Interested Article - Шоссон, Эрнест

Эрне́ст Шоссо́н ( фр. Amédée Ernest Chausson , 20 января 1855 10 июня 1899 ) — французский композитор и музыкальный деятель, один из виднейших представителей школы Сезара Франка . Будучи очень богатым и респектабельным человеком с мягким характером и прогрессистскими взглядами, Шоссон во многом явился связующим звеном между двумя поколениями противоборствующих музыкальных группировок Парижа конца XIX века . Как убеждённый вагнерист , он противостоял самым рьяным ретроградам Академии, а также поддерживал в лице Дебюсси и Сати такие зарождающиеся новаторские течения как импрессионизм .

Эрнест Шоссон прожил недолгую жизнь и написал не так много сочинений, однако он оставил о себе добрую память и занял прочное, особое место в истории французской музыки .

Краткий очерк жизни

Эрнест Шоссон родился в Париже в респектабельной и богатой буржуазной семье. Впрочем, его отец сделал своё состояние незадолго до рождения сына, в 1850 -х годах на государственных подрядах во время реализации знаменитого плана Эжена Османа по реконструкции центральной части Парижа.

По настоянию отца Шоссон поступает на юридический факультет Парижского университета , и аккуратно учится там, чтобы иметь в будущем «серьёзную профессию». Однако, ни учение, ни будущая профессия его не привлекает. Своим главным занятием Эрнест Шоссон видит литературу , музыку, а также в целом — жизнь в искусстве и около искусства. Первые свои музыкальные сочинения Шоссон пишет под влиянием увлечения своей близкой подругой, мадам де Рессак, меломанки и любительницы пения. Громадное влияние на его ранние опыты оказали также оперы Рихарда Вагнера , « Летучий голландец » и особенно « Тристан и Изольда », восхищение которыми он сохранил до конца своих дней. Получив в 1877 году диплом юриста, два года Шоссон работает адвокатом апелляционного суда, однако новая работа его почти не занимает, и он отбывает службу почти формально.

В эти годы он со всё возрастающим интересом посещает оперные театры, а также аристократические и литературные салоны , где встречается со многими артистами и знаменитостями своего времени. Наибольшее значение для него имеет знакомство в 1878 году с одним из наиболее активных учеников и членов кружка Сезара Франка , молодым композитором и дирижёром , Венсаном д’Энди . Фактически эта встреча в наибольшей степени определила всю оставшуюся жизнь Шоссона и его окончательный выбор в пользу композиторской профессии.

После написания диссертации и получения докторской степени в области права Шоссон окончательно бросает занятия юриспруденцией и в октябре 1879 года (в возрасте почти 25 лет) поступает в Парижскую консерваторию , в класс композиции Жюля Массне . Годом позже по совету Венсана д’Энди он начинает частным образом брать уроки также и у Сезара Франка. К тому времени в его небольшой творческий багаж входит только десяток фортепианных пьес и песен. Кружок Франка, в который входили прежде всего такие молодые музыканты, как , Ги Ропарц и Габриэль Пьерне , в то время активно противостоял Консерваторским кругам и по существу являлся единственной организованной оппозицией консервативной музыкальной Академии. Войдя в этот кружок и сделавшись его активным членом, Шоссон, однако, не поставил себя во враждебное положение к музыкальному истеблишменту , но, как респектабельный и богатый человек с независимыми взглядами, скорее явился связующим звеном между противоборствующими группами.

Оставив обучение в консерватории, Шоссон много и со вкусом путешествует по Европе . В 1882 году , вместе с Венсаном д’Энди, он совершает своё первое паломничество в Байрейт на премьеру музыкальной драмы Рихарда Вагнера « Парсифаль ». В том же году Шоссон пишет симфоническую поэму «Вивиан» (спустя пять лет переработанную), в которой уже вполне проявились основные черты его творческой манеры. Именно под влиянием Вагнера, Франка и д’Энди окончательно формируется музыкальный стиль Эрнеста Шоссона. В целом этот стиль можно определить как поздний романтизм , гармонически усложнённый и по-французски лиричный.

Эрнест Шоссон со своей женой, конец 1880-х.

Состоятельный и респектабельный молодой человек высшего света, в начале 1883 года Эрнест Шоссон к тому же очень удачно женится (по любви) на Жанне Эскудье и таким образом становится близким родственником крупнейшего французского музыкального издателя (жена Шоссона была родной сестрой Мадлен Леролль, жены основного владельца и главы издательской фирмы). Во второе байройтское путешествие (в 1883 году ) Шоссон отправляется слушать оперы Вагнера уже с молодой женой.

