Interested Article - Экспериментальный рок

Эксперимента́льный рок ( англ. Experimental rock или авангáрд-рок , англ. avant-rock ) — поджанр рок-музыки , который раздвигает границы общей композиции и техники исполнения либо экспериментирует с основными элементами жанра . Исполнители стремятся к освобождению и инновациям, причем некоторые из отличительных черт жанра — это импровизационные выступления , влияние авангарда , «странная» инструментовка (присутствие нестандартных для рока инструментов), сложные тексты песен (или вообще их отсутствие), неортодоксальные структуры и ритмы, а также скрытый отказ от коммерческих стремлений .

С самого начала рок-музыка была экспериментальной, но только в конце 1960-х годов рок-исполнители начали создавать расширенные и сложные композиции с помощью достижений в области многодорожечной записи . В 1967 году этот жанр был столь же коммерчески жизнеспособен, как и поп-музыка , но к 1970 году большинство его ведущих исполнителей были «выведены из строя» в той или иной форме. В Германии поджанр краут-рок объединил элементы импровизации и психоделического рока с авангардными и современными классическими произведениями . Позднее, в 1970-х годах, значительное музыкальное скрещивание произошло в тандеме с развитием панка и нью-вейва , экспериментирования с DIY -эстетикой и электронной музыки . Фанк , джаз-рок и фьюжн -ритмы также стали интегрироваться в экспериментальную рок-музыку.

Первая волна экспериментальных рок-групп 1980-х годов имела мало прямых прецедентов для своего звучания. Позже в этом десятилетии авангардный рок преследовал психоделическую эстетику, которая отличалась от самосознания и бдительности более раннего пост-панка . В течение 1990-х годов свободное движение, известное как пост-рок , стало доминирующей формой экспериментального рока. С 2010-х годов термин «экспериментальный рок» стал широко использоваться, и многие современные рок-группы были классифицированы по таким префиксам, как «пост-», «краут-», «психоделический», «арт-», «прогрессивный», «авангардный» и «нойз-».

История

1960-е — 1970-е гг.

Хотя экспериментирование всегда существовало в рок-музыке, только в конце 1960-х годов появились новые открытия, связанные с эстетическим пересечением с социальным . В 1966 году границы между поп-музыкой и авангардом начали размываться, поскольку рок-альбомы были задуманы и исполнены как отдельные, расширенные выражения . Рок-музыканты-самоучки в середине и конце 1960-х годов черпали вдохновение из произведений таких композиторов, как Джон Кейдж , Карлхайнц Штокхаузен и Лучано Берио . Академик Билл Мартин пишет: «в случае артистов-подражателей то, что получилось, почти всегда было просто производным, тогда как в случае рок-музыки результат мог быть вполне оригинальным, потому что ассимиляция, синтез и подражание — неотъемлемые части языка рока» .

The Beatles работают в студии вместе со своим продюсером Джорджем Мартином, 1965 год

Мартин говорит, что передовые технологии многодорожечной записи и микшерных пультов были более влиятельны для экспериментального рока, чем электронные инструменты , такие как синтезатор , что позволило The Beatles и The Beach Boys стать первой культурой неклассически подготовленных музыкантов, которые создают протяжённые и сложные композиций . Опираясь на влияние Джорджа Мартина , продюсера The Beatles и Брайана Уилсона из The Beach Boys, музыкальные продюсеры после середины 1960-х годов начали рассматривать студию звукозаписи как инструмент, используемый для облегчения процесса сочинения . Когда альбом Pet Sounds (1966 г.) группы The Beach Boys был выпущен и продержался в британских чартах в топ-10 четыре месяца, многие британские группы отреагировали на альбом как на более экспериментальный релиз с использованием методов звукозаписывающей студии .

