Interested Article - История с привидениями
- 2021-02-12
- 2
Рассказ о привидениях ( англ. ghost story ) — жанр рассказа , в котором действуют бестелесный призрак или призраки. Возможный русский аналог — « Быличка » или « Бывальщина ».
Такой рассказ предполагает существование сверхъестественных существ или по крайней мере веру персонажей в их существование . Призрак может являться помимо воли окружающих или вызываться ими при помощи магии . Тесно связана с призраками также идея существования заколдованных или проклятых мест (« дом с привидениями »), объектов или людей .
В англоязычной традиции рассказы о привидениях относят к категории . В XIX веке значительная часть историй о привидениях публиковалась на Рождество в качестве « святочных страшилок ». «Страшные» рассказы о привидениях — разновидность литературы ужасов .
Смежными и не всегда поддающимися однозначному разграничению являются повествования о телесных формах нежити — например, о вампирах ( , vampire film ) и (« Вий » Н. Гоголя, « Разговор с мумией » Эдгара По ).
Новеллистика
Вероятно, самый ранний из сохранившихся предшественников жанра — древнеегипетская сказка « Беседы первосвященника Амона Хонсуемхеба с призраком » периода Рамессидов (XIII—XII века до н. э.), где главный герой — жрец по имени Хонсуемхеб — встречает беспокойного призрака и пытается ему помочь .
Истории с привидениями имеют богатые традиции на Дальнем Востоке (китайские чжи и , японский кайдан ), восходящие к « Запискам о поисках духов » (IV век н. э.). В классическом сборнике « Рассказы Ляо Чжая » (ок. 1740 год) Пу Сунлин собрал почти полтысячи новелл, стилизованных под повествования 1000-летней давности . С соответствующим пластом японской литературы европейцев впервые познакомил Лафкадио Хирн , опубликовавший в 1904 году сборник переводов «Кайдан».
М. Р. Джеймс считал предками европейских рассказов о привидениях « Ленору » и другие страшные баллады в стихах, на которых специализировался до перехода к прозе Вальтер Скотт (а в России — В. А. Жуковский ) . Привидения — вообще отличительная черта готической литературы , которая вошла в моду в Европе на рубеже XVIII и XIX веков, с наступлением эпохи романтизма . Тогда же появились пародии на «страшные романы» наподобие « Нортенгерского аббатства » Джейн Остин (1803).
Короткие повествование в прозе ( новеллы ) о явлении привидений получили распространение в Германии начала XIX века. Примерами могут служить « Локарнская нищенка » Клейста (1810) и « История с привидением » Гофмана (1819). Под влиянием немецких образцов американец Вашингтон Ирвинг сочинил в 1820 году « Легенду о Сонной Лощине », а Вальтер Скотт в 1828 году — «Комнату с гобеленами» . В России пушкинского времени истории с привидениями также строились по гофмановским лекалам и лишь отчасти наследовали фольклорным быличкам (« Лафертовская маковница », « Пиковая дама », « Штосс », « Портрет », « Шинель » и т. д.).
В середине XIX века романтизм в большинстве стран выходит из моды, а вместе с ним и истории о привидениях. Бастионом жанра в течение всего века остаётся Великобритания, в особенности её «кельтские» окраины — Ирландия и Шотландия . На этом жанре, в частности, специализировался дублинский автор Шеридан Ле Фаню (1814-1873). Его сборник « » (1872) содержит классические образцы жанра — новеллы «Давний знакомый», «Судья Харботтл» и « Кармилла » (на тему о вампирах ). Во Франции мастерами жанра считались Эркман и Шатриан , помещавшие действие своих историй о привидениях на франко-германской границе, в слабозаселённых Вогезах .
В 1850 году Чарлз Диккенс (автор « Рождественской песни », где тоже фигурируют призраки) сетовал, что привидения его времени потеряли всякую оригинальность. Он перечисляет шаблонные для жанра ситуации: дворянин встречает призрак прекрасной юной служанки, которая утонула в пруду его замка лет за двести до этого; невыводимое пятно крови; сама собой распахивающаяся дверь; часы, которые бьют тринадцать; призрачный экипаж с того света; договорённость явиться собеседнику после смерти; встреча девушки с двойником; кузен, которого в минуту смерти видели за тридевять земель где-нибудь в Индии .
Крупные писатели реалистической закваски если и обращались к теме призраков, то скорее как к своеобразному художественному приёму, а не с целью напугать читателя. Так, у Генри Джеймса в повести « Поворот винта » (1898) внимание смещено с привидений на субъективность и смазанность их восприятия ненадёжной рассказчицей . В русской классической литературе примерами жанра могут служить « Призраки » И. С. Тургенева (1863) и « Чёрный монах » А. П. Чехова (1893).
В Великобритании настоящий конвейер жанровой новеллистики был налажен во второй половине 1880-х и особенно в 1890-х гг. В это время выходило немало журналов, которые специализировались на публикации остросюжетных новелл различной жанровой принадлежности. Кембриджский учёный М. Р. Джеймс довёл до отточенности стиль «антикварного» рассказа о привидениях, где свидетелями всякого рода чертовщины становятся степенные учёные, исследующие архитектуру средневековых храмов или корпящие над архивными бумагами.
