Interested Article - Мальчик, укушенный ящерицей

«Мальчик, укушенный ящерицей» ( итал. Ragazzo morso da un ramarro ) — картина Караваджо , итальянского живописца эпохи барокко . Существует в двух вариантах, оба считаются подлинными произведениями Караваджо, один хранится в Фонде имени Роберто Лонги во Флоренции , другой в Национальной галерее в Лондоне . Различия между двумя версиями минимальны.

Датировка

Считается, что обе версии написаны в период с 1594 по 1596 год. По мнению искусствоведа Роберто Лонги , картины написаны, вероятнее, ближе к концу этого периода, учитывая, что полотна имеют все признаки ранних работ, написанных во владении кардинала Франческо Дель Монте, покровителя Караваджо, и что художник не появлялся на кардинальской Вилле Мадама до 1595 года.

Личность модели

Как и в отношении всех ранних работ Караваджо, многое остаётся предположительным, и личность модели вызывает споры.

По одной из теорий, моделью был Марио Миннити , компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода; начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов или Гадалка, Марио выглядит менее женственно.

Майкл Фрид предположил, что на картине представлен замаскированный автопортрет самого Караваджо. Фрид утверждает, что положение рук изображённого юноши — одна вытянута, другая поднята вверх — совпадает с положением рук художника, держащего палитру во время работы над картиной.

Символизм

Согласно Леонарду Дж. Слеткесу, символизм картины, скорее всего, восходит к римской статуе « Аполлон, убивающий ящерицу », изображающей сцену, в которой ядовитая Саламандра торжествует над богом, в то время как расположение различных фруктов предполагает четыре темперамента, а сама Саламандра во времена Караваджо символизировала огонь. Изображение Саламандры также несло фаллические коннотации, и картина, возможно, была вдохновлена эпиграммой Марциала : «Ad te reptani, puer insidiose, lacertae Parce: cupit digitis illa perire tuis. »

Стиль

«Мальчик, укушенный крабом» Софонисбы Ангиссолы

Поза укушенного мальчика, возможно, стала результатом эксперимента, предпринятого Караваджо: зафиксировать и отобразить острые эмоции — удивление и страх — в ситуации позирования натурщика, который не может изображать их в течение достаточно длительного времени. Критики Караваджо настаивают, что метод письма с натуры, которому был привержен художник, содержит существенное ограничение: с его помощью хорошо создавать статичные композиции, но не сцены движения или насилия. Только в позднем периоде Караваджо полностью преодолел эту проблему, освоив письмо от воображения. Тем не менее Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или « Больной Вакх » , и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как « Шулера» .

Источники

Как было впервые предположено Роберто Лонги , Караваджо, вероятно, заимствовал мотив укуса за палец с рисунка « Мальчик, укушенный крабом» Софонисбы Ангиссолы , видной художницы эпохи Ренессанса.

Примечания

  1. Roberto Longhi (1998), Caravaggio. Ediz. inglese , ISBN 88-09-21445-5
  2. Michael Fried, The Moment of Caravaggio (Princeton University Press, 2010), ch. 1.
  3. Leonard J.Slatkes „Caravagio’s Boy Bitten by a Lizard “, in Print Review #5, Pratt Graphics Center 1976
  4. Garrard, Mary D. (англ.) // Renaissance Quarterly : journal. — Vol. 47 , no. 3 . — P. 556—622 . — doi : . . — «It is an ignoble position for a male, one that Caravaggio, when he borrowed the motif, was careful to dignify by eroticizing. As Roberto Longhi first observed, Caravaggio is likely to have taken from Anguissola the finger-biting motif in his Boy Bitten by a Lizard ; the point is reiterated in recent literature (e.g., Mina Gregori’s catalogue entry in The Age of Caravaggio ).». (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Мальчик, укушенный ящерицей