Принц-дракон
- 1 year ago
- 0
- 0
Драко́н ( греч. δράκων ) — собирательное название, объединяющее ряд мифических существ , фигурирующих в мифах и фольклоре многих народов мира. Представления о драконах значительно различаются в регионах мира, но европейские драконы времён Высокого Средневековья часто изображались с массивным змеевидным телом, имели крылья, рога, четыре лапы и были способны выдыхать пламя . Драконы в восточных культурах, такие как китайский дракон , обычно изображаются как бескрылые четвероногие существа с длинным змеевидным телом. Фольклорные предания приписывают им высокий интеллект и даже великую мудрость, их связывают с водными источниками и дождём.
Популярное представление о драконах в западноевропейской культуре основано, вероятно, на слиянии ещё более ранних описаний и неточных рисунков рептилий , сделанных летописцами древности. Такие драконы изображаются как монстры, которых нужно приручить или победить, обычно это делается драконоборцами : святыми или героями , как в популярной легенде о Святом Георгии и Драконе . Нередко упоминается, что у драконов ненасытный аппетит, они живут в пещерах, где копят и стерегут сокровища. Такой типаж дракона часто фигурирует в западной фантастической литературе, яркими современными примерами которой являются « Хоббит » Дж. Р. Р. Толкина , серия « Гарри Поттер » Дж. К. Роулинг и « Песнь льда и пламени » Джорджа Р. Р. Мартина .
По утверждению российского философа Валерия Дёмина , в настоящее время «идёт драконий бум» у фантастических жанров любых форм — в изобразительном искусстве , литературе, кинематографе , в интернет-сайтах и компьютерных играх. Эта тема имеет огромное количество поклонников , а образ дракона широко распространён в фэнтези , а также используется в фэншуй и астрологии ( год дракона ).
Термин «дракон» вошёл в английский язык в начале XIII века и исходит от древнефранцузского названия существа, которое, в свою очередь, происходит от латинского термина draconem (именительный падеж: draco ), что означает «огромный змей»; от древнегреческого δράκων , drákōn (родительный падеж: δράκοντος, drákontos ), что означает «змея», «гигантская морская рыба». Подобные греческие и латинские термины относились к любой крупной змее, не обязательно мифологической . Греческое слово δράκων , скорее всего, происходит от греческого глагола δέρκομαι ( dérkomai ), означающего «я вижу», аористическая форма которого — ἔδρακον ( édrakon ) . Считается, что это относится к чему-то со «смертоносным взглядом» , с необычайно «яркими» или «острыми» (зоркими) глазами, или к тому, что глаза змеи кажутся всегда открытыми; на самом деле каждый глаз видит сквозь специальную прозрачную плёнку в веках, которые постоянно закрыты. Греческое слово, вероятно, происходит от индоевропейской основы * derḱ - «видеть»; санскритский корень दृश् (др̥̥-) также означает «видеть».
Термин «дракон» также стал применяться к мифическим азиатским драконоподобным существам, таким как японский рю ( ), китайский лун ( ), вьетнамский лонг (龍), корейский ён (용) и другим. Китайский дракон loong (традиционное: 龍, упрощённое: 龙, упрощённое японское: 竜, пиньинь : lóng ) ассоциируется с удачей и, как считается, имеет власть над дождём. Ассоциации с дождём являются источником китайских обычаев танцев драконов и гонок лодок-драконов . У многих восточноазиатских божеств и полубогов, драконы выступают в качестве личных ездовых животных или даже друзей. Драконы также отождествлялись с императором Китая, который во время более поздней истории китайской империи был единственным, кому разрешалось иметь изображения драконов на стенах своего жилища, одежде или личных вещах.
Некоторые исследователи геральдики ( А. Б. Лакиер , П. П. Винклер ) не разделяют змея и дракона, в то время как другие ( Ю. В. Арсеньев ) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея — четыре, у дракона — две), хотя в большинстве художественных образов (в картинах, фильмах, скульптурах) у драконов четыре лапы. Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в «Московской» Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком . Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «дьявол» используются как синонимы). В «Московской» Библии 1663 года дьявол назван змием, в «Елизаветинской» Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий». Так, в описании государственного герба , сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке , стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий» . В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. Для перевода выбирался один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо .
