наперсного креста и панагии , греческой буквы , которая также используется перед их именами . Сама Гностическая церковь, заявляется как посвящённая поискам святой Плеромы , духовно элитарная , но прогрессивная по духу и открытая для новых научных теорий . 8 сентября 1891 года в своём (фр.) "Parta Humano Generi", касающемся освящения (фр.) , Папа Лев XIII осуждает « старую альбигойскую ересь , <которая> под другим именем, и под покровительством других сект - неожиданно возрождается ». Французские неогностики ощущают себя целью этой атаки, и рассматривают её как форму в некотором роде признания своей деятельности .

В 1892 году Дюанель посвятил Папюса - основателя первого Мартинистского Ордена - под мистическим именем Тау Винсент, и даровав ему титул епископа Тулузы . Другие мартинисты, среди которых, например, Поль Седир и (нид.) , также были рукоположены Дюанелем. В сентябре 1893 года епископы-гностики собрали Священный Синод, на котором предоставили первенство Жюлю Дюанелю, наречённому Тау Валентин II, а также предоставили « (фр.) » аббату Полю Рока, недавно скончавшемуся священнику, которому Римско-католическая церковь отказала в религиозных похоронах. Спустя несколько дней Мартинистский Орден оккультистов Папюса был принят в Синод .

Однако в конце 1894 года Жюль Дюанель из-за (англ.) отрекается от своей гностической веры в руках монсеньора (фр.) , (фр.) , и снова обращается в католицизм, а в 1895 году под псевдонимом «Жан Костка», который он берёт в честь святого Станислава Костки даже публикует произведение « Разоблачённый Люцифер », в котором выступает против масонства и оккультизма . По свидетельству Анри Жильбера дез Эссара, Дюанель, чьё присоединение к официальной Римско-Католической Церкви оказалось кратковременным, прибыл в Каркассон, с намерением возродить катарскую религию, опираясь на движение фелибров , и в дальнейшем являлся одним из ведущих сотрудников «Пробуждения альбигойцев», «органа Гностической Церкви Франции», выходившего в Тулузе в 1900-1901 годах. Но Жильберу дез Эссару и Лешартье в конце концов удалось убедить Дюанеля в необходимости окончательного возвращения в лоно католицизма , хотя это и отрицали гностики, и в первую очередь их руководитель Деод Роше, чью церковь Дюанель всё равно продолжал посещать . Несмотря на споры и разные мнения относительно того, в какой вере Дюанель закончил свои дни, утверждать то или иное мнение со всей определённостью нельзя, учитывая его постоянный духовный поиск и вечные метания между ортодоксальностью и ересью . Уникальный жизненный путь и эрудиция Дюанеля, по мнению историка и африканиста Жерара Галтье, напоминающий путь Рене Генона , был соткан из его стремления примирить католицизм и гностицизм , что оказало огромное влияние на созданную им Церковь. В разных текстах 1900-х годов, прямо или косвенно связанных с Дюанелем чётко отображены попытки провести конвергенцию между католицизмом и учением катаров , объединить эзотерический католицизм Жозефа Пеладана и исследования западной христианской традиции в духе (англ.) . По мнению католического историка (фр.) , встречавшегося с Жюлем Дюанелем, и работавшего с теми же архивами, где Дюанель работал хранителем, и упоминавшего его в своей переписке, хранящейся в Национальных архивах Франции, катарский « (фр.) » был пережитком изначальной христианской литургии . Эти же идеи разделяет Дюанель, в целой серии своих статей в журнале «Пробуждение альбигойцев» за 1900 год , написанных в качестве отзывов и комментариев на книгу Пеладана «Католический оккультизм» под общим заголовком «Католические интеллектуалы и Библия», добавляя к ним рассуждения о том, что христианская традиция предшествует Христу , а также что она ничем не обязана иудаизму , равно как и другим религиям .

