Interested Article - Кодунай эрхидж балгасан
- 2020-10-19
- 1
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Кодунай эрхидж балгасан ( бур. Худанай эрхэтэ балгааһан , также — Кодунское государство ) — теократическое бурятское государство, провозглашённое на территории нынешнего Кижингинского района Бурятии в 1919 году . Первая и единственная попытка бурятского народа учредить теократическое государство по примеру Тибета .
Предыстория создания
Во время гражданской войны в Хоринском аймаке (куда по административному делению того времени входил Кижингинский район ) большое значение получило так называемое « теократическое балагатское движение» во главе с ламой Л.-С. Цыденовым . Началось оно в июне 1918 года, когда хоринские буряты в ответ на мобилизацию, объявленную Военно-революционным штабом Забайкалья, на своём аймачном съезде приняли резолюцию «об освобождении бурят от призыва в Улан Цагды ( красные всадники ), как никогда не привлекаемые к военной службе». Позднее, хоринцы по той же причине, отказывались идти в Цаган Цагды ( белые всадники ) атамана Семёнова . Остальные буряты тоже отрицательно восприняли призыв о мобилизации, но реакция хоринских бурят была наиболее организованная — хоринцы действовали «…по предсказанию созерцателя ламы Цыденова » .
В ходе разгоревшихся в 1918 г. в боевых действий между большевиками и мятежными Забайкальскими казаками, летом 1918 г. власть в Забайкалье захватил белогвардейский атаман Семёнов . После захвата Верхнеудинска им был издан указ о мобилизации бурят в Белую армию . Поскольку ранее, при царской власти у кочевых бурят не было воинской повинности, они начали активно избегать призыва в армию атамана Семёнова . В ответ на эти действия белогвардейцев среди бурятского населения начало расти недовольство, выражавшееся в саботировании призыва в Белую армию .
Образование Кодунского государства
Неудовлетворённые малым количеством бурят-новобранцев, белогвардейские власти атамана Семёнова разослали старейшинам родов послания с угрозой применения репрессий в случае срыва мобилизации бурятского населения. Угрозы семёновской администрации были восприняты населением с полной серьёзностью — семёновцы проводили регулярные карательные рейды против мирного населения. Особенно отличались жестокостью казаки отрядов Семёнова , возглавляемые генералами А. И. Тирбахом, бароном фон Унгерном (будущим диктатором Монголии), а также карательные отряды Чистохина и Филыпина. В феврале 1919 г. представители буддистов долин Кодуна и Кижинги , страдавшие от насильственного привлечения в ряды Белого движения, подали письменное прошение о защите от притеснений своему религиозному лидеру — Лубсан-Сандану Цыденову . На это Л.-С. Цыденов рекомендовал кижингинским бурятам создать своё собственное государство.
23 апреля 1919 года (14 числа 5 месяца 1 года по летоисчислению балагатов) на склоне священной горы Челсана состоялся съезд (Учредительный Великий суглан) из 102 делегатов, представлявших значительную часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингинской долин, Ульдурги, Булума и других мест, на котором был оглашён Манифест о создании теократического государства «Худанай эрхэтэ балгаһаан» "наподобие Тибета " . Манифест был вручён представителям Бурнардумы и прежде всего атаману Семёнову. Государственное устройство было описано в Конституции из 36 статей. В Конституции не предусматривалось наличие какой-либо военной силы. Государство занимало территорию трёх хошунов — Цагатского, Богольдунского и Хальбинского. Лубсан-Сандан Цыденов стал главой этого государства, приняв титул «Цог-Тугулдур Дхарма Раджа-хан» («Царь трёх миров, Владыка учения»). Как пишет С. Ю. Лепехов , территория государства включала Чесанскую, Кодунскую, Кижингинскую долины, часть территории нынешних Хоринского и Еравнинского районов» . Центром государства стало местопребывание главы государства в местности Соорхэ, возле с. Усть-Орот (так как всё это время Сандан лама не прерывал своего затворничества и всё общение с подданными шло в письменном виде).
Говоря о роли теократического государства, созданного Цыденовым, С. Ю. Лепехов отмечает :
Временный характер теократического государства хорошо понимался его лидерами, однако его существование, пусть на относительно короткий срок, спасло его «подданных» от втягивания в междоусобную братоубийственную войну. Кроме того (и это, может быть, не менее важно), его создание, освященное авторитетом Лубсан-Сандана, имело знаковый характер. Оно задало в сознании его приверженцев норму отношения к неправедной власти – не соучаствовать в ее делах, и это давало силы к духовному сопротивлению в последующие годы
.
Цыденова неоднократно арестовывали. Своего преемника он назвал, находясь в тюрьме. Им стал мальчик Бидия Дандарон , которому было тогда 8 лет и которого считали перерождением одного из тибетских лам .
Исследуя новые государственные образования, возникшие после объявления независимости монгольских земель и их выхода из состава империи Цин , специалисты выделяют теократическую государственность «Худанай Эрхэтэ Балгаһаан» в отдельную модель государственности . В пределах образованного государства ликвидировались хошунные и сомонные управления Бурнардумы , вместо сомонов образовывались тосхоны, а вместо хошунов - 11 балагатских обществ ("Балагатское движение"). Были избраны главы правительства и министры, за исключением министра обороны, так как гос-во Худанай эрхэтэ балгааhан не занималось формированием армии . Глава государства (ширетуй) Дхарма Раджа-хан Цыденов запретил своим подданным вступать как в Белую , так и в Красную армию . Это давало бурятам формальный повод отказывать командующим Белого движения в службе, направляя их к ширетую Л.-С. Цыденову как своему главе.