В то же время В. Я. Пропп разделяет змея и дракона, указывая, что последний — символ более поздний и его не было ни у одного по-настоящему первобытного народа . А. М. Беленицкий и В. А. Мешкерис говорят о драконе как о сложном змеевидном образе, представляющем целое семейство драконоподобных гибридных существ, который по своему значению является разновидностью змеи .
Также среди научных ( латинских ) и русских названий живых организмов встречается немало названий, имеющих отношение к латинскому слову « draco », русскому « дракон » или к производным от них. В зоологии такие названия носят несколько таксонов пресмыкающихся ( летучие драконы , дракохелис ) и рыб ( морские драконы , ), в ботанике — несколько таксонов и нетаксономических групп цветковых растений ( дракофиллум , драцена ), отличающихся необычностью своего внешнего вида или плодов.
Среди учёных до сих пор нет единого мнения о прообразе драконов, встречающихся в мифах и преданиях практически во всех культурах по всему миру .
Самые ранние засвидетельствованные сообщения о драконоподобных существах повествуют о неких гигантских змеях . Драконы впервые описаны в мифологии древнего Ближнего Востока , а также в искусстве и литературе древней Месопотамии . Предания о погодных божествах , вступающих в бой и побеждающих гигантских змеев, встречаются почти во всех индоевропейских и ближневосточных мифах. Известные прототипы драконоподобных существ включают Сирруша древней Месопотамии ; Апопа в египетской мифологии ; Вритру в Ригведе ; Левиафана в еврейской Библии ; Пифона , Ладона и Лернейскую гидру в греческой мифологии ; Ёрмунганда , Нидхёгга и Фафнира в скандинавской мифологии .
Сходства между чертами драконов у разных народов нередко представляют собой компиляцию черт кошачьих, некоторых птиц и рептилий и могут включать: змее-/ящероподобное тело/голову, чешуйчатую кожу, четыре лапы с тремя или четырьмя пальцами на каждой, выступающие на спине позвонки, хвост, пасть с острыми зубами, нередко с несколькими их рядами. Некоторые современные учёные считают, что гигантские вымершие или мигрирующие крокодилы имели наиболее близкое сходство с драконами, особенно когда попадались очевидцам в лесных или болотистых районах. Вероятно, они также могли послужить образцом современных представлений о драконах .
В книге « » (2000) антрополог Дэвид Э. Джонс выдвигает гипотезу о том, что люди, как и обезьяны, унаследовали инстинктивные реакции по отношению к змеям, крупным кошачьим и хищным птицам . Он цитирует исследование, которое показало, что примерно 39 человек из сотни боятся змей , и отмечает, что страх перед змеями особенно заметен у детей, даже в тех регионах, где змеи встречаются редко. Все ранние засвидетельствованные сообщения о драконах напоминают именно о змееподобных существах или существах, обладающими их атрибутами . Таким образом, Джонс заключает, что сказания о драконах появляются почти во всех культурах, потому что у людей есть врождённый страх перед змеями и другими животными, которые были главными хищниками предков человека разумного . Обычно говорят, что драконы обитают в «сырых пещерах, глубоких водоёмах, диких горных просторах, морском дне, лесах с привидениями», во всех местах, которые считались опасными для первопредков человека .