Крупное состояние, общительный лёгкий нрав, связи в высших кругах и удачная женитьба окончательно определяют положение Эрнеста Шоссона в музыкальном и художественном бомонде Франции. Почти все его произведения немедленно публикуются в крупнейшем музыкальном издательстве Парижа. Начиная с 1886 года и вплоть до своей смерти в 1899 году, Шоссон (вместе с Венсаном д’Энди) занимает место секретаря, а затем и генерального секретаря Национального Совета Музыки. Он активно пользуется своими связями и положением, чтобы помогать своим друзьям по кружку Франка занять места и должности в культурной элите. Таким образом, именно в конце 1880-х начале 1890-х годов Шоссон участвует в жизни Венсана д’Энди, Ги Ропарца , Габриэля Пьерне , Шарля Борда и многих других молодых прогрессивных музыкантов, не желающих примыкать к консервативной академической среде. Его блестящий буржуазный артистический салон еженедельно посещают такие знаменитости, как композиторы , Габриэль Форе , Клод Дебюсси , и Исаак Альбенис , скрипач Эжен Изаи , певица Полина Виардо , пианист , поэт Стефан Малларме , писатель Иван Тургенев и художник Клод Моне . В эти годы Шоссон также положил начало своей крупной коллекции живописи, включающей в основном картины виднейших французских импрессионистов .

Именно в эти годы Шоссон пишет самые яркие и значительные свои сочинения. До сих пор известностью пользуется его трёхчастная симфония B-dur , op. 20 ( 1890 ) и особенно — «Поэма для скрипки с оркестром» ( 1896 ), которая регулярно исполняется и входит в репертуар виднейших скрипачей мира.

Во многом благодаря личному участию Эрнеста Шоссона, либерала и прогрессиста (цукунфиста) по взглядам, в эти годы была нарушена иссушающая монополия консервативных кругов консерватории и Академии на музыкальную и концертную жизнь. При его активном содействии Венсан д’Энди и Шарль Борд организуют свою знаменитую «Школу канторум» , а Ги Ропарц становится директором консерватории Нанси .

Дебюсси в салоне Эрнеста Шоссона играет оперу «Борис Годунов» Мусоргского . 1893 год. (Шоссон стоит за Дебюсси)

Весьма важное место в жизни и творчестве Эрнеста Шоссона занимает его знакомство и приятельские отношения в начале 1890-х годов с двумя молодыми музыкантами, определившими музыкальный облик Франции на будущую четверть века: Клодом Дебюсси и Эриком Сати . При сравнительно небольшой разнице в возрасте, для Дебюсси он сразу же стал старшим другом и отчасти — наставником . Более того, Дебюсси, именно в те времена порвавший с музыкальной академией и оставшийся практически в полной изоляции, рассчитывал на его личную поддержку, связи и, возможно, даже меценатскую помощь.

«…и все ваши наставления всегда будут мне только приятны; разве в некотором роде вы не мой старший брат, которому я во всём доверяю, кто имеет право меня выбранить; и не сердитесь, если мне пока ещё не удалось вам угодить, поверьте, что ваши упрёки огорчили бы меня настолько, что нет ничего такого, чего бы я не сделал, только бы их не заслужить…»

(Клод Дебюсси, из письма Э.Шоссону от 26 апреля 1893 года )

К сожалению, этой дружбе не удалось осуществиться вполне, хотя Шоссон содействовал во многих издательских и концертных проектах Дебюсси, а также, в результате — сам попал под влияние молодого яркого композитора и его первых импрессионистических сочинений. В особенности восхищал Шоссона «Послеполуденный отдых фавна», который он слышал ещё в набросках и в фортепианном исполнении самого Дебюсси. Влияние импрессионизма заметно во всех поздних сочинениях Шоссона, особенно в уже упомянутой «Поэме для скрипки с оркестром», а также в симфонической поэме «Праздничный вечер», «Непрерывной песне» для сопрано с оркестром и во многих фортепианных и вокальных сочинениях 1890-х годов, где стиль Шоссона становится значительно более красочным, а письмо — иногда совсем импрессионистски-прозрачным. После обозначения Клодом Дебюсси своей новой, неистово антивагнеровской позиции, его отношения с Эрнестом Шоссоном несколько охладевают.