Фрэнк Заппа и Капитан Бифхарт, сидящий слева, во время концерта 1975 года

В конце 1960-х годов такие группы, как The Mothers of Invention , The Velvet Underground , , The Beatles и The Jimi Hendrix Experience , начали включать в свою работу элементы авангардной музыки , звукового коллажа и поэзии . Историк Дэвид Симонелли пишет, что, в дополнение к композиции « Tomorrow Never Knows » группы The Beatles (Revolver, 1966), в феврале 1967 года был выпущен двойной сингл, объединяющий песни « Strawberry Fields Forever » и « Penny Lane », который «установил группу как самых авангардных рок-композиторов послевоенной эпохи» . Помимо The Beatles, писатель Дойл Грин называет Фрэнка Заппу , группу The Velvet Underground, Plastic Ono Band , Капитана Бифхарта , Pink Floyd , The Soft Machine и Нико «пионерами авангардного рока» . Кроме того, Бен Грэм из Quietus назвал дуэты Silver Apples и Suicide предшественниками авангардного рока .

По мнению Стюарта Розенберга, первой «примечательной» экспериментальной рок-группой стали The Mothers of Invention, возглавляемая композитором Фрэнком Заппой . Дойл Грин признал дебютный альбом группы, Freak Out! , как ознаменование «появления авангард-рокового студийного альбома», в то время, как презентацию Уорхола для концертов The Velvet Underground переосмыслением параметров рок-концерта . По словам автора Келли Фишер Лоу, Заппа «задал тон» экспериментальному року тем, как он включил «контртекстурные аспекты… обращающие внимание на саму записанность альбома» . Это отразилось в современных экспериментальных рок-пластинках, например, Pet Sounds и Smile группы The Beach Boys, The Who Sell Out (1967 г.) и Tommy (1969 г.) группы The Who , а также Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967 г.) группы The Beatles. The Velvet Underground были «новаторской группой в экспериментальном роке», по словам Розенберга, «ещё более отстающей от популярной культуры, чем ранние записи The Mothers of Invention» . Группа играла экспериментальный рок в 1965 году, прежде чем появились другие значительные контркультурные рок-сцены , первопроходцы авангард-рока, благодаря их интегрированию минималистского рока и авангардных идей .

Альбом Sgt, Peppers… группы The Beatles вдохновил на новое рассмотрение экспериментального рока как на коммерчески жизнеспособную музыку . Как только группа выпустила свой фильм « Волшебное таинственное путешествие » в декабре 1967 года, писатель Барри Фолк написал следующее: «поп-музыка и экспериментальный рок были [вкратце] синонимами, и The Beatles стояли на вершине прогрессивного движения в музыкальном капитализме» . По мере развития прогрессивного рока , экспериментальный рок приобрёл известность наряду с таким жанром как арт-рок . К 1970 году большинство музыкантов, находившихся на переднем краю экспериментального рока, сами себя «вывели из строя» . С тех пор идеи и работы британского музыканта и бывшего члена группы Roxy Music Брайана Ино , который предложил, чтобы идеи из мира искусства, включая идеи экспериментальной музыки и авангарда, развёрнутые в контексте экспериментального рока, были ключевыми инновациями на протяжении всего десятилетия .

Краут-рок

В конце 1960-х и начале 1970-х годов немецкая « краут-рок » сцена (также называемая kosmische или elektronische musik) увидела, как разные группы развивают форму экспериментального рока , опирающаяся на рок-музыку как первоисточник, такие как The Velvet Underground и Фрэнк Заппа, а также более широкие влияния авангарда . Такие группы, как Can , Faust , Neu! , Amon Düül II , Ash Ra Tempel , Kraftwerk , Tangerine Dream и Popol Vuh объединили элементы психоделического рока с электронной музыкой , фанковыми ритмами, джазовой импровизацией, авангардными и современными классическими композициями , а также новыми электронными инструментами . Идеи минимализма и таких композиторов, как Штокхаузен, оказались особенно влиятельными . Это направление частично родилось из студенческих движений 1968 года , поскольку немецкая молодёжь стремилась к уникальной контркультурной идентичности и хотела развивать форму немецкой музыки, отличную от основной музыки того периода .