Эдриэн Майор в своей книге «The First Fossil Hunters: Dinosaurs, Mammoths, and Myth in Greek and Roman Times» (2000) утверждает, что мифы о драконах могли быть основаны на ранних находках окаменелостей , принадлежащих динозаврам и другим доисторическим животным . По мнению автора, легенды о драконах северной Индии, возможно, вдохновлены находками необычных костей и окаменелостей в массивах горной цепи Сивалик и что древнегреческие изображения Кета , возможно, были навеяны останками самотерия , вымершего вида жирафов, чьи окаменелости часто находили в Средиземноморском регионе . В Китае, где широко распространены окаменелости крупных доисторических животных, эти останки часто идентифицируются как «кости дракона» и широко используются в традиционной китайской медицине . Писательница, тем не менее, осторожно отмечает: явно не все истории о драконах и гигантах обоснованы находками окаменелостей . К примеру, в скандинавской мифологии драконы и морские чудовища занимают видное место, однако там не находили костей крупных древних животных. В одной из своих более поздних книг Майор заявляет, что многие изображения драконов по всему миру основаны на народных поверьях или преувеличенных описаниях и ныне живущих крупных рептилий, таких как драконы острова Комодо , ядозубы , игуаны или крокодилы .
Гипотеза, согласно которой мифы о драконах возникли на основе встреч человека с доисторическими птерозаврами , динозаврами или крокодиломорфами, умеющими извергать пламя , не находит поддержки в профессиональном сообществе .
Роберт Бласт в труде «Происхождении драконов» (2000) утверждает, что как и многие другие сказания традиционных культур, мифы о драконах можно объяснить как попытку рациональных донаучных объяснений природы реальных, например погодных, явлений. В своей книге он отводит драконам роль властителей погоды, управляющих дождями или приносящих засуху, особое внимание заостряется на связи существа с феноменом радуги .
В египетской мифологии Апоп — гигантское змееподобное существо, обитающее в Дуате , подземном царстве Египта. Папирус Бремнера-Райнда, написанный примерно в 310 г. до н.э., свидетельствует о гораздо более древнем египетском мифе, согласно которому закат солнца вызван спуском Ра в Дуат для битвы с Апопом . По некоторым данным, Апоп достигает в высоту роста восьми человек, имеет голову из кремня . Считалось, что грозы и землетрясения были вызваны рёвом Апопа , а солнечные затмения — результатом атак Апопа на Ра в дневное время . В некоторых мифах Апоп оказывается убитым богом Сетом . Нехебкау — ещё один гигантский змей, охранявший Дуат и помогавший Ра в его битве с Апопом . В некоторых историях Нехебкау был настолько массивным, что считалось, что вся Земля покоится на его кольцах . Денвен — гигантский змей, упомянутый в Текстах пирамид , чьё тело было создано из огня и который начал пожар, почти уничтоживший всех богов египетского пантеона . В конечном итоге он потерпел поражение от самого фараона , эта победа подтвердила божественное право фараона править .
Археолог Чжу Чонг-Фа считает, что китайский термин, обозначающий дракона, lóng , или lùhng на кантонском диалекте , является звукоподражанием звука грома . Китайский дракон — самое значительное существо в китайской мифологии. Его происхождение неясно, но изображения можно найти на керамике неолита, а также на ритуальных сосудах бронзового века . Ряд популярных китайских мифов посвящён выращиванию драконов. Письменный источник Цзо чжуань , который, вероятно, был написан в Период Сражающихся царств , описывает человека по имени Дунфу, потомка некого Яншуаня, который очень любил драконов и, поскольку он знал их хорошо, то смог приручать драконов и даже взращивать их потомство. Он служил императору Шуню, который дал ему фамилию Хуанлун, что означает «поднимающий драконов». В другой истории Концзя, четырнадцатый император династии Ся , заполучил двух драконов, самца и самку в награду за его послушание бога неба, но сам не смог их обучить, поэтому нанял дрессировщика драконов по имени Люлей, который стал с ними заниматься . Однако самка неожиданно умерла, Люлей решил в тайне приготовить её мясо и подать к королевскому столу. Император так полюбил его, что потребовал от Люлея снова подать ему ту же еду. Поскольку Люлей не мог добыть больше мяса дракона, ему пришлось бежать из дворца .