Среди самых удачных работ современников Джеймс называет новеллы «Верхняя полка» Марион Кроуфорда (1894) и «Комната в башне» Э. Ф. Бенсона (1912) . В последующие десятилетия традиции жанра продолжали англичане А. Блэквуд , Г. Р. Уэйкфилд и А. Беррейдж , хотя литературоведы относили их продукцию к разряду нишевой и сетовали на перепевы мотивов Ле Фаню и других первопроходцев жанра.
На склоне жизни Джеймс сформулировал основные принципы классического рассказа о привидениях. Состоят они в следующем. Место действия должно быть максимально реалистичным, а время действия — не сильно удалено от современности. Потусторонние силы должны вторгаться в размеренную жизнь современников не сразу, а постепенно. Автору следует избегать слишком подробных описаний призраков, ибо они «не терпят яркого света». Основное достоинство рассказа о привидениях, по Джеймсу, в присущей ему атмосфере «приятной жути» ( pleasing terror ) .
Ложные истории с привидениями
Хотя чаще всего рассказы о привидениях пишут специально с целью вызывать у аудитории страх и щекотать ей нервы, существуют истории, созданные для иных целей — от комических до назидательных.
Уже в эпоху романтизма получили распространение лёгкие истории, где «выходцы с того света» оказываются игрой воображения или хитроумным трюком (напр., «Белое привидение» М. Загоскина , 1834). Многие повествования строятся вокруг объектов, специально выдаваемых кем-то за призраков, привидений. К этой категории относятся «Переулок госпожи Лукреции» П. Мериме (1846), « Собака Баскервилей » А. Конан-Дойла , « Призрак Оперы » Гастона Леру и « Дикая охота короля Стаха » В. Короткевича .
Авторы часто вводят привидений в свои повествования с целью рассмешить читателя. Классика такого рода — первый рассказ О. Уайлда « Кентервильское привидение » (1887), пьеса Н. Кауарда « » и многие святочные рассказы Антоши Чехонте .
Романы и фильмы
Вера в призраков в том или ином виде распространена повсеместно, во всех культурах, и истории с призраками передаются в них и между ними изустно или письменно . В широком смысле термин «рассказ о привидениях» может использоваться для обозначения любого типа повествований с их участием — не только в новеллистике, но также в фольклоре, романах и кино. Хотя М. Р. Джеймс считал, что романы , целиком построенные вокруг привидений, редко бывают успешными , многие из них становились бестселлерами.
В историю кино середины XX века вошли британские фильмы о привидениях, основанные на творческой переработке литературных первоисточников: напр., британский киноальманах « Глубокой ночью » (1945) снят по новеллам английских авторов эдвардианской эпохи ; « Невинные » (1961) — по упоминавшейся повести «Поворот винта», « Призрак дома на холме » (1963) — по одноимённому бестселлеру американки Шерли Джексон . В этих фильмах практически нет крови, а эффекты сводятся к нагнетанию атмосферы смутной тревоги, причём сохраняется возможность объяснения мистических происшествий психическими отклонениями главного героя.
В Голливуде истории о привидениях довольно рано растворились в более общем жанре фильма ужасов , для которого характерна прямолинейная стратегия демонстрации физического насилия и кровопролития, зачастую в весьма натуралистичном ключе . Однако на рубеже XXI века признание зрителей и критиков получили киноленты, наследующие классическим традициям историй о привидениях, как, например, « Шестое чувство » М. Н. Шьямалана (1999) и « Другие » А. Аменабара (2001). В 2010 г. одна из наиболее престижных кинонаград, « Золотая пальмовая ветвь », была присуждена фильму « Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни », где ощутимы традиции таиландского жанра «нанг-пхи» (история о духах) .
Примечания
- ↑ Darrell Schweitzer. The Greenwood Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy: Themes, Works, and Wonders (англ.) . — Westport, CT: Greenwood , 2005. — P. 338—340.
- «Ghost Stories» in Margaret Drabble (ed.), The Oxford Companion to English Literature . Oxford, Oxford University Press , 2006. ISBN 9780198614531 (p. 404-5).
- Simpson, William Kelly. he Literature of Ancient Egypt: An Anthology of Stories, Instructions, and Poetry / translations by R.O. Faulkner, Edward F. Wente, Jr., and William Kelly Simpson. — New Haven and London: Yale University Press, 1972. — С. 137—141. — ISBN 0-300-01711-1 .
- ↑ . ebooks.adelaide.edu.au. Дата обращения: 20 марта 2019. Архивировано из 29 июня 2017 года.
- Роман Скотта « Редгонтлет » (1824) включал рассказ слепого странника Вилли, который впоследствии публиковался и отдельно как «страшная история».
- Барыкина А.В. Жанр новеллы в русской литературе первой трети XIX века: автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2007.
- Newman, Kim (ed.). BFI Companion to Horror . London: Cassell, 1996. P. 135.
- Cinematic Ghosts: Haunting and Spectrality from Silent Cinema to the Digital Era (ed. Murray Leeder). Bloomsbury Publishing , 2015. ISBN 9781628922158 . P. 271-290.
- Первым азиатским фильмом о привидениях, покорившим западных синефилов, были « Сказки туманной луны после дождя » японца Мидзогути (1953).
- 2021-02-12
- 2