Зубрицкий, Юрий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий (Гео́ргий) Алекса́ндрович Шапо́рин ( 27 октября [ 8 ноября ] 1887 , Глухов — 9 декабря 1966 , Москва ) — советский, российский композитор , дирижёр , музыкальный педагог , общественный деятель . Народный артист СССР ( 1954 ). Лауреат трёх Сталинских премий ( 1941 , 1946 , 1952 ).
Родился в Глухове (ныне Сумская область , Украина ) в семье художника.
В детстве учился игре на виолончели , играл в оркестре Глуховской классической гимназии, сочинял небольшие салонные пьесы. В гимназии учился вместе с будущим известным учёным-механиком М. М. Филоненко-Бородичем .
По указанию отца в 1906 году поступил на юридический факультет Киевского университета , но, серьёзно заинтересовавшись музыкой, начал также брать уроки теории и композиции у Г. Л. Любомирского . Два года спустя, по рекомендации известного композитора Н. В. Лысенко , приехал в Санкт-Петербург , где поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно пытался поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию , однако это ему удалось лишь в 1913 году , уже по окончании университета. Учился в классах композиции Н. А. Соколова , оркестровки М. О. Штейнберга и чтения партитур Н. Н. Черепнина . В консерваторские годы у него сформировался самобытный композиторский стиль, испытавший влияние русской классической школы, в особенности, Н. А. Римского-Корсакова .
Окончив консерваторию в 1918 году , стал активным участником музыкальной жизни послереволюционного Петрограда . Год спустя вместе с А. В. Луначарским , А. А. Блоком и М. Горьким принял участие в организации Большого драматического театра (БДТ) и работал в нём в качестве музыкального руководителя и дирижёра до 1928 года (в 1921—1922 годах — в Народном театре драмы в Петрозаводске выступал также как дирижёр в симфонических концертах), а затем, вплоть до 1934 года — в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский театр ), где писал музыку к многочисленным спектаклям по произведениям А. Н. Толстого , А. А. Блока , Е. И. Замятина , В. В. Маяковского , К. А. Федина , М. Горького и других отечественных и зарубежных авторов, продолжая одновременно тесно сотрудничать и с БДТ .
К середине 1920-х годов относится знакомство композитора с ведущими представителями ленинградской музыкальной общественности, в том числе с Б. В. Асафьевым , с которым они вместе состояли в Ленинградском отделении Ассоциации современной музыки (АСМ), пропагандировавшей профессионализм, эксперименты и интерес к современным западным течениям в искусстве. В 1926—1930 годах — председатель отделения АСМ, в 1924—1932 — член правления Драмсоюза . В этот период композитор пишет ряд инструментальных сочинений, среди которых — две фортепианных сонаты и оркестровая сюита «Блоха». После распада АСМ в 1930 году многие бывшие её участники (в том числе и Шапорин) вошли в состав Ленинградского отделения Союза композиторов СССР , где в 1932—1936 годах был заместителем председателя правления.
Большинство крупных сочинений, начатых композитором в это время, оставались неоконченными в течение многих лет. Примером может служить одна из самых известных его работ — единственная опера « Декабристы », которую он начал писать в 1920 году , а окончил лишь в 1953 году . Был одной из крупнейших фигур молодого советского театра, выступая не только в качестве композитора, но и дирижёра на представлениях.
С 1935 года жил в Клину , с 1936 — в Москве. Совместно с М. Горьким планировал создать оперу по роману « Мать », однако смерть писателя в 1936 году помешала этому замыслу. Сотрудничал с Театром им. Е. Б. Вахтангова (1935—1936), Малым театром (1944—1945), МХАТ им. М. Горького (1947, 1953) и др.
С 1939 года преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1939 — профессор класса инструментовки, с 1945 — композиции, в 1948—1949 — заведующий кафедрой композиции). Среди его учеников — Е. Ф. Светланов , А. М. Волконский , Р. К. Щедрин , Э. Н. Артемьев и другие известные музыканты.
В течение 1925 — 1936 годов работал в музыкальном издательстве «Тритон» , многократно избираясь председателем его правления. Некоторые его сочинения были напечатаны в «Тритоне», например, романс «О чём ты воешь, ветр ночной».
В 1941—1942 годах руководил ансамблем красноармейской песни и пляски в Нальчике , затем в Тбилиси . Находясь в эвакуации в Тбилиси , создал симфонические сюиты из своей музыки к фильмам «Минин и Пожарский» , «Суворов» и «Кутузов» , в послевоенные годы — обратился к вокальной музыке. После окончания и первой постановки в 1953 году оперы «Декабристы» композитор стал сочинять значительно меньше, отдавая предпочтение преподаванию и музыкальной критике.
С 1939 года — член оргкомитета, с 1948 — член правления, в 1952— 1966 годах — секретарь Союза композиторов СССР . Член Советского Комитета защиты мира с 1955 года .
В 1948 представлял советское музыкальное искусство на Международном съезде композиторов и музыкальных деятелей в Праге .
В 1969 году был выпущен в печать сборник критических работ композитора («Избранные статьи»).
Умер 9 декабря 1966 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6; надгробие — скульптор Д. М. Шаховской , архитектор В. М. Новосадов ).
Стиль композитора, основанный на традициях русской классической музыки, сочетает в себе как высокий патриотический пафос и масштабность художественных решений, так и утончённый лиризм. Важное место в творчестве занимают крупные вокально-симфонические произведения: симфония-кантата «На поле Куликовом», оратории «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить?».