Отдельную главу составляет дружеское участие Эрнеста Шоссона в судьбе Эрика Сати . Занимая должность генерального секретаря Национального Совета французской Музыки, он лично подписал к исполнению в концерте национального Общества музыки, (зал Эрар , 20 февраля 1897 ) восхитившие его своей изысканной простотой две «Гимнопедии» Сати в оркестровке Клода Дебюсси. Это было первое исполнение сочинений Эрика Сати большим симфоническим оркестром , ставшее единственным — на долгие двадцать лет. Как позднее вспоминал дирижёр , «я видел, как после исполнения „Гимнопедий“ две крупные слезы скатились по щекам улыбающегося Сати…» Сам Эрик Сати, обидчивый и желчный человек, от которого весьма трудно было услышать о ком-то хорошее слово, вспоминал имя Эрнеста Шоссона с неизменной благодарностью и спустя долгие годы:

«…Прошу Вас тепло поблагодарить членов Комитета Национального Общества музыки за самый братский приём, оказанный ими моим маленьким игрушкам. За последние двадцать лет — это второй раз, когда моё имя появляется в общей программе Музыкального Общества. Первый раз (20 февраля 1897) я был обязан этим чудесной поддержке блистательного Клода Дебюсси, а также изысканного и искренне оплакиваемого Эрнеста Шоссона… Это из тех вещей, которые не забываются»…

(Эрик Сати. Письмо , 7 апреля 1913 )

Шоссон очень любил путешествовать, делал это часто, со вкусом и шиком. За пятнадцать лет он объездил практически всю Европу от Чехии до Испании , но особенно он был привязан к маленькому итальянскому городку Фьезоле , где часто отдыхал и много сочинял. Не менее часто посещал Шоссон и Брюссель , где его музыка (равно, как и сочинения Венсана д’Энди) встречала значительно более тёплый прием, чем в родном Париже. Многие премьеры крупных сочинений Шоссона произошли именно в Брюсселе.

Друзья, знакомые и завистники часто называли Шоссона «счастливчиком» . И в самом деле, почти во всех делах ему сопутствовала удача, и сам по себе он был человеком счастливого нрава . Однако, так продолжалось только до поры до времени. В один прекрасный момент его жизни фортуна от него внезапно отвернулась. Эрнест Шоссон трагически и нелепо погиб 10 июня 1899 в момент наивысшего расцвета своих творческих сил и энергии. Ему было всего 44 года. Катаясь на велосипеде в своём имении в (департамент Сены и Уазы ) он слишком сильно разогнался на спуске под горку, не справился с управлением, врезался в кирпичную стену, ударившись головой, повредил шейные позвонки и скончался на месте. Эрнест Шоссон похоронен в семейном склепе на кладбище Пер Лашез в Париже.

Краткий очерк творчества

Эрнест Шоссон, с почтовой фотокарточки П.Фруа, (около 1885 года)

Список сочинений Шоссона не очень велик. Даже для своей не слишком длинной жизни он написал не так много. В целом музыкальный архив Эрнеста Шоссона включает 39 опусов опубликованных произведений и ещё примерно столько же неопубликованных, большинство из которых представляют собой малые и камерные формы. Примерно две трети сочинений Шоссона — это песни для голоса в сопровождении фортепиано , различных ансамблей , а также в оркестровом сопровождении. Можно сказать, что Шоссон по природе своей органически вокальный композитор.

Творчество Эрнеста Шоссона можно условно разделить на три периода, отличающихся по стилю и тому преобладающему влиянию, которое он испытывал на себе в то время. Первый период , условно до 1886 года , характеризуется очень французским, лёгким характером музыки и гибкими мелодиями в духе первого учителя Шоссона, Жюля Массне . Второй период включает в себя примерно восемь лет после 1886 года, когда в творчестве Шоссона преобладает влияние музыки Рихарда Вагнера и Цезаря Франка . Музыка Шоссона в эти годы становится более драматической, напряжённой, а гармонический язык значительно более острым и густым. И третий период можно отсчитывать примерно с 1893 года , когда Шоссон достаточно тесно общается с Клодом Дебюсси, в его произведения проникают черты стиля импрессионизма , фактура становится более прозрачной, а гармонический язык более изысканным. Эти тенденции усиливаются после смерти отца ( 1894 год ), когда под влиянием личных переживаний Эрнест Шоссон сильнее соприкасается с поэзией французских символистов и проникается психологизмом русской литературы (в особенности Достоевского и Льва Толстого ).