Конец 1970-х — наши дни

В конце 1970-х годов пост-панк -движение было задумано как разрыв с рок-традицией, исследование новых возможностей, охватывающих электронику, нойз , джаз и классический авангард, а также производственные методы с такими жанрами, как даб и диско . В эту эпоху фанк , джаз-рок и фьюжн -ритмы стали интегрироваться в экспериментальную рок-музыку . Некоторые группы, которые были отнесены к категории «пост-панк», считали себя частью экспериментальной рок-траектории, причём группа This Heat была одним из выдающихся исполнителей в данном стиле . В конце 1970-х годов ноу-вейв -сцена состояла из нью-йоркских экспериментальных рок-групп, которые стремились порвать с нью-вейв , и которые, по словам редактора из Village Voice Стива Андерсона, преследовали грубый редукционизм, который бы «подрывал силу и мистику рок-авангарда, лишая его традиции „реагировать против“» . Андерсон утверждает, что ноу-вейв-сцена представляла собой «последнее стилистически сплочённое авангард-рок-движение Нью-Йорка» .

Выступление группы Sonic Youth в Швеции, 2005 год

По словам музыкального электронного журнала Pitchfork , в начале 1980-х годов авангардный рок значительно развивался после панк-рока и нью-вейва , экспериментов с DIY -эстетикой, электронной музыки и скрещивания с музыкой прошлого десятилетия . Доминик Леоне из Pitchfork утверждает, что первая волна экспериментальных рок-групп 1980-х годов, включающая таких исполнителей, как Material , The Work, This Heat, группа Орнетта Коулмана Prime Time, Джеймс «Blood» Алмер, Last Exit и Massacre, имела мало прямых прецедентов для их звучания . Стив Редхэд отметил возрождение нью-йоркской авангардной рок-сцены, благодаря таких исполнителей, как Sonic Youth и Джон Зорн , в 1980-х годах . По словам журналиста Дэвида Стаббса, «ни одна другая крупная рок-группа не сделала так много, чтобы попытаться преодолеть разрыв между роком и авангардом», как Sonic Youth, которые опирались на импровизацию и нойз, а также на The Velvet Underground .

В конце 1980-х годов авангардный рок преследовал «измотанную, психоделически окрашенную, „блаженную“» эстетику, которая отличалась от самосознания и бдительности более раннего пост-панка . Британская шугейз -сцена рассматривалась некоторыми как продолжение традиции экспериментальной рок-музыки . В Pitchfork описывали таких современных групп как My Bloody Valentine , Spacemen 3 и The Jesus and Mary Chain как «икон авангардного рока» . По словам музыкальных критиков Пола Хегарти и Мартина Холливелла, некоторые авангардные рок-исполнители 1980-х и начала 1990-х годов, такие как британские музыканты Дэвид Сильвиан и группа Talk Talk , вернулись к идеям прогрессивного рока, который они называют « » . В течение 1990-х годов свободное движение, известное как пост-рок , стало доминирующей формой экспериментального рока . В ответ на традиционную формулу рок-музыки, пост-рок-исполнители объединили стандартную рок-инструментовку с электроникой и влиянием таких стилей, как эмбиент , IDM , краут-рок, минимализм и джаз . В 2015 году редактор из Quietus Брайан Брасси отметил неопределённость связанную с термином «экспериментальный рок», и что «похоже, что каждая рок-группа сегодня имеет какой-то префикс для обозначения своего направления, например „пост-“, „краут-“, „психоделический“ или „нойз-“» .