Дракон широко распространён в культуре Европы. Он упоминается в еврейской Библии в иудейских, а потом и в христианских религиозных текстах , в том числе в Новом Завете . В библейских текстах есть также ряд упоминаний драконоподобных монстров (таких как Левиафан ). Прямое использование название «дракон» (евр. תנין, греч. δράκων), встречается в Ветхом Завете (Втор.32:33, Неем.2:13, Пс.43:20 и 90:13, Иер.51:34) и 12 раз в откровении Иоанна Богослова (12:3,4,7,9,13,16,17; 13:2,3,11; 16:13; 20:2).
Значительно позже дракон стал распространённой в Европе геральдической фигурой. Творцы эпохи Возрождения также часто изображали драконов (преимущественно в античных сюжетах и в сюжете о святом Георгии-драконоборце).
Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом — это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант — змееобразный патрон инициации .
Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини , однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию .
В мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту ). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть «убита» как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает «убийство» невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии .
Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа , или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змей, отмечающие верх и низ мирового дерева) .
Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы ( андрогин ) .
Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает («запирает») воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни) .
Трансформация образа показывает, как меняется соотношение «человек-дракон» в примерах мистического перерождения: сначала человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека .
Мотив змееборства также составляет суть теории «основного мифа» .
Дракон в культуре долгое время оставался существом, враждебным человеку. Таким же он преимущественно оставался в современной культуре. В массовой культуре одним из наиболее популярных драконов выступает Смауг из повести Дж. Р. Р. Толкина « Хоббит или Туда и обратно » .
В 60-х годах XX века талантливые авторы научной фантастики провели десакрализацию образа дракона. Прежний статус носителя Абсолютного Зла был заменён на статус друга человека или, иной раз, вовсе домашнего животного. Но в последнее десятилетие XX века и первое XXI процесс пошёл дальше — преодолев «ноль» значительности, образ дракона пошёл в положительную сторону . В 1996 году фильм « Сердце дракона » показал дракона нетипично очеловеченным и вызывающим симпатии у людей, в целом — как положительного персонажа . В произведениях и Павла Шумила драконы не только ничем не хуже человека, они — куда лучше по своим духовным, физическим качествам и развитию технологий .
Современных драконов изображают такие художники, как Тодд Локвуд , Майкл Уэлан , Ларри Элмор , Кит Паркинсон , Джеральд Бром , Фрэнк Фразетта , Джефф Изли , Владимир Бондарь , . Многие из них работали над иллюстрациями к настольной ролевой системе Dungeons & Dragons , которая оказала большое влияние на фантастику. Классификация драконов, очень разнообразных по цвету и способностям, принятая в D&D, широко используется в компьютерных играх и литературе фэнтези .
Дракон очень популярен как изображение на теле ( татуировка ), он является самым известным и часто используемым рисунком для техники ирэдзуми и символизирует власть, мудрость и силу . Принц Уэльский (король Георг V ) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка — также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году .
Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне ( Болгария ) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое «яйцо познания», вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло , а драконы — это дьявол и дьяволица .
Драконы часто украшают тематические парки. Например, «Драконий фонтан» открывал вход в сингапурский парк Disney World украшает парамотор , изображающий огнедышащую виверну . Аналогичный персонаж из мира Гарри Поттера восседает на крыше здания в Diagon Alley в парке Universal Studios Florida.
, построенный в 1989 году. В 2007 году парк вместе с драконьей скульптурой был снесён ради строительства Resorts World Sentosa. Воздух над паркомПо мнению иллюстратора Тодда Локвуда , драконы имеют много общего с кошками , что выражается в их строении и характере, а вот змей или ящериц напоминать не могут. Драконы должны иметь развитую мускулатуру, чтобы летать. Художник также считает их разумными созданиями
Похожим образом главный персонаж серии книг « Как приручить дракона » британской детской писательницы Крессиды Коуэлл изображён как дракон с разнообразными повадками кошки, то же касается экранизаций по книгам (« Как приручить дракона » и пр.)
В настоящее время драконы иногда изображаются без передних лап, что делает их схожими с вивернами и порой вызывает путаницу. Подобные персонажи встречаются, к примеру, в популярной компьютерной игре Skyrim или телесериале « Игра престолов » .