В целом творчество Шоссона, как вариант позднего романтизма располагается между двумя стилистическими и временными полюсами в промежутке между Массне и Брамсом с одной стороны — и Вагнером, Франком и Дебюсси с другой. Однако, никакое творчество не может быть определено только сферой стиля и влияния. Прежде всего — глубокий лиризм, искренность, яркая оригинальная интонация высказывания и прямое обращение к слушателю — вот что делает его лучшие произведения узнаваемыми и исполняемыми до сих пор. Очень точно высказался об этом свойстве его творческого стиля Морис Равель , не только не друживший с Эрнестом Шоссоном при его жизни, но и тем более не сочувствующий и даже враждебный эстетике и творческим идеалам всего кружка Франка:

«…Совсем иной является „Поэма Любви и Моря“ Эрнеста Шоссона. С самого начала изложения основных тем, гармония и мелодия слиты воедино. От них исходит самое нежное очарование. К счастью, сохраняешь воспоминание о нём во всё время ненужных и неуклюжих разработок, звукового хлама, обессиливающего столь музыкальное произведение. Оркестр, подчас несколько перегруженный, но всегда обаятельный, передаёт с самым тонким пониманием обрисованные поэтом пейзажи… …Но к чему искать несовершенства в произведении, которое меня глубоко очаровало? Да, но зачем понадобилось, чтобы я стал профессиональным критиком ?..»

(Морис Равель, «Концерты Лямурё», Revue musicale S.I.M., 15 февраля 1912 г.)

Как убеждённый участник кружка Франка, Эрнест Шоссон в своём творчестве нёс многие черты, общие для своих единомышленников. Стиль и музыкальный язык для верных адептов этого объединения являлся своеобразным «паспортом» для определения «комплекса соответствия», знак почти идеологического значения. Драматические (полные звукового хлама) разработки и подробно выписанная хроматическая гармония (знак принадлежности к последователям Вагнера ) должны были сказать за автора, кто он, каких взглядов придерживается и к какому кружку принадлежит. Все эти свойства в полной мере можно обнаружить прежде всего в его крупных сочинениях, таких, как уже упомянутая «Поэма Любви и Моря» для голоса с оркестром (написанная в 1882 -90 годы и ещё дополнительно переработанная в 1893), наиболее известная по сей день «Поэма для скрипки с оркестром» (1896), и «Симфония» си-бемоль мажор (1889-90). Свою единственную оперу «Король Артюс» (написанную на собственное либретто в 1895 году и впервые поставленной уже после смерти, в Брюсселе , 1903 год ) Шоссон построил на классической вагнеровской системе лейтмотивов , что безусловно означало также приверженность однажды избранной школе. Несмотря на появление новых ярких течений, таких как импрессионизм и знакомство с молодыми музыкантами, ищущими новых, свободных от влияния путей, Эрнест Шоссон до конца жизни сохранил верность байройтским идеалам и принципам.

«Вагнер не только нашёл ту форму, которая лучше всего подходила к характеру его гениальности, он был инициатором, по-новому ориентировавшим театр. Драматургическая революция, осуществлённая им, носит слишком широкий характер, чтобы оставаться обособленной, без значения и последствий для будущего».

(Эрнест Шоссон. «На премьеру оперы Фервааль» 1897 г.)

Эрнест Шоссон считается первым композитором, использовавшим новый на тот момент инструмент челесту в серьёзной академической музыке. В декабре 1888 года состоялась премьера пьесы Шекспира «Буря» во французском переводе . Музыку для этого спектакля написал Шоссон. Пять небольших пьес во время этого спектакля исполнял камерный ансамбль, состоящий из семи инструментов ( септет ): флейты , скрипки , альта , виолончели , арфы и челесты, которые аккомпанировали женскому голосу. Спустя три года после Эрнеста Шоссона челесту блистательно использовал Чайковский в симфонической поэме «Воевода», а затем и в « Щелкунчике ».

Начиная с самых первых опытов, весьма значительное место в творчестве Шоссона занимают песни и вообще произведения с участием голоса. Их общее количество превосходит всё остальное, написанное Шоссоном. Особенно важным для него было искусство просодии , он ставил перед собой задачу добиться полного соединения голоса, поэтического текста и инструментального сопровождения и достигал впечатляющих результатов, оставаясь в своих произведениях глубоко естественным и обаятельным композитором. До сих пор вокальные произведения Шоссона охотно исполняются французскими и франкоязычными исполнителями.