Преемник Дюанеля и второй Патриарх Гностической церкви (фр.) (Тау Синезий)

После отречения Жюля Дюанеля, пост Патриарха Гностической Церкви принял Эмануэль Фабр дез Эссар (Тау Синезий) в 1895 году. А уже в 1901 году он рукополагает двадцатилетнего Жана Брико в епископы , и передаёт ему в управление епархию Лиона и Гренобля. В это же самое время Брико устанавливает контакт с Мариусом Бретоном и Эдуардом Сулейоном, последними живыми преемниками священнической линии "Горы Кармель ", основанной Эженом Вентра. Приобщившись к преемственности "Горы Кармель", Брико вступает в контакт с Б. Клеманом, последним представителем Иоаннитской церкви, основанной (фр.) .

Раскол в Гностической церкви

В 1907 году , Жан Брико разошёлся по ряду организационных и духовных вопросов с Фабром дез Эссаром (Тау Синезием), преемником Жюля Дюанеля, который руководил Гностической Церковью Франции , и в 1908 году произошёл раскол , когда Жан Брико, будучи гностическим епископом Лиона , переименовал свою ветвь в Гностическую Католическую Церковь (ГКЦ; фр. Église gnostique catholique , фр. E.G.C. ; англ. Catholic Gnostic Church ) . В 1907 году собор в Лионе созванный Брико и Луи-Софроном Фужероном утвердил отделение Гностической Католической Церкви от церкви Фабра дез Эссара . Затем, в 1908 году , церковь Брико снова изменила наименование на фр. Église gnostique universelle ( фр. EGU ; Вселенская Гностическая Церковь), и окончательно утвердила его , однако право на это наименования также оспаривала церковь Фабра дез Эссара . И хотя ещё в 1908 году на парижском конвенте масонских спиритуалистических Уставов , организованного Орденом Мартинистов, Фабр дез Эссар представлял Гностическую Церковь Дюанеля в качестве её Патриарха , а Брико туда не был приглашён , уже в 1911 году между Папюсом , представлявшим Верховный Совет Ордена Мартинистов и Брико, представлявшим Высокий Лионский Синод Гностической Церкви был подписан союзный договор, закреплявший тесный союз между этими двумя организациями . Следует отметить, что он был подписан не для того, чтобы сделать гностицизм официальным или формальным культом мартинизма , каковым он являлся в начале, а для того, чтобы церковь Брико получила официальное признание в пику конкурирующей с ней церкви Фабра дез Эссара . Получив официальное признание от Мартинистского Ордена Папюса, Патриарх Брико заявил претензию на духовное наследие и преемственность от Иоанна Патмосского . Важно упомянуть, что по окончании парижского конвента масонских спиритуалистических Уставов 1908 года , Папюс посвятил, или попросил посвятить в священнический сан Гностической Церкви Франции Дюанеля - Теодора Ройсса , который станет впоследствии основателем немецкой нем. Gnostisch Katolische Kirche , чьи учение и практика будут крайне далеки от доктрин и Дюанеля и Брико .

Так, Брико получает преемственность Дюанеля, сначала получив простую инвеституру в 1901 году , а затем пройдя церемониальное освящение и рукоположение в сан Папюсом в 1911 году . В 1912 году он вступает в общение с Патриархом Галликанской церкви по линии преемственности аббата Жулио, монсеньором Луи-Франуса Жиро (1876-1950), и получает от него рукоположение в сан пресвитера 21 июля 1912 года , а затем и хиротонию в епископы в епархии Ла-Мин-Сен-Аман 21-го же июля, но следующего, 1913 года . Таким образом, в отличие от Гностической Церкви Франции Дюанеля, Вселенская Гностическая Церковь получает с 1913 года подлинную епископскую преемственность .

Гностическая Церковь Брико была более оккультной , следовала западной магической традиции , и быстро завоёвывала сердца многих оккультистов, пронизывая собой все их работы и постепенно выдвинувшись на перове место среди гностических церквей , в то время как Гностическая Церковь Фабра дез Эссара, издателя журналов «Путь» и «Теория гностиков», была более философской и универсалистской, и стремилась выработать синтез своего учения с восточной метафизикой. Папюса не интересовали данные различия в учении, но его беспокоил тот факт, что некоторые из его личных врагов состоят в Церкви дез Эссара, в частности, Рене Генон , который был членом этой церкви в 1909-1912 годах под именем Тау Палингений. После смерти Фабра дез Эссара в 1917 году , его преемниками стали Патрис Жанти (Тау Василид), а затем Люсьен Шамюэль (Тау Вардасан) , под руководством которых она распалась в 1926 году .