Ликвидация Кодунского государства
Реакция атамана Семёнова на такой демарш кижингинских бурят была незамедлительной — уже в середине мая в Худанай эрхэтэ балгааһан прибыл отряд Забайкальских казаков для наведения порядка. В ночь с 10 на 11 мая 1919 года в ставку Л.-С. Цыденова в урочище Соорхэ прибыл отряд семёновцев во главе с полковником Корвин-Пиотровским (позднее в эмиграции получивший известность как поэт, прозаик и драматург). Они арестовали правительство Худанай эрхэтэ балгааһан во главе с Дхарма Раджа-ханом Цыденовым — всего 14 (по другим данным — 29 ) человек . На территории нынешнего Кижингинского района была восстановлена власть белогвардейской администрации, и территория Кодунского государства была включена в состав Российского государства Верховного правителя Колчака. Арестованные члены правительства были помещены в Верхнеудинскую тюрьму . 19 июня Л.-С. Цыденов был отпущен как «ненормальный». Однако его популярность среди бурят значительно возросла. В течение 1919 года Л.-С. Цыденов ещё 2 раза арестовывался представителями Белого движения.
Попытки воссоздания Худанай эрхэтэ балгааһан
В марте 1920 г. пал режим атамана Семёнова и к власти пришла администрация ДВР , отличавшаяся ещё меньшей симпатией к Дхарма Раджа-хану Л.-С. Цыденову. Почти всё оставшееся время до своей смерти Л.-С. Цыденов провёл в местах заключения. В начале июля 1921 года в Шолотском дацане, согласно письменному распоряжению из тюрьмы Сандан-ламы Цыденова, состоялось возведение в сан его преемника, признанного им перерождением Гьяяг Ринпоче — восьмилетнего Бидиядары Дандарона . В торжестве, длившемся 3 дня, участвовало «…огромное количество верующих. Были торжественные молитвы, конские бега, борьба, угощения и т. д.» . Новому главе теократов "…преподносится звание Наследника престола, …Нанзан хадак, жертвоприношение посредством мандала, предоставляя ему почётное кресло «Түшэлгэтэй шэрээ» . В 1922 году лама Цыденов был выслан за пределы ДВР в Ново-Николаевск , где и умер от плеврита. В улусе Шана нынешнего Кижингинского района учреждается так называемый «балагатский центр», со своим штатом милиции и арестными помещениями. На этот раз балагаты-теократы продержались 9 месяцев. В марте 1922 года были арестованы 11 главных руководителей, остальные ламы Шолотского дацана были разогнаны. В ответ началось то, против чего в своё время зародилась идея теократии, — вооруженное противостояние, особенно энергично проявили себя жители села Могсохон . Они организовали отряд из 150 всадников и пытались освободить арестованных. Но это им не удалось, все арестованные были высланы. Но сопротивление продолжалось ещё долго, и только в феврале 1927 года специальной оперативной группой ОГПУ были ликвидированы последние остатки движения балагатов.
Литература
- Дарибазарон Э. Ч. Общественная и религиозная деятельность ученого-богослова Сандана Цыденова // Сборник научных трудов ВСГТУ. Серия общественные науки. Выпуск 4, 1998. С 304—308.
- Дарибазарон Э. Ч. // Байкал . №5, 2007.
Примечания
- ↑ Житенев Т. Е. от 31 июля 2021 на Wayback Machine //Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011, №7
- ↑ Лепехов С.Ю. от 31 января 2021 на Wayback Machine //Историческая энциклопедия Сибири (в 3 т.). Том1/гл. ред.: В. А. Ламин . – Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. С. 159.
- ↑ Нестерова Надежда Николаевна. . Историко-культурное наследие на территории с. Михайловка (26 февраля 2012). Дата обращения: 11 апреля 2015. 11 апреля 2015 года.
- Шишкин С. Н. Гражданская война на Дальнем Востоке. — Москва. — Военное издательство министерства обороны СССР, 1957.
- Дело Н-18765. — Т. 4.; Т. 5. С. 82.
- ↑ Б. Д. Дандарон. Под ред. В. М. Монтлевича. Избранные статьи. Чёрная тетрадь. Материалы к биографии. «История Кукунора» Сумпы Кенпо.. — статья: Лубсан Сандан Цыденов.: Евразия,, 2006 г.. — С. стр. 255—276.. — ISBN 5-8071-0204-5 .
- ↑ Лепехов С. Ю. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ). 2016, № 9. С. 118.
- Дудин П.Н., Павлов А.К. от 28 июля 2021 на Wayback Machine //Россия – Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников VIII Международной научно-практической конференции (Казань, 8 – 11 октября 2015 г.). / Отв. Мартынов Д. Е. – Казань, 2015. C. 85–88. – ISBN 978-5-98688-067-6
- 2020-10-19
- 1