Переживший Шоссона более чем на тридцать лет, его старший товарищ, учитель и друг Венсан д’Энди безусловно выделял его из всего круга последователей Франка и ставил его на почётное первое место:

«…Благодаря прилежному изучению вагнеровских партитур наши музыканты, вооружённые хорошим знанием классических традиций избежали ловушек, расставленных на их пути коммерсантами от искусства. Сосредоточив свои усилия для достижения общей цели, они смогли в течение примерно сорока лет удерживать на большой высоте симфоническое искусство нашей страны… А если говорить о наиболее значительных произведениях камерной музыки, в которых на французский вкус к пропорциям и уравновешенности смог смягчить крайности вагнеровского духа, то вот — …концерт и Эрнеста Шоссона и особенно его квартет с фортепиано, где не знаешь, чем больше восхищаться — богатством письма или благородством музыкального материала…»

(Vincent d’Indy. Richard Wagner et son influence sur l’art musical français. Paris, 1930)

В своем творчестве Эрнест Шоссон был скорее не новатором , а завершителем, он как бы подводил итоги и ставил черту позднеромантического стиля и доводил до тонкого совершенства искусство своих предшественников. В своих произведениях он был чужд крайностей и эмоциональных всплесков, неизменно отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме. Его музыка занимает своё особое историческое место между драматическим, проникнутым мистикой романтизмом Вагнера и Франка и — воздушным импрессионизмом Дебюсси.

Краткий обзор сочинений

Семейный склеп Шоссонов, Париж , кладбище Пер Лашез

Эрнест Шоссон написал очень мало чистой оркестровой музыки — всего четыре партитуры . Наиболее известной и исполняемой из них является Поэма для скрипки с оркестром, ор. 25 ( 1896 год ), которая заняла прочное место в скрипичном репертуаре и вообще является на данный момент самым исполняемым произведением Шоссона. Единственная завершённая симфония Шоссона — си-бемоль мажор, op. 20 (1889- 1890 ). Также из чистой симфонической музыки можно назвать симфоническую поэму «Праздничный вечер» ор. 32 ( 1897 - 98 ).

Из произведений для голоса (или голосов с оркестром) можно выделить симфоническую поэму «Вивиан» ор. 5 (1882); «Ведические гимны» для четырёх голосов с оркестром на слова Леконта де Лиля , ор. 9 (1886); «Поэму Любви и Моря» для голоса с оркестром на стихи Мориса Бушо, ор. 19 (1882—1892) и «Непрерывную песню» для сопрано и оркестра на слова Шарля Кро , ор. 37 ( 1898 ).

Из сценических произведений Шоссона прежде всего следует назвать единственную оперу «Король Артюс» (лирическая драма в трёх актах ), ор. 23 (1866—1895), единственный раз за XX век поставленную в Брюсселе, в 1903 году. Кроме того, его руке принадлежит неоконченная лирическая комедия на либретто Альфреда де Мюссе «Капризы Марианны», ор. 4 (1882-84); «Елена», также неоконченная лирическая драма в двух актах на либретто Леконта де Лиля , ор. 7 (1883-84); музыка к пьесе Шекспира «Буря» в переводе Мориса Бушо ор.18 (1888); музыка к драме Аристофана «Птицы» (1889) и «Легенда о Святой Чечилии» на слова Бушо, ор. 22 (1891).

Среди камерных сочинений Шоссона выделяется трио соль минор, ор. 3 ( 1881 ), концерт ре мажор для фортепиано, скрипки и струнного квартета , ор. 21 (1889—1891), фортепианный квартет ля мажор, ор. 30 (1897), и незаконченный струнный квартет до минор, ор. 35 ( 1899 ), сочинение которого было прервано смертью.

Наибольшую часть творческого наследия Шоссона занимают вокальные произведения, чаще всего песни для голоса и фортепиано . Вот лишь некоторые из них: «Альбатросы», на слова Шарля Бодлера ( 1879 ); семь мелодий ор.2 на стихи разных поэтов (1879- 1882 ); четыре мелодии на слова Мориса Бушо ор.8 (1882—1888); два дуэта на слова Теодора де Банвиля и Оноре де Бальзака ор.11 ( 1883 ); «Проклятая смерть» на слова Решпи (1884); « Эпиталама », на слова Бушо (1886); «Караван» песня на стихи Готье ор.14 ( 1887 ); «Serres chaudes» цикл песен на стихи Мориса Метерлинка ор.24 (1893—1896); песни из Шекспира ор.28 (1890—1897); «Баллада» на стихи Данте для четырёх голосов ор.29 (1896—1897); «Морские паломники пресвятой Девы», на слова Фарга (1898); две поэмы Верлена ор. 34 (1898) и многие другие.