Вселенская Гностическая Церковь

«По решению Верховных Советов Ордена мартинистов и Вселенской Гностической церкви, 25 апреля 1913 года Высокопросвещенный Брат Пунар Бхава ( Чинский Чеслав ), посвящён в 33 °, 90 °, 96 °. VII °. „Державный генеральный представитель Ордена мартинистов в России“, „Великий Смотритель и великий Генеральный представитель Испанского устава в России“, назначается „Посланником Вселенской Гностической церкви в России“ и представителем „Мартинистского устава“ и родственных последнему посвятительных орденов.» // журнал «Mysteria», июнь, 1913 год

Стараясь узаконить создание своей церкви, Патриарх Жан Брико собрал в своём лице значительную коллекцию епископских хиротоний и патриархальных инвеститур : он аккумулировал духовную преемственность от Дюанеля, полученную через Папюса , от Гностической Иоаннитской Тамплиерской Церкви (фр.) , через Б. Клемана, умершего в 1911 году , и от Кармелитской Церкви Эжена Вентры, через последних понтификов церкви "Кармель Элиак", рукоположённых Вентра - Мариуса Бретона, умершего в 1908 году и Эдуарда Сулейона, умершего в 1918 году . Во время Лионского Собора 1907 года представители этих трёх традиций официально согласились объединить свои церкви - Неокатарскую , Кармелитскую и Иоаннитско - тамплиерскую , чтобы сформировать единую Католическую Гностическую Церковь ("католическую" - в значении "вселенскую"), под руководством Брико. Впоследствии он получил ещё одно епископское поставление - по сиро-якобитской линии из Антиохии , которое ему было передано монсеньором Луи Жиро, епископом Галликанской Церкви , более законное с точки зрения христианской ортодоксии, хотя и всё равно неправомерное в глазах Римско-католической церкви . Не довольствуясь собранием вокруг себя всех упоминаемых гностических линий преемственности, он также попытался соединить учение гностиков с открытиями современной науки, и для помощи в этом деле привлёк доктора Луи-Софрона Фужерона (Тау Софрония) . Брико не только объединил Гностическую церковь с мартинизмом договором 1911 года, не только привязал мартинизм в возглавляемом им Лионском Ордене Мартинистов к масонству Древнего и изначального устава Мемфиса-Мицраима , сохранив право на вступление в него только для мастеров-масонов (третий градус посвящения), но и для завершения унификации приступил к объединению Гностической церкви с масонством Древнего и изначального устава Мемфиса-Мицраима . Именно он так видоизменил 66°-ой градус Древнего и изначального устава Мемфиса-Мицраима - степень Патриарха, Великого Освятителя, что при сохранении старого привычного названия его былое ритуальное содержание сменилось церемонией епископской хиротонии . Среди прочего, 25 апреля 1913 года Папюс и Брико назначили российского оккультиста польского происхождения Чеслава Чинского „Посланником Вселенской Гностической церкви в России “, и представителем родственных мартинизму посвятительных орденов.

Брико умер в Лионе, 21-го февраля 1934 года , и в марте 1935 года Констан Мартен Шевийон (1880-1944) стал его преемником на посту руководителя Гностической Церкви, и всех прочих организаций - Каббалистического ордена Розы+Креста , Древнего и изначального устава Мемфиса-Мицраима , Международного общества оккультистов, Лионского Ордена Мартинистов . Шевийон был рукоположён в сан священника 3 ноября 1935 года монсеньором Луи-Франуса Жиро, ранее проводившим хиротонию Брико, а уже 5 января 1936 года он рукоположил и Шевийона в сан епископа с наречением имени Тау Гармоний . Во время Второй мировой войны , после оккупации Франции , Шевийон, находясь на территории подконтрольной режиму Виши , был убит фашистской полицией 25 марта 1944 года . Никого после освобождения Франции не осудили за это преступление, которое по мнению судебной полиции, скорее всего совершила милиция Дорио .