Комментарии

  1. В популярной музыке начала 1960-х годов для продюсеров, авторов песен и инженеров было обычным делом свободно экспериментировать с музыкальной формой , аранжировками , неестественной реверберацией и другими звуковыми эффектами. Некоторые из наиболее известных примеров — это производственная формула « стена звука » Фила Спектора и использование Джо Миком самодельной электроники для таких групп, как The Tornados .
  2. The Beach Boys, вслед за альбомом Pet Sounds , выпустили несколькими месяцами спустя сингл « Good Vibrations » (1966), который считается важной вехой в развитии рок-музыки , а также вместе с альбомом Revolver группы The Beatles, главным сторонником революционизации рок-музыки от живых концертных выступлений до студийных постановок, которые могли существовать только на записи .
  3. Писатель Барри Майлз так прокомментировал группу Pink Floyd: «они были первыми людьми, которых я когда-либо слышал, которые сочетали какой-то интеллектуальный эксперимент с рок-н-роллом». Фотограф Джон Хопкинс вспоминает: «группа не играла музыку, они играли звуки. Волны и стены звука, совершенно непохожие на все, что кто-либо в рок-н-ролле играл раньше. Это было похоже на людей в серьезной, непопулярной музыке» .
  4. По словам журнала Clash Music , дебютный альбом группы, выпущенный в марте 1967 года The Velvet Underground & Nico стал первой записью в стиле арт-рок .
  5. Билл Мартин считает, что «почти всё интересное и творческое в рок-музыке, что появилось примерно после 1970 года, так или иначе находится под влиянием прогрессивного рока» . Особое влияние на рок-музыкантов оказали: улучшение музыкального мастерства, широкая эклектика, утопизм, романтизм и стремление к экспериментам .

Примечания

  1. , p. 179.
  2. . AllMusic . Дата обращения: 16 февраля 2016. 1 апреля 2020 года.
  3. Savage, Jon . The Guardian . Дата обращения: 14 июня 2016. 1 апреля 2020 года.
  4. Osborn, Brad. (англ.) // (англ.) : journal. — 2011. — October ( vol. 17 , no. 3 ). 1 апреля 2020 года.
  5. , p. 344.
  6. . AllMusic . Дата обращения: 1 января 2020. 1 апреля 2020 года.
  7. The Editors of Encyclopædia Britannica. . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 1 января 2020. 1 апреля 2020 года.
  8. . AllMusic . Дата обращения: 1 января 2020. 8 февраля 2016 года.
  9. , p. 144.
  10. . The Independent . Дата обращения: 16 февраля 2016. 21 июня 2020 года.
  11. , p. 10.
  12. , p. 93.
  13. , p. 4.
  14. , p. 3.
  15. , p. 22.
  16. , p. 5.
  17. , p. 75.
  18. , p. 890.
  19. , p. 45.
  20. , p. 329.
  21. , p. 71.
  22. , p. 282.
  23. , p. 174.
  24. , p. 106.
  25. , p. 182.
  26. , p. 10.
  27. Graham, Ben . The Quietus . Дата обращения: 17 сентября 2016.
  28. , p. 23.
  29. , pp. 38, 219.
  30. , p. 180.
  31. John, Mike (1970-07-04). . The New York Times . Дата обращения: 19 сентября 2016 .
  32. , p. 143.
  33. . Clash Music . 2009-12-11. Архивировано из 2 апреля 2015 . Дата обращения: 28 марта 2015 .
  34. , p. 35.
  35. , p. 73.
  36. , p. 69.
  37. , p. 63.
  38. Albiez, Sean. . — Bloomsbury Publishing , 2016. — С. 168.
  39. Sanford, John. (англ.) . — Routledge Press , 2013. — P. 353.
  40. Reynolds, Simon . (англ.) // Melody Maker : magazine. — 1996. — July. 25 апреля 2017 года.
  41. .
  42. , p. 2.
  43. , p. 86.
  44. Foege, Alec. . — Macmillan, 1994. — С. 68—9.
  45. Leone, Dominique . Pitchfork Media . Дата обращения: 17 сентября 2016. 1 октября 2016 года.
  46. Redhead, Steve. (англ.) . — Manchester University Press , 1990. — P. 66.
  47. , p. 91.
  48. , p. 92.
  49. Rodgers, Jude (2007). . The Guardian . из оригинала 5 октября 2016 . Дата обращения: 18 сентября 2016 .
  50. Berman, Stuart . Pitchfork Media . Дата обращения: 17 сентября 2016. 1 октября 2016 года.
  51. , p. 225.
  52. Brussee, Bryan . The Quietus (8 июля 2015).

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Экспериментальный рок