Отдельную весомую часть творческого наследия Эрнеста Шоссона представляют собой религиозные (чаще всего, хоровые ) сочинения. Работа в этом жанре (чаще всего с участием «церковного» органа) — типичная традиция школы Франка. Однако Шоссон нередко идёт дальше своего учителя и вводит в состав исполнителей типично колористические, «светские» инструменты ( арфа , рояль , скрипка ) и более богатую, импрессионистическую гармонию. Некоторые из культовых сочинений Шоссона указаны ниже: «O salutaris» для органа, фортепиано и арфы (1879); Два мотета для голосов, скрипки и органа ор.6 (1883); Три мотета для четырёх голосов, виолончели, арфы и органа ор.12 (1886); «Tantum ergo» для голоса, органа, скрипки и арфы (1891).

И последнюю часть композиторского архива Шоссона составляют пьесы для фортепиано . Их совсем немного, однако, они часто представляют собой прямую, эскизную форму высказывания и чистую, ничем не украшенную форму существования стиля Шоссона. Среди них: Сонатины для фортепиано в четыре руки (1878); Военный марш (1884); Несколько танцев ор.26 № 1-4 (1896) и « Пейзаж » для фортепиано ор.38 (1895).

Примечания

  1. Amédée Ernest Chausson // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Ernest Chausson // (кат.) — , 1968.
  3. Ernest Chausson // — 2005.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118669168 // (нем.) — 2012—2016.
  5. (фр.) — 2002. — P. 90. — ISBN 978-2-85917-346-3
  6. Тьерсо Ж. Венсан д’Энди и школа Сезара Франка в сборнике «Французская музыка второй половины XIX века». — М. : Музыка, 1938. — С. 107—108.
  7. // Encyclopædia Britannica Online. (англ.)
  8. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М. : Музыка, 1964. — С. 49.
  9. Клод Дебюсси. Избранные письма (сост. А.Розанов). — Л. : Музыка, 1986. — С. 42.
  10. Erik Satie . Correspondance presque complete. — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 185.
  11. Эрик Сати , Юрий Ханон . Воспоминания задним числом. — СПб. : Центр Средней Музыки & , 2010. — С. 275-276. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8 .
  12. Erik Satie. Correspondance presque complete. — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 719.
  13. Encyclopedie de la musique. — Paris: Fasquelle, 1961. — С. 114-115.
  14. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М. : Музыка, 1964. — С. 59.
  15. Составители М.Жерар и Р.Шалю. Равель в зеркале своих писем. — Л. : Музыка, 1988. — С. 216.
  16. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М. : Музыка, 1964. — С. 48.
  17. Челеста в произведениях Шоссона и Чайковского от 16 мая 2008 на Wayback Machine
  18. Vincent d’Indy . Richard Wagner et son influence sur l’art musical français. — Paris, 1930. — С. 60-61.
  19. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. — Л. : Музыка, 1983. — С. 3.
  20. . Дата обращения: 28 апреля 2009. 13 сентября 2006 года.

Литература

  • Ноты произведений Э.Шоссона
  • Тьерсо Ж. «Венсан д’Энди и школа Цезаря Франка» (в сборнике «Французская музыка второй половины XIX века»), М., 1938;
  • // Музыкальный энциклопедический словарь . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 641 . — ISBN 5-85270-033-9 .
  • Равель в зеркале своих писем. Составители М.Жерар и Р.Шалю ., Л., Музыка, 1988.
  • Шнеерсон Г. Французская музыка XX века, 2 изд. — М., 1970;
  • Клод Дебюсси . Избранные письма (сост. А.Розанов) Л., «Музыка», 1986;
  • Encyclopedie de la musique , Paris, Fasquelle, 1961.
  • Erik Satie Correspondance presque complete, — Fayard / Imec, 2000.
  • Vincent d’Indy . Richard Wagner et son influence sur l’art musical francais. Paris, 1930;

Ссылки

Источник —

Same as Шоссон, Эрнест