Гностическая церковь после войны

См. также

Примечания

  1. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страница 267
  2. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство Устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 200
  3. Fabre des Essarts, Léonce-Eugène-Joseph (1899). L’Arbre gnostique. Paris: Librairie Chamuel. pp. 67-69.
  4. Roggemans, Marcel (2009). History of Martinism and the F.U.D.O.S.I. Translated by Bogaard, Milko. Morrisville, North Carolina: Lulu Press. pp. 37–38. ISBN 978-1-4092-8260-0 .
  5. Jacques Bonnet, « Jules Doinel à la recherche d'une Église », Bulletin de la Société archéologique et historique de l'Orléanais, t. 9, no 75, janvier 1987, p. 80
  6. Fabre des Essarts, Les Hiérophantes : études sur les fondateurs de religions depuis la Révolution jusqu'à ce jour, Paris, Chacornac, 1905, p. 289-305.
  7. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство Устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 201
  8. Jean Kostka (Jules Doinel) (1895). Lucifer démasqué (in French). p. 296.
  9. Fabre des Essarts, Les Hiérophantes : études sur les fondateurs de religions depuis la Révolution jusqu'à ce jour, Paris, Chacornac, 1905, p. 305.
  10. Fabre des Essarts, Les Hiérophantes : études sur les fondateurs de religions depuis la Révolution jusqu'à ce jour, Paris, Chacornac, 1905, p. 296.
  11. Synésius (Fabre des Essarts), L'Arbre gnostique, Paris, Chamuel, 1899, p. 67-69
  12. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страница 268
  13. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страница 269
  14. "Историография учения катаров", "Тетради Фанже", № 14, 1979, с. 218.
  15. «Consolamentum, реинкарнация и духовная эволюция в учении катаров и первоначальном христианстве», «научные тетради по учению катаров», II серия, № 98, лето 1983 г., с. 3-58
  16. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство Устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страницы 216-217
  17. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страница 327
  18. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 201
  19. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 217
  20. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 201, стр. 217
  21. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страница 328
  22. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 194
  23. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 218
  24. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 218-219
  25. "Title unknown". Le Matin (in French). 8 November 1910. pp. 1–2.
  26. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 219
  27. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страницы 327-328
  28. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство Устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 217
  29. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страницы 328-329
  30. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страницы 329-330
  31. Кайе стр. 286
  32. Жерар Галтье, «La Maçonnerie égyptienne, Rose Croix et néo-chevalerie» Gérard Galtier, издательство «Broché» — Под ред. Рошера — ISBN 2268016854 , — 1994 год, страница 368
  33. Serge Caillet. La Franc-Maḉonnerie Egyptienne de Memphis-Misraḯm. — ISBN 2-84454-215-8 , Серж Кайе, Египетское Масонство Устава Мемфиса-Мицраима, перевод с французского ISBN 978-5-98882-146-5 , страница 312

Литература

  • Jules Bois, Les Petites religions de Paris, Paris, Chailley, 1894, p. 173-182.
  • Robert Amadou, « L'Église Gnostique - histoire, doctrine, rites », in: L'Autre Monde, mai 1982
  • Synésius (Fabre des Essarts), L'Arbre gnostique, Paris, Chamuel, 1899.
  • Jordan, « Les gnostiques modernes », La Nouvelle Revue, 1er juin 1900, p. 388-407.
  • Fabre des Essarts, Les Hiérophantes : études sur les fondateurs de religions depuis la Révolution jusqu'à ce jour, Paris, Chacornac, 1905, p. 289-305.
  • Synésius, Manuel préparatoire, Paris, Maison française d'éditions, 1913.
  • René Le Forestier, L'occultisme en France au XIXe et xxe siècle : l'Église Gnostique, 1990, Archè, Milan.
Источник —

Same as Гностическая церковь Франции